Инфоурок Классному руководителю Другие методич. материалыРазвитие произвольного внимания в учебно-воспитательном процессе (методические рекомендации)

Развитие произвольного внимания в учебно-воспитательном процессе (методические рекомендации)

Скачать материал

 

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 52»

г. Кемерово

 

 

 

 

 

Развитие произвольного внимания в учебно-воспитательном процессе

                          (методические рекомендации)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2010

 

ББК 88.08 (2Р4Кем) + 51.2

          Ч-46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составители:

Е.Л. Огнева, учитель начальных классов  МОУ «СОШ№ 52», руководитель предметного объединения учителей начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Ч-46        Развитие произвольного внимания в учебной деятельности [Текст] : Методические рекомендации/ Сост. Е.Л. Огнева – Кемерово: МОУ «СОШ № 52», 2010 . -  с.36

 

 

 

 

 

 

                

 

                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

1.     Введение

2.     Особенности произвольного внимания младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности

3.     Диагностика и развитие произвольного внимания младших школьников

4.     Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психика человека отражает окружающий нас мир, предметы и явления которого воздействуют на мозг через органы чувств. Отражение проявляется в ощущениях, образах восприятия и памяти, в мыслях. Качество восприятия объектов неодинаково, так как оно напрямую связано со степенью внимания.

По определению, данному в словаре "Психология" "внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте" . Благодаря вниманию человек способен познавать окружающий мир. В процессе исторического развития у человека кроме непроизвольного, непреднамеренного внимания сформировался особый вид внимания, связанный с волей и сознательной целью. Такое внимание называется произвольным. Главной функцией произвольного внимания является регуляция протекания психических процессов. Благодаря произвольному вниманию человек способен длительно выполнять неинтересную, сложную, монотонную работу, преодолевая нежелание, разные трудности.

Произвольное внимание обусловлено социальными факторами, прежде всего обучением и воспитанием. Огромную роль в его развитии играет младший школьный возраст. В этот период дети под влиянием требований педагога учатся организовывать своё внимание, направляя его на малопривлекательную или интересную, но требующую умственного напряжения деятельность. Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием.

В наши дни развитие произвольного внимания младших школьников осложняется следующими факторами. Информатизация общества привела к появлению феномена клипового сознания. Такое восприятие мира не требует анализа информации, устойчивости внимания. Особенно негативное влияние этот феномен оказывает на младших школьников. Телевизор и компьютер рассеивают внимание детей, поэтому в школе им сложно концентрироваться на учебном материале и удерживать своё внимание.

Наряду с возрастающим влиянием на детей средств массовой коммуникации ребята стали гораздо меньше читать. А связано это с тем, что родители не находят времени, чтобы еще до школы прочитать ребенку какую-нибудь книгу. Именно слушание и чтение формируют произвольное внимание, его устойчивость.

Опыт учителей показывает, что дети, даже способные, имеют пробелы в знаниях, если у них плохо развито волевое внимание. Когда ребенок невнимателен к учебному материалу, он не сможет целостно воспринять его, прочно запомнить, невозможно будет осмыслить изученное. В результате у младших школьников снижается успеваемость. Ошибки "по невниманию" в письменных работах и во время чтения — самые обидные для детей.

Такая ситуация побуждает психологов активно разрабатывать и применять методики по развитию высших форм внимания младших школьников, использовать разные психологические игры.

Психология внимания — одна из классических областей психологии. Ее изучением занимались выдающиеся отечественные психологи И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, Н. Н. Ланге, Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Ю.Б.Гиппенрейтер и многие другие.

Цель работы – изучить особенности развития произвольного внимания учащихся начальной школы.

Объект исследования – младший школьник.

Предмет работы – произвольное внимание учащихся начальной школы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть психологическую сущность внимания, его свойства и виды;

2. Проанализировать психологические теории внимания;

3. Показать роль произвольного внимания в учебной деятельности младших школьников

4. Подобрать методики по диагностике и развитию произвольного внимания учащихся начальных классов.

Особенности произвольного внимания младших школьников и условия его формирования в учебной деятельности

 

Как установил Л.С.Выготский, зачатки произвольного внимания возникают у ребенка в раннем детстве. Взрослый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, схватывая предмет. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. А.Р.Лурия писал, что речь способствует организации внимания, которое благодаря ней становится опосредованным актом и произвольным вниманием в полном смысле этого слова. Влияние речи на внимание у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, которые ставят цель, а затем, по мере овладения речью, - в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции, когда цель ставит сам ребенок.

Так как процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга младшего школьника сменяются довольно быстро, его внимание отличается легкой переключаемостью и отвлечением. Это определяет довольно сильный рефлекс ко всему новому. Поэтому первоклассник легко переключается на яркие, объекты, но не замечает главного. Но очень скоро ориентировочный рефлекс становится более широким, ребенок может смотреть на один предмет, не упуская из вида более значимый для него.

Обучение ребенка в школе, интерес к учебным занятиям – все это способствует быстрому росту непроизвольного внимания. В первые месяцы пребывания в школе ребенок интересуется всем комплексом новых отношений и характером учебной деятельности. Позже учебные интересы приобретают избирательный и познавательный характер, поэтому дети становятся более внимательными при одних видах работы, но ведут себя рассеянно при занятиях другого рода.

Строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно и невозможно. Против этого выступал еще великий педагог К.Д.Ушинский, говоря, что не следует весь учебный процесс основывать исключительно на занимательности. Он, изучая механизм произвольного внимания младших школьников, считал, что "…уже в школе дитя может быть приучаемо фиксировать беглый взгляд на находящимся перед ним предмете; несколько позднее учитель может уже остановить внимание учеников на решении многих цифрах арифметической задачи…" .

Наблюдения показывают, что у младших школьников чаще появляется произвольное внимание, связанное с поставленной учителем задачей. Поэтому очень важно на уроке специально организовывать внимание учащихся, поставив задачу сосредоточиться на определенном материале, выделить главное в рассказе.

Произвольное внимание у детей развивается в направлении от выполнения целей, которые ставит учитель, к задачам, поставленным самим учеником. Одним из главных средств развития произвольного внимания является осознание ответственности младших школьников за усвоение знаний. Это качество побуждает внимательно выполнять даже самое неинтересное задание.

Формирование произвольности внимания связано с развитием его свойств. Так как внимание детей неустойчиво, одна из главных проблем в начальной школе для учителя – рассеянность детей. Рассеянность проявляется в сильной отвлекаемости и неумении надолго сосредоточиться на чем-то одном.

Выделяют несколько причин рассеянности детей. Прежде всего, к ним относятся особенности процессов возбуждения и торможения в мозге младших школьников, о чем шла речь выше. Часто к рассеянности приводит быстрое утомление детей. Оно легко возникает при выполнении трудной, неинтересной работы, перегрузке впечатлениями. Причиной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы, болезни носоглотки, затрудняющие поступление воздуха в легкие и, следовательно, обедняющие кислородное питание мозговых клеток. Суетливое и растерянное поведение самого учителя может также способно вызвать рассеянность учащихся. Поэтому педагог обязан быть примером сосредоточенности на уроке.

Л.С.Выготский полагал, что "глубоко ошибается тот учитель, который в рассеянности видит своего злейшего врага и не понимает простой истины, что наиболее внимательным может быть именно тот, кто наиболее рассеян у него в классе". Это связано с явлением мнимой невнимательности, когда внешне ученик подвижен, часто меняет позу, сразу выполняет много дел. Но вопросы учителя никогда не застают его врасплох, что говорит о знании им материала.

Концентрация внимания у младших школьников может быть весьма большой только по отношению к особенно интересному предмету или явлению. Слушая яркий, живой рассказ учителя, дети могут не заметить звонка с урока. Концентрация внимания возрастает, если дети выполняют творческую работу.

Н.Ф.Добрынин установил, что устойчивость и концентрация внимания школьников возрастает при использовании разных видов мыслительной деятельности. Анализ, сравнение, выделение главных признаков, классификация предметов требуют глубокого сосредоточения внимания. Необходимо четкое понимание учащимися учебного материала.

Л.С.Выготский считал, что надо так педагогически организовать урок, так соотнести материал с колебаниями внимания, "чтобы на моменты подъема силы внимания приходились наиболее ударные и важные места, а с моментами падения волны внимания совпадали наименее важные части изложения".

Младшие школьники плохо распределяют внимание, у них нет автоматических умений, поэтому им сложно одновременно выполнять два дела. Но Н.Ф.Добрынин установил, что распределение внимания очень быстро развивается в процессе обучения, поэтому уже к III классу многие дети могут одновременно следить и за содержанием того, что они пишут, и за чистотою письма, и за позой при работе. Они слышат указания учителя, не прекращая работы.

Произвольное внимание – один из главных факторов успеваемости. Исследуя связь свойств внимания и успеваемости, Т.М. Марютина установила, что хорошо развитое и продолжающее совершенствоваться произвольное внимание может и не оказывать существенного влияния на успеваемость. Успешность в обучении отдельным предметам определяют разные свойства внимания. При исследовании учеников с развитым произвольным вниманием были получены такие данные.

При овладении математикой была установлена особая роль объема и устойчивости и распределения внимания. Однако выяснилось, что часто дети с хорошей устойчивостью внимания на уроке обнаруживают слабые способности в математике. При усвоении русского языка особое значение имеют распределение внимания, т.к ребенок должен одновременно выполнять несколько действий, и его объем. Овладение чтением связано с устойчивостью внимания.

Очень важным для организации внимания является умение учителя внести известную эмоциональную насыщенность, так мотивировать ребенка на выполнение задания, чтобы оно возбудило интерес. Также необходимо, чтобы задания были доступны, но не слишком легкие для учащихся, тогда они могут почувствовать свою успешность в учении.

Проблема формирования внимания в процессе учебной деятельности поднималась в трудах многих отечественных психологов. Н.Ф. Добрынин считал важнейшим средствам развития произвольного внимания не просто деятельность, а осознание значимости ее для личности человека и важности внимания для выполнения деятельности. Это показывает, что внимание тесно связано с мотивацией ребенка. Ученый предлагал воспитывать внимание путем воспитания личности, особенно через развитие интересов и познавательных процессов школьника.

М.Н. Шардаков выделял такие средства развития внимания школьника в учебной деятельности: момент начала урока, увязывание нового материала с уже усвоенным, варьирование упражнений на закрепление материала, включение всех учащихся в работу. Например, во время урока, когда учитель просит одного ученика читать вслух, следует дать остальным детям задание следить за интонацией, произношением читающего. В этом случае дети проявляют умственную и двигательную активность, и их внимание не отвлекается.

Таким образом, идеи, высказанные в работах данных психологов, сводятся к тому, что воспитание внимания осуществляется всеми условиями жизни ребенка в семье и в школе, происходит через организацию общей системы в процессе обучения и воспитания.

Б.Г. Ананьев полагал, что для воспитания внимания играет огромную роль сознательное отношение к знаниям ребенка, воспитание воли, твердости характера. Также он отмечал особо важное значение для сохранения устойчивого внимания некоторых моментов в ходе урока. К ним относятся: понятность и живость изложения материала, наглядность учения, некоторые упражнения, например, на нахождения ошибок в каком-то интересном для школьника тексте.

Зная проблемы у детей со вниманием младших школьников учитель может использовать эти средства во внеурочной деятельности. Речь о них пойдет в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностика уровня развития произвольного внимания младшего школьника

ТЕСТ ПЬЕРОНА — РУЗЕРА

Цель методики: определить уровень концентрации внимания.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, каран­даш и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с груп­пой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой — удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, каран­дашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: Вам предложен тест с изображенным на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу «На­чали» расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат — плюс, в треугольник — минус, в кружок—ничего не ставьте и в ромб — точку. Знаки расстав­ляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите».

Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид.

Испытуемый:___________________Дата___________________________

Экспериментатор:________________Время________________________

 

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с по­мощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!».

Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные ин­тервалы времени.

Обработка и анализ результатов

Результатами данного тестирования являются: количество обрабо­танных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

                   Уровень концентрации внимания определяют по таблице:

Число обработанных фигур

Ранг

Уровень концентрации внимания

100

91-99

80-90

65-79

64 и меньше

1

2

3

4

5

очень высокий

высокий

средний

низкий

очень низкий

 

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2, то ранг снижается на единицу, если 3-4 — на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то — на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусло­вившие данные результаты. Среди них важное значение имеет уста­новка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориента­ции на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состоя­ние утомления, плохое зрение, болезнь.

 

 

 

 

 

 

 

Методика Кольца Ландольта

 

Цель методики: изучить распределение внимания младших школьников.


Оборудование – бланк с кольцами Ландольта

Инструкция: "Сейчас мы с тобой поиграем в игру на внимание. В этой игре ты должен будешь находить и по-разному зачеркивать одновременно два разных вида колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать по диагонали, а второе – по горизонтали". Работать надо как можно быстрее.

Процедура эксперимента: Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте, где его застала эта команда. По истечении 5 мин экспериментатор произносит слово "стоп" и ребенок должен прекратить работу, поставив двойную вертикальную черту в том месте бланка, где застала его эта команда.

При обработке результатов определяется количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут эксперимента. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы.

Распределение внимания оценивается по формуле: S= 0,5N-2,8n/ 60, где: S — показатель распределения внимания; N — количество колец, просмотренных ребенком за минуту, п — количество ошибок, допущенных ребенком за это же время. (если с помощью этой формулы определяется общий показатель распределения внимания за все пять минут, то, естественно, N будет равно числу колец, просмотренных в течение пяти минут, следующий показатель п — числу ошибок, допущенных в течение пяти минут, а знаменатель данной формулы – 300). По результатам теста строится график, отражающий зависимость концентрации внимания от времени, оценивается динамика сосредоточения.

 

Интерпретация данных:

Количество баллов

Показатель S

Уровень распределения

10 баллов

выше, чем 1,25 балла

Очень высокий

8-9 баллов

от 1,00 до 1,25 балла

.высокий

4-7 баллов

от 0,75 до 1,00 балла

средний

2-3 баллов

от 0,50 до 0,75 балла

низкий

0-1 балла

от 0,00 до 0,50 балла

Очень низкий

 

 

 

 

 

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА ВНИМАНИЯ

 

Цель методики: определить объём внимания младшего школьника

Материал и оборудование: бланки теста, каран­даш и секундомер

 

Процедура исследования: исследование  проводить с одним испытуемым , следить за соблюдением тишины в процессе тестирования. Карточки показываются последовательно, по одной, каждая – в течение 1 секунды. После тог, как все 8 карточек будут показаны испытуемому, этот процесс необходимо повторить. После этого перед испытуемым раскладываются бланки ответов – 8 чистых карточек, на которых он должен отметить расположение точек. На запоминание всех бланков ответов дается не более 20 секунд.

 

Инструкция испытуемому: Сейчас я буду показывать тебе карточки. На каждой  карточке нарисованы точки. Ты должен запомнить их расположение. Постарайся как можно быстрее отметить, где были нарисованы точки на 1,2,3,4,5,6,7,8 квадратах. Отмечай всё, что ты запомнил

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

.

 

 

.

 

 

 

.

 

 

 

 

 

.

 

.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

.

 

 

.

 

 

.

.

 

.

 

 

 

 

.

 

 

.

 

.

 

 

 

.

 

 

.

 

 

 

 

.

 

.

.

 

.

 

 

.

.

.

.

 

 

 

 

 

.

 

.

 

.

.

 

.

 

.

 

 

.

 

.

 

 

 

.

 

.

 

.

.

 

.

 

 

.

.

.

 

 

Обработка результатов. При подведении итогов учитывается только правильно отмеченные точки. Для того чтобы оценить уровень развития объёма внимания младшего школьника, необходимо выбрать такие два бланка ответов испытуемого, где все точки были отмечены правильно. Далее необходимо определить сумму правильно отмеченных точек на этих двух карточках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка уровня развития объёма внимания младших школьников

 

Количество правильно отмеченных точек на двух карточках

Уровень развития объёма внимания

16 точек

наивысший объём внимания

15 точек

очень высокий объём внимания

13 точек

высокий объём внимания

12 точек

выше среднего объём внимания

11-9 точек

средний объём внимания

8-6 точек

ниже среднего объём внимания

5-4 точки

низкий объём внимания

3 точки

очень низкий объём внимания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методика "Таблицы Шульте"

 

Цель методики: исследование переключение внимания.

Инструментарий: предлагаются четыре таблицы, размером 60х60 см. (см. Приложение № 4, уменьшенные копии). На каждой таблице расположено в беспорядке 25 цифр от 1 до 25.

Инструкция: "Показывай указкой и называй вслух все числа по порядку от 1 до 25. Задание постарайся выполнить как можно быстрее".

Методика - Таблицы Шульте

При оценке результатов обратить особое внимание на время поиска чисел по каждой из таблиц. Норма для младших школьников – поиск чисел в одной таблице в течение 40-60сек. К возрасту 10 лет время поиска уменьшается до 30 - 40 сек. Сравнивается время работы по каждой из таблиц. При анализе работы с каждой таблицей следует учитывать задержки в счете, ошибки, характер темпа деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения для развития произвольного внимания младшего школьника

Русский язык

Корректурная проба.
Помогает настроиться на урок, успокоиться после активной перемены. Вычеркивание букв, символа начинаем с одного элемента, затем постепенно количество букв, символов увеличиваем.

Пример:

развитие внимания у детей,  диагностика

развитие внимания у детей,  диагностика

В течение первой минуты синим карандашом вычеркивай каждую первую букву и подчёркивай каждую третью. В течение второй минуты, наоборот, красным карандашом подчёркивай каждую первую букву и вычёркивай каждую третью.

 

         ФСЯАБЦУКЕНГШЩЗХФЫВАПРОЛДЖЭЯЧСЛЭ

        МИТЬБЮЕАВЫРПЕНОЛДЖИТСЧЯЦУКЕПРНГО

        ЦУКЕНГШЩЗХЭЖДЛОРПАВЫФЯЧСМИТБЮЬЦ

        АЬПРОЛДЖЭЦУКЕНГШЩЗХЮБТИМСЧЯАПРШ

        ОХЩШГНЕКУЦЭЖДЛОРПАВЫФЮБВАПРОЛРЕ

        ДЖЭХЗЩГНЕКУЦЫВАСМИТЧЯЫФВАПРОЛДЛ

        ЖЭХЗЩГНЕКРВПДЛОРПХЗДЬЕРЬКПТУВСЦВН

        ЫВАПРОЛДЖЭЮБЬРПАВУЦЙХЗЩДЖЭЯЧВАВ

 

В течение первой минуты синим карандашом вычеркивай каждую четвёртую букву и округляй каждую пятую. В течение второй минуты  красным карандашом вычёркивай каждую первую букву и бери в квадратик каждую третью.

 

           ЖФДЫЛВОАРПЮЯБЧЬСТМИЪЙХЦЗУЩКШЕГН

           НЕГКШУЩЦЗЙХЪФРПОАЛВДЫЖЭФИМТСЬЧБ

           ЪЯХЧЗСЩМШИГТЬНБЕЮКУЭЦЖЙДФЛЫОВРА

           ЙФЯЪЭЮЦЫЧХЖБУВСЗДБКАМЩЛЬЕПИШОТН

           ЭФЖЫЗЦЩУШКГЕНРГОКАЕНОШГЛЩШДЗЩЖ

           АКУПЕНОГНРГШОЬТБДЖМАВИРОЧЫФСВАУЦ

           ЙЦУКЕНГШЩЗХЪЭЖДЛОРПАВЫФЧЯСМИТЬБЮ

           ЭЖДЛОРПАВЫФХЗЩШГНЕКУЦЙЯЧСМПРЕНКА  

 

·        Н а й д и т е  все буквы а.

 

д   а   о   а   д   ф   и   о   а   и   о   ф   и

 

·        Н а й д и т е  все буквы о.

 

а   о   а   о   д   с   а   о   О   с   а   о   о   С   а   о   а   о   с

 

·        Н а й д и т е  все буквы и.

 

и   ш   у   и   й   а   и   у   й   а   ш   у   и   а   й   у

 

·        Н а й д и т е  все буквы у.

 

ц   у   и   а   д   у   и   ш   з   у   д   и   у   и   у   ц   ш

 

Чем похожи буквы и – у? Какой элемент у них общий?

 

 

·        Н а й д и т е  все буквы б.

о   с   б   д   о   С   б   с   д   б   а   о   с   б   д   о   с   б

 

·        Найдите все буквы д.

а   д   б   ф   о   з   д   у   б   о   а   ф   с   б   д   а   о   д

 

·        Н а й д и т е  все буквы к, К.

 

ю   н   к   К   Н   Ю   к   н   ю   к   Ю   К   Н   н   к

 

·        Н а й д и т е  все буквы н, Н.

 

н   ы   Б   Н   к   К   н   ю   Н   Ю   н   к   ы

 

·        Н а й д и т е  все буквы и, И.

 

и   й   ц   ш   щ   Ш   И   и   ш   и   ц   Щ   Ц   И   Ш   ш   и   И

 

В этом же ряду букв укажите все буквы ш, Ш.

 

 

·        З а п и ш и т е  под цифрами соответствующие буквы: п – 2, т – 3.

2 3 2 3 3 2 3 2 2 3 2 2 3 2 3

 

·        П р о ч и т а й т е  и запишите слова, расшифровав их: п ||, т |||.

 

||альма, |||умба, |||ворог, ||авлин, ла||к, ||о|||, жел|||ок, кру||а, салю|||, гало||, сиро||, зака|||, |||ол||а, ||ла|||ок, с|||е||и, ||ира|||, |||ома|||, ||рию|||, |||о||ор, |||еа|||р.

 

·        Зашифруйте слова: и, ш.

 

фишки – фки

шашки – аки

пушки – …

игрушки – …

хлопушки – …

подушки – …

идёшь – …

сидишь – …

пишешь – …

 

 

·        П р о ч и т а й т е зашифрованную запись. Запишите слова. 2 – п,

3 – т.

 

2ар3а, 2ло3ник, 2о3о2, 2ло3, 2у3ь, 2аш3е3, 3е2ло, 2ис3оле3, 2ианис3, 3улу2, 3ро2инка, 2лака3, 2и2е3ка.

 

·        Р а с ш и ф р у й т е  слова: и – 2, ш – 3. Запишите их.

 

3п2к

3п2он

2дё3ь

3утк2

323ка

лет23ь

3ар2к

32ло

беж23ь

м23ка

аф23а

малы32

 

 

·        С о с т а в ь т е  из «рассыпушек» слова – названия городов, государств.

 

жевск – И, кутск – Ир, И – но – ва – во, ди – Ин – я, раз – Из – иль, Ин – не – до – зи – я, ты – Шах, ли – Ша, Ша – ра – ту, ми – Шу – ли – но, Шот – ди – лан – я, ци – я – Шве, Швей – ри – ца – я, рак – И, Ир – ди – лан – я, па – Ис – я – ни. 

·        П р о ч и т а й т е  зашифрованную запись. Запишите слова.  – х, ж.

ата,  ук,  олод,  ара,  итрый, мурый,  ирный,  мурки, асмин, рустнул, дать, арактер.

 

З а п и ш и т е  зашифрованные слова.

Свеий,  снеинка,  пету,  роок,  сме,  пороаба,  луа, очу, ор, надеда, одеда, пруина, моер, пу, муа.

 

·        Н а й д и т е  ошибки в словах. Спишите предложения без ошибок.

 

Михаил – жороший жудожник.

Железо рхавеет

Жора ел журму.

Хеня сварил жирную ужу.

Жомяки – степные хители.

Трудно резать нохом сухой жлеб.

Кристина вяхет хакет из пужовой пряхи.

Друхок напал на ёхика.

Ежи едят ухей.

 

·        П р о ч и т а й т е  внимательно текст. Найдите ошибки.

 

Я выглянил на улуцу. Широко раскинил свои ветки диб. Личи солнца с тридом пробувают чистую луству. Все рады тепли и свету. Настипил жаркий июль. В сади шимно. Весь день птицы поют.

 

  •  

 

Запиши слова, поставь ударение …

 

 

  • Найди словарное слово, спиши, исправляя возможные ошибки:

            ВУКПРСАБАКАЖЮТР (собака);

            МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ (медведь);

            ЛЗАЯЦЦУКАПРОДШ (заяц).

3. Изучение темы урока

  • Отдели слова в сплошном тексте. Запиши пословицу, подчеркни глаголы

            ВСЕГДААЛЕНЬБЕРЁТТРУДТОЛЬКОДАЁТ  (Труд всегда дает, а лень только берет).

 

·        Расшифруйте, объясните значение.

(Это любимое изречение Петра I, которое он любил повторять придворным).

      QWEДYUЕSFGЛJIУLPRYW

              ZVNJВGFРDSQЕYILМZSЯQE

             RПWOQUТIGЕFХSЕZJNQWS

              WSFЧGDQАSZCVNJYUIQSD

·       

на

 

дана

 

дела .

 

добрые

 

Жизнь

 
Собери пословицу и запиши её.

 

 

·        В ы п и ш и т е  только те слова, в состав которых входят все части слова.

 

Запинка, цель, поехали, водит, подбежать, заявка, развязка, объединение, приморский, замолчали, принёс, пригородный, перестройка.

 

·        В ы п и ш и т е  только те слова, которые состоят их корня и суффикса.

 

Листок, пригород, городок, дворик, дворовый, ползунок, смотр, закрепил, дубок, глаз, глазок, носик.

 

·        С о с ч и т а й т е , сколько в рассказе предложений. Напишите. Правильно обозначайте начало и конец предложений.

 

 

 

·        Сколько местоимений?

Ведущий читает текст из рассказа К. Паустовского. Нужно сосчитать количество местоимений в тексте.

Однажды я шёл по лугу. Ко мне пристала ласточка. Она кружилась около меня. Ласточка задевала меня за плечо и жалобно кричала, словно я отнял у неё птенца и она просила отдать его обратно. Я не понимал, что ей нужно, и рассказал о ласточке деду. Он посмеялся надо мной и разъяснил мне загадку. Человек идёт по лугу и спугивает сотни насекомых. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.

Победителем считается тот, кто правильно определит число местоимений. (17.)

Игру можно проводить по тексту «Лиса».

Лиса – хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Главная пища для неё – лесные мыши. Зимой лиса не устраивает норы, она ночует под кустом. Ведь зимой у неё красивая и пушистая шерсть. Лисий мех прочный и тёплый. Из него делают воротники, шапки, шубы. Летом лиса худеет. Шерсть на ней висит клочьями. Увидишь её летом – и не узнаешь в ней зимней красавицы. (8.)

 

·        Наборщики.

Дети пишут в строчку слоги жа, ко, ла, лу, лы, но, во, ву, ры, чи и 2 столбика по 5 слогов жи. Нужно, приписывая справа и слева к слогам жи разные слоги из набора, набрать 10 слов. Победителями считаются первые три ученика, правильно «набравшие» 10 слов.

Примечание. Также проводится игра с сочетанием ши и слогами ва, ли, ло, мы, на, ны, пи, пы, ре, су.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Урок литературы

·        П р о с л у ш а й т е  звукосочетания, запишите только согласную букву.

Ада, ата, ода, ота, уту, уду, иди, ити, удю, уди, ути.

 

·        Д о б а в ь т е  нужный слог.

 

 

·        Например,  расшифруйте слова:

            ИАКБНИ (Бианки), КВАСЛАЛО (Сладков), УРЧШИНА (Чарушин), КОВЫЛР (Крылов).

- Что означают слова? Какую фамилию вы бы исключили из списка?

·         Расшифруй название произведения:

ЫЬЯСОВН (Сыновья), АКРОАТС (Красота)

·       

ЛЕТАЛ

 

КРЫЛЬЯ

 
Собери название произведения и найди его на страницах оглавления

И

 
Надпись: Я

СДЕЛАЛ

 
                          

 

 

При изучении скороговорок с 1 класса

 

1.  ШЕСТЬ МЫШАТ В ШАЛАШЕ ШУРШАТ.

Сочетания каких звуков помогают услышать, как шуршат мыши? Подчеркни буквы, которые обозначают эти звуки.

 

2.  ПОШЛА ПОЛЯ ПОЛОТЬ В ПОЛЕ.

КУПИ КИПУ ПИК.

Подчеркни в этих скороговорках буквы, которые обозначают повторяющиеся сочетания звуков.

Работа со стихотворением

 

1. Елена Благинина (1кл)

 

    Жужжит

    Над жимолостью

    Жук.

    Зелёный на жуке

    Кожух.

 

Какой звук повторяется. Подчеркните его простым карандашом.

 

2.       П р о ч и т а й т е . Дополните каждое предложение словом так, чтобы получились строки из стихотворения З. Александровой «Капель».

 

На солнышке согрелась .

Подтаяла .

Идет .

Звенит .

В лесу у нас .

 

 

 

3.

 

 

 

4.     

        

 

 

 

 

 

 

 

При работе в «Музейном доме»

 

 

 

 

Найдите в иллюстрации Ю.Васнецова небылицы

 

Математика

·        Вставь пропущенные числа и продолжи ряд

 

82

 

 

 

58

52

46

 

 

 

22

 

 

 

 

 

 

 

24

35

46

 

 

 

90

 

 

 

 

 

 

·        Считаем одновременно и красные, и чёрные цифры

 

Детский вариан - Красно-черные таблицы Горбова  

 

  • Поставь знаки « + » или « -  »

 

 

 

 

 
16         9          5 = 12

 

 

 

 
  3         8          9=  20

 

 

 

 
74       20          6 = 60

 

·        Какие геометрические фигуры вы видите? Сколько их?

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·        Нарисуй четвёртую фигуру

·        Счет с помехой

Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно за­писывая их на листе бумаги или доске в обратном поряд­ке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

·          

  • развитие внимания у детей,  диагностика 

 

  • развитие внимания у детей,  диагностика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·         В соревновании принимают участие восемь бегунов. Только шесть из них достигнут финиша.
Номера на их спинах в сумме составляют 32. Какие участники снимутся с дистанции?
На улиток не обращай внимания, это спортивные журналисты.

 

 

 

 

 

 

Сколько здесь треугольников? 

Каких больше: голубых, оранжевых, белых, черных или зеленых?

 

 

                          Сколько всего ______        Голубых ________  Белых _______                

  Зелёных _________           Оранжевых _____    Чёрных ______

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.                             Ананьев Б.Г. Воспитание внимания школьника. – М. – Л., 1946.

2.                             Ахтамьянова И.И., Архипова М.Л. Проблема формирования внимания в разных видах деятельности //в сб. Вопросы психологии познавательной деятельности.- М.: МПГИ им. В.И.Ленина, 1984., с.86-96.

3.                             Возрастная и педагогическая психология /под ред. М.В.Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984.-256с.

4.                             Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.:Педагогика, 1972.-160с.;

5.                             Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание.- М., 1951.

6.                 Ермолаев О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника. – М., Просвещение, 1987.

7.                 Как развивать внимание. – Донецк: Сталкер, 1997.-432с.

8.                 Лурия А.Р. Произвольное внимание и его развитие. Лекции по общей психологии.- М., 1964

9.                 Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.:Просвещение, 1977

10.                         Маpютина Г.М., Мешкова Т.А., Гавpиш Н.В. О связи свойств внимания и успеваемости учащихся вторых классов. // Вопросы психологии. 1988. N3. С.36-43.

11.                         Немов Р.С. Психология Ч.3 –М.: Гуманит. издат. центр Владос, 2003.-640с.

12.                         Психокоррекционная и развивающая работа с детьми/под ред. И.В.Дубровиной. –М.: Издательский центр "Академия", 1999.-160с.

13.                         Психология: словарь /под ред. А.В.Петровского и М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. – 424с.

14.                         Развиваем внимание./сост. И.Шагинов.- М.:Мой мир ГмБх, 2007.-236с.

15.                         Рубиншейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1946.

16.                         Хрестоматия по вниманию / Под ред. Леонтьева А.Н. – М., МГУ, 1979.

17.                         Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.

18.                         Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьника. - М.: Международная педагогическая академия, 1995.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Развитие произвольного внимания в учебно-воспитательном процессе (методические рекомендации)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Психолог в социальной сфере

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Психика человека отражает окружающий нас мир, предметы и явления которого воздействуют на мозг через органы чувств. Отражение проявляется в ощущениях, образах восприятия и памяти, в мыслях. Качество восприятия объектов неодинаково, так как оно напрямую связано со степенью внимания.

 

По определению, данному в словаре "Психология" "внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте" . Благодаря вниманию человек способен познавать окружающий мир. В процессе исторического развития у человека кроме непроизвольного, непреднамеренного внимания сформировался особый вид внимания, связанный с волей и сознательной целью. Такое внимание называется произвольным. Главной функцией произвольного внимания является регуляция протекания психических процессов. Благодаря произвольному вниманию человек способен длительно выполнять неинтересную, сложную, монотонную работу, преодолевая нежелание, разные трудности. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 098 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 4433
    • DOCX 7 мбайт
    • 32 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Огнева Елена Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Огнева Елена Леонидовна
    Огнева Елена Леонидовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 10188
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Разговоры о важном: организация и обеспечение внеурочной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 786 человек из 73 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 977 человек

Курс повышения квалификации

Уверенность, уверенное поведение, воспитание волевых привычек, развитие учебной мотивации у детей и подростков

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 82 человека из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 247 человек

Курс повышения квалификации

Организация профориентационной работы в школе

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 216 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 549 человек

Мини-курс

Инновационные методы обучения и игровые практики для детей с ОВЗ

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 86 человек

Мини-курс

Теория вероятности и комбинаторика в современной математике

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Самоповреждающее поведение у подростков: профилактика и методы работы

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе