Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Гимназия №11
Развитие профессиональной
деятельности и личности учителя как основное условие повышения качества
образования
учитель английского языка
Хонова Ольга Владимировна
Королев, 2013г.
Самообразование преподавателя - как фактор повышения качества образовательного процесса
«Самообразование это приобретение знаний путем
самостоятельных занятий без помощи преподавателя». С.И. Ожегов
Российская общественность связывает деятельность
современного учителя с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким
интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной
компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального
окружения. Это, несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и
внедрения в практику повышения квалификации учителей современных педагогических
технологий, стимулирующих образовательную активность личности. Достижение
данных требований невозможно, с одной стороны, без осознания учителем своей
высокой личной ответственности и, с другой стороны, без постоянного обновления
знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и
самообразования.
Повышению уровня профессионального мастерства способствуют
различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение
занятий коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования
преподавателя. (Слайд 6)
Самообразование предполагает
развитие учителя как личности и профессионала, способствует повышению уровня
его профессиональной компетентности и совершенствованию
профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических
умений.
Самообразование – процесс сознательной, самостоятельной,
познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или
навыков.
Преподаватель может совершенствовать свой педагогический
опыт по различным направлениям:
- в профессиональной сфере (знание своего
предмета);
- в области методики преподавания
(овладение современными технологиями, новыми формами и методами обучения и
т.д.);
- в сфере педагогической психологии и т.п.
(Слайд 2, 3)
В ходе самообразования педагог может использовать различные
источники информации: изучение литературы и материалов в сети Интернет,
просмотр телепередач или видеороликов, прохождение курсов повышения
квалификации, посещение семинаров и конференций, посещение занятий коллег с
последующим обменом опыта, обучение в мастер-классе и т.п. При этом
преподаватель может выбрать любую форму обучения: индивидуальную или групповую,
традиционную или дистанционную.
Тем самообразования огромное количество, например:
- Использование
информационно-коммуникационных технологий как средство повышения качества
знаний учащихся, развития их творческих способностей.
- Технология деятельностного подхода на
занятиях учебного предмета как метод повышения качества знаний.
- Использование компьютера в преподавании
различных предметов.
- Использование Интернет-ресурсов при
проведении уроков. (Технологическая карта Слайд 4, 5)
- Компьютерные технологии на занятиях
предмета как метод повышения качества знаний.
- Повышение качества знаний через
применение современных педагогических технологий и др.
Самообразование направлено на расширение и углубление
профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня
предметной подготовки.
Самообразование как постоянная деятельность преподавателя
включает:
- научно-исследовательскую работу по
определенной проблеме;
- изучение научно-методической и учебной
литературы;
- участие в педсоветах, научно-методических
объединениях;
- посещение уроков своих коллег, обмен
мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов
преподавания;
- теоретическую разработку и практическую
апробацию разных форм занятий, внеклассных мероприятий и учебных
материалов.
Педагогический труд носит творческий, исследовательский
характер, который рассматривается как органичная составная часть современных
педагогических технологий. Педагогическая технология – это последовательная,
взаимосвязанная деятельность учителя, которая направлена на решение
педагогических задач, или – планомерное последовательное воплощение на практике
заранее спроектированного педагогического процесса. Это строго научное
проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических
действий.
Образовательные технологии – это система деятельности
педагога и учащегося в образовательном процессе. Технологии обучения
представляют собой поэтапную организацию постановки дидактических задач, выбора
способа их решения, диагностики и оценки полученных результатов.
Среди технологий современной дидактики необходимо отметить
такие, как:
- личностно-ориентированные технологии;
- здоровье сберегающие технологии;
- игровые педагогические технологии;
- технологии модульного, проектного обучения;
- информационные технологии и др.
Современные персональные компьютеры и разработанное для них
программное обеспечение открыли широкие возможности для эффективности процесса
повышения квалификации учителей и активизации самообразования. Одним из
важнейших требований к педагогической деятельности учителя является владение
информационно-коммуникационными технологиями
Сегодня существуют множество форм и способов, как
преподавателю повышать свою квалификацию с помощью интернет - ресурсов и
технологий, например:
- Дистанционные курсы для педагогов
- Дистанционные конференции. Разновидность дистанционных конференций
- дистанционные семинары
- Дистанционные конкурсы
- Педагогические форумы
Я перечислила только некоторые формы самообразования и
повышения квалификации преподавателя с помощью ресурсов и технологий сети
Интернет. По мере их освоения наверняка откроются и другие. Но надо с чего-то
начинать.
Давно известна истина, что получение вузовского диплома -
не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути не
находился преподаватель, он никогда не может считать свое образование
завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной.
Каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего
мастерства.
Использование личного сайта учителя ка
средство повышения качества...
Новые формы работы – вызов времени
Учащиеся охотней общаются с компьютером, чем с книгой. В
этих условиях для успешной работы учителю нужно не только самому активно
использовать современные информационные технологии, но делать так, чтобы для
ученик активно использовал их. Я считаю одной из важных форм работы
современного учителя создание и использование личного интернет-сайта.
Использование личного интернет-сайта позволит учителю лучше организовать
учебно-воспитательную деятельность на уроке, повысит познавательную активность
и знания учащихся.
Основной целевой группой, являются мои ученики, также
новый ресурс будет полезен педагогам, интересующимся новыми информационными
технологиями.
Для достижения заявленной цели я собиралась решить следующие задачи:
1.
Создать ресурс максимально
профессионально.
2.
Представить материалы
актуальные для учащихся.
3.
Оформить информацию в виде,
максимально удобном для восприятия.
4.
Сделать всю публикуемую
информацию личностно-окрашенной, авторской.
На основании проведенного
анализа можно сделать следующие выводы:
1.
Использование личного
интернет-сайта учителя повышает эффективность обучения.
2.
Использование интерактивных
сервисов формирует заинтересованную интернет-аудиторию.
Перспективные направления работы
У меня есть много новых
идей, которые будут обязательно воплощены в жизнь в следующем учебном году. Так
новой целью работы станет: распространение
своих методических разработок, пропаганда собственного опыта работы среди
педагогической общественности. Для
ее реализации на сайте будут опубликованы учебно-тематические планы, в учебный
форум будут добавлены разделы предназначенные для учителей, будет введен еще
один интерактивный сервис предназначенный для учителей информатики и
информационных технологий. Кроме того на сайте будет расширен список учебных
материалов, появятся работы учеников и новые авторские проекты.
Конкурс “УМКА” – Всероссийский
дистанционный конкурс для учеников начальных классов по учебным дисциплинам.
Целями
и задачами конкурса являются:
-
развитие интереса у участников к учебным дисциплинам;
-
содействие активизации внеклассной и внешкольной работы по учебным дисциплинам;
-
предоставление учащимся возможности соревноваться в масштабе, выходящем за
рамки региона, не выезжая из него. (Слайд 9, 10)
Mмеждународный
блиц-турнир по английскому языку
для 2-4 классов "Путешествие в
Британию"
Все задания
составлены на основе типовых общеобразовательных программ основного общего и
среднего (полного) общего образования.
По результатам
конкурса все участники получат наградные материалы: дипломы и сертификаты.
Подготовившие детей
педагоги получат свидетельства и благодарности. Если среди учеников есть
победитель конкурса, то учитель получит дополнительно свидетельство о
подготовке победителя. (Слайд 7)
Международная дистанционная олимпиада «Декабрь 2014»
Участие в Олимпиаде может быть использовано в качестве подготовки к
предметным олимпиадам, проводимым министерством образования соответствующего
региона. Победители Олимпиад награждаются дипломами и сертификатами участника.
Участники также получают специальные призы. (Слайд 8)
Я выстраиваю образовательный процесс своих обучающихся
на основе использования современных образовательных технологий. Отдаю
предпочтение таким современных технологиям, которые помогают оживить урочную и
внеурочную деятельность, придают эмоциональную окраску, дают нужную
результативность и где в центре ставится личность ребенка. (Слайд 12)
Список литературы:
- Айзенберг А.Я. Самообразование: история, теория и современные
проблемы: Учеб. пособие для студентов вузов / - М.: Высш. шк., 1986. - 128
с.
- Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в
управлении образовательным учреждением. Учебное пособие. – М.:ЦГЛ, 2006. –
128 с.
- Электронный педагогический словарь, http://dictionary.fio.ru/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.