Развитие
орфографической зоркости младших школьников
на
уроках русского языка.
Безошибочное правописание
составляет азбуку знания языка. Я. К. Грот.
До сих пор одним из «больных» мест нашей
школы остаётся недостаточная грамотность учащихся, и, видимо, причина кроется
не только в трудностях русской орфографии.
Любой практикующий учитель не раз сталкивался
в своей работе с бесконечными ошибками своих учеников. Это всегда обидно,
досадно. Что же делать? В чем причина? Как научить ребенка писать без ошибок?
«В орфографическом действии выделяются
две ступени: постановка орфографической задачи (выделение орфограммы) и ее
решение (выбор письменного знака в соответствии с правилом)»
Умение обнаруживать "ошибкоопасные"
места, т. е. орфограммы, должно стать предметом целенаправленного обучения. Только
оно может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» наших учащихся и повысить
практическую значимость изучения правил.
Показать младшим школьникам в самом общем
виде основной закон русского правописания можно еще до того, как они узнают о
морфемной структуре слов. Работу по развитию орфографической зоркости я
начинаю уже в первом классе. Необходимо вооружить детей знанием тех
опознавательных признаков, по которым они могли бы, еще не владея орфографическими
правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм. Надо сформировать у
детей осознание того, что произношение слов часто не совпадает с их написанием,
т. е. в слове могут быть «опасные места». Это можно сделать после того, как уже
достаточно хорошо отработаны умения ставить ударение и производить звуковой
анализ слов.
Период обучения грамоте - это начало
длительного пути изучения русского языка. Работа над орфографической зоркостью
первоклассников принесет свои плоды при соблюдении двух условий: при
систематичности ее проведения; при постоянном совершенствовании, оттачивании у
детей умения слышать звучащее слово. Необходимо подбирать упражнения, звуковой
материал которых «настроен» на ребенка, учитывает его психику, читательские
интересы, кругозор. Те упражнения, где поиск знаний становится нестандартным,
оригинальным, которые побуждают ребенка выбирать. Дети с удовольствием
разгадывают фонетические загадки. Играя, школьники отточат знания о звуках и
буквах, о слоге, ударении, приучатся пристально всматриваться в звуковой костюм
слова и соотносить его с буквенной одеждой.
Орфографическая зоркость развивается
постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих
зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического
материала.
Зрительное восприятие осуществляется в
ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного
списывания, графического выделения орфограмм.
Слуховое восприятие происходит при
проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании
сигнальных карточек.
Для речедвигательного восприятия и
запоминания особое значение приобретает орфографическое проговаривание.
Обучение проводится путем четкого проговаривания слов, предложений. Письмо с
проговариванием объединяет класс, постепенно все ребята начинают работать в
очень хорошем темпе.
Комментирование - это вид упражнений,
включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений.
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т. к. ученик не
просто фиксирует, а объясняет правописание.
Более подробно мне хотелось бы
остановиться на списывании – прекрасном приеме развития орфографической
зоркости.
Я использую прием списывания,
разработанный группой психологов под руководством В. В. Репкина и П. С. Жедек.
Для того, чтобы работа принесла результат, во – первых, она должна проводиться
ежедневно, во – вторых, должен соблюдаться сам алгоритм письма.
1) Читаем
весь текст. Цель – понимание ребенком содержания текста.
Далее
работа продолжается отдельно по каждому предложению.
2) Читаем
предложение.
3) По
памяти вслух воспроизводим.
4) Работаем
с каждым словом (ударение, орфограммы).
5) Орфографическое
чтение.
6) Орфографическое
проговаривание ( по памяти ).
7) Запись
предложения.
8) Постановка
ударения, подчеркивание орфограмм.
9) Проверка.
В работе задействованы все три типа
памяти – слуховая, зрительная, кинестетическая. Когда мы орфографически
воспроизводим текст по памяти, и когда при письме орфографически диктуем себе,
мы заставляем работать нашу слуховую память.
Ставя ударение и подчеркивая орфограммы,
мы фиксируем свое внимание только на звуко – буквенной оболочке слова. Эта
часть работы крайне важна, т. к. ребенок концентрирует внимание на местах, где
он может совершить ошибки.
Сверяя печатный и письменный текст,
ребенок проводит своеобразный зрительный контроль образа слова.
Одним из приемов
повышения грамотности является развитие орфографической зоркости при
коллективной работе над ошибками. Ошибки детям исправляю по-разному:
подчеркиваю слово, в котором допущена ошибка, ставлю на полях галочку. Цель:
заставить ученика вдуматься в данную орфограмму или слово и исправить ее.
Постепенно складывающийся навык объяснять свою ошибку, связывать написание
слова с изученным правилом повышает грамотность ученика, медленно, но верно
приучая анализировать слово в момент его написания.
Положительный результат
дают следующие приемы работы:
1)
Проведение орфографической пятиминутки с
теми словами, в которых были допущены ошибки.
2)
Выбор проверочного слова.
3)
Игра «Кто больше?» (учащиеся называют
слова с данной орфограммой)
4)
Выписывание парами однокоренных слов.
5)
Работа с текстом, записанным на доске
(выбирают слова с нужной орфограммой).
6)
Работа с «Орфографическим словарем».
Главные условия успеха работы над ошибками
заключаются в регулярном ее проведении. Она должна быть простой и
необременительной для детей.
Развитие орфографической зоркости является
первостепенной задачей учителя начальных классов, так как умение замечать при
письме орфограммы, т. е. выделять те случаи, когда пишущего подстерегает
опасность допустить ошибку, выступает в качестве базового орфографического
умения младших школьников.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.