Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыРазвитие образного мышления при изучении темы «Причастие» (6 класс, технология «Образ и мысль»)

Развитие образного мышления при изучении темы «Причастие» (6 класс, технология «Образ и мысль»)

Скачать материал

 

Развитие образного мышления при изучении темы «Причастие»

(6 класс, технология «Образ и мысль»)

          Процесс образования в современной школе  идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска новых идей и технологий. Перед педагогом встает проблема, связанная с пересмотром своей позиции в учебном процессе. Выйдя из роли учителя – транслятора знаний , учитель решает по-новому целый ряд задач : как актуализировать уже имеющиеся у ученика знания , как раскрыть его мышление , как научить размышлять и анализировать изучаемый материал , как побудить ученика к самостоятельному обучению и как выбрать для этого эффективный способ. Сегодня быть педагогически грамотным нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

В системе преподавания  русского языка у детей возникают трудности при изучении темы «Причастия», поэтому задача учителя – попытаться преподнести эту тему в доступной форме, рассказать просто о сложном, вызвать у учащихся интерес к изучаемой части речи.

Данный урок является первым в системе уроков по теме «Причасти». Используя элементы технологии «Образ и мысль», учитель наглядно объясняет морфологические особенности данной части речи, ее синтаксической роли в предложении, отличие ее от других частей речи. Эта технология помогает учителю вызвать у учащихся интерес не только к изучаемой теме, но и содействовать развитию способности детей к глубокому, личностному восприятию произведений искусства.

           Инновационная образовательная технология «Образ и мысль» является национальным вариантом американской программы «Стратегия визуального мышления». В основу положены теории выдающихся психологов Л.Выготского  и  Ж. Пиаже, продолжена была работа по внедрению этой технологии  в Санкт – Петербургском университете педагогического мастерства. Уникальность технологии заключается в том, что она ориентирована на организацию взаимодействия учеников с произведениями искусства, а не на передачу информации. Технология направлена на развитие творческих способностей и визуального восприятия личности. Она не ставит задачу передать конкретную сумму знаний, но ориентирована на создание  условий для накопления и совершенствования опыта выстраивания когнитивных систем , что приводит к постепенным и многоплановым изменениям в способах мышления. Внедрение этой технологии имеет цель содействовать развитию способностей детей к глубокому  личностному восприятию художественных ценностей, установлению собственной, естественной системы связей с искусством, которая будет служить основой их дальнейшего развития. Эта технология может использоваться в рамках конкретных предметных областей : изобразительное искусство,  музыка, МХК, литература, русский язык.

Цель технологии: содействовать развитию способностей детей к глубокому личностному восприятию художественных ценностей, через систему связей с искусством.   Стимулом такого развития служат произведения искусства всех времен и народов. Дети самостоятельно рассматривают произведения, делятся своими впечатлениями и наблюдениями в меру своих возможностей приближаются к постижению их многогранного содержания.  Уникальным педагогическим инструментом общения начинающего зрителя с искусством выступает  особым образом организованная  фасилитированная («направленная») групповая дискуссия   

   Технологические приемы.

1.     Разбивка произведения на фрагменты. Учитель, используя коммуникационные технологии   «Презентация»,  делит картину на смысловые части, дающие погрузиться в идейный замысел художника . Далее планируется работа с фрагментами через серию вопросов на формирование художественного образа . На уроке учитель поочередно открывает фрагменты полотна художника, предлагая ребятам отвечать устно или письменно на поставленные вопросы. 

2.     Фасилитированная («направленная») групповая дискуссия. Перед группой учащихся ставится задача обосновать устно или письменно версию замысла художника через описания увиденного фрагмента или картины . Результат групповой работы озвучивается перед классом. После выслушивания всех групп проводится анализ всех версий , выявляются точки соприкосновения и разногласия в видении картины или фрагмента.

3.     Прямой и обратный порядок работы  с картиной . Осуществляется в зависимости от решения преподавателя. Рассмотрение картины , погружение в ее художественны мир учитель начинает через  знакомство и рассмотрение фрагментов картины , и только потом учащиеся увидят всю картину ,  учитель использует обратный порядок работы над картиной. При прямом порядке сначала бы показывалась вся картина , а потом проходила работа с фрагментами ее.

4.     Ассоциативные параллели. На уроке изобразительного искусства ученикам была предложена работа , чтобы нарисовать рисунки об осени , проиллюстрировать произведение поэта или писателя и сопоставить свое видение образа с образом, созданным художником. На уроке музыки после прослушивания  музыкального произведения ученик выбирает из предложенных иллюстраций те, которые, по его мнению, раскрывают художественный образ, и обосновывает свои действия.

5.     Работа с текстом. Ученику предлагается текст, связанный с темой произведения искусства.  Ученик в тексте находит  причастия,  объясняет отличие морфологических признаков  и синтаксической роли в предложении  этой части речи от других, обосновывает свой ответ.

   Результаты технологии :

1.     занятия по программе развивает навыки визуального восприятия, аргументации своих действий , способствует эстетическому воспитанию , развитию речи , логического мышления , формированию культуры искусства.;

2.     у учащихся наблюдается повышение самооценки, коммуникативной компетентности, умения принимать точку зрения другого ;

3.     использование этой технологии на уроках русского языка способствует формированию толерантности детей и учителя, а также дает помощь в обучении педагога к ведению «направленной» дискуссии.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Развитие образного мышления при изучении темы «Причастие» (6 класс, технология «Образ и мысль»)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по экологии

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Процесс образования в современной школе  идет в направлении разработки различных вариантов его содержания, поиска новых идей и технологий. Перед педагогом встает проблема, связанная с пересмотром своей позиции в учебном процессе. Выйдя из роли учителя – транслятора знаний , учитель решает по-новому целый ряд задач : как актуализировать уже имеющиеся у ученика знания , как раскрыть его мышление , как научить размышлять и анализировать изучаемый материал , как побудить ученика к самостоятельному обучению и как выбрать для этого эффективный способ. Сегодня быть педагогически грамотным нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.      

 

В системе преподавания  русского языка у детей возникают трудности при изучении темы «Причастия», поэтому задача учителя – попытаться преподнести эту тему в доступной форме, рассказать просто о сложном, вызвать у учащихся интерес к изучаемой части речи.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 073 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 497
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 670
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 21.12.2014 384
    • DOCX 18.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шадова Александра Юрьевнвна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шадова Александра Юрьевнвна
    Шадова Александра Юрьевнвна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 11897
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литературное чтение: теория и методика преподавания в сфере начального общего образования

Учитель начальных классов русского языка и литературного чтения

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 143 человека из 44 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык и литература")

Учитель русского языка и литературы

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 62 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Современное инвестирование: углубленное изучение инвестиций и финансовых рынков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 13 регионов

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе