Развитие
образного мышления при изучении темы «Причастие»
(6
класс, технология «Образ и мысль»)
Процесс образования в современной школе идет в направлении разработки
различных вариантов его содержания, поиска новых идей и технологий. Перед педагогом
встает проблема, связанная с пересмотром своей позиции в учебном процессе.
Выйдя из роли учителя – транслятора знаний , учитель решает по-новому целый ряд
задач : как актуализировать уже имеющиеся у ученика знания , как раскрыть его
мышление , как научить размышлять и анализировать изучаемый материал , как
побудить ученика к самостоятельному обучению и как выбрать для этого
эффективный способ. Сегодня быть педагогически грамотным нельзя без изучения
всего обширного арсенала образовательных технологий.
В
системе преподавания русского языка у детей возникают трудности при изучении
темы «Причастия», поэтому задача учителя – попытаться преподнести эту тему в
доступной форме, рассказать просто о сложном, вызвать у учащихся интерес к
изучаемой части речи.
Данный
урок является первым в системе уроков по теме «Причасти». Используя элементы
технологии «Образ и мысль», учитель наглядно объясняет морфологические
особенности данной части речи, ее синтаксической роли в предложении, отличие ее
от других частей речи. Эта технология помогает учителю вызвать у учащихся
интерес не только к изучаемой теме, но и содействовать развитию способности
детей к глубокому, личностному восприятию произведений искусства.
Инновационная образовательная технология «Образ и мысль» является
национальным вариантом американской программы «Стратегия визуального мышления».
В основу положены теории выдающихся психологов Л.Выготского и Ж. Пиаже,
продолжена была работа по внедрению этой технологии в Санкт – Петербургском
университете педагогического мастерства. Уникальность технологии заключается в
том, что она ориентирована на организацию взаимодействия учеников с
произведениями искусства, а не на передачу информации. Технология направлена на
развитие творческих способностей и визуального восприятия личности. Она не
ставит задачу передать конкретную сумму знаний, но ориентирована на создание
условий для накопления и совершенствования опыта выстраивания когнитивных
систем , что приводит к постепенным и многоплановым изменениям в способах
мышления. Внедрение этой технологии имеет цель содействовать развитию способностей
детей к глубокому личностному восприятию художественных ценностей,
установлению собственной, естественной системы связей с искусством, которая
будет служить основой их дальнейшего развития. Эта технология может
использоваться в рамках конкретных предметных областей : изобразительное
искусство, музыка, МХК, литература, русский язык.
Цель технологии:
содействовать развитию способностей детей к глубокому личностному восприятию художественных
ценностей, через систему связей с искусством. Стимулом такого развития служат
произведения искусства всех времен и народов. Дети самостоятельно рассматривают
произведения, делятся своими впечатлениями и наблюдениями в меру своих
возможностей приближаются к постижению их многогранного содержания. Уникальным
педагогическим инструментом общения начинающего зрителя с искусством выступает особым
образом организованная фасилитированная («направленная») групповая дискуссия
Технологические приемы.
1.
Разбивка произведения на фрагменты.
Учитель, используя коммуникационные технологии «Презентация», делит картину
на смысловые части, дающие погрузиться в идейный замысел художника . Далее
планируется работа с фрагментами через серию вопросов на формирование
художественного образа . На уроке учитель поочередно открывает фрагменты
полотна художника, предлагая ребятам отвечать устно или письменно на поставленные
вопросы.
2.
Фасилитированная («направленная»)
групповая дискуссия. Перед группой учащихся ставится задача обосновать устно
или письменно версию замысла художника через описания увиденного фрагмента или
картины . Результат групповой работы озвучивается перед классом. После
выслушивания всех групп проводится анализ всех версий , выявляются точки
соприкосновения и разногласия в видении картины или фрагмента.
3.
Прямой и обратный порядок работы с
картиной . Осуществляется в зависимости от решения преподавателя. Рассмотрение
картины , погружение в ее художественны мир учитель начинает через знакомство
и рассмотрение фрагментов картины , и только потом учащиеся увидят всю картину
, учитель использует обратный порядок работы над картиной. При прямом порядке
сначала бы показывалась вся картина , а потом проходила работа с фрагментами
ее.
4.
Ассоциативные параллели. На уроке
изобразительного искусства ученикам была предложена работа , чтобы нарисовать
рисунки об осени , проиллюстрировать произведение поэта или писателя и
сопоставить свое видение образа с образом, созданным художником. На уроке
музыки после прослушивания музыкального произведения ученик выбирает из
предложенных иллюстраций те, которые, по его мнению, раскрывают художественный
образ, и обосновывает свои действия.
5.
Работа с текстом. Ученику предлагается
текст, связанный с темой произведения искусства. Ученик в тексте находит
причастия, объясняет отличие морфологических признаков и синтаксической роли
в предложении этой части речи от других, обосновывает свой ответ.
Результаты технологии :
1.
занятия по программе развивает навыки
визуального восприятия, аргументации своих действий , способствует
эстетическому воспитанию , развитию речи , логического мышления , формированию
культуры искусства.;
2.
у учащихся наблюдается повышение
самооценки, коммуникативной компетентности, умения принимать точку зрения
другого ;
3.
использование этой технологии на уроках
русского языка способствует формированию толерантности детей и учителя, а также
дает помощь в обучении педагога к ведению «направленной» дискуссии.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.