Инфоурок Химия Другие методич. материалыРАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО)

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО)

Скачать материал

 

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО).

 

Крашенинникова Анна Николаевна;

МОУ «Гимназия г. Вольска Саратовской области»;

учитель химии, биологии.

Каждому учителю известно из опыта работы, что причин нежелания учиться у детей много. Можно ли сейчас в сложившихся условиях, связанных с изменениями в системе образования, обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания?

В условиях реформирования школьной системы образования, то есть в условиях перехода на ФГОС ООО, пока еще не коснувшегося предмета химии, необходимо решать задачи по реализации требований, предусмотренных стандартом.

В современной школе ведущей становится деятельность ученика (учение), а не деятельность учителя (преподавание).

Существенной характеристикой деятельности является ее мотивированность. Известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивает: «Деятельности без мотива не бывает». Его коллега С.Л. Рубинштейн определяет мотив деятельности как «побуждающее к действию переживание чегото значимого, что придает данному действию смысл для индивида».

    Учитель порой забывает о том, что многое представляющееся ему самому важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать.

Выделяют 4 блока основных методов мотивации и стимулирования деятельности учащихся  в зависимости от влияния на различные сферы личности ученика:

эмоциональные методы мотивации: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью;

познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих задач (заданий), «мозговая атака», развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод);

волевые методы мотивации: предъявление учебных требований, информирование об образовательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности;

социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным обществу, побуждение подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка, рецензирование.

 

Мотивом может служить:

 


·        интерес,

·        потребность,

·        стремление,

·        убеждение,

·        идеал,

·        эмоции,

·        влечения,

·        инстинкты,

·        установки


 

Причем, интерес у ребенка стоит на первом месте. «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой–либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», – писал Л.С. Выготский. И как тут не вспомнить слова еще одного выдающегося русского ученого, физиолога, первого русского нобелевского лауреата И.П. Павлова: «Когда информация подаётся вне интереса, в коре головного мозга формируется центр её активного отторжения».

    Если раньше на уроках пробуждали интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий – комплект, в который входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп:

·        причинно–следственные связи,

·        комбинирование информации,

·        планирование и выполнение практической деятельности.

Применение системы творческих задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.

 

Приведу несколько примеров таких задач из каждой группы, которые я использую в своей практике.

 

Химия 8 класс. Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами».

Если в кабинете есть доступ к сети Интернет, предлагаю ребятам найти информацию о химическом элементе, содержание которого в морской воде составляет около 8 миллиардов тонн (или в качестве домашнего задания на предыдущем уроке, если Интернета нет). Учащиеся определяют, что этот элемент  золото. На уроке работаем в группах. Одной из групп предлагаю составить кроссворд, ключевым словом в котором и будет являться название этого химического элемента. В качестве ответов к заданиям кроссворда могут быть названия типов химических реакций, явлений, единицы измерения физических величин, применяемых в решении задач по уравнениям химических реакций и т.д. Другим группам предлагаются упражнения типа: составь задание партнеру (по расстановке коэффициентов, определению типов и  (или) признаков химических реакций) в форме игры «крестики и нолики» и др.

 

Химия 8 класс. Массовая и объемная доля компонентов смеси.

На эту тему по программе отводится 2 часа. На первом уроке в качестве одного из домашних заданий предлагаю нескольким ученикам (23) проинтервьюировать своих мам или бабушек по вопросу консервирования овощей, в частности огурцов (могут быть и другие варианты). На следующем уроке после выяснения вопроса о приготовлении рассола для консервации каждой хозяйкой, предлагаю решить задачи на определение массовой доли соли в указанных растворах (рассолах). На слайде (или в раздаточном материале) выводится дополнительная информация:

m (сахара) в одной ст. л. = 5 г.,      m (соли) в одной ст. л. = 6 г.

Работу целесообразнее провести в группах, т.к. групповая работа «втягивает» в активную деятельность даже пассивных, слабо мотивированных учащихся. После решения задач провожу беседу, в ходе которой приходим к выводу о том, какой рассол наименее вреден для организма человека:

как вы думаете, почему мы начали с решения именно этих задач, а не с задач,     

   предлагаемых авторами учебника?

– какое действие может оказать избыток соли на организм человека?

– какой из растворов лучше использовать при консервации? и т.п.

В другом классе, где больше обучающихся, ориентированных на предмет, эти задачи решали при выполнении практической работы по приготовлению раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.

Химия 10 класс (базовый уровень). Ферменты.

При изучении химии в старшей школе на базовом уровне заинтересованность предметом и мотивация учащихся к деятельности на уроке заметно снижается, поэтому стараюсь организовать ее так, чтобы каждая изучаемая тема носила прикладной характер.

Задание: опираясь на материал параграфа (или раздаточный материал), попытайтесь решить проблему (работу лучше проводить в группах).

В инструкциях к стиральным порошкам с биологически активными добавками обычно указано, что эти средства не рекомендуется применять для стирки изделий из натуральных шелка и шерсти. Однако, некоторые хозяйки специально стирают такими средствами одежду из грубой домашней шерсти и считают, что после стирки вещи становятся более мягкими и пушистыми. Действительно ли такое возможно или это только кажется хозяйкам? И как все  таки следует поступать: соблюдать инструкцию или не обращать на нее внимания?

Почему стиральные порошки с биологически активными добавками сильнее разъедают кожу рук, чем обычные?

Почему трикотажные изделия из натуральной шерсти очень сильно вытягиваются и теряют форму после стирки, если сушить их в подвешенном состоянии, а хлопчатобумажный трикотаж можно сушить таким способом, и он при этом не теряет форму?

В результате решения творческих задач на уроках и во внеурочной деятельности повышается интерес к предмету и мотивация учения, между учителем и учащимся устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение учащихся на уроках. Ребенок учится реально оценивать свои возможности, а также видеть свои достижения. Кроме этого, не могу не отметить, повышается качество знаний учащихся по предмету и активность слабоуспевающих учащихся, да и у остальных знания стали более системными. Адекватной стала самооценка учащихся, исчез страх перед проверкой знаний. Все это активизирует мыслительную деятельность учащихся, о чем свидетельствует позитивная динамика учебных достижений моих учеников. По окончании гимназии выпускники гимназии выбирают профессии, связанные с химией.  Как положительный результат расцениваю ежегодный выбор выпускниками экзамена по химии и подтверждение их качества знаний на государственной итоговой аттестации.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение системы творческих задач дает неплохие и стабильные результаты, а также способствует развитию каждого ученика.

 

 

 

Литература.

 

1.     Пичугина Г.В. Ситуационные задания по химии. 8–11 классы. – М.: ВАКО, 2014.

2.     Рубинштейн М. М. Проблема учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3.     Сериков В. В. Обучение как вид педагогической деятельности:Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений/ В. В. Сериков; Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Издательский Центр «Академия», 2008.

4.     Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования.

5.     Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по взаимоотношениям

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Каждому учителю известно из опыта работы, что причин нежелания учиться у детей много. Можно ли сейчас в сложившихся условиях, связанных с изменениями в системе образования, обеспечить не только желание школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания?

В условиях реформирования школьной системы образования, то есть в условиях перехода на ФГОС ООО, пока еще не коснувшегося предмета химии, необходимо решать задачи по реализации требований, предусмотренных стандартом.

В современной школе ведущей становится деятельность ученика (учение), а не деятельность учителя (преподавание).

Существенной характеристикой деятельности является ее мотивированность. Известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивает: "Деятельности без мотива не бывает".

Учитель порой забывает о том, что многое представляющееся ему самому важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 536 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Лабораторная работа «Синтез этилового эфира уксусной кислоты» как пример применения компонентов критериального оценивания
  • Учебник: «Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.
  • Тема: § 1. Предмет органической химии
  • 04.10.2020
  • 2642
  • 11
«Химия. Базовый уровень», Габриелян О.С.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 363
    • DOCX 61 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Крашенинникова Анна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3830
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Химия окружающей среды

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 53 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 438 человек

Курс профессиональной переподготовки

Химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель химии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 471 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 348 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания химии в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 258 человек

Мини-курс

Патологии нервной системы у детей: от перинатального периода до нарушений поведения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Инновационные технологии в краеведческой и географической работе со школьниками: применение туристических приемов для эффективного обучения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление стрессом и психологическими состояниями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 53 человека