РАЗВИТИЕ
МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО
ХИМИИ (В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО).
Крашенинникова Анна Николаевна;
МОУ «Гимназия г. Вольска
Саратовской области»;
учитель химии, биологии.
Каждому учителю известно из опыта работы, что причин
нежелания учиться у детей много. Можно ли сейчас в сложившихся условиях,
связанных с изменениями в системе образования, обеспечить не только желание
школьников учиться, но и пробудить в них жажду познания?
В условиях реформирования школьной системы
образования, то есть в условиях перехода на ФГОС ООО, пока еще не коснувшегося
предмета химии, необходимо решать задачи по реализации требований,
предусмотренных стандартом.
В современной школе ведущей становится деятельность
ученика (учение), а не деятельность учителя (преподавание).
Существенной характеристикой
деятельности является ее мотивированность. Известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивает:
«Деятельности без мотива не бывает». Его коллега С.Л. Рубинштейн определяет мотив деятельности как «побуждающее
к действию переживание чего–то
значимого, что придает данному действию смысл для индивида».
Учитель порой забывает о том, что многое представляющееся
ему самому важным и полезным, лишено смысла для ученика. Мотивацию надо специально
формировать, развивать, стимулировать.
Выделяют 4 блока основных методов
мотивации и стимулирования деятельности учащихся в зависимости от влияния на
различные сферы личности ученика:
эмоциональные методы мотивации: поощрение, порицание, учебно-познавательная
игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха,
стимулирующее оценивание, удовлетворение желания быть значимой личностью;
познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, познавательный
интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных
решений, выполнение творческих задач (заданий), «мозговая атака», развивающая
кооперация (парная и групповая работа, проектный метод);
волевые методы мотивации: предъявление учебных требований, информирование
об образовательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка
деятельности и коррекции, рефлексия поведения, прогнозирование будущей
деятельности;
социальные методы мотивации: развитие желания быть полезным обществу, побуждение
подражать сильной личности, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и
сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы, взаимопроверка,
рецензирование.
Мотивом может служить:
Причем, интерес у ребенка стоит на
первом месте. «Психологический
закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой–либо деятельности,
заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности,
что у него напряжены все силы, необходимые для нее», – писал Л.С. Выготский. И как тут не вспомнить слова еще
одного выдающегося русского ученого, физиолога, первого русского нобелевского
лауреата И.П. Павлова: «Когда информация подаётся вне интереса, в коре
головного мозга формируется центр её активного отторжения».
Если раньше на уроках пробуждали
интерес к учению, то теперь надо его развивать, а это значит надо
разрабатывать для занятий целую систему творческих заданий – комплект, в который
входят творческие задачи с интересным содержанием из трёх основных групп:
·
причинно–следственные
связи,
·
комбинирование
информации,
·
планирование и
выполнение практической деятельности.
Применение системы творческих
задач для развития мотивации у учащихся к учебной деятельности предполагает
использование на каждом уроке, как минимум, по одной задаче из каждой группы.
Приведу несколько примеров таких задач из каждой
группы, которые я использую в своей практике.
Химия 8
класс. Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с
веществами».
Если в кабинете есть доступ к сети Интернет, предлагаю
ребятам найти информацию о химическом элементе, содержание которого в морской
воде составляет около 8 миллиардов тонн (или в качестве домашнего задания на
предыдущем уроке, если Интернета нет). Учащиеся определяют, что этот элемент – золото.
На уроке работаем в группах. Одной из групп предлагаю составить кроссворд,
ключевым словом в котором и будет являться название этого химического элемента.
В качестве ответов к заданиям кроссворда могут быть названия типов химических
реакций, явлений, единицы измерения физических величин, применяемых в решении
задач по уравнениям химических реакций и т.д. Другим группам предлагаются упражнения
типа: составь задание партнеру (по расстановке коэффициентов, определению типов
и (или) признаков химических реакций) в форме игры «крестики и нолики» и др.
Химия 8
класс. Массовая и объемная доля компонентов смеси.
На эту тему по программе отводится 2 часа. На первом
уроке в качестве одного из домашних заданий предлагаю нескольким ученикам (2–3)
проинтервьюировать своих мам или бабушек по вопросу консервирования овощей, в
частности огурцов (могут быть и другие варианты). На следующем уроке после
выяснения вопроса о приготовлении рассола для консервации каждой хозяйкой,
предлагаю решить задачи на определение массовой доли соли в указанных растворах
(рассолах). На слайде (или в раздаточном материале) выводится дополнительная
информация:
m (сахара) в одной ст.
л. = 5 г., m (соли) в одной ст. л. = 6 г.
Работу целесообразнее провести в группах, т.к. групповая
работа «втягивает» в активную деятельность даже пассивных, слабо мотивированных
учащихся. После решения задач провожу беседу, в ходе которой приходим к выводу
о том, какой рассол наименее вреден для организма человека:
– как вы
думаете, почему мы начали с решения именно этих задач, а не с задач,
предлагаемых авторами учебника?
–
какое
действие может оказать избыток соли на организм человека?
–
какой из растворов лучше использовать при консервации? и т.п.
В другом классе, где больше обучающихся,
ориентированных на предмет, эти задачи решали при выполнении практической
работы по приготовлению раствора с заданной массовой долей растворенного
вещества.
Химия 10
класс (базовый уровень). Ферменты.
При изучении химии в старшей школе на базовом уровне
заинтересованность предметом и мотивация учащихся к деятельности на уроке
заметно снижается, поэтому стараюсь организовать ее так, чтобы каждая изучаемая
тема носила прикладной характер.
Задание: опираясь на
материал параграфа (или раздаточный материал), попытайтесь решить проблему (работу
лучше проводить в группах).
– В инструкциях к стиральным порошкам с
биологически активными добавками обычно указано, что эти средства не
рекомендуется применять для стирки изделий из натуральных шелка и шерсти.
Однако, некоторые хозяйки специально стирают такими средствами одежду из грубой
домашней шерсти и считают, что после стирки вещи становятся более мягкими и
пушистыми. Действительно ли такое возможно или это только кажется хозяйкам? И как
все– таки
следует поступать: соблюдать инструкцию или не обращать на нее внимания?
– Почему стиральные порошки с биологически
активными добавками сильнее разъедают кожу рук, чем обычные?
– Почему трикотажные изделия из натуральной
шерсти очень сильно вытягиваются и теряют форму после стирки, если сушить их в
подвешенном состоянии, а хлопчатобумажный трикотаж можно сушить таким способом,
и он при этом не теряет форму?
В результате решения творческих задач на уроках и во
внеурочной деятельности повышается интерес к предмету и мотивация
учения,
между учителем и учащимся устанавливаются партнерские отношения, снижается
психологическое напряжение учащихся на уроках. Ребенок учится реально оценивать
свои возможности, а также видеть свои достижения. Кроме этого, не могу не
отметить, повышается качество знаний учащихся по предмету и активность
слабоуспевающих учащихся, да и у остальных знания стали более системными. Адекватной
стала самооценка учащихся, исчез страх перед проверкой знаний. Все это
активизирует мыслительную деятельность учащихся, о чем свидетельствует
позитивная динамика учебных достижений моих учеников. По окончании гимназии выпускники
гимназии выбирают профессии, связанные с химией. Как положительный
результат расцениваю ежегодный выбор выпускниками экзамена по химии и подтверждение
их качества знаний на государственной итоговой аттестации.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение системы
творческих задач дает неплохие и стабильные результаты, а также способствует
развитию каждого ученика.
Литература.
1. Пичугина
Г.В. Ситуационные задания по химии. 8–11 классы. – М.: ВАКО, 2014.
2. Рубинштейн
М. М. Проблема учителя: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под
ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
3. Сериков В.
В. Обучение как вид педагогической деятельности:Учеб. пособие для студ. высш.
учеб.заведений/ В. В. Сериков; Под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. –
М.: Издательский Центр «Академия», 2008.
4. Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования.
5. Хуторской
А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех
по-разному?: Пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.