Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыСТАТЬЯ:"РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ"

СТАТЬЯ:"РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ"

Скачать материал

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

ПО МАТЕМАТИКЕ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ

 

Иванова Е.В.

(учитель Чистовской средней школы)

 

Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.

Изучение математических способностей школьников и условий их формирования и развития весьма важно для практики школьного обучения, так как математика один из наиболее важных предметов школьного курса. Математические способности наиболее детально были изучены В. А. Крутецким еще в середине прошлого века. В своих исследованиях он указал, что компоненты математических способностей в младшем школьном возрасте представлены лишь в своем зачаточном состоянии.

Поэтому вопрос их развития наиболее остро встает именно в этот период. В настоящее время, время повсеместного внедрения различных систем развивающего обучения, развитие математических способностей обеспечивается самим процессом школьного курса математики. Но не следует пренебрегать и внеучебными средствами, содействующими укреплению и расширению математической активности. Одним из них является проведение внеклассной работы по математике.

Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение школьников, углубление и расширение их знаний и навыков таких факторов, как содержание самого учебного предмета  математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся. Желательно начать проводить такую работу как можно раньше, поэтому особое внимание необходимо уделять внеклассной работе в младших классах [1, с 35].

Учащиеся начальных классов наиболее нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку и тем самым вносило бы оживление в преподавания предмета.

Внеклассная работа с учащимися самим своим названием предполагает, что ее проводят вне уроков, обязательных для всех. Ее основные формы:

            -   кружковая работа;

            -   математический вечер;

-   математический уголок;

            -   математическая викторина;

            -   математическая олимпиада;

-   математическая стенгазета;

-   математическая экскурсия [2, с 26].

Приведем пример занятия математического кружка во втором классе.

            1. Ребусы.

                Прочитайте загадочно написанные слова.

                «ко100чка», «40а», «по100вой».

 2. Задача в стихах.

     В зоопарке он стоял,

     Обезьянок все считал:

     Две играли на песке,

     Три уселись на доске,

     А двенадцать спинки грели.

      Сосчитать вы всех успели?

  3. Задача-смекалка.

     Шестиметровое бревно надо распилить на части, длина которых по 1 метру. На отпиливание одной части тратится 2 минуту. За сколько минут будет распилено все бревно? (Ответ: за 10 мин.)

  4. Задача-шутка.

 Самолет летит от Москвы до Санкт-Петербурга 1 час, а обратно — из Санкт Петербурга в Москву  - то же расстояние он пролетает за 60 минут. Почему такая разница?

              5. Загадки.

                  а) Двенадцать братьев

      Друг за другом ходят,

      Друг друга не обходят!

      Что это за братья? (Ответ: месяцы)

                  б) Что было завтра, а будет вчера? (Ответ: сегодня).

            6. Логическая игра «Концовки».

       Содержание игры заключается в том, что учитель начинает определенное предложение (из суждений с отношениями), а ученики должны правильно его заканчивать.

          а) «Если красный карандаш в 3 раза длиннее синего, то синий...» (в 3 раза короче красного);

         б) «Если в правой руке палочек в 2 раза меньше,чем в левой, то в левой руке...» (палочек в два раза больше, чем в правой);

             в) «Если стол в 2 раза выше табуретки, то табуретка...» (в 2 раза ниже стола);

             г) «Если папа в 3 раза тяжелее сына, то сын...» (в 3 раза легче папы) [3, с 66].

          Значение внеклассной работы по математике с младшими школьниками состоит в следующем:

     - Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной  деятельности  учащихся:   восприятия,   внимания,   представлений,   памяти, мышления, речи, воображения. «...Ни один наставник не должен забывать, - говорил К. Д. Ушинский, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».

       - Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях соответствующих игр.

       - Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни.

        - Внеклассная работа по математике содействует воспитанию коллективизма и товарищества, накоплению наблюдений за трудом и отношением к нему взрослых и в связи с этим воспитанию любви к труду.

            - Различные виды внеклассной работы способствуют воспитанию у детей культуры чувств, т. к. дети в своих поступках обычно руководствуются, прежде всего, не логическими рассуждениями, а чувствами. При этом речь, главным образом, идет о воспитании таких чувств, многие из которых связаны с умственной деятельностью - так называемых интеллектуальных чувств (чувства справедливости, чести, долга, ответственности) [4, с 24].

 

 

 

 

 

Литература:

1.       Абдрахманова А.Н. Организация внеклассной работы в нач. шк. - Шымкент:

      Нурлы бейне, 2003 - 156 с.

2.       Байрамукова П.У. Внеклассная работа по математике. - М.: Издат-школа,

                  1997.- 87 с.

3.       Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. М.:

       Просвещение, 1975 - 176 с.

            4.   Цыварева М.А. Метод проектов во внеклассной работе по математике.

                  //Начальная школа, 2004. - 26 с.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "СТАТЬЯ:"РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение школьников, углубление и расширение их знаний и навыков таких факторов, как содержание самого учебного предмета  математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся. Желательно начать проводить такую работу как можно раньше, поэтому особое внимание необходимо уделять внеклассной работе в младших классах .   Внеклассная работа с учащимися самим своим названием предполагает, что ее проводят вне уроков, обязательных для всех. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 642 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.01.2015 392
    • DOCX 28.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Иванова Елена Владимировна
    Иванова Елена Владимировна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5865
    • Всего материалов: 17

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1141 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 28 регионов

Мини-курс

Стратегии брендинга в условиях глобальной конкуренции и изменяющихся рыночных тенденций

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 161 человек из 53 регионов

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Как школьному учителю зарабатывать онлайн?

Перейти к трансляции