РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ
В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ
ПО МАТЕМАТИКЕ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ
Иванова Е.В.
(учитель
Чистовской средней школы)
Одна из основных задач современной школы состоит в
том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить
инициативу, самостоятельность, творческий потенциал.
Изучение математических способностей школьников и
условий их формирования и развития весьма важно для практики школьного
обучения, так как математика один из наиболее важных предметов школьного курса.
Математические способности наиболее детально были изучены В. А. Крутецким еще в
середине прошлого века. В своих исследованиях он указал, что компоненты
математических способностей в младшем школьном возрасте представлены лишь в
своем зачаточном состоянии.
Поэтому вопрос их развития наиболее остро встает
именно в этот период. В настоящее время, время повсеместного внедрения
различных систем развивающего обучения, развитие математических способностей
обеспечивается самим процессом школьного курса математики. Но не следует
пренебрегать и внеучебными средствами, содействующими укреплению и расширению
математической активности. Одним из них является проведение внеклассной работы
по математике.
Внеклассная работа по математике составляет неразрывную
часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса
воздействия на сознание и поведение школьников, углубление и расширение их
знаний и навыков таких факторов, как содержание самого учебного предмета
математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней
деятельностью учащихся. Желательно начать проводить такую работу как можно
раньше, поэтому особое внимание необходимо уделять внеклассной работе в младших
классах [1, с 35].
Учащиеся начальных классов наиболее нуждаются в
том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими
истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету,
развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и
смекалку и тем самым вносило бы оживление в преподавания предмета.
Внеклассная работа с учащимися
самим своим названием предполагает, что ее проводят вне уроков, обязательных
для всех. Ее основные формы:
- кружковая работа;
- математический вечер;
- математический уголок;
- математическая викторина;
- математическая олимпиада;
- математическая стенгазета;
- математическая экскурсия [2,
с 26].
Приведем пример занятия
математического кружка во втором классе.
1. Ребусы.
Прочитайте загадочно написанные слова.
«ко100чка», «40а», «по100вой».
2. Задача в стихах.
В зоопарке он стоял,
Обезьянок все считал:
Две играли на песке,
Три уселись на доске,
А двенадцать спинки грели.
Сосчитать вы всех успели?
3. Задача-смекалка.
Шестиметровое бревно надо
распилить на части, длина которых по 1 метру. На отпиливание одной части
тратится 2 минуту. За сколько минут будет распилено все бревно? (Ответ: за 10 мин.)
4. Задача-шутка.
Самолет летит от Москвы до
Санкт-Петербурга 1 час, а обратно — из Санкт Петербурга в Москву - то же
расстояние он пролетает за 60 минут. Почему такая разница?
5. Загадки.
а) Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят!
Что это за братья? (Ответ:
месяцы)
б) Что было завтра, а будет
вчера? (Ответ: сегодня).
6. Логическая игра «Концовки».
Содержание игры заключается в том, что учитель
начинает определенное предложение (из суждений с отношениями), а ученики должны
правильно его заканчивать.
а) «Если красный карандаш в 3 раза
длиннее синего, то синий...» (в 3 раза короче красного);
б) «Если в правой руке палочек в 2 раза
меньше,чем в левой, то в левой руке...» (палочек в два раза больше, чем в
правой);
в) «Если стол в 2 раза выше табуретки,
то табуретка...» (в 2 раза ниже стола);
г) «Если папа в 3 раза тяжелее сына,
то сын...» (в 3 раза легче папы) [3, с 66].
Значение внеклассной работы по математике
с младшими школьниками состоит в следующем:
- Различные
виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной
деятельности учащихся: восприятия, внимания, представлений, памяти,
мышления, речи, воображения. «...Ни один наставник не должен забывать, -
говорил К. Д. Ушинский, что его главнейшая обязанность состоит в приучении
воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача
самого предмета».
- Она
помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых
проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в
математической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях
соответствующих игр.
- Некоторые
виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни.
-
Внеклассная работа по математике содействует воспитанию коллективизма и
товарищества, накоплению наблюдений за трудом и отношением к нему взрослых и в
связи с этим воспитанию любви к труду.
- Различные виды внеклассной работы
способствуют воспитанию у детей культуры чувств, т. к. дети в своих поступках
обычно руководствуются, прежде всего, не логическими рассуждениями, а
чувствами. При этом речь, главным образом, идет о воспитании таких чувств,
многие из которых связаны с умственной деятельностью - так называемых
интеллектуальных чувств (чувства справедливости, чести, долга, ответственности)
[4, с 24].
Литература:
1.
Абдрахманова А.Н. Организация внеклассной работы в
нач. шк. - Шымкент:
Нурлы бейне, 2003 - 156 с.
2.
Байрамукова П.У. Внеклассная работа по математике.
- М.: Издат-школа,
1997.- 87 с.
3.
Труднев
В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. М.:
Просвещение, 1975 - 176 с.
4. Цыварева М.А. Метод проектов
во внеклассной работе по математике.
//Начальная школа, 2004. -
26 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.