один
из основных приёмов развития логического мышления во всех возрастных группах.
Классификация вопросов:
-
репродуктивно-мнемические: Сколько? Что это такое? Как называется эта
фигура? Чем похожи квадрат и треугольник?
-
репродуктивно-познавательные: Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю
ещё один? Какое число больше (меньше): девять или семь?
-
продуктивно-познавательные: Что надо сделать, чтобы кружков стало 9? Как
разделить полоску на равные части? Как можно определить, какой флажок в ряду
красный?
При
развитии логического мышления наиболее значима серия вопросов: от более
простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предмета,
результатов практических действий, т.е. констатирующих к более сложным
вопросам, требующих установления связей, отношений, зависимостей, их
обоснования и объяснения или использования простейших доказательств. (Чаще всего такие вопросы
задаются после демонстрации воспитателем образца или выполнения упражнения
детьми.)
Например,
после того как дети разделили бумажный прямоугольник на две равные части,
педагог спрашивает: «Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из
частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Как доказать, что
получились квадраты? Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник на четыре
равные части?».
Разные по характеру вопросы вызывают различный тип
познавательной деятельности: от репродуктивной, воспроизводящей изучен-ный материал, до продуктивной,
направленной на решение проблемных задач.
Основные
требования к вопросам:
·
точность,
конкретность, лаконизм;
·
логическая
последовательность;
·
разнообразие
формулировок, т.е. об и том же следует спрашивать по-разному;
·
оптимальное соотношение
репродук-тивных и продуктивных вопросов
(в зависимости от возраста и
изучаемого материала);
·
вопросы
должны активизировать ребёнка, заставлять задуматься, выделить требуемое,
провести анализ, сравнение, сопоставление, обобщение;
·
количество
вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную
дидактическую цель;
·
следует
избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.
Задаём
вопрос всей группе, а отвечает на
него вызванный
ребёнок.
ГБОУ СОШ №1155
Дошкольное отделение
Подготовила: учитель-дефектолог
Марьина Татьяна Николаевна
Все в мире мы узнаем не иначе, чем через сравнение
(К. Д. Ушинский)
2014
год
Под логическим мышлением обычно понимаются способность и умение
человека самостоятельно производить простые логические действия: анализ,
синтез, сравнение, обобщение и др., а также основные логические
операции: построение отрицания, доказывание как построение
рассуждения, опровержение, как построение рассуждения с использованием
различных логических схем – индуктивной или дедуктивной.
Простые логические действия формируются у
каждого человека стихийно (но специальная методическая работа в этом
направлении резко повышает уровень
сформированности этих действий), то составные логические операции,
имеющие более сложный комплексный характер, сами по себе не формируются вообще,
их формирование требует целенаправленной
методической работы.
Начинать формирование простых логических
действий (приёмов мышления) можно уже в 3-4-летнем возрасте (на соответствующем
материале и соответствующими методами) и тогда к 6-7- летнему возрасту (к
моменту поступления ребёнка в школу) они могут быть сформированы на весьма
высоком уровне.
Практика показывает, что период дошкольного и
младшего школьного возраста является сенситивным для формирования и развития
простых логических действий. В дальнейшем наличие этой базы позволит
организовать специальную работу по формированию составных логических операций.
Таким образом начинать работу по развитию логического мышления необходимо с
3-3,5 лет.
Наглядно-действенное.
Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.
С 2,5 – 3
лет, является ведущим до 4-5 лет. На основе наглядно-действенного мышления
формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Ребенок
уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических
действий.
Наглядно-образное.
Познание происходит с помощью представления предметов, явлений. С 3,5 – 4 лет,
является ведущим до 6-6,5 лет.
Словесно-логическое.
Познание с помощью понятий, слов, рассуждений. Формируется в 5,5-6 лет,
становится ведущим с 7-8 лет.
полезное упражнение для развития мышления.
Пословицы – коротенькая притча,
суждение.
Объяснять необходимо на примере определённой жизненной ситуации,
например: «Семь раз отмерь, один раз отрежь» - сними сначала мерку, а потом
отрезай, очень хорошо подумай, чтобы сделать что-то серьёзное. Чтобы дети
хорошо понимали пословицы, необходимо при каждом удобном случае их
использовать.
Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.
Предлагаем назвать как можно больше слов, обозначающих
какое-либо понятие.
1.
Назови слова,
обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)
2.
Назови слова,
обозначающие домашних животных.
3.
Назови слова,
обозначающие зверей.
4.
Назови слова,
обозначающие овощи. И т.д.
Игра «Бывает – не бывает» (С мячом)
Вы называете
какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том
случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.
Ситуации можно предлагать
разные:
Папа ушел
на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Игра «Угадай по описанию»
Педагог предлагает
угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание
этого предмета.
Игра «Что внутри?»
Ведущий этой игры называет
предмет или место, а дети в ответ называют что-то или кого-то, что может быть
внутри названного предмета или места.
Например: дом – стол; шкаф – свитер; холодильник – кефир; тумбочка – книжка
кастрюля – суп; дупло – белка и
т.д.
Игра «Придумай название»
Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских
стихотворений. Читаем детям стихотворение, не называя заголовка. Предлагаем им
самим придумать название.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.