Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыРазвитие логического мышления. Памятка для воспитателей.

Развитие логического мышления. Памятка для воспитателей.

Скачать материал

Вопросы к детям -

один из основных приёмов развития логического   мышления во всех возрастных группах.

Классификация вопросов:

- репродуктивно-мнемические: Сколько? Что это такое? Как называется эта фигура? Чем похожи квадрат и треугольник?

 - репродуктивно-познавательные: Сколько будет на полке кубиков, если я поставлю ещё один? Какое число больше (меньше): девять или семь?

- продуктивно-познавательные: Что надо сделать, чтобы кружков стало 9? Как разделить полоску на равные части? Как можно определить, какой флажок в ряду красный?

При развитии логического мышления наиболее значима серия вопросов: от более простых, направленных на описание конкретных признаков, свойств предмета, результатов практических действий, т.е. констатирующих к более сложным вопросам, требующих установления связей, отношений, зависимостей, их обоснования и объяснения или использования простейших доказательств. (Чаще всего такие вопросы задаются после демонстрации воспитателем образца или выполнения упражнения детьми.)

Например, после того как дети разделили бумажный прямоугольник на две равные части, педагог спрашивает: «Что ты сделал? Как называются эти части? Почему каждую из частей можно назвать половиной? Какой формы получились части? Как доказать, что получились квадраты? Что надо сделать, чтобы разделить прямоугольник на четыре равные части?».

Разные по характеру вопросы вызывают различный тип познавательной деятельности: от репродуктивной, воспроизводящей изучен-ный материал, до продуктивной, направленной на решение проблемных задач.

               http://www.v3wall.com/wallpaper/medium/1002/medium_20100203121830253859.jpg

Основные требования к вопросам:

·         точность, конкретность, лаконизм;

·         логическая последовательность;

·         разнообразие формулировок, т.е. об и том же следует спрашивать по-разному;

·         оптимальное соотношение репродук-тивных и продуктивных вопросов

(в зависимости от возраста и изучаемого материала);

·         вопросы должны активизировать ребёнка, заставлять задуматься, выделить требуемое, провести анализ, сравнение, сопоставление, обобщение;

·         количество вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;

·         следует избегать подсказывающих и альтернативных вопросов.

                            http://funforkids.ru/pictures/mult/mult82.png

              Задаём вопрос всей группе, а отвечает на

              него вызванный ребёнок.

 

ГБОУ СОШ №1155

Дошкольное отделение

 

http://f8.ifotki.info/org/42fc19c4630f1c66724beb6d937189c2bc81cc83714241.jpg

Развитие логического
мышления дошкольников

 

ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

        Подготовила: учитель-дефектолог

          Марьина Татьяна Николаевна

 

 

 

Все в мире мы узнаем не иначе, чем через сравнение

(К. Д. Ушинский)

 

2014 год

 Под логическим мышлением обычно понимаются способность и умение человека самостоятельно производить простые логические действия:   анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., а также   основные логические операции: построение отрицания, доказывание как построение рассуждения, опровержение, как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной.

Простые логические действия формируются у каждого человека стихийно (но специальная методическая работа в этом направлении резко повышает уровень сформированности этих действий), то составные логические операции, имеющие более сложный комплексный характер, сами по себе не формируются вообще, их формирование требует целенаправленной методической работы.

Начинать формирование простых логических действий (приёмов мышления) можно уже в 3-4-летнем возрасте (на соответствующем материале и соответствующими методами) и тогда к 6-7- летнему возрасту (к моменту поступления ребёнка в школу) они могут быть сформированы на весьма высоком уровне.

Практика показывает, что период дошкольного и младшего школьного возраста является сенситивным для формирования и развития простых логических действий. В дальнейшем наличие этой базы позволит организовать специальную работу по формированию составных логических операций. Таким образом начинать работу по развитию логического мышления необходимо с 3-3,5 лет.

 

 

           ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ     

Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.

С 2,5 – 3 лет, является ведущим до 4-5 лет. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.
Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений. С 3,5 – 4 лет, является ведущим до 6-6,5 лет.
Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений. Формируется в 5,5-6 лет, становится ведущим с 7-8 лет.

 

         http://img2.board.com.ua/a/2000313591/wm/2-podgotovka-detej-k-shkole.jpg

 

Толкование пословиц -полезное упражнение для развития мышления.

Пословицы – коротенькая притча, суждение.

Объяснять необходимо на примере определённой жизненной ситуации, например: «Семь раз отмерь, один раз отрежь» - сними сначала мерку, а потом отрезай, очень хорошо подумай, чтобы сделать что-то серьёзное. Чтобы дети хорошо понимали пословицы, необходимо при каждом удобном случае их использовать.

Игры, способствующие
развитию мышления

       Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.

Предлагаем назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1.        Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)

2.        Назови слова, обозначающие домашних животных.

3.        Назови слова, обозначающие зверей.

4.        Назови слова, обозначающие овощи. И т.д.

     Игра «Бывает – не бывает» (С мячом)

Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.

    Игра «Угадай по описанию»

Педагог  предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

    Игра «Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а дети в ответ называют что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например: дом – стол; шкаф – свитер;  холодильник – кефир; тумбочка – книжка
кастрюля – суп; дупло – белка и т.д.
       
Игра «Придумай название»

Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Читаем детям стихотворение, не называя заголовка. Предлагаем им самим придумать название.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Развитие логического мышления. Памятка для воспитателей."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Памятка или шпаргалка для воспитателей "Развитие логического мышления у дошкольников" составлена учителем-дефектологом. 

Состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части воспитатели вспоминают, что входит в понятие логическое мышление; рассказывается о  необходимости целенаправленной методической работы по развитию мыслительных процессов у детей; раскрыты виды мышления. В практической части даны различные игры и упражнения по развитию логического мышления у дошкольников.

В памятке уделяется внимание вопросам - как одному из ведущих приёмов развития логического мышления.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 676 985 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 915
    • DOCX 192.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Марьина Татьяна Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Марьина Татьяна Николаевна
    Марьина Татьяна Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 9
    • Всего просмотров: 34136
    • Всего материалов: 30

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация деятельности предприятий общественного питания

144 ч.

2160 руб. 1290 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Требования к безопасности в проектной документации

108 ч.

2070 руб. 1240 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические основы индивидуальности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Договоры и их правовое регулирование

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 13 регионов

Мини-курс

Управление коммуникациями в кризисных ситуациях

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе