Главная / Русский язык и литература / Развитие личности через «творческую мастерскую» на уроках литературы

Развитие личности через «творческую мастерскую» на уроках литературы

Скачать материал

Развитие личности через «творческую мастерскую» на уроках литературы

«Первые шаги всегда самые трудные» - эти слова Р. Тагора стали поддержкой в моих педагогических начинаниях. Выбирая путь педагога, каждый из нас берет на себя ответственность за своих учеников. Моя цель - показать ученику, что он - кладезь возможностей, помочь ему поверить в себя, в свои силы, научить радоваться своим результатам.

«Каждый ребенок есть в известной степени гений» - эти слова Шопенгауэра, на мой взгляд, определяют сущность подхода к воспитанию. Творческое воспитывается творчески. Учитель – это особенный, неповторяемый человек, который выбирает, создает и творит на каждом уроке. Творческому подходу способствуют и новые требования. Как молодой начинающий педагог я стремлюсь отойти от привычных форм и методов, именно поэтому работа в творческой мастерской стала приоритетной в моих педагогических начинаниях, помогая осуществлять развитие творческой личности на уроках литературы.

Идея творческих мастерских не новая. Основные положения данной технологии были предложены в конце 20 века французской группой психологов и педагогов. В начале 90-х эта технология пришла в Россию и до сих пор не теряет своей популярности. Особенно заинтересовались ими специалисты из Санкт-Петербурга: И.А. Мухина, Л.Д. Фураева, Н.И. Хлебович, Ж.О. Андреева и др.

Существует много определений «творческих мастерских», но наиболее близко мне толкование В.М. Монахова: «Педагогическая мастерская – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя». Закон мастерской – делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам. Именно поэтому нет «точных методик» по проведению мастерских, каждый учитель вправе сам конструировать, создавать свои мастерские.

Выделяют следующие задачи творческих мастерских:

  1. Активное восприятие учащимися учебного материала.

  2. Творческое осмысление учебного материала.

  3. Саморазвитие ученика.

  4. Повышение интереса к процессу обучения.

  5. Развитие креативности.

  6. Повышения уровня грамотности.

  7. Повышение навыков аргументированного разговора и письма.

  8. Развитие социальной компетенции.

Отдельно стоит сказать о главной задаче этой технологии – приобретение знаний о самом себе. Это значит, что в процессе обучения в лучшую сторону меняется самооценка ребёнка, он начинает восхождение к сути своей личности, постигает глубины своей души и разума. Уроки литературы в «творческих мастерских» помогают достичь основных целей филологического образования:

1) развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

2) воспитание чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;

3) становление духовного мира человека, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;

4) воспитание чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;

5) формирование потребности в систематическом чтении художественных произведений.

Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развить творческие способности, творческое самостоятельное решение. Каждый ребенок в творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Моя задача на уроках создать особую эмоциональную атмосферу, которая будет способствовать преображению ученика в творца. Используя личный опыт, ребёнок совершает открытие. Ученик, поработавший в мастерской построения знаний, уже не скажет о теории литературы, что она мертва. Она способна действительно ожить, и соприкосновение с ней будет животворящим, поскольку школьнику предоставляется право освоения «живого знания». Самостоятельно обретенные подростком знания воспринимаются участником мастерской как личное открытие. Мастерская, что немаловажно, помогает участнику в какой-то мере понять состояние духовного подъема поэта, писателя, художника, композитора, скульптора в момент творческого озарения.

Существует алгоритм построения урока- мастерской. Он, при возможной коррекции, должен сохраняться, если нужно провести успешное занятие. Одно из важнейших условий при создании мастерской — её материал должен быть по-настоящему проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить некий "прорыв" — открытие, потрясение, острое недоумение с озарением — то, что и делает мастерскую уникальной формой урока.

Алгоритм "мастерской построения знаний"

Первый этап — это индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Есть два необходимых условия такого задания: оно всегда опирается на личный опыт учащегося и — иногда парадоксально — связано со смыслом дальнейшей деятельности.

Второй этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разберём нечто (текст) на детали, а потом используем их как исходный строительный материал — можно и со своими "добавками".

Третий этап — это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.).

Пятый этап — обращение к новой информации и её обработка.

Шестой этап — исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное.

Седьмой этап — итоговая социализация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются... Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.

Последний этап — рефлексия. Что я открыл сегодня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?

Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Выплеск впечатлений, по законам психологии, — облегчение и даже исцеление.

Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.

Технологию «творческих мастерских» я использую не только на уроках литературы. Данную форму я также использую на уроках мировой художественной культуры. В настоящее время в 11 классе разрабатывается проект по созданию нового направления в искусстве глазами учеников. Ребята 11 класса коллективно создают свои произведения: группа писателей работает над созданием литературного произведения, а группа художников пишет картины в придуманном ими новом направлении. Результатом данной работы считаю повышенный интерес к предмету, ориентированность в изученных направлениях искусства и постоянное возращение к изученному материалу.

Использование технологии мастерских на уроках литературы позволяет моим ученикам проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности. По каждому уроку-мастерской создается продукт творчества. Вот некоторые из них:

  • Урок «Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда», 7 класс.

Продукт: «Былины собственного сочинения», детские иллюстрации богатырей.

  • Урок «Жанр поучения в древнерусской литературе. «Поучение» Владимира Мономаха», 7 класс .

Продукт: собственное поучение для школьников младших классов по правилам дорожного движения.

  • Урок «Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова», 8 класс.

Продукт: создание собственной постановки комедии Гоголя «Ревизор».

Творческие работы учеников занимают почетное место на стенде в кабинете литературы, поддерживая тем самым предметно-развивающую среду и вызывая интерес учащихся других классов. Особенно меня радует, когда учащиеся делятся своими впечатлениями от урока с ребятами других классов.

Показатель эффективности такого урока – уровень творческой активности детей, а качество творческих и исследовательских работ – показатель личностного роста учащихся.

В копилке моих достижений - грамоты и победы в творческих конкурсах учеников, их активность в различных мероприятиях школы и района.

Фундаментальность технологии мастерских нашла своѐ место в ФГОС второго поколения в силу того, что в творческих мастерских формируется свободная личность, с ярко выраженной индивидуальностью, находящаяся в состоянии поиска для выражения творчества. Личность, которая легко самореализуется в современном мире.










Список использованной литературы и источников

  1. Бассис А. Узнавать новое значит порывать со старыми знаниями // А. Бассис / Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск l. / Под ред. Н.И. Беловой, Ф.В. Заряновой; СПГУПМ, Санкт-Петербург, 1995. С.15-19.

  1. Психология и педагогика. Онлайн Энциклопедия КРУГОСВЕТ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_ nauki/psihologiya_i_pedagogika.html. - Дата доступа: 24.04.2011.

  2. Пуйман, С.А. Путь к мастерству / С.А. Пуйман. - Минск: ИВЦ Минфина, 2006. - 72 с.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. - Москва: "Народное образование", 1998, 255 с.

  4. Степанова, Г.Б. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские // Г.Б. Степанова. - Москва: ОАО Центр гуманитарной литературы, 2006. - 160 с.

  5. Степанова, Г.В. Педагогические мастерские как условие развития творческой личности / Г.В. Степанова. - Москва: Чистые пруды, 2007. - 224 с.

  6. Струценко О. Технология "педагогических мастерских" как результат совместного творчества зарубежных и российских педагогов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/67.htm. - Дата доступа: 24.04.2011.

  7. Технология «Педагогические мастерские» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node28.html. - Дата доступа: 27.04.2011.

  8. Щуркова, Н.Е., Питюков, В.Ю., Савченко, А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. - Москва, 1993, 111 с.




Развитие личности через «творческую мастерскую» на уроках литературы Скачать материал
  • Русский язык и литература
Описание:

Концептуальное изложение "Развитие личности через «творческую мастерскую» на уроках литературы"

Развитие личности через «творческую мастерскую» на уроках литературы

«Первые шаги всегда самые трудные» - эти слова Р. Тагора стали поддержкой в моих педагогических начинаниях. Выбирая путь педагога, каждый из нас берет на себя ответственность за своих учеников. Моя цель - показать ученику, что он - кладезь возможностей, помочь ему поверить в себя, в свои силы, научить радоваться своим результатам.

«Каждый ребенок есть в известной степени гений» - эти слова Шопенгауэра, на мой взгляд, определяют сущность подхода к воспитанию. Творческое воспитывается творчески. Учитель – это особенный, неповторяемый человек, который выбирает, создает и творит на каждом уроке. Творческому подходу способствуют и новые требования. Как молодой начинающий педагог я стремлюсь отойти от привычных форм и методов, именно поэтому работа в творческой мастерской стала приоритетной в моих педагогических начинаниях, помогая осуществлять развитие творческой личности на уроках литературы.

Идея творческих мастерских не новая. Основные положения данной технологии были предложены в конце 20 века французской группой психологов и педагогов. В начале 90-х эта технология пришла в Россию и до сих пор не теряет своей популярности. Особенно заинтересовались ими специалисты из Санкт-Петербурга: И.А. Мухина, Л.Д. Фураева, Н.И. Хлебович, Ж.О. Андреева и др.

Существует много определений «творческих мастерских», но наиболее близко мне толкование В.М. Монахова: «Педагогическая мастерская – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учеников и учителя». Закон мастерской – делай по-своему, исходя из способностей, интересов и личного опыта, корректируй себя сам. Именно поэтому нет «точных методик» по проведению мастерских, каждый учитель вправе сам конструировать, создавать свои мастерские.

Выделяют следующие задачи творческих мастерских:

  1. Активное восприятие учащимися учебного материала.

  2. Творческое осмысление учебного материала.

  3. Саморазвитие ученика.

  4. Повышение интереса к процессу обучения.

  5. Развитие креативности.

  6. Повышения уровня грамотности.

  7. Повышение навыков аргументированного разговора и письма.

  8. Развитие социальной компетенции.

Отдельно стоит сказать о главной задаче этой технологии – приобретение знаний о самом себе. Это значит, что в процессе обучения в лучшую сторону меняется самооценка ребёнка, он начинает восхождение к сути своей личности, постигает глубины своей души и разума. Уроки литературы в «творческих мастерских» помогают достичь основных целей филологического образования:

1) развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

2) воспитание чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;

3) становление духовного мира человека, формирование внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;

4) воспитание чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;

5) формирование потребности в систематическом чтении художественных произведений.

Уроки литературы призваны формировать потребности личности в непрерывном совершенствовании, развить творческие способности, творческое самостоятельное решение. Каждый ребенок в творческой мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Моя задача на уроках создать особую эмоциональную атмосферу, которая будет способствовать преображению ученика в творца. Используя личный опыт, ребёнок совершает открытие. Ученик, поработавший в мастерской построения знаний, уже не скажет о теории литературы, что она мертва. Она способна действительно ожить, и соприкосновение с ней будет животворящим, поскольку школьнику предоставляется право освоения «живого знания». Самостоятельно обретенные подростком знания воспринимаются участником мастерской как личное открытие. Мастерская, что немаловажно, помогает участнику в какой-то мере понять состояние духовного подъема поэта, писателя, художника, композитора, скульптора в момент творческого озарения.

Существует алгоритм построения урока- мастерской. Он, при возможной коррекции, должен сохраняться, если нужно провести успешное занятие. Одно из важнейших условий при создании мастерской — её материал должен быть по-настоящему проблемным, даже парадоксальным. Тогда на любом из этапов занятия участники смогут пережить некий "прорыв" — открытие, потрясение, острое недоумение с озарением — то, что и делает мастерскую уникальной формой урока.

Алгоритм "мастерской построения знаний"

Первый этап — это индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Есть два необходимых условия такого задания: оно всегда опирается на личный опыт учащегося и — иногда парадоксально — связано со смыслом дальнейшей деятельности.

Второй этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разберём нечто (текст) на детали, а потом используем их как исходный строительный материал — можно и со своими "добавками".

Третий этап — это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.).

Пятый этап — обращение к новой информации и её обработка.

Шестой этап — исправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное.

Седьмой этап — итоговая социализация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются... Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.

Последний этап — рефлексия. Что я открыл сегодня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?

Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Выплеск впечатлений, по законам психологии, — облегчение и даже исцеление.

Интерес к литературе возникает у всех, кто становится участником мастерской. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.

Технологию «творческих мастерских» я использую не только на уроках литературы. Данную форму я также использую на уроках мировой художественной культуры. В настоящее время в 11 классе разрабатывается проект по созданию нового направления в искусстве глазами учеников. Ребята 11 класса коллективно создают свои произведения: группа писателей работает над созданием литературного произведения, а группа художников пишет картины в придуманном ими новом направлении. Результатом данной работы считаю повышенный интерес к предмету, ориентированность в изученных направлениях искусства и постоянное возращение к изученному материалу.

Использование технологии мастерских на уроках литературы позволяет моим ученикам проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности. По каждому уроку-мастерской создается продукт творчества. Вот некоторые из них:

  • Урок «Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда», 7 класс.

Продукт: «Былины собственного сочинения», детские иллюстрации богатырей.

  • Урок «Жанр поучения в древнерусской литературе. «Поучение» Владимира Мономаха», 7 класс .

Продукт: собственное поучение для школьников младших классов по правилам дорожного движения.

  • Урок «Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова», 8 класс.

Продукт: создание собственной постановки комедии Гоголя «Ревизор».

Творческие работы учеников занимают почетное место на стенде в кабинете литературы, поддерживая тем самым предметно-развивающую среду и вызывая интерес учащихся других классов. Особенно меня радует, когда учащиеся делятся своими впечатлениями от урока с ребятами других классов.

Показатель эффективности такого урока – уровень творческой активности детей, а качество творческих и исследовательских работ – показатель личностного роста учащихся.

В копилке моих достижений - грамоты и победы в творческих конкурсах учеников, их активность в различных мероприятиях школы и района.

Фундаментальность технологии мастерских нашла своѐ место в ФГОС второго поколения в силу того, что в творческих мастерских формируется свободная личность, с ярко выраженной индивидуальностью, находящаяся в состоянии поиска для выражения творчества. Личность, которая легко самореализуется в современном мире.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников

  1. Бассис А. Узнавать новое значит порывать со старыми знаниями // А. Бассис / Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта. Выпуск l. / Под ред. Н.И. Беловой, Ф.В. Заряновой; СПГУПМ, Санкт-Петербург, 1995. С.15-19.

 

  1. Психология и педагогика. Онлайн Энциклопедия КРУГОСВЕТ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_ nauki/psihologiya_i_pedagogika.html. - Дата доступа: 24.04.2011.

  2. Пуйман, С.А. Путь к мастерству / С.А. Пуйман. - Минск: ИВЦ Минфина, 2006. - 72 с.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. - Москва: "Народное образование", 1998, 255 с.

  4. Степанова, Г.Б. Творческое воспитание школьников. Педагогические мастерские // Г.Б. Степанова. - Москва: ОАО Центр гуманитарной литературы, 2006. - 160 с.

  5. Степанова, Г.В. Педагогические мастерские как условие развития творческой личности / Г.В. Степанова. - Москва: Чистые пруды, 2007. - 224 с.

  6. Струценко О. Технология "педагогических мастерских" как результат совместного творчества зарубежных и российских педагогов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/67.htm. - Дата доступа: 24.04.2011.

  7. Технология «Педагогические мастерские» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node28.html. - Дата доступа: 27.04.2011.

  8. Щуркова, Н.Е., Питюков, В.Ю., Савченко, А.П., Осипова Е.А. Новые технологии воспитательного процесса. - Москва, 1993, 111 с.

Автор Ушакова Элла Хасановна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1306
Номер материала 3487
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓