Инфоурок Иностранные языки КонспектыРазвитие коммуникативных умений на старшем этапе обучения с помощью информационно- коммуникационных технологий

Развитие коммуникативных умений на старшем этапе обучения с помощью информационно- коммуникационных технологий

Скачать материал

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

средняя школа № 68

c углубленным изучением информатики г. Пензы

 

 

 

 

 

 

Тема: Развитие коммуникативных умений на старшем этапе обучения

с помощью информационно- коммуникационных технологий

 

Из опыта работы учителя английского языка высшей категории,

Запальской  Людмилы Юрьевны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Пенза 2013г.

 

 

Целью данной статьи  является  показать возможности использования информационных технологий в развитии коммуникативных умений в четырех основных  видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме.

Применение новых информационных технологий принимает все большую актуальность в образовании. За рубежом использование Интернет -ресурсов в учебном процессе имеет достаточно богатый опыт. В  настоящее время и в отечественном образовании происходят значительные положительные  изменения в области использования ИКТ в учебном процессе, так как они имеют ряд преимуществ перед традиционными методами обучения. В чем же заключаются эти преимущества?

Во-первых, урок иностранного языка с использованием ИКТ становится более увлекательным и интересным;

Во-вторых, у ребенка  исчезает психологический  барьер, боязнь говорения,  появляется уверенность в себе.  К тому же ИКТ дают возможность  успешно развивать на уроке  4 основных  вида речевой деятельности : говорение, аудирование, чтение  и письмо.

На уроках, с применением новых информационных технологий,  детям интересно работать с Интернет-ресурсами,  повышается мотивация в изучении иностранного языка,  хорошо развивается зрительная и слуховая память.

Учитель, отбирая тот или иной обучающий интернет-ресурс должен знать требования к содержанию ресурсов предлагаемых на различных образовательных сайтах. Это прежде всего:

- соответствие лексики,  текстов,  диалогов ресурса  тематике  изучаемого программного материала;

-наличие   языковых явлений, изучаемых по программе;          

-наличие заданий на формирование коммуникативных умений;

 - адекватность и системность упражнений;

-соответствие речевого и грамматического материала, заданий и упражнений возрастным особенностям учащихся.

Исходя из  опыта работы с  Интернет-ресурсами, можно выделить сайты, направленные на развитие говорения (монологической и диалогической речи),   грамматических навыков, умений аудирования, чтения, письма.

Одним из рекомендуемых мною сайтов является сайт Вritish Council LearnTeensEnglish. Сайт предназначен для учащихся 9-11 классов. Основными  разделами  сайта являются:

1.English skills practice который содержит рубрики: Life in the UK

Video UK

Short stories and poems

Read at your level

2.Grammar and vocabulary

-Grammar snacks

-fast phrasals

Vocabulary exercises

3.Exams (reading,  Listening,  Grammar and vocabulary, speaking)

4.Free time (Video zone, games, photo captions, what is it?)

5.Magazines.

Интеграция в учебный процесс  раздела «Video UK» позволяет углубить и  «оживить » изучаемую тему.   Так, в 10 классе, по УМК «Английский язык нового тысячелетия» под редакцией О.Гроза,  на раздел «Животные» по программе выделено 10 часов. Содержание раздела учебника (тематика, лексика и грамматика) тесно перекликаются с видео- уроками раздела «Video UK»Как же успешно  построить урок с использованием предложенного сайта? Рассмотрим на примере урока из опыта работы.

Тема урока « Что мы можем сделать для бездомных (или диких ) животных?

Цель: развитие умений монологической речи по теме «Что мы можем для них сделать?»

образовательные задачи: расширение общего кругозора учащихся, расширение социо-культурных знаний;

развивающие задачи: развитие языковых способностей учащихся,  творческого мышления, готовности к коммуникации, языковой догадки, ценностных ориентаций.

воспитательные задачи:  воспитание ответственности  и  чувства заботы за животный мир;

-развитие у школьников умения сотрудничать, активно слушать;

практические задачи:

овладение новыми языковыми средствами, введение  новых  лексических единиц: charity, a habitat, have a passion for, provide time for free, the wild; формирование и развитие  речевых навыков устной речи,  развитие и совершенствование навыков аудирования,  активизация фраз выражения мнения.

Методы обучения:

·                     Коммуникативный метод ;

·                     личностно-ориентированный;

·                     аудио-визуальный;

·                     метод проблемного обучения;

Оборудование:

      -  класс с подключением компьютера к  сети Интернет, проектор,   Интернет-ресурсыhttp://learnenglishteens.britishcouncil.org/english-skills-practice/video-uk/wild-animals,   -экран; раздаточный материал, видеофильм.

Урок лучше начать  с постановкой проблемы:  « Что мы можем  сделать для бездомных животных, когда они нуждаются в нашей помощи?» (What can we do for homeless or wild animals when they need our help?) Учащиеся предлагают различные варианты помощи : We can take them home or to the vet-clinic; We can feed them; We should take them to the rescue center and etc.(3 мин)

2. Этап введения нового материала.  Просмотр видео по данной проблеме. До начала просмотра учащимся предлагается выполнить задание на соотнесение лексики и значения слов на интерактивной доске.Match the words and their definitions: (4-5м)

 

 

Animals which live freely in nature

wildlife

To save something from danger

 charity

A natural environment where humans don’t live

a habitat

An organization that helps the poor and the sick

to rescue

The type of place where a particular animal usually lives

a hedgehog

A kind of small wild animal, its body is covered with sharp spikes

the wild

 

 

 

B) Затем учащимся предлагается посмотреть передачу о диких животных, находящихся в спасательном центре Великобритании. ( 4 минуты)

http://learnenglishteens.britishcouncil.org/english-skills-practice/video-uk/wild-animals

Во время просмотра на экране одновременно с  видео идут словосочетания, которые учащимся необходимо запомнить, например: a nation of animal lovers, the staff, look after injuredthe people who work here are volunteers

Более того, у учителя есть возможность сделать распечатки к фильму,  пользуясь тестом, который находится  на сайте. К примеру,распечатка небольшого отрывка из фильма:

Transcript: 

Britain is a nation of animal lovers. From the cute and cuddly to slimy and scary, we love them all.

Some of us have a passion for our pets, the animals that become part of the family. But here at the Wildlife Rescue and Ambulance Service, they are wild about wildlife.

London is home to millions of people but it’s also home to many wild animals and sometimes they can get hurt.

Here at the centre, the staff look after injured or very young animals and then hopefully get them well enough so they can go back into the wild. It’s hard work looking after them. The first task of the day is serving breakfast.

Most of the people who work here are volunteers. None of them are paid. They help out and provide their time for free, for the love of the animals.

.....

3.После просмотра фильма переходим к контролю понимания. Выполняем задание “True/False» на интерактивной доске. (5м)

4. Тренировка на употребление предлогов и лексики. Задание Check your grammar: gap fill-prepositions. (5м)

5. Более того, в каждом уроке заложены карточки-распечатки для индивидуальной работы по сюжету фильма. Например,

6. Этап применения полученных знаний о спасении диких животных. Выход на монологическую речь. What animals live in your local area? Have you ever helped a sick or injured animal? What has been  done in your region to protect homeless animals? (15 м)

7. Подведение итогов.(2 м)

Как мы видим из приведенного урока, учителю совершенно не нужно ничего изобретать. Опытные и грамотные методисты сайта Британского Совета составили урок, что в нем  четко прослеживается логика и структура урока, его содержательность и насыщенность, соответствие всех этапов и заданий цели урока, личностно- ориентированная направленность, технология проблемного обучения.  Данная программа может быть использована не только в классах с высоким образовательным уровнем, но и в группах, где есть слабые учащиеся.  Мои учащиеся с удовольствием и интересом работают с данным образовательным ресурсом, а задания к нему предпочитают выполнять на интерактивной доске. Все остальные темы приблизительно построены по представленной схеме  данного урока.

Какая же еще тематика предлагается в курсе LearnEnglishteens Video UK.?

Успешно интегрируются в урок учебника «Английский язык нового тысячелетия» 9, 10, 11 класс под редакцией О.Гроза  следующие темы:

Туристическое наследие.

Британия в Европе?

Уличное искусство в Северной Ирландии.

Рождественские покупки.

Галереи.

Погода в Британии.

Оксфордский университет.

Дом будущего.

Праздники Великобритании “Bonfire night

На данном образовательном сайте в старших классах можно увлекательно отрабатывать  фразовые глаголы с помощью видео комиксов. Для старшеклассников и студентов употребление фразовых глаголов  действительно вызывает много вопросов и создает проблемы в коммуникации.  Обращаю внимание учителей  английского языка на сайт http://www.esltower.com/pronunciation.html где представлены необычайно полезные ресурсы по развитию умений устной речи на начальном этапе обучения. Так, например, курс 1 (для начинающих)  по совершенствованию произношения и   интонации состоит  из 8 блоков, сопровождаемых видеоуроками. Новая лексика вводится при помощи наглядности, озвучивается носителем языка, отрабатывается в вопросах, контексте. В каждом блоке указана цель урока. Например, блок 6, курс №1 , тема : фрукты. Цель-изучение названий фруктов и фразы для выражения что нравится и не нравится. Для среднего уровня предлагаются более сложные темы: работа, профессии. Все видеоуроки озвучены носителями языка. Для прослушивания лексики необходимо нажать на кнопку видео, повторять и запоминать слова и выражения,  представленные на экране. При необходимости, есть возможность делать паузы, отрабатывать произношение. Тематическое планирование курса представлено следующим образом : 

Course 1 Lessons

1.               Unit  intro – Alphabet & Phonics Resources.  Aim (Цель): Teach letters of the alphabet

2.               Unit   1 – Greetings - Hello Aim: Teach basic greetings – Hello, Hi, Goodbye.

3.               Unit   2 – What’s your name? Aim: To teach kids how to say their names.

4.               Unit   3 – How old are you? Aim: Teach kids how to say their age and  learn numbers 1 to 5.

5.               Unit   4 – Numbers – How many? Aim: Teach kids how to count from 1 to 10.

6.               Unit   5 A – Colours – What colour is it? Aim: Teach kids how to describe things through colours.

7.               Unit 5 B - Colours Vocabulary. Aim: Teach colours vocabulary

8.               Unit   6 – Fruits – I like apples. Aim: Teach kids names of fruits and how to express likes.

9.               Unit  7 – Body – I have a head. Aim: Teach kids parts of the body.

10.           Unit  8–  Actions  – I can, I can’t. Aim: Teach kids how to express ability using simple action verbs.

11.           Course 2 Lessons Unit  1 – Animals – Farms Animals.  Aim: Teach students how to express preference by using vocabulary related to farm animals.

12.           Unit   2 – Family Members. Aim: Teach words and expressions used when describing family.

13.           Unit  3 – School bag. Aim: To teach words and expressions related to classroom items. Unit  9 –  Days of the week and weekly activities. Aim: Teach days of the week and some things we do weekly.

Наличие разнообразных упражнений по совершенствованию английского произношения, поможет учащимся максимально приблизиться к английскому произношению обучаясь на сайте http://www.englishmedialab.com/pronunciation где следующие тренировочные упражнения:

1.                  Vowel Sounds Self-Grading Pronunciation Exercises- Упражнения на гласные звуки.

2.                  Vowel Sounds multiple choice quiz - Learn and practice English vowels –Тест множественного выбора на правильное произношение гласных звуков.

3.                  Double vowel sounds - Diphthongs Quiz - "EI" sound as in GAME- тест на дифтонги.

4.                  Phonetic multiple choice vowel exercise using Audio –упражнения на тренировку гласных звуков множественный выбор

5.                  English Intonation exercise: A multiple choice quiz with audio recordings to practice pronunciation and intonation in expressing feelings –упражнения на тренировку английской интонации.

6.                  Pronunciation and word stress Quiz. Word stress in another challenging part of pronunciation in English Learning. Here is a quiz to give you some practice.- практика произношения английских слов с различным ударением.

На данном сайте также представлены видеоуроки по совершенствованию английского произношении.

Phonetic Sounds Video Lessons - IPA

Vowel Sounds Video Lesson - Learn vowel sounds

Consonant Video Lesson 1 - Learn consonant sounds

На уроках английского языка также можно использовать интересные задания на употребления омонимов: кроссворды, квизы, игры.

1.                  Homonyms Self-Test Exercise

2.                  Homonyms Interactive Crossword puzzle - Ex. Deer and Dear

3.                  Phonetic Teaching : Printable Worksheets

4.                  Phonetic Quizzes as worksheets to print

5.                  Phonetic Crossword puzzles

6.                  Phonetic Board Game using IPA Decoding

7.                  Phonetic Charts and Flash Cards

Следующий сайт, заслуживающий особого внимания и хорошо известный в Великобритании http://carolinebrownlisteninglessons.com/index.html. Сайт поможет школьникам и студентам совершенствовать умения аудирования и навыки  произношении. На сайте предложены следующие  темы для изучения:

1.                  Oxford

2.                  Family

3.                  Traffic

4.                  The interview

5.                  The shopping trip

6.                  Setting up a company

7.                  Going to the wedding

8.                  The wedding

9.                  The wedding reception

10.              Lunch in the pub

 

11.              Buying a car

12.              A day out in England

13.              Quarantine

14.              The animals come out

15.              Brussels

16.              Travelling

17.              Cooking

18.              Mauritius

19.              London

20.              My office

 

 

Работу по развитию умений аудирования можно построить следующим образом. Возьмем, к примеру тему «Оксфорд».  Сначала  нам предлагают познакомиться с темой урока. Например:  «Everybody knows the name Oxford, a very famous city in England with its university. But what is it really like?  Find out by doing these four exercises» Теперь переходим к выполнению упражнений.

1.                  Упражнение 1-pre-listening vocabulary. Match the term with its definition.

2.                  Упражнение 2 –click on the words you hear while listening to the text about Oxford.

3.                  Упражнение 3 –Listen to the text again and complete the gaps.

4.                  Упражнение 4- Is this exactly what you hear?

Cледует заметить, что все задания интерактивны и предложенная система работы возможна по всем темам данного сайта. У учащихся есть возможность слушать носителей языка, повторять за диктором, отрабатывать интонацию и развивать умения аудирования.

Старшеклассникам будет полезно поработать с материалами сайта   http://news.bbc.co.uk/hi/russian/learn_english

Английские фразы из радиосправочника Би-би-си пригодятся  в самых разных ситуациях общения.  Уроки разбиты на следующие темы: Знакомство, Путешествие, Осмотр достопримечательностей, Отдых и Развлечения, Еда, Поход в кафе, Покупки, Взаимоотношения и другие. Как строится урок? Рассмотрим урок по теме « Путешествие».         Эпизод           4.
Изучаемая
фраза: Do you have a map of the town? - У вас есть карта городаУчащимся предлагается фраза « Do you have a map of the town?»  Затем прослушивается диалог с данной фразой, отрабатывается лексика фразы. Объясняется ситуация когда используется данная фраза. Эпизоды каждой темы разбиты следующим образом:

Путешествие

Эпизод           1.
Изучаемая фраза: I'd like to confirm my reservation. - Я бы хотел подтвердить свой заказ

Эпизод           2.
Изучаемая фраза: Where's the check-in? - Где находится регистрация (стойка регистрации билетов)?

Эпизод           3.  Изучаемая фраза: Where do I collect my luggage? - Где я могу получить свой багаж?

Эпизод           4. Изучаемая фраза: Do I have to change in Paris? - Мне нужно делать пересадку в Париже?

Эпизод           5.
Изучаемая фраза: I'd like a single to Paris, please. - Мне, пожалуйста, билет в одну сторону

Тренировочных  эпизодов по каждой теме от 7 до 9.  Для работы над британским акцентом можно потренироваться на сайтах ehow.com, englishmedialab.com, news.bbc.co.uk   Для работы над американским акцентом предлагаю посмотреть и послушать americanaccent.com; voanews.com; russian.goenglish.me. Заслуживает  внимание и  сайт www.engmaster.ru, состоящий из следующих  разделов: лексика, грамматика, фонетика, разное. В разделе «Разное» представлены видеоуроки «Английский с Мистером Данканом :  “All about you!”, “Health and exercise”, “Technology” и многие другие разговорные темы.      Моим учащимся особенно нравится изучать идиомы, представленные на данном  сайте. Все идиомы классифицированы по тематике, например,  урок 10: со словом bean (боб).

 Урок 11: со словом egg (яйцо).

 Урок 12: идиомы со словами banana (банан), grapes (виноград), cherry (вишня).

Урок 13: со словами potato (картофель), carrot (морковь), pea (горох).

 Урок 14: идиомы со словом tea (чай) и так далее. Всего 40 идиом, представленных носителем языка в игровой, драматизированной форме!

На мой взгляд, это один  из самых увлекательных и  новых методов  обучения английскому языку, с помощью которого у учащихся есть возможность видеть и слышать небольшую презентацию  определенной идиомы. Следует добавить, что курс ведет профессиональный актер, который не даст заскучать на уроке даже самым равнодушным  учащимся! Как можно изучать английский язык с помощью идиом? Во- первых , всегда можно подобрать идиому к изучаемой теме и начать урок с «Warming up». Во-вторых, обязательно попросите учащихся  завести словарь идиом, записывать  их, делать рисунки к идиомам. Обязательно после прослушивания идиомы и объяснения ее значения,  попросите детей попытаться объяснить значение идиомы на английском языке, стараясь имитировать произношение актера. Учите детей говорить на правильном английском, английском  без акцента! Работая, таким образом,  то есть используя прием «Прослушай и объясни идиому», мы развиваем одновременно и умения аудирования, говорения, совершенствуем произносительные навыки. В заключении  хочется еще раз отметить- старайтесь делать ваши уроки увлекательными, интересными и полезными с помощью ИКТ!  И тогда ваши дети будут любить и  с удовольствием учить иностранный язык! А в этом вам помогут интернет-сайты на которых  представлены   великолепные ресурсы для учителей  английского языка: красочный раздаточный материал, лексика с картинками, занимательные задания, видео уроки, электронные постеры к урокам  по грамматике, лексике, различным темам.

www.havefunteaching.com

www.ESLGrammergames.com

www.shedyingonline.ru

www.learn-english-today.com

www.classtites.com

www.ESLkidslab.com

www.Beaverenglish.com – изучаем английский занимательно с помощью песен и игр (2-5 кл)

Повысить мотивацию к изучению английского языка,  способствовать развитию логического мышления помогут интерактивные игры на сайтах:

www.veslgamesworld.com

www.englishmedialab.com

www.esl-galexy.com

www.-funenglishgames.com

www.ESLpowerpointGamesTempte.com

Быстро проверить и определить уровень владения языком можно на сайтах:

www.learn-english-today.com

www.tolernenglish.com

www.examenglish.com

http://www.cambridge.org/other_files/Flash_apps/inuse/EVUElementaryTest/EVUElementaryIndex.htm

http://www.cambridge.org/other_files/Flash_apps/inuse/EVUPreintTest/EVUPreintIndex.htm

http://www.cambridgeenglish.org/test-your-english/for-schools/?page=survey&pagenum=1

http://www.test-your-english-now.net/

http://www.americafree.tv/- на данном сайте вы можете просматривать различные передачи, даже классические или старинные.

http://www.memocast.com- для факультативных занятий найдите фильмы на английском языке, которые понравятся вашим учащимся.

http://thepiratebay.com-   специализированный  сайт, чтобы скачивать фильмы, специально для изучения английского языка.,  к примеру, сериалы, в разделе видео.

И самый серьезный сайт http://www.examenglish.com/CEFR/cefr.php

- подготовка к международному экзамену по английскому языку для тех учащихся, кто планирует продолжить обучение за рубежом. Остается пожелать вам удачи!

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Развитие коммуникативных умений на старшем этапе обучения с помощью информационно- коммуникационных технологий"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Животновод

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Целью данной статьи является показать возможности использования информационных технологий в развитии коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме.

Применение новых информационных технологий принимает все большую актуальность в образовании. За рубежом использование Интернет -ресурсов в учебном процессе имеет достаточно богатый опыт. В настоящее время и в отечественном образовании происходят значительные положительные изменения в области использования ИКТ в учебном процессе, так как они имеют ряд преимуществ перед традиционными методами обучения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 973 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 416
    • DOCX 216.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Запальская Людмила Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Запальская Людмила Юрьевна
    Запальская Людмила Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3453
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методы билингвального обучения иностранным языкам

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 85 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания итальянского языка с учетом требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 36 человек

Курс профессиональной переподготовки

Итальянский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель итальянского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 124 человека

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Информационные технологии и безопасность

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 50 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Общие понятия и диагностика антивитального поведения

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе