Инфоурок Другое Другие методич. материалыРазвитие информационной компетенции старших школьников в образовательном процессе.

Развитие информационной компетенции старших школьников в образовательном процессе.

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка.

 

 

 

 

 

 

  Тема: Развитие информационной компетенции старших школьников в образовательном процессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Скрябина Н.И.

преподаватель СКИиК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2015

 

 

Пояснительная записка.

По свидетельствам социологов в настоящее время наше общество перешло на абсолютно новую ступень своего развития. Сегодняшнее общество - это общество информационное. Постоянное общественное развитие предъявляет всё новые и новые требования к современной личности. Постоянно ускоряющийся ритм и динамика жизни, огромные информационные потоки, различного рода проблемы и требующие немедленного решения комплексные задачи требуют развития новых качеств личности: мобильности личности, креативности, способности самоменеджмента, самоконтроля и саморегуляции. Задача развить личность, которая могла бы быть успешна в современном мире, в полном объеме возлагается на педагогов. Перед учителем поставлена задача научить правильно работать с информацией и различными информационными источниками, правильно оценивать полученную информацию и находить наиболее эффективные способы её использования.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что она соответствует  современной государственной образовательной политике, способствует реализации компетентностного подхода и нацелена на личностно-ориентированное деятельностное  обучение.

Цель: Развитие информационной компетенции  учащихся на уроках.

 

Объект исследования: процесс развития информационной компетенции  учащихся.

 

Методы исследования:

 

·        анализ научной (естественнонаучной, педагогической, биологической) и учебно-методической литературы;

·        систематизация и обобщение результатов исследования.

·        изучение школьной документации – образовательных программ и рекомендаций к ним, планов работы учителей биологии.

 

Предполагаемый  результат: обосновать возможность и необходимость развития информационной компетенции школьников.

 

 

 

 

 

Соотношение понятий

«Компетенция – программа, на основе которой развивается компетентность»
Л.И. Зимняя

Компетентность – комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций.

 

Иерархия категории информационная компетентность.

 

 


    

Информационная компетенция – готовность к работе с информацией на бумажной и электронной основе.

 

Компоненты информационной компетенции

 

Компонент

Содержание компонента

 

когнитивный

- отражает процессы переработки поступающей информации; формализация, сравнение, обобщение, синтез с имеющимися базами знаний;

- разработка вариантов использования информации и прогнозирование последствий реализации решения проблемной ситуации;

- генерирование и прогнозирование использования новой информации и взаимодействие её с имеющимися базами знаний;

- организация хранения и восстановления информации в долгосрочной памяти;

ценностно-мотивационный

- создание условий, которые способствуют вхождению школьника в мир ценностей, оказывающих помощь при выборе важных ценностных ориентаций;

- характеризует степень мотивационных побуждений человека, влияющих на отношение индивидов к работе и к жизни в целом (выделяются четыре доминирующих типа побуждений - к достижениям, принадлежности к группе, обладанию властью, компетентности);

 

технико-технологический

- понимание принципов работы, возможностей и ограничений технических устройств, предназначенных для автоматизированного поиска и обработки информации;

- умение классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определённого технического средства в зависимости от его основных характеристик;

- понимание сущности технологического подхода к реализации деятельности;

- знание особенностей средств информационных технологий по поиску, переработке и хранению информации, а также выявлению, созданию и прогнозированию возможных технологических этапов по переработке информационных потоков;

- технологические навыки и умения работы с информационными потоками (в частности, с помощью средств информационных технологий)

коммуникативный

- знание, понимание, применение языков (естественных, формальных) и иных видов знаковых систем, технических средств коммуникаций в процессе передачи информации от одного человека к другому с помощью разнообразных форм и способов общения (вербальных, невербальных);

рефлексивный

- осознании собственного уровня саморегуляции личности, при котором жизненная функция самосознания заключается в самоуправлении поведением личности, а также в расширении самосознания, самореализации.

 

Свойства информационной компетенции

 

1.     дуализм – наличие объективной (внешней оценки информационной компетентности) и субъективной (внутренней – самооценки своей информационной компетентности индивидуумом) сторон;

2.     относительность – знания и базы знаний быстро устаревают и их можно рассматривать как новые только в условно-определённом пространственно-временном отрезке;

3.     структурированность – каждый человек имеет свои особым образом организованные базы знаний;

4.     селективность – не вся поступающая информация трансформируется в знания, встраиваемые в имеющиеся организованные базы знаний;

5.     аккумулятивность – знания и базы знаний с течением времени имеют тенденцию к «накоплению» – аккумуляции, становятся шире, глубже, объёмнее;

6.     самоорганизованность – процесс самопроизвольного возникновения в неравновесных системах новых структур баз знаний;

7.     «полифункциональность» – наличие разнообразных предметно- специфических баз знаний.

 

Функции информационной компетенции

 

1.     познавательная - направлена на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;

2.     коммуникативная, носителями которой являются семантические компоненты, «бумажные и электронные» носители информации педагогического программного комплекса;

3.     адаптивная - позволяет адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;

4.     нормативная - проявляется, прежде всего, как система моральных и юридических норм и требований в информационном обществе;

5.     оценочная (информативная) – активизирует умения ориентироваться в потоках разнообразной информации, выявлять и отбирать известную и новую информацию, оценивать значимую и второстепенную.

6.     интерактивная - формирует активную самостоятельную и творческую работу самого субъекта, ведущую к саморазвитию, самореализации.

 

Умения, которыми должен овладеть учащийся в рамках информационной компетенции:

 

1.     интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать информацию с позиции решаемой задачи.

2.     перефразировать мысль, и по необходимости дополнять ее.

3.     проводить информационно-смысловой анализ текста.

4.     формулировать аргументированные выводы.

5.     использовать полученную информацию для успешного планирования и реализации собственной деятельности.

6.     структурировать информацию и представлять ее в различных формах и на различных носителях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная компетенция учащихся.

 

Важнейшим компонентом информационной компетенции является умение извлекать информацию оно непосредственно связано с навыками смыслового чтения.

Российские школьники традиционно много работают с книгой. Можно привести следующие проверяемые умения, навыки и способы деятельности.


 

 

Заключение:

Таким образом, в процессе подготовки школьников, формирование информационной компетенции имеет важное значение. Так как при помощи реальных объектов и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает умения деятельности учащегося по отношению к информации, содержащейся в учебном предмете, а также в окружающем мире.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Развитие информационной компетенции старших школьников в образовательном процессе."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Формирование информационной компетенции имеет важное значение   для меняющейся современной государственной образовательной политики и способствует реализации компетентностного подхода, нацелена на личностно-ориентированное деятельностное  обучение.

В статье подробно освещены следующие вопросы:

1.     Соотношение понятий "компетенция" и "компетентность"

2.     Иерархия категории информационная компетентность.

3.     Компоненты информационной компетенции

4.     Свойства информационной компетенции

5.     Функции информационной компетенции

6.     Умения, которыми должен овладеть учащийся в рамках информационной компетенции.

 

Информация данной методической разработки раскрывает суть информационной компетенции и будет полезна всем педагогам предметникам. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 020 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.02.2015 550
    • DOCX 78 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Скрябина  Наталья Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Скрябина  Наталья Ивановна
    Скрябина  Наталья Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3579
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Фитнес: теория и практика

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек