Инфоурок Биология Другие методич. материалыРазвитие зрительной памяти у детей с лёгкой степенью умственной отсталости на уроках биологии посредством заданий

Развитие зрительной памяти у детей с лёгкой степенью умственной отсталости на уроках биологии посредством заданий

Скачать материал

Развитие зрительной памяти у детей

с лёгкой степенью умственной отсталости

на уроках биологии посредством заданий

ПАМЯТЬ – ОСНОВА ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, и, будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Выполняя ту или иную деятельность, человек может запоминать предметы, явления, других людей, их отношения, движения, мысли, чувства. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, так как протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими (Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В. Дубровина, Г. Крайг, А.А. Крылов, А.Н. Леонтьев, А.Г. Маклаков, С.Л. Рубинштейн и др.).

У детей с сохранным интеллектом развитие зрительной памяти начинается достаточно рано, благодаря чему ребёнок познаёт окружающую действительность, фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без памяти немыслимо развитие личности, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определённой системы отношений к окружающему миру.

В свою очередь зрительная память учащихся образовательных учреждений VIII вида характеризуется значительным недоразвитием. Это препятствует познанию окружающего мира, снижает эффективность усвоения программного материала, препятствует личностному развитию.

Результаты исследований зрительной памяти у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости позволили учёным показать, что эти дети усваивают все новое очень медленно, быстро забывают, неточно воспроизводят, плохо перерабатывают воспринятый на зрительной основе материал, и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретёнными знаниями и умениями на практике (Л.С. Выготский, И.М. Бгажнокова, Д.Н. Исаев, И.А. Коробейников, Е.Н. Моргачёва, М.С. Певзнер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн, Л.М. Шипицына и др.).

Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение – у умственно отсталых школьников имеют специфические особенности, так как формируются в условиях нарушенного развития. Эти дети лучше запоминают внешние, иногда случайные признаки, зрительно воспринимаемые. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У умственно отсталых детей позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. При этом преимущество преднамеренного запоминания у умственно отсталых выражено не так ярко, как у их сверстников с сохранным интеллектом.

Развитие зрительной памяти на материале уроков биологии позволяет обеспечить усвоение детьми материала по этой дисциплине, овладеть объективными представлениями о живой и неживой природе. В то же время вопросы развития у учащихся среднего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости зрительной памяти на уроках биологии в современной олигофренопедагогике практически не освещены. Это свидетельствует об актуальности проблемы исследования.


Цель исследования: теоретически обосновать, подобрать и апробировать задания, направленные на развитие у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости зрительной памяти на уроках биологии.

Объект исследования: процесс развития у школьников с лёгкой степенью умственной отсталости зрительной памяти.

Предмет исследования: задания, направленные на развитие у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости зрительной памяти.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что коррекционно-педагогическая работа по развитию у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости зрительной памяти будет эффективной, если в биологии использовать задания, направленные на:

- развитие наблюдательности;

- обучение рациональным приёмам запоминания;

- расширение объёма запоминаемого материала.

Эксперимент был организован с учащимися 5,6 класса VIII вида. Количество испытуемых составило 6 человек.

Для выявления уровня развития у учащихся зрительной памяти была использована диагностическая методика, включающая три серии заданий. Автор методики – Любовь Николаевна Блинова.

Результаты констатирующего этапа исследования позволили сделать вывод о том, что у школьников с лёгкой степенью умственной отсталости зрительная память ослаблена:

- ограничены объём запоминания, а также продолжительность запоминания смысловой информации;

- уменьшены скорость, полнота, прочность запоминания;

- дети не умеют использовать рациональные приёмы запоминания, не стремятся контролировать свои действия и результаты запоминания.

hello_html_2b824573.gif

Рисунок 1. Уровни развития у учащихся зрительной памяти

на констатирующем этапе исследования


На констатирующем этапе эксперимента учащимся были присвоены средний и ниже среднего уровни развития зрительной памяти.

Коррекционная работа с учащимися на формирующем этапе проводилась на уроках биологии

Средством развития у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости зрительной памяти являлись задания практической направленности. Их отбор осуществлялся из научно-методической литературы . Некоторые задания были отобраны из рабочих тетрадей и учебников биологии для 5,6 класса школы VIII вида .

Мы систематизировали эти задания, продумали последовательность и форму их предъявления ученикам на экспериментальных уроках биологии.

Работа со школьниками проводилась 2 раза в неделю.

Коррекционная работа проводилась по нескольким направлениям. Мы использовали задания, направленные на:

- развитие наблюдательности,

- обучение рациональным приёмам запоминания,

- расширение объёма запоминаемого материала.

Задания по этим направлениям реализовывались не последовательно, а чередовались. Это позволяло разнообразить деятельность учащихся, оказывать комплексное воздействие на преодоление недостатков в развитии у этих детей зрительной памяти.

В соответствии с содержанием типовой программы образовательных учреждений VIII вида, пяти-шестиклассники с лёгкой степенью умственной отсталости усваивали следующие темы: «живая природа», «неживая природа», «вода», «лёд», «свойства воды», «воздух», «кислород», «углекислый газ», «полезные ископаемые», «минеральные удобрения», «почва» и др.



Развитие наблюдательности.

При проведении работы в этом направлении учитывалось, что развитие наблюдательности напрямую связано с совершенствованием зрительной памяти. Мы руководили наблюдением школьников.

Основными объектами наблюдения являлись вода (в том числе в виде льда и снега), песок, глина, гранит, чёрные и цветные металлы и др.

Наблюдение осуществлялось различным образом и в разных условиях:

- посредством изучения и анализа натурального объекта неживой природы. Например, гранита при изучении раздела «Полезные ископаемые»;

- посредством рассматривания и анализа изображения объекта (на предметной картинке, на иллюстрации в учебнике, на схеме, рисунке, фотографии и др.). Например, предъявлялись рисунки нефти, калийной соли, минеральных удобрений и др.;

- посредством рассматривания коллекций, в которых были представлены отдельные полезные ископаемые;

- посредством просмотра видеозаписи (7 – 8 мин.). Например, демонстрировались различные типы почв, использование воды в быту и хозяйстве человека ,способы добычи нефти и др.

В процессе наблюдения и по его ходу мы привлекали внимание школьников к изучаемому объекту, обозначали его соответствующим термином, отмечая сначала его главные, а затем второстепенные признаки.

Дети узнавали о том, что для запоминания и последующего правильного воспроизведения предмета его нужно внимательно рассмотреть, выделить все детали. Внимание школьников привлекалось за счёт организации беседы, активного изучения объекта по возможности на полисенсорной основе (слуховой, зрительной, тактильной).

Например, ученикам предлагалось задание «Коллекция». В эту коллекцию вошли полезные ископаемые (8 шт.). Детям предлагалось в течение 2 – 3 минут рассмотреть эти объекты, запомнить, словесно проиллюстрировать их. Затем мы убирали полезные ископаемые и просили ребёнка рассказать, какие из них повторялись. Например, два гранита т.д.

Задания включались в структуру каждого урока, его основной части, и в среднем занимали 5 минут.

Обучение рациональным приёмам запоминания.

На основе изучения научной литературы мы установили, что основными приёмами запоминания, относящимися к числу рациональных, являются следующие:

- комментирование выполняемых действий, требующих запоминания;

1. Подчеркните правильный ответ.

НЕФТЬ – это камень, газообразное тело, маслянистая жидкость.

2. Отметьте знаком «+» правильный ответ.

В природе нефть встречается черного, красного, белого, темно-коричневого, зеленовато-бурого, желтого цвета.

3. Обведите правильный ответ в рамочку.

У нефти запах –

ВАНИЛИНА, КЕРОСИНА, НЕТ ЗАПАХА.

4. Соедините Полезные Ископаемые и способ его добычи.

карьер

нефть шахта

скважина


Так, школьники комментировали свои действия, когда выполняли задания на сравнение. Ученики сравнивали объекты неживой природы, их свойства. Например, при изучении тематического раздела «Вода» шестиклассники сравнивали прозрачную и мутную воду; питьевую и минеральную воду; воду в виде льда и снега, способы очистки воды.

Как правило, такие задания выполнялись на этапе закрепления изученного материала или при проведении уроков обобщающего повторения.

Остановимся подробнее на одном из примеров использованных заданий при изучении темы «Вода».

Сначала учащиеся познакомились со свойствами воды, а затем перешли к выполнению задания.

Задание «Вода не имеет запаха» было связано с проведением опыта. Вода сравнивалась с духами и подсолнечным маслом. Ученикам предлагалось понюхать по очереди разные жидкости: духи, подсолнечное масло, воду. Все действия комментировались, что было важно для развития зрительной памяти. После этого ученики отметили, что запах имеют только масло и духи. Устанавливалось, что эти запахи отличаются.

Выводы, к которым пришли дети в ходе опыта, кратко записывались в тетрадь, что также было важно для развития зрительной памяти.

Мы широко применяли и приём «чанкинг». - «чанкинг», то есть группировка объектов по наиболее явным признакам. Детям непосредственно перед запоминанием предлагалось группировать предметы или объекты по различным признакам, а также составлять схемы, заполнять таблицы. В этой связи школьникам предлагались такие задания: составить схемы «Снег и лёд».

«Снег и лед »

hello_html_3aa03ab0.png

Рисунок 2. Схема, которую составляли ученики при изучении

тематического раздела «Вода»



«Состав почвы»

hello_html_6242f34e.gif

Рис. 3. Схема, которую составляли ученики

при изучении темы «Состав почвы»

При составлении схем, заполнении таблиц, дифференциации объектов живой и неживой природы по группам (иллюстраций, полезных ископаемых, муляжей) дети запоминали гораздо больше символов, элементов, фигур, поскольку группировали информацию о смысловых группах.

Расширение объёма запоминаемого материала.

Работая над расширением объёма запоминаемого материала, мы постепенно увеличивали количество объектов, которые предстояло запомнить, а затем воспроизвести учащимся. Так, первоначально количество объектов не превышало 4 – 5, а затем увеличивалось до 12 – 14. При определении этого количества учитывались методические рекомендации С.И. Пронина.

Задания, направленные на расширение у школьников с лёгкой степенью умственной отсталости объёма запоминаемого материала, сопровождались иллюстрациями, предметами, которые были крупными, яркими, узнаваемыми детьми. Изображения на иллюстрациях были пропорциональными, соответствовали реальному изображению предмета, что облегчало их зрительное восприятие и последующее запоминание.

В числе использованных заданий были такие, которые требовали сначала рассмотреть и запомнить, а затем выполнить следующее:

- выбрать только те изображения, где есть вода (река, озеро, котлован, море, ручей и др.);

- исключить те изображения из ряда заданных, которые не являются полезными ископаемыми;

- выложить ряд из изображений таких объектов, которые не могут существовать без почвы. И др.

Если школьники забывали и опускали те или иные детали, элементы, мы задавали ученикам наводящие вопросы, просили припомнить, чего не хватает и т.п.

На контрольном этапе исследования был сделан вывод о том, что у учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости отмечается положительная динамика в развитии зрительной памяти. Увеличился объём запоминаемого материала, улучшились скорость, полнота запоминания.

Школьники стали более наблюдательными, у них отмечается совершенствование способности устанавливать опосредованные связи и пользоваться ими при воспроизведении информации, предлагающейся для зрительного запоминания.


hello_html_m76982819.gif

Рисунок 4. Уровни развития у учащихся зрительной памяти

на констатирующем и контрольном этапах исследования


В целом поставленная цель была достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердилась.


МКОУ « Цветнопольская СОШ»

Азовского ННМР

Омской области





Развитие зрительной памяти

у детей с легкой степенью умственной отсталости на уроках биологии посредством заданий





Яхонтова Светлана Альбертовна

учитель коррекционного обучения

10



Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Развитие зрительной памяти у детей с лёгкой степенью умственной отсталости на уроках биологии посредством заданий"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер по платежным услугам

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ПАМЯТЬ – ОСНОВА ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Память является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, и, будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Выполняя ту или иную деятельность, человек может запоминать предметы, явления, других людей, их отношения, движения, мысли, чувства. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, так как протекание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для «сцепления» с последующими (Ю.Б. Гиппенрейтер, И.В. Дубровина, Г. Крайг, А.А. Крылов, А.Н. Леонтьев, А.Г. Маклаков, С.Л. Рубинштейн и др.).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 199 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 624
    • DOCX 507.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Яхонтова Светлана Альбертовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Яхонтова Светлана Альбертовна
    Яхонтова Светлана Альбертовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2704
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 324 человека

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Мини-курс

Педагогические идеи выдающихся педагогов и критиков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов