Развитие устной и письменной речи учащихся младшего школьного возраста
Жуковская Татьяна
Николаевна, учитель начальных классов.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь,
овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его
речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на
детский возраст – его дошкольный и школьный периоды.
В раннем детстве у ребёнка возникают
потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств
речи: гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова.
С самого начала речь возникает как средство
общения. Позднее речь становится средством познания окружающего мира.
Развиваясь, ребёнок пользуется всё более сложными языковыми единицами.
Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребёнок овладевает
закономерностями словообразоания, многообразными синтаксическими конструкциями.
Эти средства языка он использует для передачи своих всё более усложняющихся
знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.
Первоначально ребёнок выражает чувства и мысли
отдельными словами. Но вскоре, примерно с двухлетнего возраста, он начинает
улавливать в языке систему, его закономерности. В его речи появляются слова,
употреблённые в нужных падежах, временных, родовых и иных формах,
конструируются предложения.
Не зная правил, ребёнок безошибочно склоняет,
спрягает, связывает слова.
К семилетнему возрасту, дети уже в основном
владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в
пределах разговорного стиля. Иными словами, дети овладевают разным языком через
речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно
создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения
своих мыслей.
У учащихся младших классов ограниченный объем слов,
однообразные синтаксические конструкции. Речь их состоит из коротких однотипных
предложений со слабо выраженной связью между ними. Текст, который они встала
очень серьезная задача научить детей чувствовать слово, строить предложения,
понимать текст (тему, идею, структуру). Эту задачу я начала решать на уроках
русского языка, литературы и на стимулирующих, поддерживающих занятиях.
На своих уроках я использую речевой материал
так, чтобы, развивая речь, совершенствовать мышление, так как сам по себе
речевой материал способствует развитию таких операций мышления, как анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д. Так, например, при выделении
звука из речевого потока не только развивается фонематический
слух детей, но и такие мыслительные операции, как анализ и синтез. При
расширении словарного запаса школьников формируется умение
классифицировать группы родственных слов, тем самым развиваются такие операции
мышления, как обобщение и классификация. При работе над
развитием грамматических навыков учу ребят понимать и правильно
употреблять предложно – падежные формы, составлять предложения по картинкам,
сериям картинок, тем самым работать над смыслом слов, т.е. над понятийным
аппаратом, следовательно, школьники учатся устанавливать причинно –
следственные связи, развивать логику рассуждений.
Из всех знаний и умений самым важным, самым
необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво
говорить на своем языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает
богатством языка. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек
пользуется им, тем успешнее он познает сложные связи в природе и обществе. Для
ребенка достаточный уровень речевого развития – залог успешного обучения.
Содержание образования на современном этапе характеризуется усилением внимания
к проблеме развития связной устной и письменной речи школьников. Речь учеников
отличается ограниченным запасом слов, трудностью связного высказывания и общения.
Эти школьники испытывают трудности по всем учебным предметам с самых первых
дней обучения. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности
развития у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л.
Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и
указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев,
Л.В. Щерба).
Наблюдательность очень важна для развития
связной речи. Школа организует систему наблюдений природы, отдельных предметов
и процессов. Устные рассказы и письменные сочинения обобщают, упорядочивают
результаты наблюдений.
Рассказы по наблюдениям получаются большими по
размерам, потому что у детей много материала. А последовательность, полнота
описания обеспечиваются подготовительной беседой.
В развитии речи нужна кропотливая работа
учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно
приведет к успеху.
Развивая связную речь школьников, мы прививаем
ряд конкретных умений, то есть, учим их.
во-первых, умение понять, осмыслить тему,
выделить её, найти границы;
во-вторых, умение собирать материал, отбирать
то, что важно и отбрасывать второстепенное;
в-третьих, умение располагать материал в
нужной последовательности, строить рассказ по плану;
в-четвёртых, умение пользоваться средствами
языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также
исправлять, совершенствовать, улучшать написанное.
Пересказы по иллюстрациям сказок более
содержательны, структурно оформлены, отличаются большей полнотой
последовательностью. Дети воспроизводили практически все основные моменты
сказки, поскольку они наглядно представлены на иллюстрациях.
Таким образом, представленные аргументы
доказывают необходимость специальной целенаправленной поэтапной педагогической
работы по развитию всех уровней речи и личности ученика в целом.
Как отмечалось выше, развитие речи учащихся -
это процесс длительный и сложный, требующий систематического и
целенаправленного вмешательства преподавателя.
Методика начальной школы предусматривает
работу над следующими видами связной речи:
- развернутые ответы на вопросы;
- анализ прочитанного;
- устные рассказы по теме, по картине, по
наблюдениям;
- записи по наблюдениям, ведение рабочих
тетрадей по окружаещему миру;
- диалоги;
- импровизация сказок;
- словесное рисование;
- письменное изложение;
- письменное сочинение.
Основной задачей работы по развитию речи
является вооружение учащихся умением содержательно, грамматически и
стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие
мысли.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.