РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ.
Формирование социально-активной личности немыслимо без
воспитания у каждого члена общества не только понимания окружающих, но и обязательного
чувства общности с ним. Это чувство не возникает без развития душевного и
искреннего интереса к другим людям.
Именно поэтому мы должны через искусство формировать
наш образ триединства. Э.В. Ильенков подтвердил: «Истина, добро, красота – это
три способа выражения одного и того же – растут из одного корня, питаются
одними соками. Поэтому, как бы далеко не разошлись ветви в своем росте. они
всегда останутся ветвями одного дерева. Поэтому они «внутренне» не могут быть
враждебны друг другу». [1]
Я веду занятия по изобразительному искусству, и это ко
многому обязывает: не только научить детей рисовать, но и сделать их достойными
наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки и,
стало быть, не разорвать тончайших нитей, нас с прошлым, т.е. сформировать у
них зрительскую культуру. Всё это обязаны сделать мы, педагоги.
Путь к зрительской культуре не прост. К ней ребенок
идет через изучение многообразнейшего материала по искусству разных времен и
народов, через этапы совершенствования художественно-творческих способностей.
Через широкий диапазон эмоционально-нравственных переживаний, которые обостряют
восприятие, очеловечивают весь процесс обучения.
Основным законом постулатом
и главным двигателем в своей работе считаю закон триединства: «Истина, добро,
красота».
Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные
возможности для развития творческого потенциала, фантазии, интуиции. Для
ощущения ребенком радости ручного труда как творчества. Ребенок способен в
создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. Он создает
продукт своего творчества, который доставляет радость и ему и взрослым.
Умение видеть и использовать сочетание красок – это
значит с их помощью передавать свой внутренний мир. Способность правильно
выбрать сочетающиеся материалы живой и неживой природы – это значит найти свой
стиль.
Внутренний мир ребенка обогащает умелое сочетание и
переход от одной техники работы к другой и дают возможность поддерживать,
стимулировать неиссякаемый интерес к творчеству. [2]
Воспитывая в детях видения и понимания закона
триединства, я учу их осваивать разные способы самовыражения в:
-лепке ; - рисовании;- дизайне интерьера ; -выборе
одежды ;-стиле поведения;
-отношения к окружающему миру.
Основной своей задачей считаю идею сотрудничества
коллектива учащихся и педагога на основе единого стремления к красоте.
Работа по созданию единого творческого коллектива
зарождается еще с первого года обучения (программа предусматривает коллективные
работы), но своего расцвета сотрудничество достигает к тому времени. Когда
полученные ранее знания и умения переходят в качество профессионального уровня.
С этого момента между педагогом и учащимися возникает единый творческий союз.
[3] Мы обсуждаем проект будущей работы, пути наиболее удачного решения.
Живой обмен мнениями, идеями, творческими
предложениями помогает достичь единого восприятия и определить пути выполнения
работы. Таким образом, достигается тот уровень, когда:
-качества работы – профессиональное;
-решение работы – авторское;
-восприятие работы – гармония.
Воплощая идею сотрудничества и сотворчества между
педагогом и учащимися, стремлюсь воспитать высоко одухотворенную,
социально-активную личность через видение красоты окружающего мира и воплощение
ее в своих работах.
Условия достижения этой цели следующие:
-совершенствование практических навыков работы
различными техниками изображения (рисование, конструирование, лепка и т.д.);
-знакомство с произведениями изобразительного искусства,
музыки, литературы путем проведения занятий-путешествий, занятий-бесед, экскурсий
в художественный музей;
-реализацию творческого потенциала учащихся через
систему индивидуальных и коллективных заданий;
-создание единой системы эстетического воспитания – системы,
охватывающей музыку, изобразительное искусство и литературу.
Занятие по искусству – театральное действие и должно
быть так и обставлено. Для этого нужна особая атмосфера занятия: игровые,
сказочные моменты. Для введения в состояние сопереживания учащихся-актеров,
т.е. они должны «войти в роль».
А педагог-режиссер тонко и незаметно должен
детей-актёров ввести в роль, тактично вовлечь в сопереживание. Только
логически, без такого эмоционального введения в сопереживание, восприятия не
произойдет. И в этом особая специфика занятий по искусству.
Принципы и методы преподавания искусства должны быть
почерпнуты из самого искусства. Вот основные из тех, что выкристализовались в
ходе работы.
1. Принцип-закон уподобления, раскрывающийся в методах
педагогической драматургии, создания на занятиях ситуаций уподобления.
2.Принцип освоения вживанием (принцип целостности и
неспешности эмоционального освоения)
3. Принцип единства формы и содержания.
Основным методом в этом принципе является обязательная
постановка эмоционально – отношенческих задач в любой практической деятельности
(доброе- злое, радость-грусть и т.д.)
4.Принцип создания потребности в приобретении знаний.
Методы преподавания искусства нацелены на развитие в
человеке этих высоких качеств человеческой зрелости. Я не жду быстрых результатов,
но верю в большие возможности этой программы в воспитании человека, обладающего
развитым вкусом, понимающим гармонию, чувствующим ее в природе. Такой человек,
будь он плотником или пахарем, тотчас заметит непорядок, некрасиво сделанная
работа бьет ему в глаза.
Так что же для нас искусство?
Тортик (сладкий сироп) к обеду или самая соль, его
черный хлеб. Спасающий «человека от нравственного рахита». Искусство-это оружие
в борьбе за духовную культуру народа. За саму жизнь, а наши занятия - это
колыбель культуры человека.
Из года в год качество знаний, культурный уровень
учащихся неизменно повышается. А это значит, есть надежда, что в нашей стране
на место общественно-равнодушных людей придут социально-активные Личности,
отвечающие за развитие общества, готовые взять на себя ответственность за
судьбы других людей.
«…Красота спасет мир…».
Литература:
1.Выготский
Л.С. Педагогическая психология. -М., 1991.
2.Давыдов
В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии.
- 1992. -№ 1-2.
3.Ермолаева-Томина
Л.Б. Психология художественного творчества. - М., 2005.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.