Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ.


Формирование социально-активной личности немыслимо без воспитания у каждого члена общества не только понимания окружающих, но и обязательного чувства общности с ним. Это чувство не возникает без развития душевного и искреннего интереса к другим людям.

Именно поэтому мы должны через искусство формировать наш образ триединства. Э.В. Ильенков подтвердил: «Истина, добро, красота – это три способа выражения одного и того же – растут из одного корня, питаются одними соками. Поэтому, как бы далеко не разошлись ветви в своем росте. они всегда останутся ветвями одного дерева. Поэтому они «внутренне» не могут быть враждебны друг другу». [1]

Я веду занятия по изобразительному искусству, и это ко многому обязывает: не только научить детей рисовать, но и сделать их достойными наследниками тех духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки и, стало быть, не разорвать тончайших нитей, нас с прошлым, т.е. сформировать у них зрительскую культуру. Всё это обязаны сделать мы, педагоги.

Путь к зрительской культуре не прост. К ней ребенок идет через изучение многообразнейшего материала по искусству разных времен и народов, через этапы совершенствования художественно-творческих способностей. Через широкий диапазон эмоционально-нравственных переживаний, которые обостряют восприятие, очеловечивают весь процесс обучения.

Основным законом постулатом и главным двигателем в своей работе считаю закон триединства: «Истина, добро, красота».

Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии, интуиции. Для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества. Ребенок способен в создании конкретных предметов выражать свое отношение к миру. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему и взрослым.

Умение видеть и использовать сочетание красок – это значит с их помощью передавать свой внутренний мир. Способность правильно выбрать сочетающиеся материалы живой и неживой природы – это значит найти свой стиль.

Внутренний мир ребенка обогащает умелое сочетание и переход от одной техники работы к другой и дают возможность поддерживать, стимулировать неиссякаемый интерес к творчеству. [2]

Воспитывая в детях видения и понимания закона триединства, я учу их осваивать разные способы самовыражения в:

-лепке ; - рисовании;- дизайне интерьера ; -выборе одежды ;-стиле поведения;

-отношения к окружающему миру.

Основной своей задачей считаю идею сотрудничества коллектива учащихся и педагога на основе единого стремления к красоте.

Работа по созданию единого творческого коллектива зарождается еще с первого года обучения (программа предусматривает коллективные работы), но своего расцвета сотрудничество достигает к тому времени. Когда полученные ранее знания и умения переходят в качество профессионального уровня. С этого момента между педагогом и учащимися возникает единый творческий союз. [3] Мы обсуждаем проект будущей работы, пути наиболее удачного решения.

Живой обмен мнениями, идеями, творческими предложениями помогает достичь единого восприятия и определить пути выполнения работы. Таким образом, достигается тот уровень, когда:

-качества работы – профессиональное;

-решение работы – авторское;

-восприятие работы – гармония.

Воплощая идею сотрудничества и сотворчества между педагогом и учащимися, стремлюсь воспитать высоко одухотворенную, социально-активную личность через видение красоты окружающего мира и воплощение ее в своих работах.

Условия достижения этой цели следующие:

-совершенствование практических навыков работы различными техниками изображения (рисование, конструирование, лепка и т.д.);

-знакомство с произведениями изобразительного искусства, музыки, литературы путем проведения занятий-путешествий, занятий-бесед, экскурсий в художественный музей;

-реализацию творческого потенциала учащихся через систему индивидуальных и коллективных заданий;

-создание единой системы эстетического воспитания – системы, охватывающей музыку, изобразительное искусство и литературу.

Занятие по искусству – театральное действие и должно быть так и обставлено. Для этого нужна особая атмосфера занятия: игровые, сказочные моменты. Для введения в состояние сопереживания учащихся-актеров, т.е. они должны «войти в роль».

А педагог-режиссер тонко и незаметно должен детей-актёров ввести в роль, тактично вовлечь в сопереживание. Только логически, без такого эмоционального введения в сопереживание, восприятия не произойдет. И в этом особая специфика занятий по искусству.

Принципы и методы преподавания искусства должны быть почерпнуты из самого искусства. Вот основные из тех, что выкристализовались в ходе работы.

1. Принцип-закон уподобления, раскрывающийся в методах педагогической драматургии, создания на занятиях ситуаций уподобления.

2.Принцип освоения вживанием (принцип целостности и неспешности эмоционального освоения)

3. Принцип единства формы и содержания.

Основным методом в этом принципе является обязательная постановка эмоционально – отношенческих задач в любой практической деятельности

(доброе- злое, радость-грусть и т.д.)

4.Принцип создания потребности в приобретении знаний.

Методы преподавания искусства нацелены на развитие в человеке этих высоких качеств человеческой зрелости. Я не жду быстрых результатов, но верю в большие возможности этой программы в воспитании человека, обладающего развитым вкусом, понимающим гармонию, чувствующим ее в природе. Такой человек, будь он плотником или пахарем, тотчас заметит непорядок, некрасиво сделанная работа бьет ему в глаза.

Так что же для нас искусство?

Тортик (сладкий сироп) к обеду или самая соль, его черный хлеб. Спасающий «человека от нравственного рахита». Искусство-это оружие в борьбе за духовную культуру народа. За саму жизнь, а наши занятия - это колыбель культуры человека.

Из года в год качество знаний, культурный уровень учащихся неизменно повышается. А это значит, есть надежда, что в нашей стране на место общественно-равнодушных людей придут социально-активные Личности, отвечающие за развитие общества, готовые взять на себя ответственность за судьбы других людей.

«…Красота спасет мир…».




Литература:


1.Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М., 1991.

2.Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии. - 1992. -№ 1-2.

3.Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества. - М., 2005.







3


  • Другое
Автор Медведева Зинаида Петровна
Дата добавления 02.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 278
Номер материала MA-072437
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»