Тема
урока «Искусства различны, тема едина»
_5_класс
Найденова
Татьяна Валерьевна, учитель музыки МБОУ ООШ № 21 города Белово
Задачи :
Образовательные (познакомить
с произведениями П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь», Р. Шумана «Первая
утрата»; углубить знания о взаимосвязи ИЗО, музыки и литературы, раскрыть связь
и показать взаимодействие музыки с другими видами искусства через знакомство с
произведениями музыки, литературы, живописи.
Развивающие - способствовать
развитию: памяти; речи; наблюдательности; расширению кругозора; образного,
пространственного, творческого, логического, мышления; творческого воображения.
Воспитательные - способствовать
воспитанию: сотрудничества, взаимопомощи, навыков общения; отзывчивости к
чувствам и эмоциям другого человека; эмоционального отклика на переживания
других людей ; бережного отношения к природе, уважения к произведениям
искусства; любви к Родине; интереса к творчству.
Тип урока- урок изучения
нового учебного материала; комбинированный урок.
Форма урока – урок-исследование.
Опорные понятия, термины – эмоция,
эмоциональный, консерватория, галерея, искусство, пейзаж, утрата.
Зрительный
ряд (репродукции картин И.
Бродского «Опавшие листья», И. Левитана, «Осенний день. Сокольники», портреты
композиторов П. И. Чайковского, фотографии Большого театра, Государственной
Третьяковско галереи, Московской консерватории им. П.И. Чайковского).
Литературный ряд - А Толстой. «Осень.», высказывание Н.А.
Римского- Корсакова «Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать в своём
воображении настроение. Поэзия слова даёт мысль, и по ней нужно создать образ и
настроение, а музыка даёт настроение, и по нему надобно воссоздать мысль и
образ».
Музыкальный ряд - «Маленький принц», муз. М. Таривердиева, сл. Н.
Добронравова, П. И. Чайковский. - Октябрь. «Осенняя песнь» из цикла «Времена
года», Р. Шуман - «Первая утрата».
Оборудование для учащихся -
учебник, рабочая тетрадь .
Формы контроля (анализ
творческих работ обучающихся, проверка знаний по предмету (фронтальный,
индивидуальный опрос, графический диктант, тестирование. анкетирование и др.)
Домашнее задание -
составить свой вариант урока-концерта из произведений музыкального,
поэтического и изобразительного искусства «Природа в искусстве» (повышенно
сложности – составить кроссворд по теме «Природа в искусстве»).
Формируемые универсальные учебные действия:
личностные УУД - формирование любви
к Родине, к родной природе; формирование
позиции слушателя музыкальных произведений, развитие познавательного
интереса к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам
музыкальнопрактической и творческой деятельности;
метапредметные УУД:
- совершенствовать навыки работы с
информацией, систематизация, сопоставление анализ и обобщение полученной
информации;
- регулятивные: ставить
цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; выбирать
из предложенных вариантов и самостоятельно искать ресурсы для достижения цели;
- познавательные - выделять
общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их
сходство; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на учащегося
произведениями искусства; объяснять явления, связи и отношения, выявляемые в
ходе познавательной и исследовательской деятельности;
- коммуникативные - организовывать
учебное взаимодействие в группе, строить позитивные отношения в процессе
учебной и познавательной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая
позицию другого;
предметные УУД :
анализировать средства музыкальной выразительности; выявлять
общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных
знаний об интонационной природе музыки; понимать
жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; эмоционально-образно
воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами
искусства; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств.
Ход урока
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
1.
Организационный момент (1–2 мин)
|
Проверяет
готовность учащихся к уроку (оборудование). Фоном звучит песня «Маленький
принц» М. Таривердиева-погружение в лирическую атмосферу, создание
романтического эмоционального настроя.
|
Проверяют
наличие необходимых принадлежностей, учебников, тетрадей.
Приветствуют
учителя. Вспоминают песню, кто-то подпевает
|
2.
Актуализация знаний
|
Беседа:
-о чем
эта песня? Можно ли еще спеть о мечте? А можно ли мечту нарисовать? Как еще
можно рассказать о своей мечте?
А как
вообще люди могут поделиться друг с другом своими мыслями, эмоциями и
чувствами?
Какие
виды искусства могут рассказать об этом красиво, ярко, смело, выразительно,
красочно?
Только
ли о мечтах могут рассказать эти виды искусства? О чем еще?
|
Отвечают
на вопросы:
-мечту
можно нарисовать, сочинить песню, стихотворение, фантастический рассказ и др.
-поговорить,
написать письмо, выразить в стихах, в рисунках, музыке, фотографиях, по
телефону, sms-сообщениях
и т.д.
-ИЗО,
музыка, литература.
-нет,
они рассказывают обо всем: о любви, о школе, о дружбе, о природе, о Родине и
др. темах
|
3.
Формулировка целей и задач урока (2, 3 структурные части урока
дополняют или взаимозаменяют друг друга)
|
Целеполагание:
–значит,
сегодня тема урока объединяет какие виду искусства? О чем мы будем
говорить?
-верно,
не смотря на то, что в жизни существует много разных тем, о которых можно
поговорить, но конкретно о каждой из них в отдельности искусство может
рассказать по-особенному, по-своему.
|
- мы
будем говорить о музыке, ИЗО и литературе. Мы увидим, как они объединяются
и раскрывают конкретные темы.
|
4.
Мотивация учебной деятельности (введение в тему)
|
Работа с
учебником.
рассмотрите
иллюстрации на страницах учебника 27-29.
-Что
изображено?
Что
объединяет эти фотографии?
Что
общего между Третьяковской галереей и Консерваторией?
Что
объединяет с Большим театром?
Кому
поставлен памятник у Большого зала Московской консерватории? Почему?
-Возбуждает
интереса к обсуждаемой теме и умственной активности.
Готовит
к сознательному восприятию нового материала.
Создает
эмоционального настроя.
Предлагает
музыкальный эпиграф к теме…
|
рассматривают
учебник, называют изображения на фотографиях.
-искусство:
музыка, Изо. Фотография.
-Это
храмы искусства. (Государственная Третьяковская галерея, Большой театр,
Московская консерватория)
-П.И.
Чайковскому.
Консерватория
носит имя П.И. Чайковского.
Слушают
стихотворение, музыку и определяют...;
делятся
впечатлениями о...;
слушают
доклад…;
высказывают
свое мнение…;
самостоятельно
работают с учебником…
|
5.
Изучение нового материала (восприятие учащимися учебного
материала)
|
Обращает
внимание на слайд с цитатой Н.А. Римского-Корсакова.
В каких
храмах искусства живут эти образы и мысли? Чтение учебника стр. 26-27.
|
-О каких
видах искусства говорит композитор?
Учащиеся
перечисляют, называют.
Через
активизацию умственной деятельности овладевают новыми знаниями и способами
действий.
|
6.
Подготовка к художественной деятельности
|
Предъявляет
требования к работе в группах.
|
Выполняют
упражнение в альбоме, тетради;
выполняют
задания по карточкам; озвучивают результаты своей работы.
|
7.
Групповая практическая работа
|
Предлагает
совершить путешествие-исследование: -перед нами несколько различных
произведений искусства.
Первый ряд получает карточку «Приглашаем в мир
поэзии». Учащиеся выполняют задания, содержащиеся в карточке:
А) Подготовьте выразительное чтение стихов А. Плещеева
«Скучная картина» и Н. Рубцова «Улетели листья с тополей». Ответьте на
вопрос: О чём эти стихи?
Б) Ответьте на вопрос: Какое настроение создаётся при
чтении? Как вы это почувствовали? С помощью чего поэты выражают себя в
искусстве? (используйте термины «слова», «образы»).
Второй ряд работает по карточке «Приглашаем в
мир живописи»:
А) Внимательно рассмотрите репродукции с картин И.
Левитана и И. Бродского. Какое время года на них изображено?
Б) Каким настроением пронизаны картины? Как вы это
почувствовали?
В) Как авторы смогли выразить себя, передать своё
настроение? (Использовать слова «цвет», «краски», «колорит», «оттенки»).
Третий ряд: если бы вы были
композиторами, то какое бы произведение по характеру написали с картине И.
Левитана? Как бы звучали песни на прочитанные вами стихи? (используйте
термины «лиричный», «задушевный», «задумчивый», «спокойный»). Подберите
созвучные картине песни об осени.
5.
Слушание музыки: звучит
фрагмент произведения П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песнь». Ученикам
необходимо ответить на вопросы:
- Близка ли эта музыка по настроению к рассмотренным
картинам и прочитанным стихам?
- Что объединяет эти произведения? (общая тема);
- Что такое тема? (учитель предлагает продолжить
исследование и найти ответ в учебнике, стр.31).
6.
Учитель подводит к теме урока (записывает
ее на доске): «Искусства различны, тема едина».
Вопрос учащимся – какова тема всех рассмотренных
произведений искусства? (осень).
|
Закрепляют
новые знания и умения; осваивают способы деятельности.
Записывают
свои ответы на вопросы;
выявляют
закономерность...;
анализируют
и
сравнивают
литературные произведения, художественные; подбирают ранее изученные песни по
тематике урока, формулируют выводы по вопросам на карточках,
объясняют
свой выбор;
высказывают
свои предположения.
|
8.
Подведение итогов художественной деятельности (2–3 мин)
|
Организует
обсуждение результатов групповой работы.
-Что
объединяет музыкальные произведения и произведения ИЗО, рассмотренные на
уроке? Только ли тема осени объединяет представленные произведения? В чем
выражается глубокий смысл этих произведений?
-Выполнить
задание кроссворда. (см. ниже или перейти по ссылке:
http://vneuroka.ru/novyj-krossvord/17-151004508219817/
-Оценивание.
|
Осуществляют самооценку, самопроверку, взаимопроверку;
формулируют
конечный результат своей работы на уроке
-Одиночество,
потеря , утрата, расставание, прощание и др. раскрыты в рассматриваемых нами
произведениях искусства.
Решают
кроссворд.
|
9.
Сообщение домашнего задания
|
составить
свой вариант урока-концерта из произведений музыкального, поэтического и
изобразительного искусства «Природа в искусстве» (повышенной сложности –
составить кроссворд по теме «Природа в искусстве»).
|
Записывают;
уточняют
|
10.
Рефлексия деятельности на уроке
|
Незаконченные
предложения:
-Закончите
следующие предложения:
«-Самым
интересным для меня было…
-самым
неожиданным для меня было…
-мне
сегодня не удалось…
-больше
всего я запомнил…»
|
Называют
основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что
не получилось и почему)
|
Вопросы по горизонтали:
- Жанр ИЗО, изображающий природу
- Художественный музей,
основанный купцом П. Третьяковым
- Художник, автор картины
'Осенний день. Сокольники'
- Музыкальное высшее учебное
заведение
- Выражение внутреннего или
внешнего мира в художественном образе
- Художник, автор картины
'Опавшие листья'
- Великий русский композитор,
имя которого носит Московская консерватория
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.