Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки

Развитие творческих способностей учащихся на уроках музыки












Развитие творческих способностей учащихся

на уроках музыки






Найденова Татьяна Валерьевна,

учитель музыки

МБОУ «ООШ № 21 города Белово»








Белово, 2017

Содержание


Введение …………………………………………………………… 3

Урок музыки – источник творческого взаимодействия

учителя и обучающегося …………………………………………7

Психофизиологические составляющие креативности ………10

Творческие приемы и задания, используемые

на уроках музыки …………………………………………………25

Методические рекомендации учителю музыки

при организации творческого процесса

в учебной и внеурочной деятельности …………………………33

Заключение …………………………………………………………38

Список литературы ……………………………………………….40












Введение

«Музыка - могучий источник мыслей.



Без музыкального воспитания невозможно

полноценное умственное развитие ребенка.

Она, музыка,- ни с чем несравнимое средство

воспитания творческих сил разума».

В. А. Сухомлинский


Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, изучении его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта обозначили предметные результаты изучения предметной области "Искусство", которые должны обеспечить, в том числе, развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Также предметные результаты изучения предметной области "Искусство" (учебного предмета «Музыка») должны отражать и развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.

Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы также подчеркивает, что развивая умственные способности человека, воздействуя через эмоциональную активность личности на ее интеллект, музыкальное образование способствует формированию у подрастающего поколения духовно-нравственных ориентиров, гуманистического мировоззрения, толерантности, развитого эстетического вкуса и проявлению творческой активности.

Очевидно, что социальный заказ общества ориентирует современное образование на развитие каждого ребенка как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности. Никто не будет возражать, что творческий человек востребован на любом рабочем месте. Без творческой активности не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Образовательная функция искусства заключена в художественном познании мира школьниками, воспитании эстетического отношения к жизни и труду, содействии общему развитию ребенка, его творческих способностей, духовно – нравственному становлению личности. Реализация этой функции возможна только при непосредственном общении детей с искусством, то есть при их активном участии в музыкально – творческом процессе. В основе общения ребенка с музыкой находится образ, интонация, следовательно, поют ли дети, слушают ли музыку, размышляют ли о ней – они вносят свое понимание образа и свои переживания по отношению к этому образу в его вокальную, пластическую, словесную интерпретацию.

Предметы образовательной области «Искусство» побуждают ребенка к активизации познавательной и творческой деятельности, способствуют формированию эмоциональной отзывчивости, нравственно-эстетического отношение к окружающей действительности.

Целью обучения искусству в школе является «воспитание художественной культуры как части всей духовной культуры учащихся на основе специфических методов эстетического познания (наблюдение искусства, постижение мира через переживание, художественное обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно творческого процесса)». Ребенку необходимо творить и переживать, чтобы понимать.

Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат.

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. “Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю. ”(Китайская народная мудрость). Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтому необходимо уделять большое внимание творческому развитию учащихся в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях. При этом, необходимо не только учить каким-то музыкальным умениям, дать знания о музыке – важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность.

Преобладание репродуктивных методов обучения препятствует реализации установки на развитие творческого потенциала ребенка. Активизация творческой деятельности, проблемность в обучении, утверждают приоритет индивидуальности ученика и развития его способностей, требует пересмотра традиционных форм и методов работы учителя, нового подхода к наполнению урока музыки. Образовательная технология должна способствовать овладению личностно значимыми способами учебной деятельности учащихся. В музыкальном образовании это такие технологии, которые, прежде всего, актуализируют жизненно-музыкальный опыт учащихся, развивая их интерес к музыке и устойчивую мотивацию к самообразованию.

В большей степени стимулируют творческое самовыражение школьников педагоги, имеющие в своем личностном арсенале четкие и достаточно укоренившиеся ориентации на поддержание в детях естественного творческого процесса. Поэтому целью итоговой работы является описание своего опыта работы, направленного на развитие творческих способностей обучающихся. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

1) раскрыть психофизиологические составляющие процесса развития творческих способностей обучающихся;

2) показать роль и место творческих приемов и заданий, направленных на развитие творческой личности обучающихся;

3) представить методические рекомендации для учителей музыки при организации творческого процесса.











Урок музыки – источник творческого взаимодействия

учителя и обучающегося

Урок музыки - прежде всего урок искусства. Музыка – это едва ли не первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается маленьким человеком. У школьника появляется возможность начать свой жизненный путь с познания великого музыкального искусства, но все это возможно опираясь на активное, творчески-личностное восприятие музыки, проявляющееся на уроках в разнообразных видах деятельности.

С первых уроков он сразу начинает разделять музыку на ту, которая ему нравится, и которая не нравится. Музыка оказывает сильное воздействие на его настроение и поведение, на его вкус, психику.

Систематическое выполнение творческих заданий, с первого урока первого класса, вырабатывает у учащихся привычку постоянно трудиться, находиться в творческом поиске. Помочь ребёнку пробудиться, дать толчок и развить творческие способности у детей – это и есть моя основная цель при обучении каждого ребёнка. Лучший способ для учителя развить творческие задатки у детей – это самому быть творческой личностью.

Широкая интегративная основа музыки с жизнью, природой, а также с предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, естествознанием - открывает обучающимся возможность творческого самовыражения, проявляющегося в различных формах исполнительской деятельности - хоровом пении, пластическом интонировании, художественной импровизации, музыкально-драматической театрализации (драматизации). Учащиеся могут адекватно воспринимать подаваемый материал по мере получения знаний и накопления личного жизненного опыта.

Упрощенные задания, заниженные требования не способствуют развитию мышления, так как остается нереализованной энергия, которая накопилась от воздействия множества раздражителей, а это чревато возникновением психозов и неврозов, проявлением агрессивного поведения. Организация на уроке музыки проблемно – поисковой деятельности дает возможность ученикам с разными уровнями развития реализовывать свои способности, затрачивая накопившуюся энергию с положительным эффектом, потому что «раздражителем» на уроке искусства может быть только высоко – художественное произведение. Поскольку это эмоционально окрашенная, энергичная деятельность, то мышление активизируется, происходит его развитие за счет художественно – образных обобщений, продуцирования новых идей, идет развитие интеллекта. Следовательно, необходимо не упрощать, а усложнять решаемые задачи. Из опыта работы с детьми разных уровней обучаемости вытекает наблюдение: «слабые» учащиеся также активны, как «сильные» ученики; особенно любят петь и делают это хорошо, выразительно, ярко проводя линию развития художественного образа.

Свойственная одаренным детям самостоятельность, любознательность, интерес вынуждает их выходить за рамки традиционной учебной программы и демонстрировать приобретенные знания перед всем классом. Его мысли, выражение чувств будут приняты, одобрены или оспорены одноклассниками, потому что урок музыки, ориентированный на развитие творческих способностей, предполагает демократический стиль общения и основан на совместной активной деятельности учеников и учителя, не исключающей, а, наоборот, одобряющей импровизацию, инициативу и с той, и с другой стороны, так как это обусловлено поставленной целью: воспитание творческой личности.

Также необходимо перечислить технологии и формы, способствующие

реализации интегрированного подхода к обучению музыке: исследовательская и проектная деятельность, комплексные занятия, занятия, объединенные одной сквозной темой, музейная педагогика, социо-игровые, театральные технологии, дебаты, диспуты, «мозговая атака» и другие.

Использование инновационных технологий на уроках музыки, намного облегчает самостоятельный поиск детьми нужной информации, ответов на поставленные вопросы. Большинство учащихся на данном этапе используют для выполнения творческих работ Интернет, детские энциклопедии для поиска интересующей их информации и удовлетворения познавательных потребностей. Такие учащиеся без особых усилий усваивают учебный материал на уроке, имеют отличную зрительную и слуховую память, с увлечением подходят к любому полученному заданию. Исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины.

Творческое состояние класса необходимо поддерживать и сделать творческий поиск совместным коллективным стремлением учителя и учащихся. Чтобы творческие проявления школьников носили последовательный и активный характер, необходим подбор дополнительного репертуара для урока музыки и для внеклассной работы, включение музыкальных произведений, которые смогут служить основой для развития конкретных творческих навыков и в это же время отвечать дидактическим задачам общего продвижения учащихся.







Психофизиологические составляющие

креативности

Известно, что творчество предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Необходимо только их раскрыть и развить. В музыкальном творчестве ведущую роль играют синтез эмоциональной отзывчивости и мышления абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решения. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями и с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями.

Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую практику, но этим но и ценно, что позволяет открывать что-то новое, неизвестное в мире музыки.

При этом музыкальное творчество подчиняется общим закономерностям музыкального воспитания, ориентированы на психофизиологические механизмы, составляющие любой творческий процесс.

В данной таблице отражены психофизиологические составляющие процесса развития творческих способностей, соответствующий им уровень умений и навыков, достигнутый к концу обучения. Ниже таблицы предложены средства достижения перечисленных уровней – приемы на каждый механизм, составляющий процесс развития творческих способностей. (по А.Т. Шумилину)

п/п

Психофизиологические составляющие

креативности

Умения и навыки, сформированные к концу обучения

1

Цельность восприятия

  1. целостное восприятие музыкального произведения

  2. нахождение ярких оригинальных музыкальных образов в услышанном произведении

  3. ассоциирование услышанного музыкального образа с языком других видов искусства

  4. целостные представления о музыкальных стилях, направлениях, творчестве композиторов. Умение выражать их в конкретных или абстрактных образах-рисунках

2

Ассоциативность, гибкость (вариативность) мышления

  1. умение быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому

  2. умение быстро и легко находить цветовые гаммы для передачи музыкально-образных характеристик, используя как можно больше речевых возможностей

  3. умение выражать замысел музыкального произведения через абстрактно-цветовое решение

3

Оригинальность мышления

  1. умение внутренне «переинтонировать» услышанное в музыке на конкретное или абстрактное его видение в другом виде искусства

  2. умение выразительно, красиво, оригинально передавать музыкальные образы в процессе дирижирования своим пением. отдельным фрагментом музыкального произведения или пением хора (класса)

4

Готовность памяти: объем, надежность

  1. определение названия и автора произведения, изученного на уроках

  2. узнавание по стилю музыкального произведения композитора (или круг предполагаемых, похожих по стилю)

5

Легкость генерирования идей

1. умение выдвигать большое количество разнообразных версий-идей по одному вопросу или заданию

6

Сближение понятий, установление логических (причинно-следственных) связей

  1. наличие большого диапазона ассоциативных связей

  2. нахождение логики, связывающей разные понятия с целью взаимопроникновения музыкальных понятий и жизненных смыслов

  3. умение совершать логический переход от одного понятия к другому

  4. нахождение ассоциативных понятий к исходному слову

7

Способность к предвидению (интуиция)

  1. умение интуитивно выстроить структуру музыкального произведения, умение ее объяснить .

  2. умение находить ассоциативные связи прослушанных музыкальных произведений с жизнью

  3. умение интуитивно предсказывать цепь событий, связывающих произведение

8

Способность к открытию. Парадоксальность мышления

  1. умение открывать новые, оригинальные образы, выразительные возмодности средств музыкальной выразительности

  2. умение вслушиваться в оттенки музыкального произведения, улавливать детали образа с целью выявления и объяснении парадоксальных его деталей

  3. умение определять прототипы музыкальных произведений: предметы, явления и др.

  4. умение управлять своим творческим самочувствием: ощущать, открывать новый смысл в известных словах

9

Способность к рефлексии

1.Умение объективно оценивать себя и одноклассников

2. Пользоваться балльной шкалой

3. Выявлять, объяснять, делать выводы, аргументировать

10

Воображение (фантазия)

  1. создание на основе изученных средств музыкальной выразительности импровизированные комбинации

  2. умение моделировать развитие сюжетной линии и музыкальных средств ее выразительности

  3. импровизация ладо-ритмических, формообразующих. Темброво-динамических комбинаций.


I. Цельность восприятия. Этим термином обо­значают способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее. Воспринимать мир в образах, а не аналитически.

Главное место здесь занимает категория «художественный образ». Такое восприятие дает возможность познавать содержание через форму в их единстве, которое осуществлено и пронизано личностью художника, а через него интересы и вкусы общества, нации, эпохи и т. д. Результатом деятельности по целостному восприятию художественного образа является различение субъектов (значений и авторских замыслов), определение собственной позиции.

Ведущей задачей становится умение слушать, це­лостно анализировать музыкальное произведение. На ранних этапах процесса развития целостного воспри­ятия мы решаем задачи, связанные с характером и со­держанием прослушанных произведений.

«Творческая мастерская» - обучающиеся разбиваются на три группы: художники, поэты, тан­цоры. Причем дифференциация идет путем личност­ной значимости для каждого («Я умею владеть своим телом, я хочу и люблю танцевать»). Предлагается произведение для слушания

В данном случае работает механизм творческого процесса: осознание, постановка пробле­мы; нахождение принципа решения — выдвижение гипотезы, замысла художественного произведения; развитие и разработка замысла; практическая провер­ка гипотезы., объективизация художественного произведения

Но существенной разницей в заданиях для пятиклассников и, например, восьмиклассников, является то, что одни нацелены на конкретно-образ­ные воспроизведения образов (предметы, явления), а другие — на абстрактно-образные (чувства, ощущения), что также обусловлено психологически­ми новообразованиями. У старших подростков — воз­росшая потребность в исполнении и недостаточность мастерства для удовлетворения этой потребности. Поэтому можно обойти трудности, связанные с воспроизведением конкретных сюжетов, и пере­вести их в область абстракции, обобщенных ассоциа­ций, ощущений; если на начальных стадиях развития восприятия девиз: «Что представляю под музыкой, то и воплощаю в другой вид деятельности», то в старших классах он будет: «Что ощущаю, слушая, музыку, то передаю».

Для решения задачи развития у обучающихся целостного восприятия музыкального произведения можно использовать используем следующий прием — ролевую игру «Художники-декораторы».

На начальных этапах это задание предлагается в отношении небольшого, желательно вокального, программного или ярко выраженного, красочного произведения; способы выполнения тщательно обговариваются, содержание и характер музыки также выносится на предварительное обсуждение. В старших классах задача расширяется как качественно, так и количест­венно. Так, художники-декораторы выполняют функцию оформителей шоу-программ современной эстрадной музыки или декорации к опере, классическому концерту (по выбору учащихся). Этот прием — один из высших этапов обобщенно-целостного вос­приятия.

II. Гибкость мышления. Способность быстро и легко переходить от одного явления к другому, да­лекому по содержанию, называют гибкостью мыш­ления. Отсутствие такой способности называют, инертностью, ригидностью и даже застойностью мышления, что не приемлемо в процессе решения творческих задач.

Эту способность можно развить на уроках музыки с помощью частой смены видов деятельности, а осо­бенно эффективно — с использованием разнообраз­ных творческих заданий в относительно короткий промежуток времени урока, что обеспечивает быстрое «переключение» с одного объекта деятельности на другой, относительно отдаленный.

Примером такого задания будет ролевая игра «Я сочинитель». Здесь предлагается решить целый комплекс творческих задач на знание выразительных средств музыки. Данный прием требует предварительной подготовки и умения оформлять задания на сочинение ритмических рисунков, определенного размера и других составляющих музыкального языка.

Суть приема игры «Я сочинитель» в следую­щем. Учащимся предлагается составить ритмический рисунок в размере четыре четверти, состоящий из 3— 4 тактов, сочинить текст к ритмическому рисунку; Далее предлагается, представив сочиненный ритмизированный текст как первую часть 3-частной формы, выразить в цвете, вторую и третью часть, при условии, что вторая— контрастная, а третья - дублирует характер (строй) первой.

Этот прием демонстрирует достаточно гибкое ре­шение творческого задания и развитость образного мышления.

Следующий прием, рекомендуемый для развития гибкости мышления — «Литературно-музыкальная палитра». Этот прием формирует способность к преодолению образной фиксированности. Может использоваться на первых этапах развития мышления в процессе решения творческих заданий, и реализуется в 3 этапа:

  1. Прослушивание музыкального произведения, где присутствует два контрастных по характеру образа (грустная и торжественная).

  2. После анализа характера и содержания произве дения учащимся предлагается перечислить слова «оттенки» к понятию «грусть» (трагедия, драма печаль, переживание, волнение, обида, раздумье и к понятию «торжество» (по аналогии).

  3. Напротив каждого слова-«оттенка» предлагается нарисовать кружок определенного цвета, который, по мнению учащегося, соответствовал бы его литературному образному значению. Итак, составив такую палитру на наиболее часто встречающиеся в музыке образные понятия мы не только решаем задачу на развитие гибкости мышления, но готовим учащихся к абстрактно- образному мышлению в процессе передачи музыкального произведения средствами изобразительного искусства.

Этот прием рекомендуется использовать в течение всех лет обучения музыки в школе, качественно изменяя его в процессе развития учащихся. В старших классах предлагается возвести описанные этапы данного приема в мыслительную деятельность. А продуктом выдавать абстрактно-образный рисунок, выраженный в соответствующих музыке цветовых гаммах, что будет являться музыкальной палитрой одного, данного музыкального произведения.

III. Оригинальность мышления — следующий обязательный критерий творческой развитости, так как творческая деятельность всегда обладает признаком оригинальности. Оригинальная деятельность, завершающаяся созданием новой вещи, явления, способа действия, — классический тип творчества. Путь создания художественного произведения — будь то музыка, живопись, литература — един. В нем всегда присутствует субъективное восприятие объективного мира посредством чувств, через личностное, оригинальное восприятие и материализованное затем в определенных оригинальных образах. Таким образом, каждое сочинение несет в себе отпечаток личности, оригинальности творца.

Одним из показателей оригинального мышления в процессе творческого задания является прием «Перевод музыки на язык другого вида искусства». И Антокольский приравнивал любой художествен­ный перевод на язык другого искусства к труду оригинального автора. Это как бы внутреннее «переинтонирование». Иногда другой вид искусства может дать вторую жизнь первоисточнику (например, стихотворение «Однозвучно звучит колокольчик» И. Макарова не было бы известно, не будь удачной музыка Гурилева).

Вот несколько творческих заданий, основанных на данном приеме.

Простейшим заданием будет предложение уча­щимся после прослушивания и анализа музыкального произведения «перевести» его на язык красок или движений (что было подробно описано в приеме «Художественная мастерская»), причем высоким уровнем творческой развитости будут отмечены работы, в которых образный строй передан наиболее точно и вместе с тем оригинально (возможно, абстрактно).

Требования к старшеклассникам относительно этого приема будут усложняться как количествен­но (более крупное музыкальное произведение, более сложная форма его построения), так и качественно (образы музыкального произведения не столь изобразительны, чувственный мир, напротив, богаче). Учащимся предлагается сочинить историю, рассказ, стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно) образный строй каждой из частей: пантомимой («театр одного актера») изобразить услышанное и увиденное содержание данного музыкального произведения.


IV. Готовность памяти является существенным критерием творческого развития. От того, насколько быстро и качественно ребенок способен запомнить, опознать, воспроизвести немедленно или с отсрочкой учебный материал, будет зависеть и уровень творческих способностей.

Когда человек решает проблему, он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент он воспринимает и которую сумеет извлечь из памяти. Память работает в каждом моменте урока. Она является своеобразной копилкой содержания и личного опыта учащихся.

Но память необходимо подготовить не просто к воспроизведению знаний и умений, но к нестандарт­ному их использованию в процессе решения творческих задач.

Начиная с первых уроков музыки, педагог обра­щается к прошлому музыкальному опыту учащихся с просьбой воспроизвести (напеть, спеть, озвучить содержание, название или композитора) музыкальный материал с целью иллюстрации новой темы.

Так, на уроке, где звучит музыка Чайковского, учащиеся припоминают известные им произведения данного композитора. А в случае разучивания русской народной песни необходимо пропеть (или вспомнить) ранее изучавшиеся песни русского народа.

Более сложным является задание на работу памяти, когда учащимся предлагается определить композитора прослушанного произведения, так как им обходимо воспроизвести и сопоставить несколько музыкальных сведений: эпоха написания произведе­ния; русское или зарубежное; характер звуковедения; образный строй — что составит особенность стиля данного композитора. Итак, прием «определение ав­тора» будет наивысшим показателем работы памяти в процессе творческого восприятия произведения.

На пути к решению такого рода задач необходимо формировать у учащихся способность к быстрому, точному воспроизведению информации, другими словами — готовность памяти выдать нужную информацию в нужную минуту. Наиболее эффективным приемом развития памяти будет прием «ассоциативная сеть».

При большом количестве ассоциативных связей, обеспечивающих быстрый доступ к нужной информации, возможно мгновенное решение задачи.

Данный прием рекомендуется использовать, когда основные музыкальные понятия уже сформированы, что позволяет более существенно рассуждать об отличительных признаках музыкального стиля того или иного композитора. Это помогает решать ассоциативную задачу, например такого содержания: о музыке какого композитора идет речь: старинный – зарубежный – композитор – философ – органист – полифонист (И.С. Бах). Другой, более сложный вариант: создать в тетради «ассоциативную сеть» признаков, которые являются отличительными для данного композитора (Л. ван Бетховен: классик – зарубежный – борец – свобода – страсть). Этот прием наиболее ярко демонстрирует способность памяти к творческой переработке и реализации информации в процессе собственно творческих заданий.

V. Легкость генерирования идей предполагает следующее задание:

Составить осмысленное предложение, включающее в себя слова, например (5 класс): музыка, литература, композитор;. Чайковский, литература, романс и т.д. Это простейший прием «мозговой штурм». Далее прием усложняется количественно: исходно даются 5-6 понятий для составления нескольких вариантов предложений.

Далее можно усложнить: после прослушивания и анализа музыкального произведения необходимо по цепочке, не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся как к произведению, так и к уже названным словам, используя этих понятий можно написать мини-сочинение.

VI. Сближение понятий – легкость ассоциирования отдаленных понятий, «смысловое расстояние» между ними.

Это можно сделать с помощью построения «логических цепочек», где решаются не только ассоциативные задачи, но идет познавательный процесс закрепления изученного материала. Так, на уроке изучения новой темы можно предложить составить несколько логических цепочек через три-четыре промежуточные ассоциации, например, перейти от слова «Чайковский» к слову «красота». Это простейший вариант. Впоследствии можно усложнить, предложив составить две цепочки на одну тему, что помогает определить, насколько обучающиеся усвоили тему и могут ее творчески переработать.

В начальных классах можно упростить, путем добавления пропущенного слова:

Романс – это…. и музыка

Опера – это литература, музыка,…… и танец и др. Это задание способствует развитию мышления в процессе поиска ассоциативных связей.

VII. Способность предвидения или интуиция - важная часть процесса

развития творческих способностей.

Человек моделирует в мозгу цепь событий, объединенных связью,

используя прошлый опыт, анализирует закономерности в повторяющихся вялениях (философский подход) и предугадывает заключительное звено моделируемой цепи событий.. В процессе поиска решения, осуществляемого человеком сознательно, им постоянно привлекается подсознание к участию в исследовании, путем выдвижения догадок, гипотез.

Таким приемом является «творческое комбинирование», которое

предполагает формообразование, комбинационное построение прослушанного музыкального произведения. Начиная с 5 класса, в процессе восприятия 2-3-частных произведений обучающиеся сами додумывают композиционную идею построения, условия преднамеренной перестановки его частей.

VIII. Способность к открытию.

В основе ситуации художественного открытия лежат задания, содержащие потенциальную»разрешимость» и оригинальность, неповторимость для каждого субъекта. Язык музыки может быть понят всеми и в то же время непереводим. Для этого используется прием «выявление парадокса».

Так, при прослушивании минорной прелюдии и фуги И.С.Баха вргу обнаруживается мажорный финал, парадоксальный свет мажорной тоники. После выявления этого парадокса выдвигаются множество версий, объясняющие наличие непривычной детали (Моцарт. «Реквием», заканчивающийся пустым, безладовым, квинтовым созвучием).

Ролевая игра «Я – психолог» предполагает «прочтение звукового письма», оставленного композитором о себе и своем времени для потомков. Последующая дискуссия позволяет смоделировать образы, осознать рациональность выразительных средств, повторить создание произведения в процессе восприятия, направленного на ситуацию открытия художественного образа.

Открытию образного видения слова способствуют следующие задания:

-передать мимикой и пантамимой смысл слов: музыкант, певец, композитор, исполнитель(любой инструмент),;

-передать смысл образов: грусть, мужество, солнце, трагедия, драма, торжество;

0передать смысл ощущений: покой, свет, свежий воздух, счастье, волнение моря, ледяной ужас и др.

Выполняя это упражнение, ребята ищут в себе творца, проявляют неповторимость личности, реализуют духовный потенциал.

IX. Способность к рефлексии.

Оценочные действия служат вехами на пути творческих исканий, т.к. должны проводиться не только по завершению работы, но и многократно по ходу, отделяя этапы и стадии творческого процесса. Поэтому способность к оценке очень важна и необходима при выполнении любого творческого задания. Для этого можно использовать пятибалльную шкалу с использованием плюсов и минусов (как музыкальной школе), а в далее – десятибалльную шкалу для большей широты оценочных возможностей и объективности. Можно использовать самодельные призы, экран отзывов и предложений и т.д.

X. Воображение или фантазия – создание новых образов или действий. Фундаментальным моментом творческого воображения является комбинирование – разрушение старых понятий и создание из их элементов новых систем.

Прием «импровизация отдельных средств музыкальной выразительности предполагает, используя знания о выразительных средствах, владея навыками их исполнения и записи, оперировать ими с целью создания новых вариантов и комбинаций:

  1. прослушав произведение, графически изобразить форму;

  2. выразить в рисунке закономерность чередования частей в трех формах: трехчастная, куплетная, вариационная, рондо (задания дифференцированно);

  3. сочинить музыку и пропеть со словами сказку «Теремок», при условии соответствия форме (рондо)

  4. прослушать отрывок музыкального произведения, изобразить графически ритмический рисунок; повторить его с помощью простейших движений (притопы, прихлопы, щелчки)

  5. на предложенный ритмический рисунок сочинить стихи или ритмизированный рассказ;

  6. игра «вопрос-ответ»учитель задает вопрос о определенной, заранее обговоренной интонационной окраски, обучающиеся должны ответить с той же интонацией (грустный вопрос – грустный ответ) или наоборот (грустный вопрос – радостный ответ) и.т.д

  7. сочинить мелодию на предложенный текст, выбирая ладовую окраску как средство для передачи образного строя данного стихотворения.

Данные приемы используются в тесном сплетении. Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей. Общение с музыкальным искусством дает возможность каждому занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.

Всю структуру урока необходимо направить на развитие творческих способностей, уделяя большое внимание различным видам деятельности: слушанию музыки, игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям (пластическому интонированию), при изучении нового материала, расширяющего музыкальные познания, на уроках закрепления и совершенствования знаний, умений и навыков.












Творческие приемы и задания, используемые

на уроках музыки

Одна из задач творческого развития школьников заключается в том, чтобы систематически и целенаправленно развивать необходимые для занятия любым видом творчества, чтобы формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Для решения обозначенных задач рекомендуется использовать предлагаемый ниже комплекс творческих заданий. Задания можно применять на любом этапе урока, можно вносить свои изменения и дополнения. Главное здесь – это увлечь ребят процессом творчества. Включение детей в процесс творческой игры развивает у них творческую мотивацию любой деятельности и стимулирует проявление творческих способностей, которые есть у каждого человека, независимо от уровня его интеллекта.

Творческие задания на развитие воображения

«Танец»

Упражнение эффективно как средство психологической разгрузки, как способ оптимизации развития личности (может использоваться вместо физкультурной паузы), при этом очень органично вписывается в рамки уроков по темам «Танцы», «Балет» и др., помогая понять природу танца, его сущность. Так, при знакомстве с видами танцев (вальс, полька и др.), школьникам предлагается в танце выразить придуманный им самим или заданный образ. При этом важно идти методом «от простого к сложному» - от одушевленного предмета к неодушевленному (- Как танцуют кошки, зайчики, медведи, цветок, полянка, часы и т.д. )

Упражнение-игра «Музыка».

Активизирует фантазию ребенка, связывает воедино зрительное и слуховое образное воображение, вырабатывает слушательские навыки.

Обучающимся предлагается прослушать какое-либо музыкальное произведение. После его прослушивания необходимо с помощью красок изобразить услышанную мелодию и озаглавить рисунок. При этом вновь идем «от простого» к сложному»: сначала ребенок использует только предложенные учителем цвета(например, синяя, зеленая, кранная, желтая), затем палитра используемых цветов увеличивается на усмотрение ученика и композиция усложняется).

Упражнение «Палитра»

Это упражнение логически продолжает затронутый прием, так как активизирует процесс слушания музыки, способствует цветовому восприятию музыкального произведения.

На доске вывешивается «палитра», сделанная из бумаги с кармашками. Перед палитрой раскладываются разноцветные карточки (из цветной бумаги). В процессе слушания обучающиеся по очередно выходят к палитре и ставят в кармашек карточку оттенка, созвучного его ощущению в данный момент. Особо значимо, чо участие принимает каждый ребенок. Далее можно провести анализ созданного «полотна».


Творческие задания, направленные

на развитие наглядно-образного мышления

Развитие наглядно-образного мышления с помощью музыкальной импровизации, когда через эмоциональное восприятие ребенок последовательно приходит к абстрактно-логическому, через образное - к вербальному, наиболее успешно при выполнении следующих упражнений игр.

«Считалка»

В этой игре процесс интеллектуального развития проявляется через возможность управлять временными алгоритмами. Развивается чувство ритма, через работу фантазии проявляются личностные качества ребенка. Особенно эффективна при изучении темы «Ритм», при изучении сильной и слабой доли. Можно предложит самим сочинить считалку, отбивая ритм и размер руками (ногами, карандашом, щелчками, хлопками и т.д.).

«Придумай финал»

Продумать свой вариант окончания песни, которая прозвучала не полностью, нарисовать окончание этой песни. Вариантов окончания песни может быть несколько, тем и интересней творческий процесс на уроке. Все выполненные работы вывешиваются на магнитной доске как наглядное пособие для анализа музыкального произведения. Внимание ребят направляется на то, что песня одна, а все работы разные, что говорит о том, что каждый человек индивидуален по-своему.

Анализирование песни дает возможность каждому обучающемуся творчески поработать, пофантазировать, создать музыкальный образ, выполнить творческую работу, и закрепить пройденный материал, а самое главное - сделать вывод.

Результат творческого задания: поработало творческое мышление каждого ребенка, сделаны соответствующие выводы по оригинальному тексту песни, над которым пришлось подумать. Исполнение песни звучит по-новому. Ребята хорошо запомнили текст. Они с большим удовольствием поют песню. Такой метод работы разучивания песни, позволяет заинтересовать ребят, работать их творчески, без принуждения и упрашивания, всю работу они проделывают самостоятельно, что еще раз подтверждает вывод сделанный учеными, что 70 % материала усваивается человеком, когда он самостоятельно работает.


Творческие задания на развитие целостного восприятия

образа произведений искусства

«Пойми образ»

Для выполнения этого задания школьникам раздаются конверты со стихотворениями различной тематики. Звучит музыкальное произведение. По его окончанию необходимо выбрать из предложенных стихотворений те, которые созвучны по образу прозвучавшему музыкальному произведению


«Передай литературный образ»

Детям предлагаются фрагменты стихотворений ( А.С. Пушкина), которые необходимо выразительно прочитать, прочувствовать их эмоционально-образный строй, передать этот образов в рисунке. Можно сымпровизировать свой рисунок на фортепиано, передавая свои ощущения и чувства. Под звуковую импровизацию читается стихотворение и иллюстрируется рисунками, чтобы показать образное слияние уже трех видов искусства.



Творческие задания, направленные

на развитие ритмического чувства:

   1. Придумать слова, фразы в заданном темпе (золотая шишка, мой дом).
    2. Передать ритмический мотив придуманных слов на выбранном самостоятельно ритмическом инструменте, звучание которого отражает их эмоционально образное содержание (Вини - Пух, ёжик, волк).
    3. Сочинить ритмическое инструментальное сопровождение (хороводы, песни).
    4. Определить, какой из предложенных педагогом вариантов сопровождения наиболее соответствует настроению произведения, и т.п.
    Для лучшего усвоения формы можно использовать пространственно-графическое изображение; условную запись геометрических фигур; карточки к конкретным произведениям, можно подобрать карточки разного цвета, но одной формы. Можно использовать следующие творческие задания:
    1. Сочинить ритмическое сопровождение к произведению, написанному в двухчастной, трёхчастной форме. Для сопровождения могут быть использованы инструменты с контрастным звучанием.
    2. Придумать несколько вариантов инструментального исполнения знакомой песни. Данные методические приёмы вырабатывают навыки различения быстрого и медленного темпа, тихого и громкого звучания; определения формы произведения, характера и соотношения частей.
Прием «Перевода на язык другого вида искусства»

- Какие чувства передает эта картина? Почему вы так решили? Опишите, какой будет ваша музыка, соответствующая этой картине?

Таким образом, от привычного анализа музыкального произведения, ученики синтезируют имеющуюся в их арсенале музыкальную терминологию и «создают» свое музыкальное произведение. Обучение такому приему начинается в начальных классах, начиная с жанра и характера «сочиненной музыки».

Изучая основные характеристики произведение (регистр, лад, темп, исполнителя произведения – 4 класс, стихи А.Пушкина, А. Фета, К. Бальмонта и др.), постепенно к 8 классу обучающиеся могут представить свои варианты состава выразительных средств, используемых для «сочиненного произведения». «Озвучивая» произведение изобразительного искусства часто встает вопрос о форме построения музыкального произведения (7 класс), так как музыка предполагает развитие, а по картине не всегда удается точно определить что предвосхитило те или иные события или предположить продолжение сюжета.

В подобном случае домашним задание может стать разработка начального или финального события, с определением формы предполагаемого музыкального произведения: двухчастное, трехчастное, рондо, вариация и т.д. Более того, сильные обучающиеся могут выбрать себе инструмент из воображаемого симфонического оркестра (если таковой необходим для более выразительного звучание предполагаемого произведения) и составить ритмический рисунок своего сочинения (рекомендуется 8 тактов и установить определенный размер) и исполнить отдельно или «все оркестром».

Часто сами дети «подсказывают» новые приемы развития собственных творческих способностей, ведь они о природы наделены любопытством, любознательностью, творчеством, они – исследователи. И наша главная задача – грамотное и умелое руководство этими процессами. Так, при исполнении песен некоторые обучающиеся, считающие для себя невозможным исполнять «детские песенки», после очередного исполнения вокальной фразы добавляют различные звуки, междометья и т.п. Подобные «вокализы» можно использовать при изучении тем, посвященных современным стилям музыки. Так, песня Ф. Шуберт «В путь» может источником нового звучания. Одной половине класса можно предложить сочинить новый ритмический рисунок этой песни, исполнить его с помощью хлопков, другой группе - исполнить текст в стиле «реп» (ритмизированной, импровизационной музыки негритянского народа). Это произведение подходит для подобного исполнения, так как исполняется в быстром темпе и напоминает скороговорку, чем и схожа с упомянутым современным стилем. Дома можно подобрать подходящие музыкальные произведения, сочинить к ним ритмические рисунки или исполнить в стиле «реп» или другом.

Обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности обучающихся может происходить и в ходе научно-исследовательской работы.

Так, при изучении тем, посвященных героизму советского народа в Великой отечественной войне можно организовать исследовательский процесс следующим образом: класс разделить на три группы. Каждой группе выдать карточки с заданиями и одинаковым перечнем песен. 

Задание №1. Выбрать из списка песен:

песни, написанные до войны;

песни, написанные во время войны;

песни, написанные после войны.

Задание № 2. Инсценировать любую песню и подобрать к ней эпиграф из литературного текста.

Задание № 3. Подобрать репродукции с картин о военных событиях, соответствующие тематике песен.

(Список песен: А. Новиков «Дороги», А. Александров «Священная война», К. Листов «В землянке», Э.Колмановский «Алеша», В.Мурадели «Бухенвальдский набат», Д.Тухманов «День Победы», И. Дунаевский «Моя Москва», Я. Френкель «Журавли», Н. Богословский «Темная ночь», М. Блантер «Катюша», А. Эшпай «Москвичи», А. Новиков «Смуглянка» и др.)

Работа над выполнением заданий наглядно показала межпредметную связь музыки и изобразительного искусства, а также сплоченность и объединенность советских людей в борьбе против фашизма. Творческий урок, где слились воедино музыка , литература, история, изобразительное искусство, показывает высокий уровень самоподготовки учащихся и интерес учащихся к истории нашего государства.

Принцип наглядности, определенный как «Золотое правило», выдвинутый еще Я.А.Коменским, требующий привлекать на службу педагогике на уроке все органы чувств, стал драгоценным и для урока музыки. Обращаясь к разным видам искусства: литературе, живописи, кино и другим, задействуя все репрезентативные системы: визуальную, кинестетическую, аудиальную, мы углубляем эмоциональное переживание ребенка, давая ему возможность всестороннего видения художественного образа и более точной осознанной реализации его в собственном творчестве. Формы реализации различны:

• цикл выставок: «Мы рисуем музыку», «Школьные частушки», «Музыка в гостях у сказки», кроссворды по музыке;

• стенгазету «Музыкальный калейдоскоп» (в рубрику «Занимательные головоломки» учащиеся предлагают свои ребусы, загадки, головоломки, кроссворды; в рубрику «Музыкальные моменты» предлагаются читателям детские стихи, рассказы);

• копилку детских творческих работ «Книга творчества», включающую в себя музыкальные стихи, загадки, частушки, сказки, альбом музыкальных рисунков.

Кульминацией данных видов работ являются школьные декадники искусства, творческие вечера, участие ребят в школьных и городских научно-практических конференциях с проектами: «Роль и место творческого наследия А.С. Пушкина в музыке» (2014 год), Сборник кроссвордов «Здесь музыка живет» (2015 год), «Сделаем инструменты сами, своими рукам» (2016 год и др.

Каждый ребенок работает в меру своих сил, поднимаясь на свою ему посильную ступеньку. Все учащиеся думают, творят, мыслят, ищут нужные пути решения, и у них появился интерес к работе. А это самое главное.







Методические рекомендации учителю музыки

при организации творческого процесса

в учебной и внеурочной деятельности


    А. Маслоу, один из современных западных психологов, отмечал: "Мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нам сегодня необходим человек иного качества, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в современную ситуацию, уметь владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно".

Учителю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру. При наличии у педагога такого рода установок, которые будут неминуемо проявляться в конкретной работе, естественное творческое, испытательное отношение ребенка к себе и к окружающей природе будет не угасать, а, наоборот, поддерживаться и закрепляться.

Факторы, способствующие грамотной организации творческой деятельности по отношению к обучающимся:

  • Уважение достоинства и прав ребенка и его семьи;

  • Формирование в человеке качеств личности, отвечающих стандартам образованности культуры, принятым в современном обществе;

  • Создание в образовательном процессе такой жизненной ситуации, которая бы включала механизм проявления и развития личности (чтобы ребенок принимал решение, чувствовал востребованность своей личности, нес ответственность, мог излагать свою позицию, то есть упражнял бы свои нравственные силы);

  • Создание в процессе обучения таких условий, при которых школьники не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные так и в нестандартные ситуации.

Именно поэтому необходимо целенаправленно, последовательно развивать творческий потенциал детей.

Также хочется сказать о соблюдении психологических условиях этого процесса: безоценочность, принятие мнения других, безопасность, поддержка, которые осуществляются путем:

  • одобрения каждой идеи обучающегося;

  • позитивного подкрепления каждого ответа;

  • использования ошибки как возможности нового взгляда, новой точки зрения, нового взгляда на что-то привычное и знакомое;

  • создания климата взаимного доверия.

К конструктивным, то есть поддерживающим и гармонизирующим творчество детей, личностным ориентациям педагога можно отнести следующие:

-поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причиняют явного вреда окружающим;

-не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

уважать точку зрения воспитанника, какой бы она ни была “глупой” или “неправильной” - не подавлять ее своим “правильным” отношением и мнением;

-предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятий;

-безоценочность в отношении к детскому творчеству - то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ним же самим, с его прошлыми опытами;

-не смеяться над необычными образами, словами или движениями ребенка, так как этот критический смех может вызвать обиду, страх ошибиться, сделать что-то “не так”, и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и самостоятельно искать;

-творить и играть иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника процесса;

-не навязывать свою программу образов и действий, манеру изображения и мышления, свою веру, а, наоборот, пытаться понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

-больше внимания уделять организации творческого процесса создания чего-то, поддержанию этого процесса, а не результатам;

-развивать чувство меры в отношении детей к какому-либо виду творческой деятельности, предлагая разнообразные интересные задания, включая в занятия психофизические разминки, и т.п.; это позволяет предотвратить однообразие, перенапряжение и переутомление;

-поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональный тон у себя и у детей – бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную интонацию голоса;

-для внесения большего разнообразия в жизнь кружка и изучения творческих способностей детей использовать психологические “творческие” методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами, вкусовыми, тактильными и обонятельными ощущениями и т.д.

Для реализации творческих способностей на уроках музыки, необходимо:

  • отбирать такой музыкальный материал для урока, который может являться формирующим конкретные творческие навыки и в то же время отвечать дидактическим требованиям;

  • использовать приемы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринужденности;

  • выбирать приемы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности школьников, различным образом импровизировать; разрабатывать и ставить серии творческих заданий; устанавливать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из его темы.

Только в этом случае уроки музыки будут носить целенаправленный, активный и эмоциональный характер. Разумеется, и сам педагог должен быть всегда «в форме», уметь вызвать в нужный момент эмоциональный подъем и передать его детям, что во многом зависит от опыта самого учителя, его наблюдательности, знания музыки. Согласно программе, учитель вправе вносить нужные ему изменения в ученый процесс. Все они будут оправданы высокой целью – созданием условий для реализации личностного потенциала в процессе общения с музыкальным искусством.

Хотелось бы также обратить особое внимание на следующее. Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Она будет оптимально организованной лишь тогда, когда осуществляется в меру, без сверхусилий, и резкого или длительного нарушения режима работы и отдыха, т.е. без маниакальной одержимости. Когда ей не присущи хронические и сверхнапряженные усилия, и вся остальная жизнь не зачеркивается “одной, но пламенной страстью”.


















Заключение

Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую практику, но этим но и ценно, что позволяет открывать что-то новое, неизвестное в мире музыки.

При этом музыкальное творчество подчиняется общим закономерностям музыкального воспитания, ориентированы на психофизиологические механизмы, составляющие любой творческий процесс.

Данные приемы используются в тесном сплетении. Один и тот же прием в контексте урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей. Общение с музыкальным искусством дает возможность каждому занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.

Главное здесь – это увлечь ребят процессом творчества. Включение детей в процесс творческой игры развивает у них творческую мотивацию любой деятельности и стимулирует проявление творческих способностей, которые есть у каждого человека, независимо от уровня его интеллекта.

В музыкальном творчестве ведущую роль играют синтез эмоциональной отзывчивости и мышления абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решения.

Организация на уроке музыки проблемно – поисковой деятельности дает возможность ученикам с разными уровнями развития реализовывать свои способности, затрачивая накопившуюся энергию с положительным эффектом.

Учителю необходимо в ходе профессионального самосовершенствования развивать в себе конструктивные личностные установки, помогающие детям сохранять уверенность в своей значимости, в интересности своих спонтанных идей и образов, в том, что самостоятельные пробы и поиски - это важный и достойный уважения процесс, полезный для саморазвития личности, повышения творческой адаптации к Миру.
























Список использованной литературы

  1. Агапова, И.А., Давыдова, М.А. Мир музыкальных праздников: Методические разработки и сценарии: В 2-х кн.6 Кн.2: (Текст)/ И.А. Агапова, М.А. Давыдова –М.: 5 за знания, 2006. -224 с.

  2. Булучевский, Ю.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся (Текст)/ Ю.С. Булучевский – Л.: Музыка, 1977. – 216 с.

  3. Критская, Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 кл.: Пособие для учителя( Текст) / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2002.-207 с.

  4. История искусства (Электронное средство учебного назначения)/ Министерство образования российской Федерации, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003 .- 2 СD

  5. Программа развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы / ж-л «Внешкольник» № 2, 2015 год.

  6. Рябенко, Н.Н. Уроки музыки в 1-7 классах: книга для учителя (Текст)/ Н.Н. Рябенко. – М.: Айрис-пресс, 2006.-112 с.

  7. Смолина, Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. (Текст)/Е.А. Смолина. Ярославль: Академия развития, 2006. – 128 с.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] . - М. : Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения).





  • Другое
Автор Кушнир Надежда Витальевна
Дата добавления 23.12.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 739
Номер материала MA-072850
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Инновационные технологии управления профессионально-педагогической деятельностью учителей начальной и средней школы в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов обществознания в условиях реализации ФГОС»