Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся в проектной деятельности на уроках истории

Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся в проектной деятельности на уроках истории

Развитие творческих способностей и познавательной активности учащихся в проектной деятельности на уроках истории

Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Размышляя сегодня над этой проблемой, правомерно поставить вопрос: в чем же причины той исключительной остроты, с которой формулируется эта задача сейчас?

Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Задача развития творческих возможностей школьников, воспитания в них новаторского отношения к труду все больше и больше овладевает педагогическим сознанием ученых и учителей.

Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большой степени от методов обучения, которые использует учитель на этих уроках.

Методы — это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов обучения реализуются образовательная, воспитательная и развивающая задачи. Именно в школьные годы у детей развивается познавательный интерес, познавательная активность, которые не возникают сами по себе. Ведущая роль в этом процессе принадлежит школе, учителю.

Очень часто результат обучения и воспитания оценивается по действиям ученика, который слушает, записывает, читает, выполняет. Это внешняя сторона его деятельности, она видна и понятна для нас. При этом не учитывается другая, скрытая от глаз учителя, внутренняя сторона поведения школьника, раскрывающая сам процесс познания. Осмысление учебного материала, желание его познать, сосредоточиться, преодолеть себя – эти действия связаны с интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной сферами школьника.



Умение правильно строить свои отношения с учениками, сделать их соучастниками учебно-воспитательного процесса отличает учителей-новаторов. Фактически они реализуют на практике главную особенность метода обучения — совместную деятельность учителя и ученика для формирования личности школьника. Планируя урок согласно его задачам и содержанию, педагог должен правильно выбирать проблемно-поисковые методы для развития творчества, самостоятельности, инициативы школьников.

Это может быть:

эвристическая беседа,

вариативные упражнения,

исследование и др.

Учитель должен задаваться вопросом: как строить учебный процесс, чтобы он способствовал формированию навыков саморазвития и самообразования, так как современный процесс образования немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе на уроках истории, что позволяет эффективно применять личностно — ориентированные технологии.

Метод проектов — это дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.

При выборе методов обучения я ориентируюсь на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет, лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.

Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализуются на фоне высокой эмоциональной активности учащихся. При этом нужно учитывать, что развитие творческой активности учащихся зависит от обучающего воздействия на него со стороны учителя, товарищей, родителей, а также личного опыта самого ученика;

  источниками творческой активности могут быть:

- содержание учебного материала,

-  процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной активности учащихся,

- резервы личности ученика и учителя;

 формами проявления творческой активности являются:

- самостоятельность,

- индивидуальное творчество;

Условиями формирования творческой активности являются:

- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся,

-ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся,

- эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса.

Большое значение для развития творческой активности учащихся имеет грамотное использование учителем следующих приемов:

· создание ситуации, в которой ученик должен обосновывать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, факты, использовать приобретенные знания и опыт;

·  создание ситуации, побуждающей ученика задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять неясное, глубже осмысливать знания;

·   рецензирование тестов, сочинений, творческих работ, что связано с советами, коррективами, активными поисками главного;

·   оказание помощи товарищам при затруднениях, объяснение неясного;

·   выполнение заданий-максимумов, рассчитанных на чтение дополнительной литературы, научных источников и другой поисковой деятельности;

·   побуждение к поиску различных способов решения задачи, рассмотрению вопроса с различных точек зрения;

·   создание ситуации свободного выбора заданий, преимущественно поисковых и творческих;

·   создание ситуаций обмена информацией между учащимися;

·   создание ситуации самопроверки, анализа собственных знаний и практических умений.

Историческая сказка

Сама форма сказки близка и понятна детям, особенно младшего и среднего возраста, но и старшеклассники с интересом откликаются на такую форму работы. Учитель разрабатывает ясные и понятные как для него самого, так и для учащихся цели и задачи обучения (учения) на каждом конкретном этапе учебного процесса. Проект «Историческая сказка» начинается с подготовительного этапа, когда вместе с ребятами мы вспоминаем, что такое сказка как вид литературного творчества, какие бывают сказки и выясняем, что такое историческая сказка, в чем её особенности. Учащиеся должны предельно ясно понимать поставленную перед ними задачу: их произведение должно быть авторским (т.е. самостоятельным), соответствовать особенностям жанра, достигать поставленной цели – быть носителем реальных знаний по истории изучаемого периода. Первое, что удивляет ребят – это абсолютно свободный выбор темы и на первых порах это даже вызывает затруднение. Очевидно, что учащиеся, имеющие широкий кругозор, легче справляются с этой задачей. Ребята обсуждают, «выдают на гора» новые идеи, помогают менее успешным товарищам. Ведь чтобы написать интересное сочинение, надо иметь базовые знания, которые затем надо вставить в кайму повествования. Ученик должен определиться, какие исторические факты, явления, личности он будет освещать в своей сказке, т.е. какая информация в его работе будет достоверной. Следующий этап работы – выбор средств, при помощи которых повествование станет интересным и увлекательным, виды волшебства, которые «задействует» ученик для воплощения своей идеи. Основной этап работы над проектом – написание исторической сказки, при этом надо акцентировать внимание учащихся на поучительном моменте – «сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Пожалуй, это- самый трудный критерий для ребят. Сами же средства воплощения сказочной идеи порой поражают воображение. Слабые, малочитающие, ребята заимствуют приемы из народных или авторских сказок, сильные ученики высказывают самостоятельные, иногда очень креативные идеи волшебства и превращений. Эти идеи вынуждают их расширять рамки опорных знаний. Исторические знания, таким образом, становятся не целью учащихся, а средством достижения поставленной цели – написания интересной, не только увлекательной, но и образовательной сказки. Ученик при этом работает творчески, развивается личностно. Учитель при этом достигает своих целей, решает сразу несколько задач: познавательную, развивающую, коммуникативную. Приятно наблюдать, как родители, контролирующие выполнения уроков у пятиклассников, желая помочь детям, сами увлекаются этой идеей, вместе с детьми «выдают на гора» новые идеи. Это делает общение ребят между собой и с родителями интересным, более эмоциональным и приятным. Заключительный этап работы – оформление сказки. Если учащимся обозначены общие критерии, то их индивидуальные проекты могут стать частью коллективного проекта, можно, например, собрать все сказки и «издать» сборник. Если же общие требования не обозначены, учащиеся могут оформить проект как на бумажном носителе, так и в виде электронной презентации. Основное условие – использование в работе не только авторских текстов, но и иллюстраций.

Сочинение сказки — это нестандартный подход к преподаванию учебной дисциплины. Цель его предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Снимается напряжение, оживляется мышление, возбуждается и повышается интерес к предмету в целом.

Подводя итоги, можно отметить, что метод проектов  направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; разработка плана работы над проектом, определение сроков; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов; оформление совместного результата; оценка выполнения проекта. Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника. Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы. В этой методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания. К ним относятся: разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор.

Таким образом, с помощью проектной методики учитель может достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет истории творческими работами детей. Каждый ученик оформляет свой творческий проект индивидуально, но в соответствии с общими требованиями, поэтому итогом проектной деятельности может стать коллективный продукт в виде сборника сказок.

Конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную, то есть стратегия учителя должна заключаться в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности должно стать частью общего знакомства с окружающим миром.



  • Другое
Скачать материал
Автор Маршуба Маргарита Владимировна
Дата добавления 14.09.2020
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 31
Номер материала MA-092878
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы