Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 3 540 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 840 руб.
Смотреть
Главная / Другое / Развитие самостоятельной деятельности обучающихся на уроке химии

Развитие самостоятельной деятельности обучающихся на уроке химии

Международный конкурс

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

16 предметов







Развитие самостоятельной деятельности


обучающихся на уроках химии


На современном этапе развития общества особую актуальность приобретает проблема подготовки подрастающего поколения к трудовой социально значимой деятельности, направленной на развитие общества. Вот почему одной из характерных черт молодого поколения должна стать самостоятельность, качество, сформированное на основе уверенности в себе – своих знаниях и умениях.

Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется нам потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.

Понятие самостоятельности охватывает не только ту сторону непосредственной физической деятельности что-нибудь сделать или изменить, но и умственную, интеллектуальную деятельность, способствующую правильному достижению реальной цели.

Я.А. Коменский в книге «Великая дидактика» призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при котором учащие (педагоги) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились.

Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Скаткин М.Н. и др.

В теоретическом плане выделяется 3 направления деятельности в самостоятельной работе: познавательное, практическое и организационно-техническое. Данное положение позволяет говорить о безграничных возможностях развития познавательной, учебной, творческой, организационной, исследовательской самостоятельности.

Практика работы показывает, что в формировании навыков самостоятельности можно выделить несколько этапов:

  1. первый этап включает формирование умений принимать и самостоятельно анализировать сообщение преподавателя в рамках учебного материала;

  2. на втором этапе формируют умения и навыки самостоятельной работы;

  3. третий этап предполагает переработку материала и закрепление знаний, умений и навыков. На этом этапе воспитанникам предлагают интерпретировать – передать изученный материал, используя приемы самоконтроля, например, при повторении или текущей проверке знаний – ответить на контрольные вопросы по содержанию материала или выполнить тестовые задания.

Исследователи выделяют три важных компонента самостоятельности: интеллектуальный, волевой и эмоциональный.

Главными компонентами интеллектуальной составляющей вступают традиционное и продуктивное мышление. С исследуемой нами проблемой напрямую связано продуктивное мышление, поскольку оно отвечает за умение решать новые задачи, ориентироваться в ситуациях, которые возникают перед детьми.

Самостоятельность непосредственно связана с волей, по этой причине решение поставленной задачи ребенком предполагает наличие целеустремленности, настойчивости. Волевые качества индивида является фундаментом самостоятельности. Самостоятельный ребенок всегда обладает достаточно сильно развитой волей, он уверен в достижении своей цели и решителен в собственном выборе.

Что касается волевого компонента, то самыми важными выступают две характеристики, которые оказывают влияние на формирование самостоятельности1:

  1. первичные проявления воли, закладывающиеся у ребенка в раннем детстве;

  2. зависимость развития свободы от средств, методов и условий воспитания.

В условиях правильно организованного процесса воспитания у детей можно сформировать такие значимые качества, как ответственность, дисциплинированность, организованность пр.

Знания являются основой для подготовки ребенка к самостоятельной деятельности. К сожалению, в образовательном пространстве образовательной организации часто усвоение знаний и формирование жизненной компетентности отделены друг от друга.

Ведь знание само по себе в условиях наличия соответствующего опыта их использования не является показателем жизненной компетентности, поэтому знания, умения, навыки требуют реализации в деятельности, без которой развитие самостоятельности будет невозможным.

Активная модель обучения предполагает применение методов, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность обучающихся.

Остановимся кратко на характеристике отдельных активных методов, что, по нашему мнению, являются эффективными в обучении химии.

1) Имитационные игры – это процедуры по выполнению определенных простых, известных действий, которые воспроизводят, имитируют любые явления окружающей действительности. Результатом является быстрое принятие решений и мгновенные реакции.

Имитационные игры развивают у обучающихся воображение, навыки критического мышления, способствуют применению на практике умений, стимулируют проявления самостоятельности, их творческие возможности.

2) Ролевая игра, цель которой – определить отношение обучающихся к конкретной жизненной ситуации, помочь им приобрести опыт с помощью игры, учиться на основе опыта и чувств. Разыгрывание конкретной жизненной ситуации по ролям способствует развитию воображения и навыков критического мышления, формирует способность находить и рассматривать альтернативные варианты действий, помогает представлять себя в той или иной социальной роли, сочувствовать другим и тому подобное.

В ходе ролевой игры участники разыгрывают в ролях определенную преподавателем проблему или ситуацию. Ролевая игра требует тщательной подготовки. В частности, преподаватель совместно со студентами должен провести распределение ролей, составить сценарий.

3) «Микрофон» – этот метод дает возможность каждому студенту быстро и лаконично, имитируя «говорение в микрофон», выражать собственное мнение или позицию. Например, на этапе изучения нового материала преподаватель может поставить вопрос «Обладают ли соединения алюминия основными свойствами и при каких условиях?».

«Микрофон» является эффективным методом на заключительном этапе урока, когда студенты рефлектируют по поводу того, что и как они делали на уроке.

4) Метод «Обучая – учусь» (или «Каждый учит каждого», «Броуновское движение») предоставляет обучающимся возможность принять участие в обучении, то есть объяснении нового материала одногруппникам.

5) Работа в малых группах помогает обучающимся приобрести навыки общения и сотрудничества. Это один из самых эффективных методов, ведь при организации групповой работы происходит обмен мнениями, результатом которого является оптимальное совместное решение поставленной проблемы.

6) «Круг идей» – эффективность этого метода заключается в решении спорных вопросов с созданием возможности обучающимся высказать свою позицию. Например, при изучении темы «Соединения кремния» студенты не понимают что, характеризуя оксид кремния как кислотный оксид, многие реакции для него не осуществимы. Студенты высказывают свои мнения по очереди, пока не будут исчерпаны идеи; все предложенные варианты ответов записываются на доске.

7) «Мозговой штурм» – это эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решений, который побуждает обучающихся проявлять воображение и творчество, что достигается на основе свободного выражения мнений всех участников и помогает находить несколько решений по конкретной теме.

8) «Займи позицию» – этот метод позволяет выявить различные позиции обучающихся по определенной проблеме или спорному вопросу. Метод является эффективным с точки зрения демократичности по разнообразию взглядов на проблему изучаемого / обсуждается, и предоставление возможности студентам осознать наличие противоположных позиций по ее решению. В результате применения этого метода студенты учатся слушать своего собеседника и приводить убедительные аргументы относительно собственного утверждения.

Для проведения уроков химии, направленных на развитие самостоятельной деятельности, нами были отобраны или разработаны специальные задания, предполагающие активную самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Рассмотрим в качестве примеров некоторые задания.

Игры

  1. «Кто больше»

Составить как можно больше химических формул из данных элементов и дать названия полученным веществам.

Ca, C, N, P, O, H, Cu, Al

 

  1. «Крестики-нолики»

А) Найди правильный ряд кислот.

Найти выигрышный путь.

 

NaCl

KOH

H2 SO4

HCl

H2 S

K2 CO3

HNO3

H3 PO4

CuSO4


Б) Найди правильный ряд солей.

Найти выигрышный путь.

NaCl

KOH

KNO3

HCl

H2 S

K2 CO3

HNO3

H3 PO4

CuSO4

 

  1. Игра «соответствие движению»:

Преподаватель договаривается с обучающимися: если я говорю о кислотах, то вы поднимаете левую руку, если о щелочах - то правую.

Эта игра позволяет проводить закрепление и проверку материала легко и оживленно.

Использование приведенных выше методов активного обучения будет способствовать не только формированию самостоятельной деятельности, но и активизации умственной деятельности.

В результате оптимального использования различных активных методов обучения меняются позиции преподавателя и обучающихся в учебно-воспитательном процессе. С носителя готовых знаний преподаватель превращается в организатора познавательной деятельности студентов, а последние становятся равноправными субъектами в обучении. В то же время создается и реализуется модель личности, которая не только обладает навыками общения, но и умеет самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, культуры и морали, обнаруживает свой творческий потенциал, является основой успешного дальнейшего профессионального становления личности.

Современная педагогическая наука приоритетным направлением развития определила гуманистическую модель учебного процесса, в которой приоритеты направлены на развитие личности студента. Степень развития студента измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности.

Самостоятельность проявляется в умениях целенаправленно работать по плану, выбирать самые рациональные приемы учебного труда, корректно рассчитывать собственные силы и учитывать результаты своей деятельности. Самостоятельность подразумевает сформированность навыков саморегуляции, позволяющие оценить результаты собственных действий и корректировать их в случае необходимости. Большое значение имеет умение распределить свои усилия в процессе достижения поставленной цели.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон «Об образовании в РФ». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru….

  2. Алимов А.Т. Развитие самостоятельного и творческого мышления у учащихся в процессе обучения [Электронный ресурс] / А.Т. Алимов, И. Б. Савриева // Молодой ученый. – 2014. – №1. – С. 468-470. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/60/8663/.

  3. Банникова Е. А., Хасанова Ю. Г. Использование активных методов обучения в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2015. – №11.1. – С. 51-53. – Режим доступа: http://moluch.ru/archive/91/19336/.

  4. Габриелян О.С. Химия 10 класс М.: Дрофа, 2013 - 319 с.

  5. Горковенко М.Ю., Поурочные разработки по химии 10 класс. - М, 2016.

  6. Норпулатова Х. А. Активные методы обучения, направленные на развитие самостоятельного и творческого мышления студентов [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2012. – №1. Т.2. – С. 112-116. – Режим доступа: http://moluch.ru/archive/36/4140/.

  7. Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М.: Высшая школа, 1991. – 176 с.

  8. Шумова И. В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования [Электронный ресурс] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. II. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 57-61. – Режим доступа: http://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1027/.



1 Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста [Электронный ресурс] / Перевод В. Квиткевича, Ю.Мирончик. – СПб.: Питер, 2012. – 1270 с. – Режим доступа: http://www.e-reading.by/book.php?book=1025802.

  • Другое
Скачать материал
Автор Ищанова Анаргуль Аязбаевна
Дата добавления 02.12.2019
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 17
Номер материала MA-089299
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.