Развитие речи с использованием критического мышления
через чтение и письмо.
Критическое мышление – процесс мышления, связанный с осмыслением,
размышлением о ком –то или о чем-то (спор, обсуждение, высказывание своего
мнения).
Стратегия – формы и методы работы.
·
Один говорит – все
внимательно слушают.
·
Правило поднятой руки
·
Не подсказывать.
·
Говорим свободно,
уверенно, доказываем ответ.
·
Работаем от души.
·
Не опаздываем
·
Уважаем мнение каждого
говорящего
·
Ценим время.
·
(Избегать употребление
частицы не-)
Стратегии: Ассоциации
Кластер
Пятистишье
«Эссе»
«Жигсо»
«Кубизм»
Снежный ком
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
пробуждает интерес учащихся к урокам, учит творчески думать, вдумчиво читать,
анализировать, сопоставлять, делать выводы, слушать мнение других, доказывать
своё.
Для повышения навыка чтения использую:
1.Пятиминутки чтения перед началом урока.
2.Элементы технологии Зайцева.
3.Самарский пересказ.
Общеизвестно, что
около 30 % учащихся, снизив за лето уровень общеучебных умений (скорость
чтения, скорость письма), учатся в первой четверти хуже обычного. Еще
известно, что существует прямая зависимость между уровнем общеучебных умений и
качеством знаний.
По результатам замеров скорости чтения проводятся
следующие упражнения:
Ø ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения, для чего
применяю вариант трехкратного прочтения одного и того же минутного отрывка
текста;
Ø для ребят с низкой скоростью чтения в качестве
стимулирования заводится тетрадь для самозамеров, чтение перед сном
контролируют ежедневно родители. Осознанность чтения перед сном
проверяется на уроке с помощью беседы:
Ø как выглядели герои?
Ø что они делали?
Ø
Ø тройка упражнений из системы И.Т. Федоренко – И.Г.
Пальченко. Этот вид работы направлен на совершенствование выразительности
чтения:
·
первое чтение производится
всеми учащимися одновременно и продолжается в течение одной минуты. Делается
отметка, до какого места дошли, после повторного чтения этого же отрывка
ставится вторая карандашная отметка. Результаты сравниваются;
·
чтение этого же отрывка снова
отрывок читается сначала, чуть медленнее, но красиво, выразительно.
Контрольные замеры техники чтения проводятся в I
четверти еженедельно по специально созданным текстам.
Критерии сформированности техники чтения – беглость,
правильность, осознанность, выразительность, выполнение нормы.
Самарский пересказ.
Для развития речи предусматривается
последовательное выполнение 6 упражнений (1-2 минуты каждое)
·
чтение отрывка текста
длительностью 1 – 2 минуты;
·
осознание и осмысление
прочитанного (ответы на вопросы учителя);
·
запись на доске 4 – 7
ключевых слов (по выбору учеников);
·
образцовый пересказ текста
отличником и прослушивание его классом;
·
жужжащий пересказ в парах;
·
пересказ текста слабым
учеником.
в темпе
скороговорки. Длительность - 20 секунд. Контролируется четкость.
Технология формирование орфографической зоркости.
Эта
технология применяется в режиме повторения, так как, при любых методах обучения
происходит забывание материала.
Орфографическая работа по восстановлению и совершенствованию навыков проводится
на каждом уроке русского языка. Упражнения рассчитаны на 5 минут. Проводится
работа устно. Каждая повторяемая орфограмма отрабатывается в течение одной
недели. Не допускается на этой неделе чередование нескольких орфограмм. Каждая
5 минутка включает в себя:
1.работу со словами
на правило
2.работу с игровыми
словариками
3.формулирование
правила или алгоритм
4.использование
ассоциаций.
Что значит
использование текстов на ассоциации?
Дети должны в
предложенном тексте найти слова на данное правило. Так как учащиеся во время
диктанта воспринимают текст на слух, то во время 5 минутки подобранный на
повторяемую орфограмму текст должен произноситься учителем. Дети обнаруживают
слова с этой орфограммой на слух, называют слово и кратко объясняют его
написание.
Направления работы:
Ø Орфографическое программирование как способ подготовки
к формированию орфографической зоркости учащихся,
Ø Обогащение слова - это верный путь к слову,
Ø Научить ребёнка говорить – научить мыслить.
Ожидаемые результаты:
Ø младшие школьники ясно и грамматически правильно
говорят,
Ø излагают собственные мысли в свободной творческой
интерпретации в устной и письменной форме,
Ø умеют выражать свои эмоции разнообразными
интонационными средствами,
Ø соблюдают речевую культуру, ребёнок умеет общаться
Развитие познавательных способностей.
Цель работы: повысить качество знаний учащихся путём
использования
новых педагогических технологий,
занимательного материала,
средств
активизации мыслительной деятельности
учащихся.
Задачи:
1.совершенствовать
методические приёмы, обеспечивающие усвоение знаний учащимися
2. Развивать познавательный
интерес и творческие способности в процессе работы с нестандартными заданиями.
Работу повожу в
следующих направлениях:
А) изучаю передовой
опыт по проблеме.
Б) веду разработку
сборников специальных заданий ( нестандартных задач, логических упражнений ),
направленных на развитие логического мышления, познавательного интереса у
детей.
В) провожу открытые
уроки с целью обмена опытом.
Речь - основа
умственной деятельности. Развитие письменной речи - важная задача обучения
родному языку. Умения учащихся сравнивать, классифицировать, систематизировать,
обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь. Успехи учащихся
в связной речи определяют успех в учебной работе по всем предметам. Развитие
речи - составная часть содержания начального курса русского языка
Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в
том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и
письменной форме.
Каждый человек стремиться быть культурным. Умение правильно и красиво
говорить, излагать свои мысли -это речевая культура. Мы учимся правильной речи
и во время работы над изложением и сочинением.
Положительные результаты технологизации учебного
процесса
· Повышение качества обученности
учащихся
· Повышение педагогического
мастерства учителя
· Перестройка психологии
взаимоотношений учителя и учащихся
· Сохранение оптимального уровня
умственной работоспособности учащихся на уроках
· Гарантия конечного результата
·
Формирование
личностных качеств, обеспечивающих успешность обучения
« Практическое
применение приемов критического мышления на уроках русского языка в начальной
школе »
« Критическое
мышление- точка опоры для мышления человека»
Критическое
мышление – ведущее современное педагогическое понятие , актуальное для развития
преподавания и обучения . Внедряя данную технологию, мы предполагаем адаптацию
сознательного и обдуманного подхода к критическому мышлению как у учителей, так
и учеников.
Критическое
мышление- дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу, синтезу
информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или
рассуждения, что в дальнейшем служит основанием к действию.
Развитие КМ
связывают с более поздними стадиями образования : обучение учащихся старших
классов средней школы и высших учебных заведений. Но основы критического
мышления могут быть развиты и в начальной школе в целях развития необходимых
навыков. Меня заинтересовала технология «Развития
критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный
процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и
информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией,
умений анализировать и применять данную информацию.
Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали и которые использую
на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и
состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии
рефлексии.
Далее мы
рассмотрим те приемы развития критического мышления,которые приемлемы для
использования в начальной школе.
Приемы КМ могут
быть использованы на уроках в начальной школе с применением групповой работы.
Прием « Обучение
сообща» ( работа в группе над общим заданием)
ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ:
Каждая группа
получает постер под названием « Части текста». Задание – подписать все части
текста – начало, основная часть, заключение (концовка). Далее, используя свой
кластер, собрать разрозненные части текста из предложенной учителем карты с
текстом. Группа обсуждает, составляя правильный вариант. Далее, при оценивании
работы группы, учитывается вклад каждого участника в общую работу.
« Высказывания».Данный прием позволяет учащимся самостоятельно определить
знания по данной теме , учит анализировать собственный уровень усвоения
материала. Например:
-
Текст можно делить на части
-Текст
имеет заголовок
-Я
умею составить текст – рассуждение самостоятельно
-
Когда я пишу сочинение , я составляю текст
-
Текст можно составить по опорным словам .
При
проведении фронтального опроса по теме используем «Тонкие и толстые вопросы»
Пример
опроса по теме « Части речи»
-
Что такое Имя существительное?
-Что
такое глагол?
-
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
-
Для чего служит предлог?
-
Какую роль выполняет местоимение?
-
Назовите морфологические признаки ИС.
-
В чем различие между именем существительным и предлогом ?
-Предположим,
что из нашей речи исчезли
глаголы,
имена прилагательные-это уже «толстый» вопрос, требующий от учащихся
размышления,позволяет выразить собственное мнение.
Предлагаю после проведения подобного опроса организовать творческую работу в
парах .
«Попробуйте
построить диалог в парах на тему « Я играю в футбол» . « Я пришел в магазин»
без применения имен прилагательных и глаголов.Далее можно предложить детям
самостоятельно сделать вывод о значении в нашей речи прилагательных и глаголов.
Следующий прием эффективен при парной работе
Учащиеся
получают варианты текста для работы в парах. Задание – Определить основную
мысль текста, придумать заголовок, разбить на части.
«Прекрасен
лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь зелёную листву.
Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут.
Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок.Как хорошо !»
На
этапе «Повторение изученного» возможно применение приема «Инсерт» и «Верно
–неверно»
Повторение
ключевых понятий темы « Текст»
«
ДА – НЕТ»
Текст
– это несколько предложений, связанных по смыслу ( да)
Текст
бывает только описание (нет) и т.д.
« Инсерт».
Здесь
отметим, что необходимо заранее ознакомить учащихся с маркировкой .
Маркировка
на доске
*V*- я это знаю
*-*-
я думал иначе
*+*-
это новое для меня
*?*-
я не понял
На стадии «Рефлексия»
Рефлексия
учебной деятельности-
Подведение
итогов урока – « Составление мудрого дерева» ( учащиеся пишут на стикерах свои
впечатления, результаты урока , что узнали нового , что повторили и обобщили).
При письменных ответах пользуемся рефлексивным экраном ( на доске).
сегодня
я узнал…
было
интересно…
было
трудно…
я
выполнял задания…
я
понял, что…
я
научился…
у
меня получилось …
я
смог…
При
изучении темы « Текст» (Русский язык. 3-4 класс)
«Верные
и неверные высказывания»
1.
Текст состоит из предложений. +
2.
К тексту нельзя придумать название. -
3.
Все предложения в тексте имеют свои границы. +
4.
Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. -
5.
В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится. +
6.
Текст можно разделить на части. +
7.
Каждая часть текста записывается с красной строки. +
Приведу
пример плана урока с применением приемов критического мышления.
Тема:
Повторение изученного в 3 классе . Части речи
Цель- Повторение и обобщение знаний о частях речи.
Задачи : 1. Закрепить знания о частях речи
2.
Развитие критического мышления
3.
Воспитание чувства коллективизма, сопереживания, стремления к совместному
успеху.
Оборудование : учебник, компьютер, постеры, физминутки, раздаточный материал
Тип
урока : повторения изученного .
Этап
урока
|
Содержание
|
Примечание
|
- Орг. момент
Проверка
готовности к уроку. Психологический настрой на урок.
2.
Вступительное слово учителя. Подведение к теме урока .
3. Фронтальный опрос по
теме урока.
4. Выполнение заданий повторительно-
обобщающего характера
А-
Инструктирование к выполнению заданий
В- Проверка
выполнения
С- « Внедрение
нового метода»
5.
Оценивание .
6.
Подведение итогов .
Дом.задание
|
Учитель проводит с уч-ся тренинг «
Пожелание».
1-
Выбрать среди учеников класса одного – хорошо
знакомого и поприветствовать его , пожелав доброго дня.
2-
Выбрать другого ученика – которого знаешь не
очень хорошо или с кем не связывают дружеские отношения. Сказать ему
комплимент .В заключении ученики дарят друг другу сердца – пожелания.
- Ребята! На
сегодняшнем уроке мы продолжаем повторение материала , изученного на уроках
русского языка в 3 классе. Сегодня урок посвящен самой обширной теме этого
года. Итак, внимание на доску …
О чем
же пойдет речь на уроке ? ( о частях речи )
- Что такое Имя
существительное?
-Что такое
глагол?
- На какие
вопросы отвечает имя прилагательное?
- Для чего служит
предлог?
- Какую роль
выполняет местоимение?
- Назовите
морфологические признаки ИС.
- В чем различие
между именем существительным и предлогом ?
-Предположим, что
из нашей речи исчезли
- глаголы
- имена
прилагательные. Постройте диалог в парах на тему « Я играю в футбол» . « Я
пришел в магазин»
ФИЗМИНУТКА
Деление на группы по выбору учителя (
ученики разного уровня - « сильный», « средний», « слабый». )
Задание – индивид-ые карточки с заданием и
инструкцией к выполнению.
Дан текст « Пришла весна», задание к нему
- вставить пропущенные буквы
- выписать имена существительные
- определить род, число мен существительных.
Дополнительно – разобрать по составу
любое слово по выбору.
Взаимопроверка в группах.
На данном этапе ученикам предлагается
сделать ментальную карту « Глагол. Имя существительное» с целью закрепления
изученного по частям речи.
Работа проводится в группе, участвуют,
вносят предложения все ученики.
Ученикам предлагается
« Лист самооценивания», где они должны
ответить на вопрос о своей работе на уроке и оценить ее. На вопросы отвечает
« да-нет», в заключ. выставляя оценку своей работе на уроке
- Какую работу выполняли на уроке ?
Стр. 272 упр. 629
|
Тренинг
направлен на улучшение психологического комфорта в классе, дружеское общение
недружелюбно настроенных др. к др. одноклассников
На доске- незаконченный кластер « Части
речи»
В центре -* ?*. На постерах определения
частей речи, не указывая термина.
При опросе
используется метод
« Тонкие и
толстые вопросы» ( критич. мышление)
- вопросы низкого уровня.
- вопросы высокого уровня
Проблемная ситуация – представить в виде
короткой инсценировки – диалога нашу речь без глаголов и прилагательных.
Учитель проводит по мере выполнения задания
наблюдение - как работают в группе и выполняют задание ученики разного
уровня.
Наблюдение за взаимопроверкой , как
реагируют ученики на замечания друг друга, объективно ли их оценивание.
Данная работа носит творческий характер ,
предполагает включенность всех учеников в работу.
Учитель ведет наблюдение за процессом
взаимодействия в группе.
Данный вид оценивания воспитывает в учениках
объективное отношение к своей деятельности.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.