Инфоурок Начальные классы КонспектыРазвитие речи с использованием критического мышления через чтение и письмо. Тема: Повторение изученного. Части речи

Развитие речи с использованием критического мышления через чтение и письмо. Тема: Повторение изученного. Части речи

Скачать материал

Развитие речи с использованием критического мышления через чтение и письмо.

 

   Критическое мышление – процесс мышления, связанный с осмыслением, размышлением о ком –то или о чем-то (спор, обсуждение, высказывание своего мнения).

   Стратегия – формы и методы работы.

·        Один говорит – все внимательно слушают.

·        Правило поднятой руки

·        Не подсказывать.

·        Говорим свободно, уверенно, доказываем ответ.

·        Работаем от души.

·        Не опаздываем

·        Уважаем мнение каждого говорящего

·        Ценим время.

·        (Избегать употребление частицы не-)

 

  Стратегии:  Ассоциации

                      Кластер

                      Пятистишье

                     «Эссе»

                     «Жигсо»

                     «Кубизм»

                       Снежный ком

   Технология развития критического мышления через чтение и письмо пробуждает интерес учащихся к урокам, учит творчески думать, вдумчиво читать, анализировать, сопоставлять, делать выводы, слушать мнение других, доказывать своё.

 

Для повышения навыка чтения использую:

1.Пятиминутки чтения перед началом урока.

2.Элементы технологии Зайцева.

3.Самарский пересказ.

  Общеизвестно, что около 30 % учащихся, снизив за лето уровень общеучебных умений (скорость чтения, скорость письма), учатся в первой четверти хуже обычного.  Еще известно, что существует прямая зависимость между уровнем общеучебных умений и качеством знаний.

По результатам замеров скорости чтения проводятся следующие упражнения:

Ø ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения, для  чего применяю вариант трехкратного прочтения одного и того же минутного отрывка текста;

Ø для ребят с низкой скоростью чтения в качестве стимулирования заводится тетрадь для самозамеров, чтение перед сном контролируют  ежедневно  родители. Осознанность  чтения перед сном проверяется   на  уроке  с помощью беседы:

Ø   как выглядели герои?

Ø   что они делали?

Ø  

Ø тройка упражнений из системы И.Т. Федоренко – И.Г. Пальченко. Этот вид работы направлен на совершенствование выразительности чтения:

·        первое чтение производится всеми учащимися одновременно и продолжается в течение одной минуты. Делается отметка, до какого места дошли, после   повторного чтения этого же отрывка ставится вторая карандашная отметка. Результаты сравниваются;

·        чтение этого же отрывка снова отрывок читается сначала, чуть медленнее, но красиво, выразительно.

Контрольные замеры техники чтения проводятся в I четверти еженедельно  по специально созданным текстам.

 Критерии сформированности техники чтения – беглость, правильность, осознанность, выразительность, выполнение нормы.

        

 Самарский пересказ.

 

   Для развития речи  предусматривается последовательное выполнение 6 упражнений (1-2 минуты каждое)

·        чтение отрывка текста длительностью 1 – 2 минуты;

·        осознание и осмысление прочитанного (ответы на вопросы учителя);

·        запись на доске 4 – 7 ключевых слов (по выбору учеников);

·        образцовый пересказ текста отличником и прослушивание его классом;

·        жужжащий пересказ в парах;

·        пересказ текста слабым учеником.

 в темпе скороговорки. Длительность - 20 секунд. Контролируется четкость.

 

Технология формирование орфографической зоркости.

 

          Эта технология применяется в режиме повторения, так как, при любых методах обучения происходит забывание материала.

          Орфографическая работа по восстановлению и совершенствованию навыков проводится на каждом уроке русского языка. Упражнения рассчитаны на 5 минут. Проводится работа устно. Каждая повторяемая орфограмма отрабатывается в течение одной недели. Не допускается на этой неделе чередование нескольких орфограмм. Каждая 5 минутка включает в себя:

1.работу со словами на правило

2.работу с игровыми словариками

3.формулирование правила или алгоритм

4.использование ассоциаций.

Что значит использование текстов на ассоциации?

   Дети должны в предложенном тексте найти слова на данное правило. Так как учащиеся во время диктанта воспринимают текст на слух, то во время 5 минутки подобранный на повторяемую орфограмму текст должен произноситься учителем. Дети обнаруживают слова с этой орфограммой на слух, называют слово и кратко объясняют его написание.

 

Направления работы:

 

Ø Орфографическое программирование как способ подготовки к формированию орфографической зоркости учащихся,

Ø Обогащение слова - это верный путь к слову,

Ø Научить ребёнка говорить – научить мыслить.

 

 Ожидаемые результаты:

 

Ø младшие школьники ясно и грамматически правильно говорят,

Ø излагают собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме,

Ø умеют выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами,

Ø соблюдают речевую культуру,  ребёнок умеет общаться   

 

Развитие познавательных способностей.

 

Цель работы: повысить качество знаний учащихся путём использования

                                       новых    педагогических технологий,

                                       занимательного материала,

                                      средств активизации мыслительной деятельности

                                      учащихся.

 

Задачи:

1.совершенствовать методические приёмы, обеспечивающие усвоение знаний учащимися

 

2. Развивать познавательный интерес и творческие способности в процессе работы с нестандартными заданиями.

 

Работу повожу в следующих  направлениях:

 

А) изучаю передовой опыт по проблеме.

 

Б) веду разработку сборников специальных заданий ( нестандартных задач, логических упражнений ), направленных на развитие логического мышления, познавательного интереса у детей.

 

В) провожу открытые уроки с целью обмена опытом.

       Речь - основа умственной деятельности. Развитие письменной речи - важная задача обучения родному языку. Умения учащихся сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь. Успехи учащихся в связной речи определяют успех в учебной работе по всем предметам. Развитие речи - составная часть содержания начального курса русского языка

    Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Каждый человек стремиться быть культурным. Умение правильно и красиво говорить, излагать свои мысли -это речевая культура. Мы учимся правильной речи и во время работы над изложением и сочинением.

 

 

 

Положительные результаты технологизации   учебного процесса      

·       Повышение качества обученности учащихся

·       Повышение педагогического мастерства учителя

·       Перестройка психологии взаимоотношений учителя и учащихся

·       Сохранение оптимального уровня умственной работоспособности учащихся на уроках

·       Гарантия конечного результата

·       Формирование личностных качеств, обеспечивающих успешность обучения  

 

 

« Практическое применение приемов критического мышления на уроках русского языка в начальной школе »

 

« Критическое мышление- точка опоры для мышления человека»

 

Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие , актуальное для развития преподавания и обучения  . Внедряя данную технологию, мы предполагаем адаптацию сознательного и обдуманного подхода к критическому мышлению как у учителей, так и учеников.

   Критическое мышление- дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу, синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что в дальнейшем служит основанием к действию.

Развитие КМ связывают с более поздними стадиями образования : обучение учащихся старших классов средней школы и высших учебных заведений. Но основы критического мышления могут быть развиты и в начальной школе в целях развития необходимых навыков.     Меня заинтересовала технология «Развития критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

         Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали и которые  использую на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

    Далее мы рассмотрим те приемы развития критического мышления,которые приемлемы для использования в начальной школе.

Приемы КМ могут быть использованы на уроках в начальной школе с применением групповой работы.

   Прием « Обучение сообща» ( работа в группе над общим заданием)

                               ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ:

Каждая группа получает постер под названием « Части текста». Задание – подписать все части текста – начало, основная часть, заключение (концовка). Далее, используя свой кластер, собрать разрозненные части текста из предложенной учителем карты с текстом. Группа обсуждает, составляя правильный вариант. Далее, при оценивании работы группы, учитывается вклад каждого участника в общую работу.

    « Высказывания».Данный прием позволяет учащимся самостоятельно определить знания по данной теме , учит анализировать собственный уровень усвоения материала. Например:

- Текст можно делить на части

-Текст имеет заголовок

-Я умею составить текст – рассуждение самостоятельно

- Когда я пишу сочинение , я составляю текст

- Текст можно составить по опорным словам .

При проведении фронтального опроса по теме используем «Тонкие и толстые вопросы»

Пример опроса по теме « Части речи»

- Что такое Имя существительное?

-Что такое глагол?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Для чего служит предлог?

- Какую роль выполняет местоимение?

- Назовите морфологические признаки ИС.

- В чем различие между именем существительным и предлогом ?

-Предположим, что из нашей речи исчезли

глаголы, имена прилагательные-это уже «толстый» вопрос, требующий от учащихся размышления,позволяет выразить собственное мнение.

   Предлагаю после проведения подобного опроса организовать творческую работу в парах .

«Попробуйте  построить диалог в парах на тему «  Я играю в футбол» . « Я пришел в магазин» без применения имен прилагательных и глаголов.Далее можно предложить детям самостоятельно сделать вывод о значении в нашей речи прилагательных и глаголов.

  Следующий прием эффективен при парной работе

Учащиеся получают варианты текста для работы в парах. Задание – Определить основную мысль текста, придумать заголовок,  разбить на части.

«Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь зелёную листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок.Как хорошо !»

На этапе «Повторение изученного» возможно применение приема «Инсерт» и «Верно –неверно»

Повторение ключевых понятий темы « Текст»

 « ДА – НЕТ»

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу ( да)

Текст бывает только описание (нет) и т.д.

   « Инсерт».

Здесь отметим, что необходимо заранее ознакомить учащихся с маркировкой .

 Маркировка на доске

*V*- я это знаю

*-*- я думал иначе

*+*- это новое для меня

*?*- я не понял

     На стадии «Рефлексия»

Рефлексия учебной деятельности-

Подведение итогов урока – « Составление мудрого дерева» ( учащиеся пишут на стикерах свои впечатления, результаты урока , что узнали нового , что повторили и обобщили). При письменных ответах пользуемся рефлексивным экраном ( на доске).

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

При изучении темы « Текст» (Русский язык. 3-4 класс)

 «Верные и неверные высказывания»

1.  Текст состоит из предложений.    +

2.  К  тексту нельзя придумать название.          -

3.  Все предложения в тексте имеют свои границы.   +

4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.  -

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.    +

6. Текст можно разделить на части.    +

7. Каждая часть текста записывается с красной строки.  +                            

Приведу пример плана урока с применением приемов критического мышления.

 

 

 

Тема: Повторение изученного в 3 классе . Части речи

 

Цель- Повторение и обобщение знаний о частях речи.

Задачи : 1. Закрепить знания о частях речи

2. Развитие критического мышления

3. Воспитание чувства коллективизма, сопереживания, стремления к совместному успеху.

Оборудование : учебник, компьютер, постеры, физминутки, раздаточный материал

 

Тип урока : повторения изученного .

 

Этап урока

Содержание

Примечание

  1. Орг. момент

Проверка готовности  к уроку. Психологический настрой на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Вступительное слово учителя. Подведение к теме урока .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 3. Фронтальный опрос по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Выполнение заданий повторительно- обобщающего характера

 

А- Инструктирование к выполнению заданий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В- Проверка выполнения

 

 

 

 

 

 

 

С- « Внедрение нового метода»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Оценивание .

 

 

 

 

 

6. Подведение итогов .

 

 

 

 

Дом.задание

Учитель проводит с уч-ся тренинг « Пожелание».

1-      Выбрать среди учеников класса одного – хорошо знакомого и поприветствовать его , пожелав доброго дня.

2-      Выбрать другого ученика – которого знаешь не очень хорошо или с кем не связывают дружеские отношения. Сказать ему комплимент .В заключении ученики дарят друг другу сердца – пожелания.

 

- Ребята! На сегодняшнем уроке мы продолжаем повторение материала , изученного на уроках русского языка в 3 классе. Сегодня урок посвящен самой обширной теме этого года. Итак, внимание на доску …

О чем же пойдет речь на уроке ? ( о частях речи )

 

 

 

- Что такое Имя существительное?

-Что такое глагол?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Для чего служит предлог?

- Какую роль выполняет местоимение?

- Назовите морфологические признаки ИС.

- В чем различие между именем существительным и предлогом ?

-Предположим, что из нашей речи исчезли

- глаголы

- имена прилагательные. Постройте диалог в парах на тему «  Я играю в футбол» . « Я пришел в магазин»

 

ФИЗМИНУТКА

 

 

Деление на группы по выбору учителя ( ученики разного уровня  - « сильный», « средний», « слабый». )

Задание – индивид-ые  карточки с заданием и инструкцией к выполнению.

Дан текст « Пришла весна»,  задание к нему

- вставить пропущенные буквы

- выписать имена существительные

- определить род, число мен существительных.

Дополнительно – разобрать по составу любое слово по выбору.

 

Взаимопроверка в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

На данном этапе ученикам предлагается сделать ментальную карту « Глагол. Имя существительное» с целью закрепления изученного по частям речи.

Работа проводится в группе, участвуют, вносят предложения все ученики.

 

 

Ученикам предлагается

« Лист самооценивания», где они должны ответить на вопрос о своей работе на уроке и оценить ее. На вопросы отвечает « да-нет», в заключ. выставляя оценку своей работе на уроке

 

- Какую работу выполняли на уроке ?

 

Стр. 272 упр. 629

Тренинг направлен на улучшение психологического комфорта в классе, дружеское общение недружелюбно настроенных др. к др. одноклассников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На доске- незаконченный кластер « Части речи»

В центре -* ?*. На постерах определения частей речи, не указывая термина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При опросе используется метод

« Тонкие и толстые вопросы» ( критич. мышление)

 

 

 

 

 

 

- вопросы низкого уровня.

 

- вопросы высокого уровня

 

 

 

Проблемная ситуация – представить в виде короткой инсценировки – диалога нашу речь без глаголов и прилагательных.

 

 

 

 

 

 

 

Учитель проводит по мере выполнения задания наблюдение - как работают в группе и выполняют задание ученики разного уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение за взаимопроверкой , как реагируют ученики на замечания друг друга, объективно ли их оценивание.

 

 

 

Данная работа носит творческий характер , предполагает включенность всех учеников в работу.

Учитель ведет наблюдение за процессом взаимодействия в группе.

 

 

 

 

Данный вид оценивания воспитывает в учениках объективное отношение к своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Развитие речи с использованием критического мышления через чтение и письмо. Тема: Повторение изученного. Части речи"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Речь - основа умственной деятельности. Развитие письменной речи - важная задача обучения родному языку. Умения учащихся сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь. Успехи учащихся в связной речи определяют успех в учебной работе по всем предметам. Развитие речи - составная часть содержания начального курса русского языка Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 324 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 20.08.2020 217
    • DOCX 29.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Давыдова Юлия Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Давыдова Юлия Сергеевна
    Давыдова Юлия Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 69584
    • Всего материалов: 194

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Курс повышения квалификации

Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 334 человека

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Мини-курс

Управление персоналом и коммуникация в команде

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов

Мини-курс

Здоровьесбережение и физическое развитие школьников

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Брендинг и архитектура бренда: создание уникальности и цельности в маркетинге

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе