Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Начальные классы / Развитие речи с использованием критического мышления через чтение и письмо. Тема: Повторение изученного. Части речи

Развитие речи с использованием критического мышления через чтение и письмо. Тема: Повторение изученного. Части речи

Развитие речи с использованием критического мышления через чтение и письмо.


Критическое мышление – процесс мышления, связанный с осмыслением, размышлением о ком –то или о чем-то (спор, обсуждение, высказывание своего мнения).

Стратегия – формы и методы работы.

  • Один говорит – все внимательно слушают.

  • Правило поднятой руки

  • Не подсказывать.

  • Говорим свободно, уверенно, доказываем ответ.

  • Работаем от души.

  • Не опаздываем

  • Уважаем мнение каждого говорящего

  • Ценим время.

  • (Избегать употребление частицы не-)


Стратегии: Ассоциации

Кластер

Пятистишье

«Эссе»

«Жигсо»

«Кубизм»

Снежный ком

Технология развития критического мышления через чтение и письмо пробуждает интерес учащихся к урокам, учит творчески думать, вдумчиво читать, анализировать, сопоставлять, делать выводы, слушать мнение других, доказывать своё.


Для повышения навыка чтения использую:

1.Пятиминутки чтения перед началом урока.

2.Элементы технологии Зайцева.

3.Самарский пересказ.

Общеизвестно, что около 30 % учащихся, снизив за лето уровень общеучебных умений (скорость чтения, скорость письма), учатся в первой четверти хуже обычного. Еще известно, что существует прямая зависимость между уровнем общеучебных умений и качеством знаний.

По результатам замеров скорости чтения проводятся следующие упражнения:

  • ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения, для чего применяю вариант трехкратного прочтения одного и того же минутного отрывка текста;

  • для ребят с низкой скоростью чтения в качестве стимулирования заводится тетрадь для самозамеров, чтение перед сном контролируют ежедневно родители. Осознанность чтения перед сном проверяется на уроке с помощью беседы:

  • как выглядели герои?

  • что они делали?

  • тройка упражнений из системы И.Т. Федоренко – И.Г. Пальченко. Этот вид работы направлен на совершенствование выразительности чтения:

  • первое чтение производится всеми учащимися одновременно и продолжается в течение одной минуты. Делается отметка, до какого места дошли, после повторного чтения этого же отрывка ставится вторая карандашная отметка. Результаты сравниваются;

  • чтение этого же отрывка снова отрывок читается сначала, чуть медленнее, но красиво, выразительно.

Контрольные замеры техники чтения проводятся в I четверти еженедельно по специально созданным текстам.

Критерии сформированности техники чтения – беглость, правильность, осознанность, выразительность, выполнение нормы.

Самарский пересказ.


Для развития речи предусматривается последовательное выполнение 6 упражнений (1-2 минуты каждое)

  • чтение отрывка текста длительностью 1 – 2 минуты;

  • осознание и осмысление прочитанного (ответы на вопросы учителя);

  • запись на доске 4 – 7 ключевых слов (по выбору учеников);

  • образцовый пересказ текста отличником и прослушивание его классом;

  • жужжащий пересказ в парах;

  • пересказ текста слабым учеником.

в темпе скороговорки. Длительность - 20 секунд. Контролируется четкость.


Технология формирование орфографической зоркости.


Эта технология применяется в режиме повторения, так как, при любых методах обучения происходит забывание материала.

Орфографическая работа по восстановлению и совершенствованию навыков проводится на каждом уроке русского языка. Упражнения рассчитаны на 5 минут. Проводится работа устно. Каждая повторяемая орфограмма отрабатывается в течение одной недели. Не допускается на этой неделе чередование нескольких орфограмм. Каждая 5 минутка включает в себя:

1.работу со словами на правило

2.работу с игровыми словариками

3.формулирование правила или алгоритм

4.использование ассоциаций.

Что значит использование текстов на ассоциации?

Дети должны в предложенном тексте найти слова на данное правило. Так как учащиеся во время диктанта воспринимают текст на слух, то во время 5 минутки подобранный на повторяемую орфограмму текст должен произноситься учителем. Дети обнаруживают слова с этой орфограммой на слух, называют слово и кратко объясняют его написание.


Направления работы:


  • Орфографическое программирование как способ подготовки к формированию орфографической зоркости учащихся,

  • Обогащение слова - это верный путь к слову,

  • Научить ребёнка говорить – научить мыслить.


Ожидаемые результаты:


  • младшие школьники ясно и грамматически правильно говорят,

  • излагают собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме,

  • умеют выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами,

  • соблюдают речевую культуру, ребёнок умеет общаться


Развитие познавательных способностей.


Цель работы: повысить качество знаний учащихся путём использования

новых педагогических технологий,

занимательного материала,

средств активизации мыслительной деятельности

учащихся.


Задачи:

1.совершенствовать методические приёмы, обеспечивающие усвоение знаний учащимися


2. Развивать познавательный интерес и творческие способности в процессе работы с нестандартными заданиями.


Работу повожу в следующих направлениях:


А) изучаю передовой опыт по проблеме.


Б) веду разработку сборников специальных заданий ( нестандартных задач, логических упражнений ), направленных на развитие логического мышления, познавательного интереса у детей.


В) провожу открытые уроки с целью обмена опытом.

Речь - основа умственной деятельности. Развитие письменной речи - важная задача обучения родному языку. Умения учащихся сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь. Успехи учащихся в связной речи определяют успех в учебной работе по всем предметам. Развитие речи - составная часть содержания начального курса русского языка

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Каждый человек стремиться быть культурным. Умение правильно и красиво говорить, излагать свои мысли -это речевая культура. Мы учимся правильной речи и во время работы над изложением и сочинением.




Положительные результаты технологизации учебного процесса

  • Повышение качества обученности учащихся

  • Повышение педагогического мастерства учителя

  • Перестройка психологии взаимоотношений учителя и учащихся

  • Сохранение оптимального уровня умственной работоспособности учащихся на уроках

  • Гарантия конечного результата

  • Формирование личностных качеств, обеспечивающих успешность обучения



« Практическое применение приемов критического мышления на уроках русского языка в начальной школе »


« Критическое мышление- точка опоры для мышления человека»


Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие , актуальное для развития преподавания и обучения . Внедряя данную технологию, мы предполагаем адаптацию сознательного и обдуманного подхода к критическому мышлению как у учителей, так и учеников.

Критическое мышление- дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу, синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что в дальнейшем служит основанием к действию.

Развитие КМ связывают с более поздними стадиями образования : обучение учащихся старших классов средней школы и высших учебных заведений. Но основы критического мышления могут быть развиты и в начальной школе в целях развития необходимых навыков.     Меня заинтересовала технология «Развития критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

         Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали и которые использую на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Далее мы рассмотрим те приемы развития критического мышления,которые приемлемы для использования в начальной школе.

Приемы КМ могут быть использованы на уроках в начальной школе с применением групповой работы.

Прием « Обучение сообща» ( работа в группе над общим заданием)

ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ:

Каждая группа получает постер под названием « Части текста». Задание – подписать все части текста – начало, основная часть, заключение (концовка). Далее, используя свой кластер, собрать разрозненные части текста из предложенной учителем карты с текстом. Группа обсуждает, составляя правильный вариант. Далее, при оценивании работы группы, учитывается вклад каждого участника в общую работу.

« Высказывания».Данный прием позволяет учащимся самостоятельно определить знания по данной теме , учит анализировать собственный уровень усвоения материала. Например:

- Текст можно делить на части

-Текст имеет заголовок

-Я умею составить текст – рассуждение самостоятельно

- Когда я пишу сочинение , я составляю текст

- Текст можно составить по опорным словам .

При проведении фронтального опроса по теме используем «Тонкие и толстые вопросы»

Пример опроса по теме « Части речи»

- Что такое Имя существительное?

-Что такое глагол?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Для чего служит предлог?

- Какую роль выполняет местоимение?

- Назовите морфологические признаки ИС.

- В чем различие между именем существительным и предлогом ?

-Предположим, что из нашей речи исчезли

глаголы, имена прилагательные-это уже «толстый» вопрос, требующий от учащихся размышления,позволяет выразить собственное мнение.

Предлагаю после проведения подобного опроса организовать творческую работу в парах .

«Попробуйте построить диалог в парах на тему « Я играю в футбол» . « Я пришел в магазин» без применения имен прилагательных и глаголов.Далее можно предложить детям самостоятельно сделать вывод о значении в нашей речи прилагательных и глаголов.

Следующий прием эффективен при парной работе

Учащиеся получают варианты текста для работы в парах. Задание – Определить основную мысль текста, придумать заголовок, разбить на части.

«Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь зелёную листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок.Как хорошо !»

На этапе «Повторение изученного» возможно применение приема «Инсерт» и «Верно –неверно»

Повторение ключевых понятий темы « Текст»

« ДА – НЕТ»

Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу ( да)

Текст бывает только описание (нет) и т.д.

« Инсерт».

Здесь отметим, что необходимо заранее ознакомить учащихся с маркировкой .

Маркировка на доске

*V*- я это знаю

*-*- я думал иначе

*+*- это новое для меня

*?*- я не понял

На стадии «Рефлексия»

Рефлексия учебной деятельности-

Подведение итогов урока – « Составление мудрого дерева» ( учащиеся пишут на стикерах свои впечатления, результаты урока , что узнали нового , что повторили и обобщили). При письменных ответах пользуемся рефлексивным экраном ( на доске).

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

При изучении темы « Текст» (Русский язык. 3-4 класс)

«Верные и неверные высказывания»

1. Текст состоит из предложений. +

2. К тексту нельзя придумать название. -

3. Все предложения в тексте имеют свои границы. +

4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. -

5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится. +

6. Текст можно разделить на части. +

7. Каждая часть текста записывается с красной строки. +

Приведу пример плана урока с применением приемов критического мышления.




Тема: Повторение изученного в 3 классе . Части речи


Цель- Повторение и обобщение знаний о частях речи.

Задачи : 1. Закрепить знания о частях речи

2. Развитие критического мышления

3. Воспитание чувства коллективизма, сопереживания, стремления к совместному успеху.

Оборудование : учебник, компьютер, постеры, физминутки, раздаточный материал


Тип урока : повторения изученного .


Этап урока

Содержание

Примечание

  1. Орг. момент

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.

















2. Вступительное слово учителя. Подведение к теме урока .












3. Фронтальный опрос по теме урока.




























4. Выполнение заданий повторительно- обобщающего характера


А- Инструктирование к выполнению заданий















В- Проверка выполнения








С- « Внедрение нового метода»










5. Оценивание .






6. Подведение итогов .





Дом.задание

Учитель проводит с уч-ся тренинг « Пожелание».

  1. Выбрать среди учеников класса одного – хорошо знакомого и поприветствовать его , пожелав доброго дня.

  2. Выбрать другого ученика – которого знаешь не очень хорошо или с кем не связывают дружеские отношения. Сказать ему комплимент .В заключении ученики дарят друг другу сердца – пожелания.


- Ребята! На сегодняшнем уроке мы продолжаем повторение материала , изученного на уроках русского языка в 3 классе. Сегодня урок посвящен самой обширной теме этого года. Итак, внимание на доску …

О чем же пойдет речь на уроке ? ( о частях речи )




- Что такое Имя существительное?

-Что такое глагол?

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

- Для чего служит предлог?

- Какую роль выполняет местоимение?

- Назовите морфологические признаки ИС.

- В чем различие между именем существительным и предлогом ?

-Предположим, что из нашей речи исчезли

- глаголы

- имена прилагательные. Постройте диалог в парах на тему « Я играю в футбол» . « Я пришел в магазин»


ФИЗМИНУТКА



Деление на группы по выбору учителя ( ученики разного уровня - « сильный», « средний», « слабый». )

Задание – индивид-ые карточки с заданием и инструкцией к выполнению.

Дан текст « Пришла весна», задание к нему

- вставить пропущенные буквы

- выписать имена существительные

- определить род, число мен существительных.

Дополнительно – разобрать по составу любое слово по выбору.


Взаимопроверка в группах.









На данном этапе ученикам предлагается сделать ментальную карту « Глагол. Имя существительное» с целью закрепления изученного по частям речи.

Работа проводится в группе, участвуют, вносят предложения все ученики.



Ученикам предлагается

« Лист самооценивания», где они должны ответить на вопрос о своей работе на уроке и оценить ее. На вопросы отвечает « да-нет», в заключ. выставляя оценку своей работе на уроке


- Какую работу выполняли на уроке ?


Стр. 272 упр. 629

Тренинг направлен на улучшение психологического комфорта в классе, дружеское общение недружелюбно настроенных др. к др. одноклассников














На доске- незаконченный кластер « Части речи»

В центре -* ?*. На постерах определения частей речи, не указывая термина.










При опросе используется метод

« Тонкие и толстые вопросы» ( критич. мышление)







- вопросы низкого уровня.


- вопросы высокого уровня




Проблемная ситуация – представить в виде короткой инсценировки – диалога нашу речь без глаголов и прилагательных.








Учитель проводит по мере выполнения задания наблюдение - как работают в группе и выполняют задание ученики разного уровня.















Наблюдение за взаимопроверкой , как реагируют ученики на замечания друг друга, объективно ли их оценивание.




Данная работа носит творческий характер , предполагает включенность всех учеников в работу.

Учитель ведет наблюдение за процессом взаимодействия в группе.





Данный вид оценивания воспитывает в учениках объективное отношение к своей деятельности.













  • Начальные классы
Описание:

Речь - основа умственной деятельности. Развитие письменной речи - важная задача обучения родному языку. Умения учащихся сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь. Успехи учащихся в связной речи определяют успех в учебной работе по всем предметам. Развитие речи - составная часть содержания начального курса русского языка

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Автор Емченко Татьяна Александровна
Дата добавления 18.02.2017
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 399
Номер материала MA-070262
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы