1.Введение.
Наше время
– это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные
решения, умеющие творчески мыслить. Творческие люди востребованы в любой сфере
деятельности – от бизнеса до науки. Способность к творчеству – во многом
определяет успех человека.
Путь,
который проходит ребёнок в своём развитии в дошкольные годы, огромен. За это
время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.
В
настоящее время проблема познавательного интереса является одной из актуальных.
Развитие познавательного интереса детей постоянно привлекает внимание
исследователей и практических работников.
2.Познавательный
интерес у дошкольников.
Вопросам
развития познавательной активности дошкольников в последнее время уделяется
особенное внимание.
Познавательный
интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на
овладение знаниями и способами познания. Познавательный интерес является
основой учебной деятельности, так как:
•
интерес
способствует формированию глубоких и прочных знаний;
•
развивает
и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении,
благоприятствует формированию способностей;
Познавательный
интерес складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в
социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим
человеку от рождения.
3.Игра – источник
развития познавательного интереса.
Игра —
вовсе не пустое занятие, она не только доставляет максимум удовольствия
ребенку, но и является мощным средством его развития, средством развития
полноценной личности. Игра является главным источником развития познавательного
интереса. При организации игровой деятельности необходимо придерживаться
следующих принципов:
•
уважение
к свободе и достоинству каждого ребенка;
•
создание
условий для развития его индивидуальности;
•
обеспечение
атмосферы психологического комфорта;
•
учет
возрастных, психологических особенностей детей при отборе содержания, методов
воспитания и обучения.
Игра —
активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их
общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы,
сообща жить и работать.
Исследования
показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться
и налаживать контакты с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой
опыт, особенно опыт совместной игры со сверстниками.
4.Познавательная
деятельность на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
Активизация
познавательной деятельности немаловажное значение приобретает в процессе
формирования и развития элементарных математических представлений.
Занятие
математикой приобретает особое значение в связи с развитием познавательных интересов,
умений проявлять волевые усилия в процессе решения обучающих задач. Содержание
занятий должно быть насыщенным, не слишком сложным и не слишком простым.
Простой или слишком сложный материал не будет вызывать интереса.
На всех
типах занятий должны использоваться самые разнообразные, увлекательные для
дошкольников приемы и методы: дидактические игры, упражнения, беседы,
использование наглядности, рассказы – загадки, элементы викторины, проблемные
рассказы и ситуации.
Это также,
наличие интересных развивающих игр, разнообразных игровых материалов,
занимательный математический материал. Основная цель использования
занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже
имеющихся знаний. При этом непременным условием является применение педагогом
игр и упражнений для активного проявления познавательной самостоятельности у
детей (стремление и умение познавать, осуществлять результативные мыслительные
операции). Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания,
памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми
познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при
условии личностно - ориентированного взаимодействия ребенка со взрослым и
другими детьми.
Дети -
пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от
рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной
из важнейших задач обучения ребенка в дошкольном возрасте.
На
успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но и
форма подачи, которая способна вызывать заинтересованность и познавательную
активность детей. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту
ребенка в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление
успехов и достижений детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с
детьми - таков фон, на котором должно строиться обучение дошкольников.
Изучив
теорию, у меня возник вопрос: действительно ли занимательный математический
материал, формирует у ребенка познавательный интерес к математике.
Для этого я
спланировала свою работу по следующим направлениям:
1. Изготовление
занимательного математического материала.
2. Разработка
методики диагностики по развитию умственных, творческих, интеллектуальных
способностей
3. Работа с
детьми. Она включала в себя использование занимательного математического
материала в деятельности детей.
4. Работа с
родителями - консультирование
Специально
для родителей, были предложены консультации на темы: «Как организовать игры
детей дома с использованием занимательного математического материала»,
«Занимательные игры - что это?».
5.Заключение.
Наблюдения
за детьми показали, что у детей повысился интерес к математике, они стали более
активны на занятиях. Таким образом, я пришла к выводу, что формирование
познавательного интереса у дошкольников к математике успешно осуществляется в
процессе использования занимательного математического материала. Это возможно
при условии систематического использования занимательного материала, как на
занятии, так и в самостоятельной деятельности ребенка. При этом, взрослому
важно обеспечить детскую активность и самостоятельность в процессе поиска решения.
Используемая
литература:
1. Абашина В.В.
Управление учебно-познавательной деятельностью детей дошкольного возраста (на
материале математики) /В.В.Абашина/ - [текст]: Учебное пособие для студентов
факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. - 2-е изд., испр.
и доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2005. - 137 с.
2. Бабаева Т.И.Игра
и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности:
Сборник / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2004. - 192 с.
3. Математика до
школы: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Сост. Михайлова З.А.,
Непомнящая Р.Л. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. - Ч. I. - 191 с.
4. Михайлова
З.А., Чеплашкина И.Н. Математика - это интересно. Игровые ситуации для детей
дошкольного возраста: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб., 2002. -
112 с.
5. Михайлова З.А.
Игровые задачи для дошкольников/З.А.Михайлова/ - [текст]: Кн. для воспитателя
детского сада. - СПб.: Акцент, 1996. - 128 с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.