Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / «Развитие монологической речи с помощью игр пальчикового театра».

«Развитие монологической речи с помощью игр пальчикового театра».

Из опыта работы

«Развитие монологической речи с помощью игр пальчикового театра».

МКДОУ №117

г.Новосибирск

Черняк О.В.

воспитатель группы

коррекционной направленности



В моей группе компенсирующей направленности дети с общим недоразвитием речи (ОНР), в связи с этим весьма актуальной является проблема разработки разнообразных средств, способствующих эффективному формированию речи у данной категории детей. Общее недоразвитие речи характеризуется недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетических, лексических, грамматических, освоение которых вбирает в себя связная речь. Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид — монолог. Монологическая речь, как правило, является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог – произвольный вид речи и самостоятельно не формируется, а между тем он является одним из условий успешного обучения ребенка в школе, что особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. Из этого следует, что формирование связной монологической речи — одна из основных задач речевого развития дошкольников. Существует большое количество методик по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР (В.К.Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Ф.А. Сохин и т.д. ). Большинство исследователей строят свою работу по степени усложнения речевой деятельности: от формирования более легкого вида связной монологической речи – пересказа готового образца к более сложной – составлению самостоятельного рассказа. В методиках используются различные вспомогательные средства – сюжетные и предметные картины, фотографии, иллюстративно – графические схемы, иллюстрации к произведению. При формировании связной монологической речи задания со временем усложняются путем постепенного сокращения количества наглядности. Исходя из принятой в психологии классификации мышления по генезису развития можно сделать вывод о том, что исследователи в своих методиках применяют средства, опирающиеся на развитое наглядно – образное мышление ребенка, которое характеризуется опорой на представления и образы. При выполнении заданий ребенку необходимо оперировать наглядными изображениями объектов. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у старших дошкольников, в возрасте пяти — семи лет. У детей с общим недоразвитием речи переход к наглядно – образному мышлению от его более ранней формы – наглядно – действенного, в силу дефекта, как правило замедлен. Подбирая, разные методики для своей работы я считаю, что уникальным средством, позволяющим включать в занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой – затрагивать «мир образов», является театр. Он позволяет соблюсти более плавный переход от умения оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая ведущий вид деятельности дошкольников – игру. Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики, благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук. Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр. Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения. В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей; Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей. В пальчиковом театре использую режиссерскую игру, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль какого-либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь. Дети с огромным удовольствием включаются в такую театрализованную деятельность, работа проходит намного интереснее и эффективнее. Инсценируем чаще всего произведения наиболее знакомые детям, но и недавно прочитанные.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\IE\46WL3CN2\IMG_20170116_112712[1].jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\IE\VEJB6GNZ\IMG_20170116_113134[1].jpg

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\IE\C1KZLUEI\IMG_20170116_113046_5CS[1].jpgC:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\IE\46WL3CN2\IMG_20170116_112626[1].jpg

  • Другое
Описание:

Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид — монолог. Монологическая речь, как правило, является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог – произвольный вид речи и самостоятельно не формируется, а между тем он является одним из условий успешного обучения ребенка в школе, что особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. Из этого следует, что формирование связной монологической речи — одна из основных задач речевого развития дошкольников.

Автор Черняк Ольга Владимировна
Дата добавления 20.01.2017
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 561
Номер материала MA-069652
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы