Из опыта работы
«Развитие
монологической речи с помощью игр пальчикового театра».
МКДОУ
№117
г.Новосибирск
Черняк
О.В.
воспитатель
группы
коррекционной
направленности
В моей группе компенсирующей
направленности дети с общим недоразвитием речи (ОНР), в связи с этим весьма
актуальной является проблема разработки разнообразных средств, способствующих
эффективному формированию речи у данной категории детей. Общее недоразвитие
речи характеризуется недоразвитием всех компонентов речевой системы:
фонетических, лексических, грамматических, освоение которых вбирает в себя
связная речь. Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и
более сложный вид — монолог. Монологическая речь, как правило, является
наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог – произвольный вид
речи и самостоятельно не формируется, а между тем он является одним из условий
успешного обучения ребенка в школе, что особенно актуально в старшем дошкольном
возрасте. Из этого следует, что формирование связной монологической речи — одна
из основных задач речевого развития дошкольников. Существует большое количество
методик по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР
(В.К.Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Ф.А. Сохин и т.д. ). Большинство
исследователей строят свою работу по степени усложнения речевой деятельности:
от формирования более легкого вида связной монологической речи – пересказа
готового образца к более сложной – составлению самостоятельного рассказа. В
методиках используются различные вспомогательные средства – сюжетные и
предметные картины, фотографии, иллюстративно – графические схемы, иллюстрации
к произведению. При формировании связной монологической речи задания со
временем усложняются путем постепенного сокращения количества наглядности.
Исходя из принятой в психологии классификации мышления по генезису развития
можно сделать вывод о том, что исследователи в своих методиках применяют
средства, опирающиеся на развитое наглядно – образное мышление ребенка, которое
характеризуется опорой на представления и образы. При выполнении заданий
ребенку необходимо оперировать наглядными изображениями объектов. В простейшей
форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у старших
дошкольников, в возрасте пяти — семи лет. У детей с общим недоразвитием речи
переход к наглядно – образному мышлению от его более ранней формы – наглядно –
действенного, в силу дефекта, как правило замедлен. Подбирая, разные методики
для своей работы я считаю, что уникальным средством, позволяющим включать в
занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой – затрагивать
«мир образов», является театр. Он позволяет соблюсти более плавный переход от
умения оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая
ведущий вид деятельности дошкольников – игру. Пальчиковый театр является одним
из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед
остальными его видами. Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики,
благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения
пальцев рук. Использование пальчикового театра не предполагает наличия у
ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании
перчаточных кукол, марионеток и пр. Пальчиковый театр знаком детям с младшего
дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных
занятиях в процессе обучения. В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку
показать сразу несколько персонажей; Куклы пальчикового театра занимают мало
места и не требуют больших материальных затрат. Существуют разнообразные виды
пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим
физиологические возможности детей. В пальчиковом театре использую режиссерскую
игру, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль какого-либо
персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры
ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым
развивается его монологическая речь. Дети с огромным удовольствием включаются в
такую театрализованную деятельность, работа проходит намного интереснее и эффективнее.
Инсценируем чаще всего произведения наиболее знакомые детям, но и недавно
прочитанные.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.