Инфоурок Другое Другие методич. материалыРазвитие исполнительских навыков у детей старших классов на уроках фортепиано в ДМШ

Развитие исполнительских навыков у детей старших классов на уроках фортепиано в ДМШ

Скачать материал

В 5-7 классах уже со всей определенностью обнаруживаются те качественные особенности восприятия, понимания музыки и исполнительского овладения ею, которые дают возможность установить различные типы музыкально-исполнительских индивидуальностей среди общей массы обучающихся. Значительная часть детей, оканчивающих школы, приобретает знания, навыки и умения, необходимые для широкого музыкально-эстетического и общемузыкального развития. Остальные же выпускники, обладающие ярко выраженными творческими и слуховыми способностями, чаще всего продолжают музыкальное образование в средних музыкальных учебных заведениях.

Судьбы многих учащихся старших классов в большой степени зависят от музыкально-художественной и исполнительской атмосферы, сопутствующей их учебе в школе. В этом смысле особенно велика ответственность педагога по специальности, который своевременно должен распознать возможности доверенного ему ученика и, мобилизовав свои усилия, направить его на оптимальные пути профессионального развития.

Совершенствуя ранее выдвинутые принципы, формы и методы воспитания и обучения юных пианистов, педагогический процесс обогащается более глубокой и разносторонней работой над раскрытием идейно-образного содержания произведений и овладением исполнительскими навыками.

Воспитание и обучение ученика-пианиста в старших классах протекает во многом иначе, нежели в младших. Сами требования возраста выдвигают необходимость применения измененных, ярче индивидуализированных средств воздействия педагога. Старшекласснику присущи такие особенности восприятия, понимания и художественно-образного переживания музыки, которые связаны с непрерывно изменяющимися психологическими свойствами познавания всей окружающей действительности.

Одна из основных задач музыкальной педагогики – формирование исполнительского мастерства учащегося. Исполнение учащимися того или иного произведения обычно оценивается как «музыкальное» или «немузыкальное». Этими терминами характеризуется не только правильное техническое воспроизведение, они определяют своеобразное сочетание технических навыков и умений с характером звучания, что обусловливает наиболее яркое воплощение художественных образов.

 

В исполнении музыкального произведения на фортепиано тончайшая и разнообразная динамика играет решающую роль. Звуковые образы, возникающие в процессе воспроизведения идей, мыслей и чувств, содержащихся в произведении, включаются в музыкально-слуховые представления, которые формируются у исполнителя в процессе работы. По мере технического овладения произведением, что помогает осмыслить его содержание, эти музыкально-слуховые представления начинают приобретать более конкретную и яркую звуковую форму. Окраска звучания, тонкое сочетание света и теней, соотношение динамических и агогических оттенков, отвечающих замыслу произведения, осмысленность фразировки, – вот что является решающим в определении музыкальности исполнения.

 

Музыкально-слуховые представления – понятие достаточно широкое. К ним можно отнести представления звуковых образов в их комплексах и сочетаниях, объединяющих в себе звуковысотные, ритмические и тембровые представления. Если они (музыкально-слуховые представления) предваряют и формируют звучание, то полученное вслед за этим правильное звучание совершенствует слуховые представления. Уметь «взять», например первый звук музыкальной фразы – это значит представить себе не только его, но и весь комплекс звуков, связанный с содержанием этой музыкальной мысли. В использовании художественного звукоизвлечения для передачи мыслей и чувств, заложенных даже в самой элементарной четырёхтактовой мелодии можно раскрыть связь исполнительских навыков со слуховыми представлениями. Любой из этих навыков не только связан с другими, но и обусловливает их. Так, верная аппликатура целиком и полностью зависит не только от фразировки, но и от таких «технических» моментов, как пластичность движений рук и «независимость» пальцев, как правильный перенос рук и их координация и, конечно, от правильного звукоизвлечения.

 

Огромная активность музыкально-слуховых представлений требуется при применении педали – этой «души» фортепиано. Особенности педали в том, что она не только превращает быстро затухающий звук в продолжительный, но и окрашивает его, обогащает за счёт гармонических призвуков, придаёт игре живое дыхание. Художественное применение педали – многогранное искусство. Всё дело в умении заранее представить себе необходимую окраску звука и вовремя и соответствующим образом взять педаль. Навыки применения педали имеют огромное художественно-воспитательное значение: воспитывается внимание (его произвольность и умение распределить его в процессе исполнения), обостряется слух и отношение к звуку становится более тонким.

 

Наиболее важными среди исполнительских навыков пианиста являются навыки звукоизвлечения. Известные пианисты-педагоги всегда придавали огромное значение красоте звучания, его тембровому разнообразию. Воспитание тончайшего слухового внимания к качеству звука и к фортепианным колоритам занимало исключительно большое место в их педагогике. Пианист должен уметь «писать» фортепианным звуком, как живописец – красками, извлекать не только тихие и громкие, но и тёмные, густые, мрачные, глубокие, прозрачные, яркие, светлые звуки. Вопросы «палитры звучания» и так называемого туше всегда занимали видное место в педагогической практике по обучению игре на фортепиано. Термин «туше» всегда обозначал красочность исполнения, тонкость нюансировки, живой колорит звучания, соответствующие сущности исполняемого. В работе важно добиваться певучести звука в противовес «ударности» фортепиано. « Не форсировать звук, не «колотить», хотя фортепиано и ударный инструмент, а помнить, что рояль красиво звучит только при бархатном туше» - говорила блестящая пианистка и выдающийся русский педагог А.Н.Есипова.

 

Раскрывая особенности формирования фортепианных умений и навыков, мы имеем в виду главным образом первоначальный период обучения. Этот период имеет решающее значение для всего последующего продвижения учащихся. Нельзя строить фундамент для дальнейшего музыкального обучения, если в работе педагога не будет чёткой направленности на создание глубокой связи процесса формирования исполнительских навыков с задачами музыкального развития ученика. Здесь очень важно уделить большое внимание развитию творческого восприятия музыкальных образов, воспитанию эмоциональной отзывчивости на музыку, воле к преодолению трудностей, а главное - формирование сознательного отношения к исполняемому и понимание его эстетической сущности.

 

Особую роль в обучении игре на музыкальном инструменте играет взаимосвязь всех исполнительских навыков, их «комплексность». Все они не только связаны между собой, но и взаимодействуют друг на друга. Это первая черта игровых навыков. Первичные технические навыки, неизбежно «повторяясь» в любой исполнительской ситуации (но всегда в новом соотношении), совершенствуются в процессе работы и приобретают всё более очерченный характер, всё большую гибкость и художественную целенаправленность. Это вторая и важнейшая черта исполнительских навыков. Третья их особенность заключается в том, что они тесно связаны с характером звучания, служат ему, способствуя тем самым наиболее верному воплощению художественных образов музыки в процессе её исполнения. Без звукового образа, без яркого и полного представления о конечном звуковом результате не может быть художественного исполнения. При этом решающим является умение тонко чувствовать и различать особенности исполнения, как бы внутренне их слышать до того, как они будут воплощены в звучании. Эти представления связаны с характером звучания, они формируются как представления, отражающие тембровые звучания того или иного инструмента. Именно тембровые представления помогают отбору соответствующих исполнительских приёмов и навыков. Правильное звукоизвлечение, его характер и окраска органически связаны с предварительным слуховым представлением о нём, певучесть звучания как первооснова формирования фортепианных навыков обеспечит не только выразительность исполнения, но и творческое развитие всего комплекса разнообразной фортепианной техники. В систему игровых умений и навыков входят ряд компонентов, включающих как элементы техники, так и средства выразительного исполнения. При этом способы и приёмы, объединяющиеся понятием «техника», неразрывно связаны с художественными средствами исполнения. И не только связаны, но и взаимодействуют. Основа формирования навыков – это взаимосвязь всех приёмов и умений, сознательность в формировании их и неразрывное взаимодействие их со слуховыми навыками, с действенным слуховым самоконтролем. Развитие музыкально-слуховых представлений – не только предпосылка формирования исполнительских умений и навыков, но и следствие правильного их применения. Именно характер звуковых образов обусловливает применение тех или иных навыков, которые всегда как бы вновь создаются. Выработка навыков начинается с овладения умением. Упражняемость умений, их постоянство и устойчивость – условие их автоматизации и превращения в навыки. Вместе с тем процесс автоматизации навыков органично связан с сознательным их формированием. Только это и обеспечивает постоянное их совершенствование.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Развитие исполнительских навыков у детей старших классов на уроках фортепиано в ДМШ"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 606 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.09.2020 357
    • DOCX 16.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Анохина Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Анохина Елена Алексеевна
    Анохина Елена Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 99315
    • Всего материалов: 235

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Организация и планирование воспитательной работы в СПО

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Создание и продвижение сайтов для достижения максимальных результатов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 15 регионов