Инфоурок География Другие методич. материалыРазработки уроков по исстории для 10 класса.

Разработки уроков по исстории для 10 класса.

Скачать материал

Тема урока: Русь между Востоком и Западом. Пар-ф 12 - 13

План изучения:

  1. Монгольская держава и её завоевания.

  2. Нашествие на Восточную и Центральную Европу.

  3. Русь под властью Золотой Орды.

  4. Отражение экспансии Запада.

1. Запишите в тетрадь тему и план урока.

2. Запишите в тетрадь определения основных понятий (см. параграф) и основные даты.

Основные понятия: Курултай; Золотая Орда; татары; ярлык; баскак.

Основные даты:

1223 г. — битва на реке Калке;

1237—1240 гг. — Монгольское нашествие на Русь;

1240 г. — Невская битва;

5 апреля 1242 г. — Ледовое побоище.

Вопросы для повторительной беседы:

1. Каковы причины политической раздробленности на Руси?

2. Сопровождался ли период политической раздробленности экономическим и культурным подъемом русских земель? Если да, то почему?


Вступление; Начало 13 века явилось важным хронологическим рубежом в средневековой истории. В этот период почти вся Азия и ряд стран Европы, в том числе и Русь, подверглись опустошительному завоеванию, имевшему последствия всемирно-исторического значения.

В начале 13 века у монголов складывается сильное государство, которое возглавляет Чингисхан.

Сначала опустошительному нападению подвергается Северный Китай, затем в 1212 году- Средняя Азия. В 1222-1223 годах монголы покорили Закавказье, прошли на Северный Кавказ, разбили половцев и двинулись по направлению к Руси. В битве на реке Калке в 1223 году произошло первое столкновение монголов с русскими. Из-за несогласованности в действиях князей русские дружины потерпели поражение. Однако монголы не спешили развивать успех. Они повернули на Восток и ушли в заволжские степи. Таким образом Русь имела исторический шанс сплотиться перед лицом грядущей опасности, нависшей над страной. Однако, царившая на Руси феодальная раздробленность помешала объединению.

Задание 1. На основе материала «Монгольская держава и ее завоевания» (с. 83—85) и дополнительной информации раскройте особенности образования монгольского государства по сравнению с древнерусским государством.


В 1235 году на курултае (съезде) монгольских феодалов было принято решение о походе на Запад, в Европу. Поход возглавил хан Батый, внук Чингисхана. Первым подверглось нападению Рязанское княжество в 1237 году. Несмотря на героическое сопротивление, Рязанская земля была полностью разорена. Затем Батый двинулся на Владимир, разорил Коломну и Москву, взял Владимир.


Задание 2. Цель работы: изучить и систематизировать события, связанные с походами монгольского войска Батыя на Русь, показать ожесточенное сопротивление воинов и жителей древней Руси захватчикам.

Заполните хронологическую таблицу «Монгольское нашествие на Восточную и Центральную Европу», используя материал пункта 2 ( 12—13; с. 85—87) и сведения источника. докажите, что население древней Руси оказало ожесточенное сопротивление завоевателям.


 

 

 


В чем проявлялась зависимость Руси от Золотой Орды?

  1. Хан Золотой Орды назначал великих князей. Все князья должны были получать от хана ярлыки на владение своими землями. — Способствовало развитию на Руси деспотических форм власти.

  2. Зависимость от Золотой Орды законсервировала политическую раздробленность. Выплата дани — «татарский выход». Перепись населения. установлены нормы сбора дани. —

  3. Затрудняло восстановление и развитие хозяйства северо-восточных земель.

  4. Администрация Орлы в русских княжествах (до середины ХII века) — баскаки.

  5. Карательные набеги золотоордынцев, в ходе которых ордынцы уводили в рабство ремесленников, молодых людей. — Упадок ремесел, торговли, городов. 


Одновременно с монгольским нашествием русскому народу в 13 веке пришлось вести ожесточённую борьбу с немецкими и шведскими захватчиками. Земли Северной Руси и, в частности, богатые земли Новгорода привлекали агрессоров.


Задание № 3

Прочитайте материал на стр. 90-92 и запишите в тетрадь основные сражения русских с немецкими и шведскими захватчиками и их значение.

Задание №4.

Решение дилеммы князем Александром Невским (с. 91—92).

1 точка зрения. Благоразумная политика Александра Невского, который понимал бесперспективность сопротивления монголам, на союз и подчинение Орде, опора на помощь монгольских ханов против католического Запада, позволили сохранить собственную государственность.

2 точка зрения. Опираясь на помощь монгольских ханов. Александр Невский закрепил деспотические традиции управления Северо-Восточной Руси. При этом он фактически положил конец действенному сопротивлению русских князей Золотой Орде на многие голы вперед.

Какую из этих точек зрения вы считаете справедливой, почему?

 Задание №5

Прочитайте и запишите в тетрадь выводы на стр. 92 учебного пособия. Выполните тестовые задания

1. Укажите название города, оказавшего упорное (7 недель) сопротивление монголо-татарским войскам и прозванного за это «злой город»:

А) Москва Б) Владимир В) Рязань Г) Козельск

.

2. Что из названного относилось к итогам похода войск Батыя на Русь в 123 7-1238гг.?

А) захват и разгром Киева:

Б) разорение Великого Новгорода;

В) начало политической раздробленности Руси;

Г) разорение северо-восточных земель.


3. Прочтите отрывок из жития. Как называется сражение, о котором говорится в отрывке?

«Когда же приблизились немцы, то поведали о них стражи. Князь же Александр приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро. множеством тех и других воинов...

Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая. И стоял треск от лапающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью...

Итак, победил врагов помощью божьей, и обратились они в бегство... И возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кою называют себя «божьими рыцарями»».



4. Нашествие Батыя на Русь. Из летописи

В лето 1237. Зимою пришли из восточной стороны на Рязанскую землю лесом безбожники татары и начали воевать Рязанскую землю и захватили ее до Пронска, попленили Рязань всю и сожгли и князя их убили. Схваченных же одних рассекали, других стрелами расстреливали, а иным назад руки связывали. Много же святых церквей огню предали, монастырей и сел сожгли... потом пошли на Коломну. В ту же зиму. Пошел [князь] Всеволод сын Юрьев, внук Всеволода, против татар и сошлись около Коломны, и была сеча великая, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича и иных мужей много... и прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной, а татары пошли к Москве. В ту же зиму взяли Москву татары и воеводу убили Филиппа Нанка, [павшего] за правоверную христианскую веру, а князя Владимира Юрьевича схватили руками, а людей от старца и до сущего младенца перебили, а город и церкви святые, и монастыри все, и села сожгли и, захватив много имущества, отошли. В ту же зиму. Выехал [князь] Юрий из Владимира с малой дружиной, оставив вместо себя сыновей своих Всеволода и Мстислава, и пошел на Волгу с племянниками своими с Васильком, и со Всеволодом, и с Владимиром и стал на [реке] Сити станом, ожидая к себе брата своего Ярослава с полками и Святослава с дружиною своею.

1. Можно ли на основании приведенного отрывка увидеть главную причину поражения русских войск в борьбе с Батыевым нашествием?

2. Можно ли, на ваш Взгляд, усмотреть в приведенном тексте то, что он был написан летописцем в монастыре?



















Тема: Москва во главе объединения русских земель. Параграф 17 - 18


План изучения:

  1. Новые политические центры Руси.

  2. Начало борьбы за независимость.

  3. Наследники Д. Донского


УЭ-1 (изучение нового материала).

Цель: Выделить основные центры возможного объединения русских земель и охарактеризовать взаимоотношения между ними.

Задание:

На стр. 121, 123 найди и запиши в тетрадь 3 основных центра объединения русских земель, обсуди с соседом как складывались отношения между ними.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите причины возвышения именно этих центров.

  2. Что позволило Москве одержать победу в соперничестве с Тверью?

  3. Когда возникло и какие земли включало в свой состав Великое княжество Литовское и Русское?

  4. Дайте его краткую характеристику с. 123 со слов Великое княжество… представляло собой…


Обсудите вопросы друг с другом и устно ответьте на них,


УЭ – 2

Цель: Сформулировать причины превращения Москвы в центр объединения русских земель.

Задание: Познакомься с фрагментом из книги Н. И. Костомарова «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей», а также с документом на стр. 130 вашего учебника.

«Брат Юрия Иван по прозванию Калита (от обычая носить с собой кошель с деньгами для раздачи милостыни), оставался долго в тени при старшем брате, но Юрий получил великое княжение и уехал в Новгород, Москва была оставлена в полное управление Ивана; с этих пор он вступает на историческое поприще. Восемнадцать лет его правления были эпохой первого прочного усиления Москвы и её возвышения над русскими землями. Главным способом к этому усилению было то, что Иван особенно умел ладить с ханом, часто ездил в орду, приобрёл особенное расположение и доверие хана Узбека и оградил свою московскую землю от вторжения татарских послов, которые,- как уже сказано выше, - называясь этим и именем, ездили по Руси, делали бесчинства и опустошения. В то время, когда другие русские земли поражены были этим несчастьем и, кроме того, подвергались другим бедствиям, владения московского князя оставались спокойными, наполнялись жителями и, сравнительно с другими русскими землями, находились в цветущем состоянии. «Перестали поганые воевать русскую землю», - говорит летописец, - перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и от многой тягости, и от насилия татарского, и с этих пор наступила тишина по всей земле».

Ответь на вопросы письменно, в тетради, обсуди с одноклассницами

  1. Какие качества Ивана Калиты как личности и государственного деятеля выделяет автор?

  2. В чём видит историк главные заслуги Московского князя?

  3. Найди в обоих текстах и выпиши в тетрадь основные причины превращения Москвы в центр объединения русских земель


УЭ – 3.

Цель: выделить ключевые фигуры этого периода, этапы и результаты их деятельности

Задания:

  1. Открой учебник на стр. 124, прочитай раздел «Дмитрий Донской: начало борьбы за независимость государства» и обсуди с одноклассниками слова историка В. О. Ключевского о том, что Московское государство родилось на Куликовом поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты. Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с данным выводом историка? Почему?

  2. Пользуясь материалом параграфов 17 – 19, заполни в тетради таблицу:



Этапы объединения русских земель вокруг Москвы.



(1272 -1303)

Юрий Долгорукий (1303 - 1325)


Иван Калита

(1325 – 1340)

1. Образование Московского княжества.

2. Начало соперничества с Тверью за ярлык на Владимирский престол.

3. Помог Орде подавить восстание в Твери (1327 год). За это получил великокняжеский ярлык и право сбора дани с русских земель.

4. Перенос резиденции митрополита в Москву – духовный центр Руси.

Переславль, Можайск, Коломна.

Кострома, Галич, Ростов.

2 – я половина XIV века

Дмитрий Донской (1359 – 1389)




1-я половина XV века

Василий 1 (1389 – 1425)


Василий II Тёмный

(1425 – 1462)




2-я половина XV- начало XVI века

Иван III

(1462 – 1505)


Василий III

(1505 – 1533)









Выводы:

1. Постоянное расширение и укрепление Московского княжества

2. Успешная борьба за освобождение от ордынского владычества

3. Образовалось независимое, православное, единое Российское (Московское) государство.



УЭ – 4.

  1. Поэт Н. Коржавин так оценил правление московского князя Ивана Калиты:

  2. «Был ты видом довольно противен. Сердцем подл…

Но не в этом суть.

Исторически прогрессивен, оказался твой жизненный путь.

    1. Согласны ли вы с такой оценкой государственной деятельности московского князя. Какие исторические факты позволили поэту упрекнуть князя за его подлое сердце?

    2. Как вы думаете, уместно ли оценивать с моральных позиций исторические персонажи далёкой эпохи?

    3. Во Франции объединительный процесс был связан с королём Людовиком XI, которого современники называли «вселенским пауком». Какие качества политика были наиболее важны для государственного деятеля периода объединения?

  1. Москва долгое время соперничала с Литвой, куда входили смоленские и украинские земли. Почему не Литва стала центром объединения русских земель, а Москва?

  2. Определите последовательность событий;

    1. Куликовская битва, битва на Калке, разорение Москвы Тохтамышем;

    2. Княжение Ивана III, княжение Ивана Калиты, княжение Дмитрия Донского, княжение Василия II Тёмного.

    3. Присоединение к Москве Новгородской земли, присоединение Тверского княжества, присоединение Переяславского княжества.

  3. Найди в словаре терминов стр. 386 учебника, и запиши в глоссарий значение понятий «колонизация, централизованное государство, феодальная раздробленность».


Совместно обсудите поставленные вопросы, запишите ответы на них в тетрадь для проверочных работ.



Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработки уроков по исстории для 10 класса."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер образования

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данные разработки посвящены двум важным темам в истории Русского государства. Первая - это борьба русских княжеств с монголо-татарским нашествием и экспансией Запада. Вторая тема - Москва во главе объединения русских земель.

Темы предназначены для самостоятельного изучения учащимися и поэтому элементы лекции сочетаются с различными видами заданий для самостоятельной работы (ответы на вопросы, заполнение таблиц, работа с документами, тестовые задания). Для того, чтобы облегчить работу учащихся конспекты разбиты на отдельные учебные элементы, содержат примеры и пояснения.Буду рада, если эти конспекты окажутся кому-нибудь полезны.


Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 833 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа ОУД Иностранный язык. Организация перевозок и управление на транспорте
  • Учебник: «Английский язык, Planet of English, учебник для нач. и средне.проф. образования», Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская
  • 02.10.2020
  • 566
  • 3
«Английский язык, Planet of English, учебник для нач. и средне.проф. образования», Г.Т. Безкоровайная, Н.И. Соколова, Е.А. Койранская

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 403
    • DOCX 24.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бородина Ольга Владиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бородина Ольга Владиславовна
    Бородина Ольга Владиславовна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2727
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения географии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 26 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 30 регионов

Мини-курс

Продуктовый успех: стратегии и инструменты для создания, улучшения и продвижения продуктов на рынке

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектный подход к рекламе: эффективные стратегии и инструменты

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Культурное наследие России: язык и фольклор

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе