Инфоурок Химия Другие методич. материалыРазработки уроков по химии на тему "Сера и её соединения"

Разработки уроков по химии на тему "Сера и её соединения"

Скачать материал

Урок 1.Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала.

УЭ-О

Интегрирующая цель: изучить особенности строения серы, аллотропию, химические свойства серы как окислителя и восстановителя.

Запишите тему в тетрадь, внимательно прочитайте интегрирующую цель.

УЭ-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: определить исходный уровень знаний о строении атома серы, степени окисления, нахождение в природе. Выполни тестовые задания, пользуясь периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева.

Задание 1

1. Сера в периодической системе хим. элементов Д. И. Менделеева находится в

  1. третьем периоде  и  4 группе
  2. третьем периоде  и  5 группе
  3. третьем периоде  и  6 группе
  4. втором периоде  и   6 группе

2. Строение внешнего электронного слоя атома серы

  1. 43d0
  2. 3S23p5
  3. 3S23d4
  4. 3S2 3p43d0

3. Сера в соединениях проявляет степень окисления

  1. -2;+4;+6
  2. -2,;+3;+4
  3. +3;+4;+6
  4. +1;-2;+3

4. Сера является

1. металлом 2. неметаллом 3. переходным элементом

5. Сера в свободном состоянии является типичным

1. окислителем 2. восстановителем

6. В природе сера встречается в форме

1. сульфатов        2. сульфидов

3. сульфитов       4. всех перечисленных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работай самостоятельно. В тетради запиши номер вопроса, поставь номер ответа. Задание оценивается в 6 баллов. За каждый правильный ответ 1балл. Запомни правильные ответы на тестовые задания, с которыми ты не справился. При выполнении домашнего задания повтори этот материал.

УЭ-2

Изучение нового материала

Цель: самостоятельно изучить материал об особенностях строения аллотропных модификациях серы, определить различия в их физических свойствах. Узнать интересный факт о применении серы.

Аллотропия серы

При обычных условиях устойчивая сера S8 имеет структуру короны

Структура серы

При температуре 95 С ромбическая сера переходит в моноклинную. При температуре 119 С она плавится около 160С кольца молекулы S8 разрывается, образуя бесконечные спирали. Моноклинная переходит в темно-коричневую смолообразную пластическую серу. Удивительная эластичность пластической серы! Кусочек такой серы можно растянуть в 10 раз. Этот неорганический «каучук» был бы замечательным пластическим материалом, но он очень неустойчив при комнатной температуре, уже через несколько дней превращается в хрупкую ромбическую серу.

Интересный факт. В романе А. Дюма «Граф Монте-Кристо» Фариа симулировал кожную болезнь и ему для ее лечения дали серу, которую он использовал для изготовления пороха.

 

Задание 2

Укажите направление стрелок в ниже предложенной схеме «Аллотропные модификации серы», указывая условия.

 

Аллотропные модификации серы

Явление, когда один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ, называют аллотропией.

Простые вещества, образованные одним и тем же химическим элементом, называют аллотропными видоизменениями этого элемента.

 

 

 

 

 

1.Прочитай текст §

2.Прочитай дополнительный материал.

 

 

Работай самостоятельно, кратко запиши в тетрадь информацию, которая тебя удивила.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечертите схему в тетрадь. За каждое правильное направление стрелок 0,5 баллов. Всего 2 балла.

 

 

 

 

 

 

Выпишите и выучите определения.

УЭ-3

Цель: изучит особенности химических свойств серы как окислителя и восстановителя, закрепить навыки расстановки коэффициентов методом электронного баланса.

Химические свойства серы.

 

 

 

Задание 3

Впишите в пробелы отсутствующие формулы веществ с необходимыми индексами и коэффициентами. По какому признаку можно разделить эти реакции на 2 группы?

1.     Н2 + S → ?

2.     S + ? → SO2

3.     S + NO2 → ?

4.     S + H2SO4 → ? + H2O

  1. S + ? → CS

Задание 4. По схеме составьте уравнения реакций химических свойств серы, расставьте коэффициенты с помощью электронного баланса.

 

 

 

http://him.1september.ru/2007/04/36-2.gif

 

 По материалу § подготовь, предварительно согласовав с соседом, выступление по одной из тем:1.«Химические свойства серы, как окислителя»2.«Химические свойства серы, как восстановителя»

 

 

За каждое правильное уравнение по 1 баллу. Всего 5баллов. Ответив на вопрос получишь 1,5 балла

УЭ-4

Цель: обобщение и систематизация знания о сере и ее оксидах.

Задание 6

  1. Сера простое вещество имеет________ модификации.
  2. При обычных условиях сера имеет структуру______
  3. Все аллотропные модификации серы через определенное время переходят в _____ серу.
  4. Сера в воде _____ и не _______ водой
  5. Активность серы при обычных условиях в реакциях ______, а при повышенной температуре активность______.

Какие у вас были трудности? Если не ответили на некоторые вопросы, то внимательно прочитайте текст учебника.

Домашнее задание:

1.Внимательно изучите полученный материал учебника и записи в тетради.

2.Выполнить

 

Взаимооценивание. Каждое правильное предложение 0,5 баллов. Всего 2,5 баллов.

 

 

 

 

                  Урок 2. Оксиды серы (IV) и  (VI).

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала.

УЭ-0

 Интегрирующая цель: В процессе работы вы должны:

уметь применять знания о свойствах химического элемента и его соединений;

изучить свойства оксидов серы (IV) и (VI).

 

Запишите тему в тетрадь, внимательно прочитайте интегрирующую цель

УЭ-1

Подготовка к работе.

Используя знания о химических свойствах серы осуществить следующее превращение:

 H2S – SO2 – SO3 –K2SO4 – BaSO4

Решите задачу:

Вычислите массу серы, которую надо сжечь, чтобы получить сернистый газ объемом 56л (н.у.). Какой объем (н.у.) кислорода для этого потребуется?

Выполнить письменно в рабочих тетрадях.

 

Проверить работу с классом.

УЭ-2

Цель: самостоятельно изучить особенности строения оксидов серы, определить различие в их физических и химических свойствах.

1. Каков характер высших оксидов элементов подгруппы кислорода?

2. Как практически доказать, что водный раствор оксида серы (VI) имеет кислотный характер?

Задание: Из оксидов серы наиболее устойчивы два: диоксид   SO2   и триоксид   SO3 .

Диоксид серы  SO2   - сернистый газ, сернистый ангидрид - бесцветный газ с запахом горящей серы, ядовит. Довольно хорошо растворяется в воде.

Получение.

1. Горение серы на воздухе или в кислороде.

S   +   O2   =>   SO2

2. В лаборатории    SO2   получают действием соляной  или разбавленной серной кислот на сульфиты или взаимодействие меди с концентрированной серной кислотой^

K2SO3   +   2HCl   =>   2KCl   +   SO2   +   H 2O

Cu   +   2H2S О4   =>   CuSО 4   +   SO2   +   2H2O

3. В промышленности    получают обжигом минералов, содержащих серу.

4FeS2   +   11O2   =>   2Fe 2O 3   +   8SO2

Химические свойства.

    SO2   содержит атомы серы с промежуточной для нее степенью окисления   +4,  поэтому атомы серы могут как отдавать электроны, так и принимать их. Таким образом, в химических реакциях диоксид серы может быть как восстановителем, так и окислителем.

1.   SO2    окисляется кислородом до триоксида серы (катализатор - оксид  пятивалентного ванадия   V2O5):

2SO2   +   O2   =>   2SO3

2.   SO2   обесцвечивает бромную и иодную воду (растворы брома и иода в воде):

SO2   +   Br2   +   2H 2O   =>   H2SO 4   +   2HBr

SO2   +   I2   +   2H 2O   =>   H2SO4   +   2HI

При пропускании диоксида серы в эти растворы желто-коричневого цвета их окраска постепенно бледнеет, так как при реакции образуются бесцветные соединения - серная и галогеноводородные кислоты.

3. Если одновременно  пропускать в воду в одном и том же сосуде  сероводород и диоксид серы, то жидкость мутнеет, так как выпадает осадок серы:

2H 2S   +   SO2   =>   2H 2O   +   3S

Эта реакция - один из важнейших процессов, протекающих в природе. При извержении вулканов выделяются  SO2  и  H2S,  и при их взаимодействии образуется сера в виде крупных кристаллов.

4. SO2,    подобно   CO2,  является кислотным оксидом: при взаимодействии с водой образует сернистую кислоту средней силы (она непрочна и легко разлагается при нагревании):

SO2   +   H 2O   =>   H 2SO3

5.  SO2   взаимодействует с оксидами активных металлов и щелочами с образованием солей сернистой кислоты - сульфитов и гидросульфитов:

SO2   +   CaO   =>   CaSO3

SO2   +   KOH   =>   KHSO3

SO2   +   2KOH   =>   K 2SO3   +   H2O

Применение.

  SO2  обесцвечивает органические красителя и применяется для отбеливания шелка, шерсти и соломы. Этим газом окуривают животных для лечения чесотки, а также склады, подвали и тару для уничтожения плесневых грибков

Триоксид серы.

 SO3   - серный ангидрид, триоксид серы - существует в двух аллотропных формах: жидкой и кристаллической. В природе не встречается, получается окислением диоксида серы (смотри выше).

Химические свойства.

1. Жадно соединяется с водой, образуя серную кислоту:

SO3   +   H 2O   =>   H 2SO4

Эта реакция используется в технике для производства серной кислоты. Раствор  SO3   в безводной серной кислоты называется олеум.

2. Взаимодействует с оксидами металлов и щелочами, образуя сульфаты и гидросульфаты:

 SO3   +   CaO   =>   CaSO4

SO3   +   NaOH   =>  NaHSO4

SO3  +   2NaOH   =>   Na 2SO4   +   H 2O

Сравнение строения и свойств оксидов серы (IV) и (VI)

Признаки сравнения

Оксид серы(IV)

Оксид серы(VI)

1.Схемы электронного строения

 

 

2.Характер химической связи.

 

 

3. Физические свойства

 

 

4. Получение

 

 

5.Характер оксида

 

 

6. Химические свойства

 

 

 

За правильно заполненную таблицу 12 баллов.

 

Учебник « Химия» 9 кл

Стр.135, 136.

 

 

 

 

 

 

 

 

      Прочитав материал учебника и дополнительного материала, заполните таблицу.  Работа в паре.

 

 

УЭ-3

Цель: обобщение и систематизация знания об оксидах серы.

3адание 1.

С какими из перечисленных веществ реагирует оксид серы (IV): вода, гидроксид кальция, хлорид натрия, оксид магния, гидроксид меди (II), оксид углерода (IV)? Запишите уравнения возможных реакций.

Задание 2. С помощью электронного баланса расставьте коэффициенты.

SO2   +   I2   +   H 2O   =>   H2SO4   +   HI

Домашнее задание:

1.Внимательно изучите полученный материал учебника и записи в тетради.

2.По предложенным схемам составьте по 2 своих примера.

Кислотный оксид + основный оксид =

Кислотный оксид + основание =

 

 

Работайте индивидуально.

 

Сверьтесь с ответами на доске, оцените себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Урок 2.  Серная кислота и её соли.

Номер учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Руководство по усвоению учебного материала.

УЭ-0

Интегрирующая цель: 1.Повторить и обобщить сведения о соединениях серы (VI).2. Изучить особенности взаимодействия концентрированной серной кислоты с металлами, неметаллами, сложными веществами.3. Развить навыки составления электронно-ионных уравнений химических реакций.4. Развивать навыки коллективного обучения, работы в условиях личного контроля с использованием различных форм само- и взаимоконтроля.

Запишите тему в тетрадь, внимательно прочитайте интегрирующую цель.

УЭ-1

Цель. Проверьте, готовы ли вы к восприятию модуля.

1. В соединении SОз сера проявляет степень окисления  ____.

2. Вид химической связи в оксиде серы (VI) _______.

3. Оксид серы (VI) проявляет свойства:

а) основного оксида, б) кислотного оксида

в) несолеобразующего оксида, г) амфотерного оксида.

4. При взаимодействии оксида серы (VI) с водой образуется ________.

5. Степень окисления серы в серной кислоте ______.

6. По содержанию кислорода в составе кислотного остатка серная кислота является __________кислотой.

7. Раствор серной кислоты относится к ___________электролитам.

8. Серная кислота по агрегатному состоянию ______________.

На выполнение данного задания Вам отводится 5 минут. Работайте самостоятельно. Свои ответы занесите в бланк ответов.

Если Вы верно ответили на все 8 вопросов поставьте в бланк БО УЭО 8 баллов,

7 вопросов – 7 баллов,

6 вопросов – 6 баллов, и т.п.

УЭ-2

Цель: повторить строение и свойства серной кислоты, области применения, качественную реакцию на сульфат-ион, правила техники безопасности (ТБ) при работе с серной кислотой. Доказывать свойства серной кислоты (разбавленной и концентрированной).Записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном виде и с точки зрения окислительно-восстановительных процессов.

Вы уже знаете, что сера образует два оксида SO2; и SOз. Оксид серы (VI) – бесцветная жидкость с Тпл.= 16,8°С и Ткип.= 44,8°С. Он энергично соединяется с водой, образуя серную кислоту:

SOз + Н2О = H2SO4

SOз очень хорошо растворяется в 100%-ной серной кислоте. Такой раствор называют олеумом.

Серная кислота.

H2SO4 – тяжелая вязкая жидкость, смешивается с водой в любых отношениях. Ее раствор в воде является сильной кислотой, которая

образует два ряда солей: сульфаты и гидросульфаты. При взаимодействии концентрированной серной кислоты с различными металлами, как правило, происходит ее восстановление до SO2. Например:

Zn + 2 H2SO4(конц.)= ZnSO4 + SO2 + 2Н2О

Концентрированная серная кислота окисляет медь, серебро, углерод, фосфор:

Сu + 2 H2SO4(конц.)= СuSO4 + SO2 + 2Н2О

2Аg + 2 H2SO4(конц.)= Аg2SO4 + SO2 + 2Н2О

С + 2 H2SO4(конц.)= СО2 + 2SO2+2Н2О

2Р+ 5 H2SO4(конц.) = 2НзРO4 + 5 SO2 + 2Н2О

Концентрированная серная кислота обугливает органические вещества – сахар, бумагу, дерево, волокна и т.д., отнимая у них элементы воды. При этом образуются гидраты серной кислоты. Обугливание сахара можно выразить уравнением

С12Н22O11+n H2SO4(конц.) =12С+ n H2SO4·11Н2О

Образовавшийся уголь частично вступает во взаимодействие с кислотой:

С + 2 H2SO4(конц.)= СО2 + 2SO2+2Н2О

Поэтому кислота, которая идет в продажу, имеет бурый цвет от случайно попавших и обуглившихся в ней пыли и органических веществ.

На поглощении (отнятии) воды серной кислотой основана осушка газов.

Разбавленная серная кислота окисляет только металлы, стоящие в ряду активности левее водорода, за счет ионов H+ , например:

Zn + H2SO4 = ZnSO4 + Н2

Качественная реакция на серную кислоту и растворимые сульфаты – образование белого осадка сульфата бария, нерастворимого в кислотах и щелочах:

Ва2++ SO42- = ВаSO4

 

Общие с другими свойствами кислот

Специфические свойства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспомните, какие химические свойства характерны для раствора серной кислоты. Смотри литературу. Результаты работы внесите в таблицу. Время выполнения задания – 10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполните таблицу.

Работайте индивидуально.

 

Сверьтесь с ответами на доске, оцените себя, допишите пропущенную информацию.

 

УЭ-3

Цель: Закрепить знания по данной теме, выполнив лабораторные опыты по распознаванию растворов серной кислоты и её солей.

 

Вспомните правила техники безопасности при работе с кислотами.

 Реактивы на столах: раствор серной кислоты, раствор сульфата натрия, раствор хлорида бария.

Проведите качественные реакции на серную кислоту и сульфат. Уравнения реакций запишите в ионном виде. Сформулируйте правило обнаружения сульфат-иона в неизвестном растворе.

 

 

 

 

 

 

На это задание отводится 10 мин.

Оформить результаты опытов в тетрадях для практических работ. Сдайте тетради на проверку учителю.

 

УЭ-4

 

 

 

Цель: Закрепить знания по данной теме, выполнив следующие задания:

 

Задание 1.  В ряду веществ исключите «лишние»

вещества и обоснуйте ваше решение:

FeS, K2SO3, Na2S, AIPO4, ZnS, LiNO3

Задание 2. Заполните пропуски:

 

а) … + H2SO4 = CuSO4+…

б) AI + H2SO4= … + H2

в) K2CO3+H2SO4= … + …

Задание 3. Сокращённое ионное уравнение

Ca2+ +SO42-  соответствует взаимодействию:

1. CaO + H2SO4 =

2. CaCO3 + H2SO4 =

3. Ca(OH)2 + H2SO4 =

Выберите пару веществ и напишите молекулярное уравнение

 

 

Выполнить письменно в тетрадях для контрольных работ, не пользуясь учебниками и тетрадями.

Работу сдать учителю.

УЭ-5

 

Цель: Подведение итогов урока.

1.      Прочитайте интегрирующую цель.

2.      Достигли ли вы цели урока?

3.      Оцени свою работу на уроке объективно:

- работал мало, материал знаю слабо – 0 баллов;

- работал активно, но часто ощущал пробелы в знаниях по тому или иному вопросу – 1 балл;

- работал активно, уверенно отвечал на вопросы, отстаивал свою точку зрения – 2 балла.

 

4.      Выберите домашнее задание и запишите в дневник.

 

Дифференцированное домашнее задание.

 

Отл – Упражнение №3 стр.141 учебник «Химия»-9

Хор – Упражнение №1 стр.141 учебник «Химия»-9

Уд – ?23 Упражнение №1 стр141 учебник «Химия» - 9

Неуд - ?23 упражнение №1 стр. 141 учебник «Химия» - 9, пов …38 учебник « Химия» - 8

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработки уроков по химии на тему "Сера и её соединения""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В планировании химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна в разделе "Неметаллы"(23ч.) отведено 3 урока сере и её соединениям:

1.Сера, её общая характеристика

2.Оксиды серы (IV) и  (VI).Сероводородная и сернистая кислоты.

3.Серная кислота и её соли.

Учащиеся многое подчерпнули из изучения химии в 8 классе. Это строение атома, положение в ПСХЭ, формулы и свойства кислотных оксидов и кислот. Поэтому ясчитаю тему хорошо можно изучить с помощью технологии модульного обучения.

Ученик полностью самостоятельно(или с помощью педагога) достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы над модулем.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 018 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 917
    • DOCX 66.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Агафонова Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Агафонова Ирина Александровна
    Агафонова Ирина Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5406
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по химии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 48 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 350 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания химии в школе в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 261 человек

Курс повышения квалификации

Современные образовательные технологии в преподавании химии с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 378 человек

Мини-курс

Психология сиблингов в семейной структуре

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 15 регионов

Мини-курс

Детская нейропсихология: особенности, диагностика, исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 116 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 73 человека