Программа:
Пономарева И.Н, Корнилова О.А, Чернова Н.М
Учитель
биологии: Антонова С.А
9 класс.
Урок №2-
практикум.
Тема: «Методы
исследования в биологии».
Задачи:
Обучающие: Познакомить
учащихся с методами исследования в биологии, рассмотреть последовательность
проведения эксперимента, выявить, в чем заключается отличие гипотезы от закона
или теории.
Развивающие:
Способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти; продолжить умение
сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры. Сформировать
целостную картину мира.
Воспитательные:
Способствовать формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и
эстетическое воспитание, половое и трудовое воспитание.
Оборудование: Таблицы с
изображением последовательности проведения эксперимента.
Ход
работы:
I.
Организационный момент
II.
Актуализация знаний(10 минут).
Работа
по карточкам (3 варианта): написать определение.
1
вариант:
1. Какие
царства выделяют в живой природе?
2. Почему
современную биологию считают комплексной наукой?
3. Напишите определение:
Биология,
микология, микробиология, ихтиология, морфология, цитология, биофизика.
2
вариант:
1. Какие
царства выделяют в живой природе?
2. Почему
современную биологию считают комплексной наукой?
3. Напишите
определение:
Ботаника,
геоботаника, орнитология, физиология, гистология, экология, биохимия.
3
вариант:
1. Какие
царства выделяют в живой природе?
2. Почему
современную биологию считают комплексной наукой?
3. Напишите
определение:
Зоология,
бриология, палеоботаника, этология, анатомия, генетика, биотехнология.
III.Изучение
нового материала (20 минут).
На прошлом уроке мы с вами рассмотрели
понятие биологии, как науки в целом. Сегодня мы с вами посмотрим, какие же
методы используются в биологии.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Методы
исследования в биологии» (запись в тетради)
Какие
же методы исследования использует эта наука – биология?
Вопрос: Прежде чем начать
рассматривать, давайте определимся, что же такое наука?
Наука
– один из способов изучения и познания окружающего мира . (Запись в тетради)
Биология
помогает понять мир живой природы. Мы уже знаем, что люди с древнейших времен
изучают живую природу. Сначала они изучали отдельные организмы, собирали их,
составляли списки растений и животных, населяющих разные места. Обычно этот
период изучения живых организмов называют описательным, а саму дисциплину —
естественной историей. Естественная история является предшественницей биологии.
Что
же такое научный метод? Научный метод – это совокупность приемов и операций,
используемых при построении системы научных знаний. – запись в тетради.
Биология
многогранна и поэтому нуждается в систематизированных и разносторонних методах
изучения. Выделяют следующие методы исследования.
Например,
очень многие биологические исследования проходят непосредственно на природе –
наблюдение, описание, сравнение. В то же время значительная часть исследований
требует лаборатории. В лабораторных условиях биологи ставят эксперименты,
осуществляют моделирование. Биологии не чужды и исторические методы
исследования, потому что биология изучает живые организмы в развитии, а
развитие это может длиться миллионы лет.
Рассмотрим каждое по отдельности: (запись в
тетрадь)
•
Наблюдение
-
преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью
осознания его существенных свойств. Наблюдение – отправной пункт всякого
естественнонаучного исследования. В биологии это особенно хорошо заметно, так
как объект ее изучения – человек и окружающая его живая природа. Наблюдение как
метод собирания информации – хронологически самый первый прием исследования,
появившийся в арсенале биологии, этот метод не утратил своего значения и по сей
день. Наблюдения могут быть прямыми или косвенными, они могут вестись с помощью
технических приспособлений или без таковых. Так, орнитолог видит птицу в
бинокль и может слышать ее, а может фиксировать прибором звуки вне слышимого
человеческим ухом диапазона
•
Описательный
Для
выяснения сути явления человеку надо сначала насобирать фактическую информацию,
а потом описать ее изложить для использования другими поколениями. Суть этого
метода, в сборе информации, описании характеристик и поведенческих признаков
исследуемого процесса или живого организма и исследование одновременно.
В ранний период развития биологии именно сбор и описание фактов являлись
главными приемами изучения. Эти же методы актуальны и сегодня. Описание - есть
результат интерпретации наблюдений. Например, составляя описание найденного
скелета, палеонтолог назовет позвонками определенные кости постольку, поскольку
он пользуется методом установления аналогии со скелетами уже известных
животных. Описание – это основной метод классической биологии, базирующийся на
наблюдении. Позже описательный метод лег в основу сравнительного и
исторического методов биологии. Правильно составленные описания, произведенные
в разных местах, в разное время, можно сравнивать. Это позволяет путем
сопоставления изучать сходство и различие организмов и их частей.
•
Сравнительный метод
В
XVIII в. стал популярным сравнительный метод. В его основе лежит сопоставление
и изучение схожих и различных черт живых организмов, их строения. Этот метод
является основой систематики. Благодаря ему открыто крупнейшее обобщение
и создана клеточная теория. Этот метод популярен и в наше время. Сравнение -
сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий
(например , вы наблюдаете насекомых и замечаете, что у многих из них имеются
чёрные и жёлтые полоски. Многие считают. Что все это пчёлы и осы, поэтому
обращаются с ними осторожно.
•
Исторический
Исторический
метод применяется для изучения закономерности появления и развития организмов,
становления их структуры и функций.
•
Эксперимент
-целенаправленное
изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и
наблюдать эти явления. Полный цикл экспериментального исследования состоит из
нескольких стадий. Как и наблюдение, эксперимент предполагает наличие четко
сформулированной цели исследования. Поэтому, приступая к эксперименту, нужно
определить его цели и задачи, обдумать возможные результаты. Научный
эксперимент должен быть хорошо подготовлен и тщательно проведен.
- Итак, в результате наблюдения и
эксперимента исследователь получает некоторое знание о внешних признаках,
свойствах изучаемого предмета или явления, то есть новые факты. Результаты,
полученные в ходе наблюдений и экспериментов, должны быть проверены новыми
наблюдениями и экспериментами. Только после этого их можно считать научными
фактами. – запись схемы в тетрадь.
Давайте запишем определения этих методов: запись в
тетрадь .
Наблюдение
- преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью
осознания его существенных свойств;
Описательный
метод - заключается в описании объектов и
явлений;
Сравнение
- сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий;
Исторический
метод – сопоставление результатов наблюдений с
ранее полученными результатами;
Эксперимент
- целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее
воспроизводить и наблюдать эти явления.
Как
же всё-таки происходит научное исследование? (запись схемы в
тетрадь)
Теперь
рассмотрим порядок проведение биологического опыта: ( запись в
тетрадь)
IV.
Закрепление материала
V.
(10 минут).
Распишите
поэтапно научное исследование, на примере изучения условий, необходимых для
прорастания семян по карточке.
VI.
Домашнее задание.
§
2. Опишите поэтапно проведение биологического опыта на тему:
I
вариант: «Влияние загрязнения водоёма на
численность животных и растений»;
II
вариант: «Влияние различных видов и доз удобрений
на определённые сорта культурных растений».
Программа:
Пономарева И.Н, Корнилова О.А, Чернова Н.М
Учитель
биологии: Антонова С.А
9 класс.
Урок
№ 1 – лекция.
Тема: «БИОЛОГИЯ -
НАУКА О ЖИЗНИ»
Задачи:
Обучающие:
показать актуальность биологических знаний, выявить значение общей биологии и
ее место в системе биологических знаний.
Развивающие:
Способствовать развитию интеллектуальных умений и памяти; продолжить умение
сравнивать и анализировать, выделять главное и приводить примеры. Сформировать
целостную картину мира.
Воспитательные:Способствовать
формированию научного мировоззрения, реализовать экологическое и эстетическое
воспитание, половое и трудовое воспитание.
Элементы
содержания: биология, биотехнология, биофизика, биохимия, микробиология.
I. Краткое
знакомство с новым курсом, обоснование роли и места «Общей биологии» в системе
биологических наук. Изучение методического
аппарата учебника, разъяснение требований, предъявляемых к подготовке
домашних заданий, к ведению тетрадей,
проведение исследовательских работ (реферат)
II. Изучение нового материала.
Биология
- наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и
распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение
жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к
естественным наукам.
Термин «биология» впервые был предложен
немецким профессором Т. Рузом в 1797 г. Однако общепринятым он стал в 1802 г.,
после того как его стал употреблять в своих работах французский натуралист
Ж.-Б. Ламарк.
Современная
биология представляет собой комплексную науку, состоящую из ряда
самостоятельных научных дисциплин со своими объектами исследования.
Например:
1. Ботаника - исследует
строение, способ существования,
распространение растений и историю их происхождения. Включает в себя
подразделы:
• микология
- наука о грибах;
• бриология
- наука о мхах;
• геоботаника
- изучает закономерности распространения растений по поверхности
суши;
• палеоботаника
- изучает ископаемые останки древних растений
и др.
науки.
2. Зоология -
изучает строение, распространение и историю развития животных.
Подразделы:
• ихтиология
- наука о рыбах;
• орнитология
- наука о птицах и др. науки об определенных группах животных;
• этология
- наука о поведении животных.
3. Морфология - изучает
особенности внешнего строения
живых организмов.
4. Физиология - изучает
особенности жизнедеятельности
живых организмов.
5.
Анатомия - изучает внутреннее строение
живых организмов.
6.
Цитология - наука о клетке.
7.
Гистология - наука о тканях.
8.
Генетика - наука, изучающая
закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.
9. Микробиология — изучает
строение, способ существования и распространение микроорганизмов (бактерий,
одноклеточных) и вирусов.
10. Экология - наука о
взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды.
И др.
науки.
Возрастающий
темп развития науки и накопления знаний привел к необходимости взаимодействия
между различными естественными науками. В ходе такого развития на стыке между
биологией и другими научными дисциплинами возник ряд пограничных и иных наук:
1) биофизика - исследует
биологические структуры и функции организмов физическими методами;
2)
биохимия - исследует основы жизненных
процессов и явлений химическими методами на биологических объектах;
3)
биотехнология - изучает возможности
использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов (бактерий,
дрожжей) в качестве сырья, а также использование их особых crohctb в производстве.
Для
чего необходимо изучать биологию? В тексте одной из лекций Томаса Гексли есть
такие строки: «Для человека, не знакомого с естественной историей,
пребывание среди природы подобно посещению художественной галереи, где 90 %
всех удивительных произведений искусства повернуты лицом к стене. Познакомьте
его с основами естественной истории - и вы снабдите его путеводителем к этим
шедеврам, достойным быть обращенными к жаждущему знания и красоты человеческому
взгляду».
Помимо
познавательной и эстетической стороны, биологические знания имеют и чисто
практическое применение во многих областях человеческой деятельности.
Биологические знания активно
используются в пищевой промышленности, фармакологии, производстве товаров народного
потребления. В сельском хозяйстве важнейшей проблемой является создание
высокоурожайных сортов растений и высокопродуктивных пород животных, а также
разработка на научной основе наиболее оптимальных условий культивирования
растений и содержания скота.
Сам человек является живым организмом, поэтому биология является теоретической
основой таких наук, как медицина, психология социолога и др.
Домашнее задание: § 1. Термины
Требования к
оформлению реферата
1.Реферат оформляется на листах формата
А4, в печатном варианте шрифтом Times New Roman 12 пт, с полуторным интервалом
и полями: левое - 3 см, правое, верхнее- 1,5
см, нижнее - 2 см. Страницы работы нумеруются начиная с оглавления (номер на
станице оглавления не ставиться), внизу или сверху листа по центру.
2.По объему работа должна быть не менее 10
страниц и не более 20 страниц. Каждая новая глава начинается с новой страницы
(для этого необходимо установить курсов в конец главы, зайти в меню Вставка и
выбрать Разрыв… , в появившемся окне выбрать Новый раздел – Со следующей
страницы), отступ от последнего абзаца параграфа до названия следующего
параграфа не более 1 - 1,5 см. (36 пт), расстояние до первого абзаца параграфа
не менее 0,5см (12пт).
Требования к
структуре работы
·
Оглавление
- перечисляются названия глав, параграфов, подпунктов с номерами страниц на
которых они начинаются.
·
Введение (1-2
страницы) - оговаривается значение и актуальность предложенной темы, цель и
задачи работы, так же пути их решения.
·
В
основной части (10-15 страниц) раскрывается содержание темы,
анализируются источники информации, проводится анализ фактических и
статистических материалов, приводятся методики и результаты исследования. В
конце каждой главы делаются выводы.
·
Заключение (1-2
страницы) - высказываются предложения, систематизируются выводы, которые
сделаны в каждой главе, подводятся итоги работы на основе поставленных целей и
задач во введении работы.
·
Список
литературы
оформляется в алфавитном порядке, сначала публикации на русском языке, затем -
иностранные, в конце - другие источники (ссылки на сайты в Интернете).
Соблюдайте соответствие ссылок в работе и нумерации в списке литературы.
В списке
литературы для каждого источника приводятся: фамилии и инициалы автора, полное
название, место издания (город), издательство, год издания и количество
страниц, которые обозначаются строчной, то есть маленькой, буквой "с"
с точкой.
Ресурсы Интернета.
Например, 5.
Смольникова И.А. Рабочий конспект для внедряющих информационные технологии в
школе [Электронный ресурс]. – Центр «Информатика». Режим доступа:
http://www.informatika.ru/text/school/its.html (18 фев.1999)
Программа:
Пономарева И.Н, Корнилова О.А, Чернова Н.М
Учитель
биологии: Антонова С.А
9 класс.
№
3 – обобщение и систематизация знаний
Тема:
«БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИЗНИ»
Цель
урока:
·
Обобщить знания о многообразии форм жизни, доказать,что биология –
фундаментальная наука
·
Приобрести навыки работы с таблицами, текстом учебника,
выполнением тестов.
·
Освоить умение работать в группе учащихся и самостоятельно
оценивать собственные знания.
План
урока:
·
Биология – комплексная наука о жизни.
·
Современная биология – комплекс наук, изучающих живую природу.
·
Уровни организации жизни.
·
Царства жизни.
УЭ - 1. Пользуясь учебником
“Биология. Общие закономерности жизни. 9 класс” И.Н Пономарева и знаниями
курса биологии 6 – 8 классов, заполните таблицу “Биологические науки и объекты
ими изучаемые”(время на выполнение – 10 минут).
Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.
№
|
Биологическая
наука
|
Объект
изучения
|
1
|
Анатомия
|
|
2
|
Биогеоценология
|
|
3
|
Биология
|
|
4
|
Биофизика
|
|
5
|
Биохимия
|
|
6
|
Ботаника
|
|
7
|
Вирусология
|
|
8
|
Генетика
|
|
9
|
Зоология
|
|
10
|
Микология
|
|
11
|
Микробиология
|
|
12
|
Молекулярная
биология
|
…………………………………………………………….
|
13
|
Морфология
|
|
14
|
Палеонтология
|
|
15
|
Популяционно
– видовая биология
|
……………………………………………………………
|
16
|
Селекция
|
|
17
|
Физиология
|
|
18
|
Цитология
|
|
19
|
Эволюционное
учение
|
……………………………………………………………
|
20
|
Экология
|
|
21
|
Эмбриология
|
|
Сверьте с классом (время на выполнение - 4
минуты).
Поставьте себе оценку
УЭ - 2. Пользуясь учебником на странице 8, 1-й
абзац, сопоставьте уровни организации жизни и их структурно – функциональные
единицы(время на выполнение – 5 минут).
уровень
|
Название
уровня организации жизни
|
структурно
– функциональная единица
|
единица
|
I
|
Молекулярно
– генетический
|
Вид и
популяция
|
|
II
|
Органоидно
- клеточный
|
Экосистема,
биоценоз
|
|
III
|
Организменный
|
Ген
|
|
IV
|
Популяционно
- видовой
|
Клетка
|
|
V
|
Биогеоценотический
|
Биосфера
|
|
VI
|
Биосферный
|
Организм
|
|
Уровень и его единица:
I.
________________;
II.
_________________;
III.
_________________;
IV.
_________________;
V.
_________________;
VI.
_________________.
Ответы сверьте с классом (время на выполнение – 1 минута).
Поставьте себе оценку
УЭ - 3. Вспомнить, по каким
признакам растения, животные, грибы и бактерии относятся к разным царствам.
Задание: пользуясь учебником на
странице 10, рисунком 1 параграфа 1 “основные признаки живого – его отличие от
неживого”, поставьте плюсы в таблице “сходство и отличие царств живой
природы” (время на выполнение – 8 минут).
Таблица “сходство и отличие царств живой природы”.
№
|
Признак
|
бактерии
|
грибы
|
растения
|
животные
|
1
|
Только
одноклеточные организмы (см. учебник 6,7 кл)
|
|
|
|
|
2
|
Только
многоклеточные организмы
|
|
|
|
|
3
|
И
одноклеточные и многоклеточные организмы
|
|
|
|
|
4
|
В клетке
есть ядро (эукариоты)
|
|
|
|
|
5
|
В клетке
нет ядра (прокариоты)
|
|
|
|
|
6
|
Питаются
готовыми органическими веществами
|
|
|
|
|
7
|
Создают
органические вещества
|
|
|
|
|
8
|
Способны
к фотосинтезу
|
|
|
|
|
9
|
Способны
к хемосинтезу
|
|
|
|
|
10
|
Клеточная
стенка содержит целлюлозу
|
|
|
|
|
11
|
Клеточная
стенка содержит хитин
|
|
|
|
|
12
|
Клеточная
стенка содержит муреин
|
|
|
|
|
13
|
В клетке
есть хлоропласты
|
|
|
|
|
14
|
В клетке
есть вакуоль
|
|
|
|
|
15
|
Характерно
бесполое размножение (см. учебник с. 93)
|
|
|
|
|
16
|
Характерно
половое размножение
|
|
|
|
|
17
|
Характерно
вегетативное размножение
|
|
|
|
|
18
|
Активно
передвигаются
|
|
|
|
|
Ответы сверьте с классом (время на выполнение - 2 минуты).
Поставьте себе оценку
УЭ - 4. Рефлексия.
Задание: выберите один правильный
ответ (время на выполнение - 8 минут).
Тест по теме биологические науки. Уровни организации жизни.
1.
К наукам, изучающим живое на клеточном уровне организации,
относят:
·
физиологию
·
цитологию
·
генетику
·
ботанику
2.
Ядерная мембрана характерна для клеток:
·
всех организмов
·
эукариот
·
прокариот
·
только растений и животных
3.
Закономерности наследственности и изменчивости организмов
изучает наука:
·
морфологию
·
генетику
·
зоологию
·
анатомию
4.
Основная особенность строения прокариотической клетки
отсутствие…
·
плазматической мембраны
·
ядра, ограниченного оболочкой
·
клеточной стенки
·
рибосом
5.
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) изучает наука:
·
генетика
·
физиология
·
эмбриология
·
эволюционное учение.
6.
Хлоропласты присутствуют в клетках
·
растений
·
животных
·
грибов
·
бактерий
7.
Структурно – функциональной единицей молекулярно – генетического
уровня является:
·
организм
·
клетка
·
вид
·
ген
8.
Самым крупным уровнем организации жизни является:
·
молекулярно – генетический
·
популяционно – видовой
·
биосферный
·
биогеоценотический
9.
Самым маленьким уровнем организации жизни является:
·
молекулярно – генетический
·
популяционно – видовой
·
биосферный
·
биогеоценотический
10.
Наука, изучающая ископаемые остатки
·
физиология
·
палеонтология
·
микология
·
морфология
Ответы сверьте с классом (время на выполнение - 1 минута)
1.
Поставьте себе оценку
2.
Ваша итоговая оценка по уроку
3.
Оценка учителя
УЭ - 5. Домашнее задание.
Ответьте на вопросы на странице 8. Подготовьтесь к проверочному
тесту по уроку № 1.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.