СПЕЦИФИКАЦИЯ
РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 4 КЛАССА
1. Цель и содержание работы по русскому
языку
Определить уровень сформированности
предметных результатов у учащихся 4 классов по итогам освоения программы по
русскому языку за 1 полугодие.
Работа по русскому языку состоит из двух частей:
диктант и грамматическое задание.
2. Общая характеристика
2.1. Особенности диктанта
Первая часть работы направлена на оценку достижения
планируемых результатов освоения содержательной линии «Орфография и
пунктуация». Принятой формой проверки орфографических и пунктуационных умений и
навыков в начальной школе является диктант.
Диктант представляет собой связный текст, тематика
которого соответствует возрасту учащихся 4 класса. Лексическое наполнение
текста не превышает уровень актуального словарного запаса выпускника начальной
школы. Синтаксически текст характеризуется достаточно простыми по структуре предложениями.
Орфограммы и правила постановки знаков препинания, встречающиеся в тексте,
определяются программой по русскому языку 4 класса. В тексте диктанта
встречаются слова на изученные орфограммы. Подробно информация о количестве
слов на орфографические и пунктуационные правила представлена в таблице 1.
В тексте диктанта встречаются орфограммы, которые не
изучаются в 4 классе начальной школы, эти орфограммы выделены в тексте
диктанта. В зависимости от принятой в таких случаях в классе формы работы учитель
либо четко проговаривает написание этих орфограмм, либо записывает данные слова
на доске (наряд, серебряный, привет, тишину). Уровень сложности диктанта
по наличию в нём орфограмм и общего количества слов (72 слова) может быть
охарактеризован как средний, что обеспечивает возможность его написания всеми
учащимися.
Таблица 1
Информационная характеристика диктанта
Орфограмма/правило постановки
знаков препинания
|
Количество орфограмм
|
Перечень слов
|
Код
|
1. Безударный гласный в корне слова, проверяемый
ударением
|
9
|
Осень, в разноцветном, стоят, в золотом, на молодых,
листва, лесным, тишину, зима
|
6.5
|
2. Парный звонкий-глухой согласный в середине и на
конце слова
|
6
|
Блеск, часть, редкие, березки, дубках, сундук
|
6.6
|
3.
Буквосочетания жи-ши, ча-ща
|
4
|
Часть, свежим, тишину, прощается
|
6.3
|
4. Мягкий знак показатель мягкости согласного
|
6
|
Осень, даль, часть, дышать, слушать, надеть
|
1.8
|
5. Перенос слов
|
Количество
определяется индивидуально в
соответствии
с записью
текста
диктанта
|
|
|
6.
Раздельное написание предлогов с
другими словами
|
8
|
В разноцветном, в золотом, на молодых, до звона, в
ушах, в природе, с солнцем, в серебряный
|
6.18
|
7.
Безударные падежные окончания имен
существительных
|
4
|
Воздухом, в уборе, в природе, с солнцем
|
6.13
|
8.Оформление предложения
|
15
|
Заглавная буква в начале предложения
Точка в конце предложения
|
6.2
6.19
|
9. Словарные слова
|
4
|
Осинки, хорошо, потом, березки
|
6.8
|
10.Безударные окончания прилагательных
|
2
|
В разноцветном, свежим
|
6.14
|
11.Безударные личные окончания глаголов
|
3
|
Хочет, снимут, прощается
|
6.24
|
12. –ться\ -тся в глаголах
|
1
|
Прощается
|
6.17
|
13. Слитное написание приставок
|
2
|
Надеть, запрет
|
4.7
|
14. Буквосочетание чн
|
1
|
Сказочный
|
6.4
|
15. Наличие\отсутствие непроизносимого согласного в
корне
|
3
|
Поздняя, грустная, солнца
|
6.7
|
16.Буква соединительного гласного в сложном слове
|
1
|
В разноцветном
|
6.22
|
2.2. Время выполнения итогового диктанта
На выполнение диктанта и грамматического задания
отводится 40 минут. Это время включает предварительное прочтение диктанта
учителем, запись под диктовку текста диктанта учащимися, повторное прочтение
учителем текста диктанта перед проверкой учащимися и осуществление ими проверки
собственной работы, выполнение грамматического задания.
2.3. Рекомендации по оценке выполнения
итогового диктанта
При проверке диктанта следует руководствоваться
следующими критериями:
1.
Количество ошибок определяется после классификации допущенных ошибок. Если
ученик допустил несколько ошибок на одно орфографическое или пунктуационное
правило, необходимо первые три из повторяющихся ошибок отмечать (подчеркивать),
но засчитывать за одну ошибку. Каждая следующая ошибка выносится как
самостоятельная.
2. Незначительные исправления, допущенные учеником, не
учитываются и не влияют на оценку работы.
3. Качество почерка и аккуратность оформления работы
не влияют на оценку выполнения итогового диктанта.
Информационная характеристика
грамматического задания
Объект оценивания
|
Код
|
1. Различение
главных и второстепенных членов
|
5.5
|
2. Способы
определения I и
II
спряжения глаголов
|
4.5.7
|
3. Образование
сложных слов
|
6.22.1
|
Демонстрационный вариант работы по
русскому языку для 4 класса за 1 полугодие
Поздняя осень
Поздняя осень. Грустная и милая. Синее небо.
Синяя даль. Блеск солнца. Часть леса в разноцветном уборе. Редкие осинки и
берёзки стоят в золотом уборе. На молодых дубках рыжая листва. Хорошо дышать
свежим лесным воздухом. Хорошо слушать до звона в ушах лесную тишину.
Всё в природе прощается с солнцем. Каждый хочет
надеть самый яркий наряд. Это как сказочный летний привет. Потом все снимут
свой наряд. Его запрет в серебряный сундук зима.
Грамматическое задание:
1. Найди в
первом абзаце глагол-исключение и подчеркни его. Напиши другие глаголы-исключения
с этим же суффиксом. Выдели суффикс и укажи спряжение глаголов.
2. Первое
предложение второго абзаца разбери по членам предложения.
3. Найди в
первом абзаце сложное слово. Выпиши его в начальной форме, выдели корни. Рядом
в скобках запиши слова, которые дали жизнь этому сложному слову.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.