ΙΙ.
Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
|
1.
Беседа «Головоломки».
Рассказ учителя о
знаменитых головоломках: Кубик Рубика, Пирамидка Рубика, Змейка Рубика, Волшебные
кольца, Цилиндр.
«Кубик
Рубика» (первоначально был известен как «Магический кубик») —
механическая головоломка, изобретённая в 1974 году венгерским скульптором и
профессором архитектуры Эрно Рубиком. Головоломка представляет собой
пластмассовый куб, составленный из 27 кубиков меньшего размера, способных
вращаться вокруг невидимых снаружи осей. Каждый из девяти квадратов на каждой
грани кубика окрашен в один из шести цветов. Задача игрока заключается в том,
чтобы, поворачивая грани кубика, вернуть его в такое состояние, когда каждая
грань состоит из квадратов одного цвета («собрать кубик Рубика»).
«Пирамидка
Рубика» Известная механическая головоломка с 4-мя сторонами
разного цвета. Цель — собрать все элементы одного цвета на одной стороне. Как
и Кубик Рубика, она состоит из элементов, которые при повороте граней могут
перемешаться с грани на грань, только роль кубиков здесь выполняют маленькие
тетраэдры, из которых и сложен большой тетраэдр. По сути, измененная версия
Кубика Рубика, однако для сборке потребуются другие алгоритмы, ведь
перемещение игровых элементов — 14 маленьких аналогов пирамидки происходит
вокруг осей, расположенных по отношению друг к другу не под прямым углом, как
у Кубика Рубика.
Змейка
Рубика — головоломка, также придумана Эрнё Рубиком. Задача
состоит в сборке различного рода геометрических фигур, животных и прочих
ассоциативных вещей. В начале 1980-х годов, Змейка Рубика пользовалась
большой популярностью в СССР и до сих пор остается одним из «бестселлеров»
среди механических головоломок, сравнимых по популярности с кубиком Рубика.
Из данной головоломки можно сложить более ста фигур. Очень хорошо
развивает пространственное мышление.
Цилиндр - представляет собой вращающие вдоль оси кольца с
цветными шариками. Задача, перемещая шарики - собрать полоски одного цвета.
Волшебные
кольца - два кольца соединены в форме восьмерки. Кольца
заполнены цветными (всего от 2 до 4 цветов) шариками, которые могут свободно
перемещаться в кольцах. Необходимо из перемешавшихся шариков составить непрерывные
последовательности каждого цвета.
Танграм – головоломка с перекладыванием картинок – всего лишь
один из множества видов задач для ума. Ребусы, загадки, различные хитрые
задачки на подсчёты, логические головоломки – человечество придумывает всё
новые и новые развлечения. Все они, на первый взгляд – не более чем забава,
на самом деле являются прекрасным средством развить и поддержать свой
интеллект на должном уровне.
2.
Рассказ о древней китайской головоломке «Танаграм».
Танграм
– самая популярная игра из серии «геометрических конструктов».
Относительно её существует следующее предание.
Это было давно,
почти две с половинной тысячи лет назад. У немолодого императора Китая
родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и
сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын,
будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло
удовольствие целый день забавляться игрушками.
Император призвал к
себе трёх мудрецов, один из которых был известен как математик, другой
прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им
придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики,
научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы
терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи
состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.
На первый взгляд,
игра очень проста. Всё, что требуется – это сложить из разбросанных деталей
(они получаются разрезанием квадрата на 7 частей) какую-либо фигуру. Однако,
задача только кажется лёгкой. Не всякий взрослый сможет решить мудрые
комбинации фигурок танграма.
В Китае слово танграм неизвестно,
а игра имеет название Чи – Чао – Ту (семь хитроумных фигур).
Физкультминутка
Физкультминутка. Упражненья
Крутим мельницу вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Наклоняться будем все,
Будто прыгаем в бассейн. (Наклоны вперёд.)
А потом назад прогнёмся,
Хорошенько разомнёмся. (Наклоны назад.)
И попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра. (Прыжки на месте.)
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье. (Ходьба на месте.)
Поскакали, потянулись —
Вот и славно отдохнули. (Дети садятся.)
|
Коммуникативные
УУД:
1)
формируем
умение слушать и понимать других;
2)формируем
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3)
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4)
формируем умение работать в паре.
Регулятивные
УУД:
1)
формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом
учебника;
2)
формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей;
3)
формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4)формируем умение осуществлять
познавательную и личностную рефлексию.
Личностные
УУД:
1)
формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем
мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3)формируем умение
оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
|
ΙΙΙ.
Применение нового знания
|
Практическая
работа по теме занятия.
-К нам
из Китая пришла телеграмма.
«
Ребята, помогите! Злой волшебник заколдовал принца и превратил его в фигурку
танграма. Части этой фигурки он разбросал по всему свету. Вам надо найти их,
собрать и прислать мне. А мой придворный маг расколдует принца. Пожалуйста,
помогите!
Китайская
принцесса»
-Как вы
думаете, чем мы будем сегодня заниматься? (Собирать танграм.)
-А для
чего нам это нужно? (Мы хотим помочь принцессе и принцу)
-Итак,
мы разделимся на 2 команды: мальчики и девочки. Вам предстоят сложные
испытания, за каждое выполненное задание , вы получите часть фигурки
танграма, а потом мы все вместе попытаемся собрать силуэт принца.
(Дети
располагаются по группам на коврике)
1
задание
Отправляемся
на поиски. Нам нужно средство передвижения. Нам надо будет плыть по реке. На
чем мы можем поплыть? (На корабле) Какая команда первой соберет кораблик? На
том корабле и поплывем.
(Дети
собирают на полу кораблик из фигур танграма)
2
задание
Плыли мы
плыли и вот причалили к берегу. Дальше надо идти пешком. А на встречу нам
зверь невиданный.
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
Кто это (заяц)
Итак, нам надо сложить фигурку
зайца.
3 задание
Трудный
путь впереди. Нам надо быть в хорошей физической форме. И чтоб добыть еще
одну часть фигуры танграма, надо размяться и сделать зарядку.
Физкультминутка. Разминка
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
4 задание
Идем дальше. Вдруг видим под
кустом лежит записка, а в ней загадка. Горело 7 свечей, 2 погасли. Сколько
свечей осталось? (2, остальные догорели и растаяли). Давайте сложим свечку.
5
задание
Долго мы
шли и вот скоро наступит ночь. Нам надо найти место для ночлега. Давайте
построим дом. Какая команда пригласит нас к себе ночевать?
Мы
устали, нам надо отдохнуть. Легли на коврик, закрыли глазки.
(Дети
удобно ложатся на ковер, закрывают глаза. В это время играет тихая китайская
музыка)
Представили,
что вы лежите в теплых постельках, на мягких пушистых подушках. Вам хорошо и
спокойно. Вам снятся чудесные цветные сны. Ваше тело отдыхает, набирается
сил. Вас ничего не беспокоит. Вы крепко спите. И вот, вы чувствуете, что уже
отдохнули и наступает пробуждение. Вы проснулись, чувствуете себя полными сил
и готовыми к новым испытаниям.
6
задание
Мы
проснулись, потянулись. Что по утрам надо делать? (зарядку). И за это, если
мы хорошо разомнемся, мы получим еще одну часть танграма.
Дети
самостоятельно проводят физминутку.
7
задание
Итак,
последнее задание.
Задача
про конфеты. У Вани и Юли было одинаковое количество конфет. Ваня отдал Юле 2
конфеты. На сколько конфет стало больше у Юли? (на 4 конфеты). Пора бы нам и
подкрепиться. Сложили конфетку.
Молодцы,
теперь все части у нас есть. И у нас получился силуэт принца на коне. Мы
отправим этот танграм принцессе, а ее добрый маг-волшебник расколдует его.
Скажите, какая цель была у нас сегодня? Вам понравилось наше путешествие? А
какие фигуры вам показались более сложными? Как вы думаете, мы достигли своей
цели? Будем надеяться, что у принца с принцессой все сложится хорошо. А вам
спасибо, что помогли им и не оставили в беде.
|
Духовно-нравственное развитие и
воспитание:
1) воспитание нравственного
чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в
том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое
воспитание;
3) воспитание трудолюбия,
способности к познанию;
4) воспитание здорового образа
жизни;
5) экологическое воспитание;
6)
эстетическое воспитание.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.