Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дедовичская средняя общеобразовательная школа №2»
Семинары
«Толерантное отношение к ВИЧ- инфицированным и больным
СПИДом людям»
Автор: Храмцова Лариса Алексеевна
учитель биологии ,
валеолог
МОУ Дедовичская
средняя
общеобразовательная
школа № 2
п. Дедовичи 2010
Занятие 1
СПИД – чума xx века
Цель: воспитать
толерантное отношение к ВИЧ инфицированным больным
СПИДом
Задачи:
·
Выяснить осведомленность
учеников относительно ВИЧ-инфекции и СПИД
·
Познакомить учащихся с
проблемой ВИЧ-инфекции в области, районе, поселке
·
Познакомить учащихся
факторами риска заболеваний
·
Разъяснить учащимся
принципы толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным
Оборудование:
презентация «СПИД – чума xx века», ватман, карточки, фломастеры,
карандаши
Учащиеся сидят
полукругом лицом друг к другу.
1.
Орг. момент
Игра – активатор «Имена- качества» («знакомства»)
Учитель и все
учащиеся называют свои имена и два каких-либо своих качества, начинающихся с
той же буквы, что и имя. Качества могут быть как позитивные, так и негативные.
Например: Света - счастливая, смелая; Павел – правильный, позитивный и т. д.
2.
Актуализация
·
Актуальна ли проблема ВИЧ
– инфекции для нашей области, нашего района?
·
В нашем районе есть ВИЧ -
позитивные люди? А в области? Сколько их? Это много или мало?
·
Эта проблема касается вас?
·
Нужно ли говорить об этой
проблеме в наше время? Зачем это нужно? Как вы думаете, хорошо ли молодые люди,
живущие в нашем поселке, осведомлены о ВИЧ – инфекции?
·
Из каких источников Вы
получали информацию ранее?
3.
Информационный блок. Общее
понятие о ВИЧ – инфекции
Беседа по вопросам
·
Что такое ВИЧ и СПИД, это
одно и тоже?
·
Характерные признаки ВИЧ –
инфекции (вирусная инфекция, латентный период, оппортунистические заболевания,
смертельный исход)
·
Происхождение и
распространение ВИЧ – инфекции
·
Эпидемическая ситуация в
России, области, поселке
·
Что такое вирус, как
особая форма жизни
·
Что такое иммунная
система, ее функции, как работает иммунная система
·
Почему заболевание может
развиваться медленно, почему вирус трудно уничтожить
·
Течение болезни
·
Период окна, бессимптомный
период
·
Что такое СПИД, что такое
иммунодефицит
·
Что такое
оппортунистические инфекции
·
Продолжительность жизни
ВИЧ – инфицированного человека, от чего она зависит
·
Можно ли почувствовать
заражение ВИЧ – инфекцией
·
Как можно проверить
инфицирован ли человек
·
Как и где можно сдать
анализ на ВИЧ, что он представляет
4.
Игра «Контакт»
Цель:
Наглядная демонстрация, как легко может распространяться
ВИЧ, когда люди
не задумываются о последствиях своего поведения.
Нужно подготовить одноразовые стаканчики и в них налить воду, а в один
налить воду с крахмалом. Под музыку учащиеся переливают друг другу содержимое
из стаканчиков. Заканчивается музыка и ведущий говорит, вы сейчас веселились ни
о чем, не задумываясь, а теперь представим, что в нашей компании был ВИЧ
инфицированный, но он об этом не знал, и в результате произошла трагедия, он
стал причиной заражения других близких людей. Сейчас я возьму йод и капну в
воду, и мы увидим реакцию, если вода стала синей, то этот человек ВИЧ –
инфицированный. Но это сейчас только игра.
5.
Игра «Вулкан»
В центр круга размещается плакат с изображением вулкана. Над кратером
помещается табличка опасно, а на подошве вулкана низкий уровень заражения.
Участникам раздаются карточки с ситуациями:
·
Укус комара
·
Плавание в бассейне
·
Поцелуй
·
Сексуальный контакт
·
Принятие наркотиков
·
Питание в общественной
столовой
·
Пользование зубной щеткой
·
Пользование чужой
расческой
·
Пирсинг
·
Татуировки
·
Проживание в одной комнате
с больным СПИДом
·
Ухаживание за больным
·
Пользование общественным
туалетом
·
Прививки
·
Беспорядочные половые
связи
·
Укус постельного клопа и
т.д.
Участники должны поместить карточки на вулкан и объяснить, почему они
туда поместили. Учитель и участники выслушивают мнение каждого участника,
соглашаются или предлагается другая точка зрения.
6.
Итоговый круг «Интересное
- полезное»
Большое спасибо всем! Вы очень старательно работали. А теперь давайте
по кругу скажем, что на этом занятии для вас оказалось интересным или полезным.
Каждый по кругу говорит несколько слов.
Занятие 2
Жизнь
с ВИЧ, дискриминация
Цель: воспитать
толерантное отношение к ВИЧ инфицированным больным
СПИДом
Задачи:
·
Закрепить основные понятия
прошлого занятия
·
Познакомить учащихся с
путями распространения ВИЧ-инфекции
·
Разъяснить учащимся
принципы толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным
Оборудование:
презентация «СПИД – чума xx века», ватман, карточки, фломастеры,
карандаши
Учащиеся сидят
полукругом лицом друг к другу.
1.
Орг. момент
Игра – активатор « Я вижу»
Сейчас мы поделимся на пары и сыграем в простую игру: нужно будет
говорить партнеру, что он делает в данный момент, например: «Я вижу, что ты
улыбаешься», или «Я вижу, что ты посмотрела в сторону». Количество высказываний
(своих и партнера) нужно внимательно подсчитывать. В конце мы определим, кто
подметил больше всего движений. Есть одно правило: нужно говорить только о
действиях, нельзя называть качества или делать оценки (например, нельзя
говорить: «Я вижу, что у тебя длинные волосы» или «Вижу, что ты глупый»).
Старайтесь не перебивать друг друга. ( 3- 5 минут и выяснить кто больше
подметил движений)
2.
Информационный блок.
Беседа по вопросам:
·
Пути распространения
ВИЧ-инфекции
·
Через какие жидкости
организма передается ВИЧ
·
В каких ситуациях
передается ВИЧ
·
Как защитить, как
сохранить свое здоровье при сексуальном контакте
·
Как защитить – путь
инъекционное употребление наркотиков
( НЕ употреблять!)
·
Путь заражения от матери к
ребенку- как защитить ребенка
·
Может ли
ВИЧ-инфицированный человек продолжать посещать учебу, работу
·
От кого зависит,
произойдет заражение или нет
3.
Мозговой штурм на тему:
Почему проблема ВИЧ-инфекции актуальна среди молодежи, что означает рискованное
поведение?
Участники разбиваются на 2 группы, каждой из них дается один из
вопросов. Затем, полученные результаты представляет 2-ая группа, записывает на
ватмане, участники 2-ой группы добавляют, комментируют, затем 2-ая группа
презентует свою работу. В результате группа должна прийти к общему мнению.
Строго говоря, слова
«жизнь ВИЧ» касаются не только ВИЧ – положительных и их близких. Рано или
поздно каждый человек осознает, что живет в мире, где существует и
распространяется ВИЧ – инфекция. Часто это осознание приходит не само собой, а
вместе с фактом заражения знакомого, друга, подруги, родственника, близкого
человека, На этом занятии нам важно понять, что чувствует человек с ВИЧ, и как
нам себя вести по отношению к людям с таким диагнозом. Почему возникает
дискриминация, чего боятся люди?
4.
Ролевая игра «Жизнь с
болезнью»
Задача: осознание
участниками проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом, изменение взглядов на проблему
ВИЧ - позитивных людей.
Учащимся раздаются по
12 листочков и карандаши. На листочках нужно написать 4 любимых блюда, 4
близких человека, 4 любимых занятий.
Учитель говорит:
представьте, что вы заболели и вам приходится отказаться от любимого занятия,
любимое блюдо вам нельзя кушать, близкий человек не понимает вас и отворачивается
от вас. Сейчас вы мне отдаете по 1 любимому блюду, 1 любимое занятие, 1
близкого человека. Болезнь прогрессирует и опять происходит сходная ситуация.
Вы опять отдаете мне по листочку 1 любимому блюду, 1 любимое занятие, 1
близкого человека.
Как не печально
болезнь прогрессирует, и сейчас я подойду к каждому участнику и вытащу любую
карточку. У кого я вытащила любимое блюдо, поднимите руку. А у кого я забрала
карточку с любимым занятием, поднимите руку. А сейчас поднимите руку у кого я
забрала карточку с близким человеком.
Обсуждение: Как себя
чувствовали во время игры? С чем было тяжелее расставаться? Конечно, очень
тяжело расставаться с близкими людьми. Как сейчас себя чувствуете?
Эмоциональная
разгрузка. Сейчас это игра и я желаю чтобы у вас все было хорошо, но в любых
ситуация мы должны быть толерантными по отношению к своим близким и окружающим
нас людям.
5.
Информационный блок
Мини – лекция
Возможные реакции человека при обнаружении положительного результата: шок,
отрицание, озлобленность, суицидные мысли и поступки, страх, изоляция, потеря,
горе, вина, депрессия, беспокойство, снижение самооценки, ипохондрия, душевные
тревоги.
Люди, когда узнают о своем диагнозе, реагируют по-разному. Судьба этих
людей тоже складывается по-разному. Это зависит от некоторых обстоятельств: от
того, какова прежняя личность человека и каковы его психологические
особенности, насколько готов обратиться за помощью к друзьям, близким, в какой
степени ему оказывается помощь.
6.
Завершение
Обратная связь: « Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии, какие
трудности испытали, как себя чувствовали»
Использованная
литература:
1.
Белогуров С. Б, , Климович
В. Ю. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и
сопротивления распространению наркомании. М. Центр «Планетариум» 2002
2.
Я хочу провести тренинг.
Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД,
наркозависимости и ИППП. М. Стереотипное издание ГУП « Медицина для Вас» 2003
Приложение
Анкета для проведения знаний по проблеме ВИЧ/ СПИДа
Методика – «интервью выход»
Ответ помечается крестиком под одним из утверждений
|
Утверждение, вопрос
|
«верно»
|
«неверно»
|
«не знаю»
|
1.
|
Многие ВИЧ-инфицированные люди могут
выглядеть и чувствовать себя здоровыми.
|
|
|
|
2.
|
СПИД излечим
|
|
|
|
3.
|
В сперме, вагинальном секрете и крови ВИЧ –
инфицированного содержится достаточное для заражения количество вируса
|
|
|
|
4.
|
Мать может заразить ВИЧ-инфекцией своего
неродившегося ребенка.
|
|
|
|
5.
|
Некоторые насекомые передают возбудитель
СПИДа
|
|
|
|
6.
|
При отрицательных результатах теста на
антитела к ВИЧ человек, тем не менее, может быть заражен
|
|
|
|
7.
|
ВИЧ-инфицированные, независимо от того, есть
у них симптомы СПИДа или нет, могут заразить ВИЧ других
|
|
|
|
8.
|
ВИЧ-инфицированные люди не всегда выглядят
больными
|
|
|
|
9.
|
Презерватив можно использовать повторно
|
|
|
|
10.
|
Можно заразиться ВИЧ, если есть пищу,
приготовленную ВИЧ-инфицированным человеком
|
|
|
|
11.
|
Запрещение ВИЧ-инфицированному ученику
посещать школу - пример дискриминации
|
|
|
|
12.
|
Можно заразиться ВИЧ, если пить из одного и
того же стакана с больным СПИДом
|
|
|
|
13.
|
Женщины редко заражаются ВИЧ
|
|
|
|
14.
|
Я бы избегал учащихся, в семьях которых есть
больные СПИДом
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.