Внеклассное
мероприятие
по
русскому языку в 3Д классе
«В мире грамматики»
Цели занятия: создать
необходимые условия для развития интереса к изучению литературы и русского
языка, его фонетики и орфографии; содействовать обогащению словарного запаса;
развитию памяти, логического мышления, творческого воображения и
наблюдательности; способствовать укреплению и сплочению детского коллектива.
Ход
мероприятия
I.Организационный момент.
Ведущий: сегодня нашу игру мы посвятим русскому языку. О нём писали многие выдающиеся
писатели.
«Русский язык
– настоящий, сильный, где нужно строгий, серьезный, где нужно страстный, где
нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич
Толстой.
Русский язык –
необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Он может быть не
только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В нём
скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них,
побывав в Мире грамматики.
Грамматика – это раздел русского языка. А чтобы узнать, для чего же нам нужна грамматика,
послушаем стихотворение, которое нам приготовили ребята. Называется оно
«Серьёзный разговор».
Ольга
Высоцкая
Серьёзный
разговор.
1. Грамматика,
грамматика -
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
2. Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить!
3. Сочиняя поздравленья,
Помни правила склоненья
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
4. А приставки и частицы-
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться
Обмануть учеников.
5. Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
- Давайте выясним, кто же сегодня
будет нашими помощниками.
Ведущий: Стоит в поле теремок
И красив он, и высок,
Ни комар, ни мышь – норушка,
Не живёт никто в избушке
Это, право, непорядок,
Поселить кого-то надо.
Существительное: Отворите на минутку
Да не бойтесь вы меня,
Существительное я.
Ведущий: Дверь тихонько отворило
И порог переступило.
Существительное: Никого. Не может быть!
Останусь в
тереме я жить.
Ведущий: Вдруг стучится кто-то в дверь
Может это страшный зверь?
К
теремку бежит вприпрыжку
Развесёленький мальчишка.
Прилагательное: Здравствуй, здравствуй теремок!
Кто, скажи, в тебе живёт?
Существительное: Даю
предметам имена,
Существительное я!
- А ты кто?
Прилагательное: Признаки
обозначаю я,
Пригожусь я вам, друзья,
Прилагательное я!
- Пусти меня в теремок жить!
Существительное:
Проходи! Будем жить и творить вместе!
Ведущий: Время движется вперёд
Дружно трудится народ
Словами весело играют,
Но чего-то не хватает!
Вдруг, неожиданно для всех
Постучался кто-то в дверь.
Глагол: В теремочке кто живёт?
В распрекрасном кто живёт?
Ведущий: Друзья дверь отворили,
Гостя в теремок впустили.
Все: Ты кто?
Глагол: Я – глагол, всем помогаю,
Действовать всех заставляю.
(берёт
их за руки)
Дружно будем жить друзья!
Друг без друга нам нельзя!
Существительное: Вместе все мы – части речи
Вечерком зажжём мы свечи,
Прилагательное: Будем тексты сочинять
Глагол: Ребятишек развлекать!
II. Основная
часть.
- Итак, мы отправляемся в мир «Грамматики».
На уроках русского языка мы закончили раздел «Состав слова» и приступаем к
подробному изучению частей речи. А сегодня мы вспомним, что же мы уже знаем об
основных из них. Они будут нашими
помощниками. А жюри определит команду - «лучшего знатока русского языка».
Задания вы будете выполнять в группах .(названия групп)
Первым мне
помогает имя существительное. Но сначала оно
расскажет о себе.
Существительное
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты,
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты,
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ,
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ!
1 конкурс «Разминка»
(проводит имя существительное)
- Составьте
слова из названия нашего мероприятия “Мир грамматики”,
- Составьте за 2
минуты как можно больше слов (запись на
листочках; звучит музыка).
- Ребята, а к какой
части речи относятся эти слова? (имя
существительное)
- Имя
существительное обозначает …, отвечает на вопросы…
2 конкурс «Грамматическая
арифметика» (проводит существительное)
Нота «до» плюс
зарытые в земле ценности = доклад
До + рожки у улитки
= дорожки
До + участок земли,
засаженный фруктовыми деревьями + а = досада
Кабан – ан + лук =
каблук
Ква +рак-ак+тира=
квартира
Чёрный – ый + о +
слива = чернослив
3
конкурс «Фразеологические загадки» (проводит
имя существительное)
Правило
в игре такое, я читаю первое высказывание, если вы отгадываете, переходим к
следующей загадке, если нет читаю второе высказывание. У вас три- четыре
попытки. И так начнем.
- Его вешают, приходя в уныние.
- Его задирают, зазнаваясь.
- Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
НОС
- Не цветы, а вянут.
- Не ладоши, а ими хлопают, если что-то не
понимают.
- Не белье, а их развешивают чрезмерно
доверчивые и любопытные УШИ
- Он в голове у легкомысленного, несерьезного
человека
- Его советуют искать в поле, когда кто-либо
бесследно исчез;
- На него бросают слова и деньги те, кто их не
ценит. ВЕТЕР
- Её заваривают, затевая какое-нибудь
неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.
- Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.
- Её «просит» рваная обувь.
- Она в голове у путаников.
КАША
- Её толкут в ступе или носят в решете те, кто
занимается
бесполезным делом.
- Её набирают в рот, когда молчат.
- Ей нельзя разлучить неразлучных друзей.
- В неё прячут концы несчастные люди, иногда
выходят из
неё сухими. ВОДА
- Его проглатывают, упорно не желая говорить.
- Он хорошо подвешен у человека, который говорит
легко
и бойко.
- За него тянут или дергают, заставляя
высказаться.
- Его держат за зубами, когда не
хотят говорить лишнего. ЯЗЫК
4 конкурс «Проще
простого»
-Некоторые люди не умеют правильно петь. Найдите в этих словах то,
на что им наступил медведь:
Мухомор, духовка, суховей, пуховик, чепуховина (ухо)
- В словах найдите растение, из которого получают прядильное волокно и
масло:
Клён, плёнка, паслён, маслёнка, пелёнка (лён)
- В словах найдите название дерева
Карамель,
кисель, писатель, водитель, учитель
Физминутка (проводит существительное)
Задание на
внимательность
- Если я назову одушевлённое
существительное– вы хлопаете в ладоши;
- Если неодушевлённое
– приседаете;
Дом, ехать, красивый,
печь, пою, красный, течь
- А теперь мне
будет помогать имя
прилагательное. Давайте послушаем, что оно расскажет
о себе.
Я - сильно любознательное
Имя прилагательное.
В чём предметов-то
секрет?
На вопросы дай
ответ:
Он какой? Она
какая?
Сильный, добрая, родная.
А оно? Оно смешное,
Тёплое и озорное.
Эти признаки важны,
Речь обогатить
должны.
5 конкурс “ Ты –
волшебник ” (проводит прилагательное)
- Скажи одним
словом – прилагательным. Оно отвечает на вопросы…
(вопросы командам
по очереди задаёт прилагательное)
Повязка на рукаве –
нарукавная.
Календарь на стене – настенный.
Переход под землёй – подземный.
Камни под водой – подводные.
Час перед рассветом – предрассветный.
Доска для класса – классная.
Занятие в группе – групповое.
Вечер в субботу – субботний.
Поле для хоккея – хоккейное.
- Молодцы!
6 конкурс «Загадки»
(по 1 загадке
каждой команде)
1) Каждый полдень,
там, где юг
Всем сиял над полем круг. (Солнце)(вывешивается
картинка)
- Назовите признаки
солнца. (Большое, яркое,
лучистое, жёлтое, горячее, сверкающее)
2) В небе
тучи растревожит,
Дождь пригонит проливной,
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной.
Побывал везде на свете
Озорной, весёлый …..(Ветер)
- Назовите признаки
ветра. (Сильный, порывистый, холодный, северный)
3) Приказало
солнце: “Стой!
Семицветный мост крутой!”
Туча скрылась, солнца свет,
Рухнул мост, а щепок нет. (Радуга)
- Назовите признаки
радуги. (Красивая, дугообразная, разноцветная, цветная,
семицветная, яркая)
Физкультминутка
(проводит имя прилагательное)
Игра “Лови мяч”.
- Я кидаю вам мяч в
руки, а вы называете мне, какой частью речи являются эти слова.
ель, интересная,
ёж, вкусное, погода, яблоко, колючий, хорошая, книга,
зелёная
- Какой части речи
у нас ещё не хватает? Глагола.
Приглашаем к нам
глагол. Теперь он будет моим помощником. Послушаем, что он расскажет о
себе.
Любит ДЕЙСТВИЯ глагол:
Встал, оделся и пошёл.
Что же делает предмет?
Даст такой глагол ответ:
Смотрит, думает, читает,
Любит, знает, сострадает.
СОСТОЯНИЯ души
Ты в глаголы запиши.
Без глагола, к
сожаленью,
Бедным будет
предложенье!
- На какие вопросы
отвечают глаголы? (что
делает? что делают? что делать?)
7 конкурс Игра «Крылатые выражения» (фразеологические
обороты)
Заменить
высказывания одним словом, называющим глагол
- очки втирать -
(обманывать)
-обвести вокруг
пальца – (обманывать)
- поставить на ноги - (вылечить)
- вешать нос –
(огорчаться)
- зарубить на
носу – (запомнить)
-
заговаривать зубы (отвлекать).
8 конкурс
“Угадай-ка”. (Работа в группах)
В русском языке
есть слова, которые звучат и пишутся одинаково, но бывают разными частями речи.
Предлагаю вам найти
в предложениях такие пары слов и подчеркнуть их. Сверху надпишите, какая это
часть речи.
- Затопили печь, чтобы
пироги печь.
- Снежное покрывало всё
поле покрывало.
- В лесу росли ели. Мы
ели суп.
- Какие слова вы
подчеркнули?
- Какой
частью речи они являются? (существительное
и глагол)
9 конкурс “Закончи
пословицу”. Работа в группах.
1) Труд
кормит, а лень портит.
2) Как
аукнется, так и откликнется.
3) Нет
друга - ищи, а нашёл, береги.
4) Сам
погибай, а товарища выручай.
5) Мир
строит, а война разрушает.
6) Смелый
побеждает, а трус погибает.
-Пока наше жюри подводят
итоги, мы поиграем.
Если
я назову существительное – вы кружитесь на месте
Если прилагательное
– прыгаете
Глагол –
наклоняетесь вперед
- А теперь
послушаем жюри и подведём итоги. Какая команда
заслуживает звания - «лучшего
знатока русского языка» ?
Учите русский годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда,
И та награда – в нём самом.
- Мероприятие
окончено. Всем спасибо!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.