Инфоурок Биология Другие методич. материалыРазработка уроков биологии 8 класс

Разработка уроков биологии 8 класс

Скачать материал

Сафонов Сергей Валентинович

учитель биологии

ГУ «Дмитриевская ООШ»

Успенского района

Республика Казахстан

Биология 8 класс

Тема: «Значение дыхания. Органы дыхания: воздухоносные пути и лёгкие. Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, главные бронхи, их строение и функции. Строение лёгких, газообмен в лёгких и тканях»

Цель: Обеспечить понимание учащимися сущности процесса дыхания, его значение в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека

 

Цели обучения

Рекомендуемые виды деятельности на уроке

Заметки для учителя (по методике преподавания)

Учебные ресурсы

Обобщение  имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации

Мозговой штурм.

1.Чем образована внутренняя среда организма?

Задания -карточки, работа в парах

Мы часто говорим: «Это нам нужно, как воздух!». Что же означает эта поговорка?

 

Презентация

видеоролика «Система дыхания различных животных»

 

 

 

Карточка 1.

1.       Объясни, что такое дыхание, и какое значение для организма оно имеет?

2.       Отметь органы дыхания под цифрами:

 

Изучи параграф 31, выполни задания

Составь модель строения.

Заполни таблицу: «Связь между строением и функциями органов дыхания»

Название органа

Особенности строения

Функции

1.Трахея

 

 

2.Бронхи

 

 

3.Лёгкие

 

 

Умение соотнесить полученную информацию с тем, что школьнику уже известно и последующая систематизация информации.

Работа в группах с учебником и справочной литературой

Дыхание-   это окисление органических веществ,  сопровождаемое поглощением организмом из окружающей среды кислорода и выделением углекислого газа

Гортань -имеет вид воронки, стенки которой образованы несколькими хрящами.

Голосовые связки-это слизистые складки между хрящами гортани

Альвеолы -это легочные пузырьки, заполненные воздухом.

Выработка  собственного отношения к изучаемому материалу

Работа в моногруппах для рефлексивной оценки полученной информации, составляются вопросы с целью перехода обработанной  информации на количественный уровень.

 

1.Объясните, почему при энергичной работе мышц, дыхание учащается и становится более глубоким?

2.Поясните, почему трахея имеет полукольца, а бронхи – кольца из хрящевой ткани?

3.Предположите, отчего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у детей более высокий голос, чем у взрослых?

Макет органа дыхания

Рефлексия.

Индивидуальная работа. Записи в тетрадях

 

 

 

 

Биология 8 класс

Тема: «Дыхательные движения и их регуляция.  Дыхательный  центр. Защитные рефлексы: кашель и чихание. Жизненная ёмкость лёгких. Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание» Практическая работа по оказанию первой помощи при остановке дыхания.

Цель: формирование  понимания у учащихся процессов дыхательных движений

Цели обучения

Рекомендуемые виды деятельности на уроке

Заметки для учителя (по методике преподавания)

Учебные ресурсы

Реализация  и обобщение имеющихся знаний по изучаемой теме, формирование личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации

Работа в паре. “Моё путешествие по дыхательным путям человека”(составление информации в любой форме)

Причина вдоха и выдоха издавна интересовала ученых, врачей. В свое время было предложено несколько гипотез, объясняю­щих это явление:

а) воздух самотеком входит, раздувает легкие и расширяет грудную клетку; б) легкие в грудной полости расширяют­ся и засасывают (втягивают) атмосферный воздух внутрь (вдох), а сжимаясь, выталкивают его (выдох). С какой гипотезой вы согласны?

Ресурс 1.

(таблица 1,2)

Соотнесение  полученной информации с тем, что школьнику уже известно и последующая систематизация информации.

Работа в паре, исследование в действии.

Составление таблицы

Что произойдет в организме, если в ткани не будет поступать кислород? Ответ обоснуйте.

Исследуйте схему, и предложите своё определение ЖЕЛ

Ресурс 2.

(таблица 1,2)

Умение формативно (невербально) оценивать результатов обучености.

Выполнение  практической работы

«Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание»

 

Видеоролики «Первая помощь при поражении органов дыхания. Искусственное дыхание»

 

Ресурс 1. Таблица 1.

Этапы

Структуры, обеспечивающие дыхание

Механизм дыхания

Внешнее дыхание

Вентиляция легких

Органы дыхания

Межреберные мышцы

Диафрагма

Чередование процессов вдоха и выдоха

Вдох: сокращение межреберных мышц и диафрагмы

Выдох: расслабление межреберных мышц и диафрагмы

Газообмен в легких

Альвеолы легких

капилляры

За счет разности парциального давления – диффузия газов

 

Транспорт газов

Органы кровообращения

Образуется обратимое соединение HbO2 и HbCO2

75% СО2 передается кровью в виде Na2CO3 и K2CO3

Внутреннее дыхание

Газообмен в тканях

Капилляры

Клетки тела

Диффузия газов за счет разницы давлений

 

Клеточное дыхание

Клетки тела

Аэробное дыхание:

C6H12O6 + 6O2  6CO2 + 6H2O + 38АТФ

Анаэробное дыхание:

C6H12O6 2C2H6O3+ 2АТФ

Короткое время может обходиться без О2

 

Таблица 2. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха:

 

Атмосферный воздух

Выдыхаемый воздух

Альвеолярный воздух

О2

20,94%

16,3%

14,2%

СО2

0,03%

4,0%

5,2%

N2

79,03%

79,7%

80,6%

 

Ресурс 2. Таблица 1.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - …….

ЖЕЛ измеряется спирометром.

 

 


                 

Надпись: Объем, который остается  после интенсивного выдоха.
 

 

 

 

 

 

 

 


Ресурс 2. Таблица 2.

Вопрос

Ответ

Голосовая щель

это пространство между голосовыми связками

Спирометр

это специальный прибор,  с помощью которого определяют ЖЕЛ.

Легочная плевра

это гладкая, блестящая оболочка из соединительной ткани.

Носоглотка

это верхняя часть глотки

 

 

Биология 8 класс

Тема: «Болезни органов дыхания: грипп, туберкулёз лёгких – болезни, передающиеся через воздух. Палочка Коха – возбудитель туберкулёза. Рак лёгких.  Гигиена дыхания»

 

Цель: раскрытие  мер профилактики заболеваний органов дыхания.

 

Цели обучения

Рекомендуемые виды деятельности на уроке

Заметки для учителя (по методике преподавания)

Учебные ресурсы

Формирование  личностной заинтересованности каждого ученика в получении новой информации

 

 

Дополните таблицу «Сравнение лёгочного и дыхательного дыхания», определи принципиальные различия и сходства

 

Как вы думаете, почему Республика Казахстан занимает одно из ведущих мест в СНГ по числу забеливаемых туберкулезом? И что вы могли бы предложить по борьбе с этим заболеванием

Ресурс 1. Таблица 1.

Умение соотносить  полученную информации с тем, что уже известно и последующая систематизация информации

Знакомство  с текстами, составление своей версии влияния табакокурения на организм.

 

Классифицируйте заболевания дыхательных  путей, данные занесите в таблицу

Демонстрация  рисунка «Сравнение лёгких курящего и некурящего человека»

Ресурс 2.

Тексты 1,2

Задание рефлексивного уровня

 

Работа в группе.

Стратегия «Поле чудес»

В Арктике и Антарктике, несмотря на холод, люди мало болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе умерен­ного климата часто. Почему?

 

Ресурс 3.

Ресурс 1. Таблица 1.

Газообмен

Где происходит?

Что проникает в

кровь?

Что выходит

из крови?

Физическая

причина

В каком круге кровообращения?

Превращение крови

Лёгочный

В лёгких

 

 

 

 

Венозная в артериальную

Тканевой

 

Углекислый газ

 

Диффузия

 

 

 

Ресурс 2. Текст 1.

О том, что никотин оказывает стимулирующее воздействие на головной мозг, улучшая память и качество обработки информации, ученые знали давно. Однако только в последние годы появились данные, что это его свойство можно использовать для лечения множества «неизлечимых» заболеваний.

Оказывается, никотин оказывает стимулирующее воздействие на головной мозг, улучшая память и качество обработки информации, пишет med-news.ru. К тому же, как заявляет доктор Харви Чековэй из Вашингтонского университета, у курильщиков риск возникновения болезни Паркинсона на 70% меньше, чем у некурящих.

Сходные данные получены и в отношении болезни Альцгеймера, темпы развития которой замедляет побочный продукт распада никотина? норникотин. А вот ученые из Университета Нью-Йорка выяснили, что никотин компенсирует дефекты мозговой деятельности при шизофрении. Не случайно 88% американцев, страдающих этим заболеванием, курят, причем очень много: в прямом смысле этого слова одну сигарету за другой.

Никотин весьма полезен и при всевозможных аллергических заболеваниях. Действуя как мягкий антидепрессант, он предохраняет курильщиков от аллергического альвеолита, сенной лихорадки и крапивницы, облегчает течение язвенного стоматита и язвенного колита.

Да и воспалительные заболевания кожи обходят курильщиков стороной. В их среде намного реже встречается герпес. Действуя аналогично медиатору нервной системы ацетилхолину, никотин подавляет продукцию специфического белка и препятствует возникновению сепсиса, утверждают американские ученые.

 

Текст 2

Сигарета может показаться достаточно безобидной – листья табака в обычной белой бумаге. Но при горении выделяется опасная смесь около 4000 химических веществ, в том числе следующих.

• Смолы. Это соединения твердых частиц, которые вдыхает человек, когда закуривает сигарету. Курение опасно тем, что многие из смол, составляющих смесь, являются канцерогенами. При оседании смола образует липкое коричневое вещество, которое остается не только на зубах и пальцах, но и в легких курильщиков.

• Мышьяк. Представляет наибольшую опасность среди химических веществ, содержащихся в сигаретах. Одно из самых серьезных последствий влияния курения на здоровье, связанное с мышьяком, – развитие рака. Мышьяк также наносит вред сердцу и сосудам.

• Бензол. Это растворитель, используемый для производства других химических веществ, в том числе бензина. Точно установлено, что бензол может вызывать рак. Именно он приводит, как минимум, к каждому десятому случаю смерти от лейкозов по причине курения.

• Формальдегид. Химическое вещество с неприятным запахом, которое используется для уничтожения бактерий, сохранения трупов и производства других химических веществ. По мнению большинства специалистов, такие последствия курения, как заболевания легких и дыхательных путей, вызывает именно формальдегид1.

• Полоний. Это редкий радиоактивный элемент с альфа-излучением. Согласно исследованиям, опасностью курения является следующее: если человек выкуривает полторы пачки сигарет в день, он получает воздействие радиации, равное 300 рентгеновским снимкам грудной клетки в год1.

• Другие вещества. Курение вредно тем, что большое количество других ядовитых веществ, содержащихся в табачном дыме, проходит по кровеносным сосудам через весь организм, приводя к негативным результатам.

Что происходит в организме, когда вы курите

Химические вещества, содержащиеся в сигарете, оказывают влияние на весь организм. Именно по этой причине курение вызывает развитие большого количества заболеваний, включая несколько видов рака.

Ваши легкие и дыхательные пути

Проблема курения связана с тем, что вдыхаемый дым поражает ткани дыхательных путей и легких. Такие химические вещества, как оксид азота, приносят вред, сужают бронхи, из-за чего дыхание затрудняется. Цианистый водород, угарный газ и аммиак оказывают негативное влияние на природные механизмы очистки, которые выводят токсины из легких и дыхательных путей. Вредные химические вещества, бактерии и вирусы, которые вы вдыхаете, оседают в ваших бронхах и легких. В легких в кровь всасываются канцерогенные и другие ядовитые вещества, содержащиеся в табачном дыме, и разносятся в другие органы и системы.

Ваше сердце и кровеносные сосуды

Ответом на вопрос «какой вред приносит курение?» является уже само по себе наличие в табаке ядовитых веществ (мышьяка, цианистого водорода и др.), способных поражать клетки сердца и кровеносных сосудов. Никотин и угарный газ сужают сосуды. Проблема курения также связана с повышением уровня холестерина в крови и увеличением риска образования тромбов. Такие вещества, как угарный газ и оксид азота, снижают способность гемоглобина крови переносить кислород. По этой причине курение приводит к снижению количества кислорода (или гипоксии), поступающего в мозг и к другим органам, влияет на снижение образования энергии и вызывает ощутимое ухудшение самочувствия.

 

Ресурс 3.

Уровни по баллам

Уровень достижений

Описания - дескрипторы

А

(мах 6)

1

Воспроизводит биологические термины

1

Характеризует новые понятия в контексте содержания учебника

1

Определяет  главную  и второстепенную  информацию

1

Понимает основное значение понятий

1

Определяет органы на рисунке

1

Опреляет функции изученных органов

В

(мах 6)

1

Определение понятий соответсвует научной трактовке

1

Определяет соостветствие строения и функций органов на моделях и в таблицах

1

Выполняет заполнение моделей в соответствии с заданием

1

Распознает функциональные особенности тех или иных органов

1

Умеет анализировать приобретенные знания и опыт в контексте содержания темы

1

Умеет определять гигиенические требования для сохранения здоровья

С

(мах 6)

1

Определяет  взаимосвязь изученного органа и системы органов со всем организмом

1

Интерперетирует новые понятия в другом контексте

1

Моделирует ситуативность функционирования системы органов

1

Доказывает факты неразумного отношения к своему здоровью в контексте темы

1

Оценивает взаимосвязь организма и окружающей среды

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка уроков биологии 8 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Биология 8 класс

Тема: «Значение дыхания. Органы дыхания: воздухоносные пути и лёгкие. Носовая полость, носоглотка, глотка, гортань, трахея, главные бронхи, их строение и функции. Строение лёгких, газообмен в лёгких и тканях»

Цель: Обеспечить понимание учащимися сущности процесса дыхания, его значение в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека

Ресурс 2. Текст 1.

О том, что никотин оказывает стимулирующее воздействие на головной мозг, улучшая память и качество обработки информации, ученые знали давно. Однако только в последние годы появились данные, что это его свойство можно использовать для лечения множества «неизлечимых» заболеваний.

Оказывается, никотин оказывает стимулирующее воздействие на головной мозг, улучшая память и качество обработки информации, пишет med-news.ru. К тому же, как заявляет доктор Харви Чековэй из Вашингтонского университета, у курильщиков риск возникновения болезни Паркинсона на 70% меньше, чем у некурящих.

Сходные данные получены и в отношении болезни Альцгеймера, темпы развития которой замедляет побочный продукт распада никотина? норникотин. А вот ученые из Университета Нью-Йорка выяснили, что никотин компенсирует дефекты мозговой деятельности при шизофрении. Не случайно 88% американцев, страдающих этим заболеванием, курят, причем очень много: в прямом смысле этого слова одну сигарету за другой.

Никотин весьма полезен и при всевозможных аллергических заболеваниях. Действуя как мягкий антидепрессант, он предохраняет курильщиков от аллергического альвеолита, сенной лихорадки и крапивницы, облегчает течение язвенного стоматита и язвенного колита.

Да и воспалительные заболевания кожи обходят курильщиков стороной. В их среде намного реже встречается герпес. Действуя аналогично медиатору нервной системы ацетилхолину, никотин подавляет продукцию специфического белка и препятствует возникновению сепсиса, утверждают американские ученые.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 969 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 493
    • DOCX 105 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сафонов Сергей Валентинович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сафонов Сергей Валентинович
    Сафонов Сергей Валентинович
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 23565
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 91 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 556 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 325 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 137 человек

Мини-курс

Финансовое руководство: от планирования до успеха

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

ИТ-инструменты в управлении документооборотом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе