(деловая игра для учащихся 8-10 лет)
Рассказ
Однажды Миша взял
словарь Ожегова и вычеркнул из него наречие «сейчас» и частицу «же» заодно.
Конечно, портить
книги нехорошо. Видела бы мама, закричала бы: «Прекрати сейчас же!» И папа бы
не утерпел: «Поставь сейчас же словарь на место!»
Но было уже поздно. С
этого дня никто Мише не приказывал гневным голосом:
– Сейчас же садись
за уроки!
– Домой сейчас же!
– Сейчас же брось
повторять глупости за Виктором Степанычем!
– Сейчас же унеси
из дома этого грязного щенка!
Без этого «сейчас бы»
все приказы превратились в просьбы. Просьбы выполнять не обидно.
В конце концов,
родители догадались, в чем дело, и восстановили словарь русского языка.
Но было опять поздно.
Миша вырос и сам уже мог безнаказанно орать на собственных детей.
Мог, но не стал.
Конспект урока
Семья
– это начало всех начал для ребенка.
Народная
мудрость.
Цель:
– воспитание
доброты, честности, справедливости, правдивости – важнейших нравственных
качеств младшего школьника;
– создание в семье
здоровой нравственной атмосферы, не допускающей лицемерия, лжи, нечестности,
фальши в отношениях.
Дидактический
материал:
Карточки с
поговорками и пословицами о семье (вывешены на доске в классе).
– Коли вся семья
вместе, так и душа на месте.
– Каково на дому,
таково и самому.
– Семья в куче – не
страшна и туча.
– Согласную семью и
горе не берет.
– Не будет добра,
коли в семье вражда.
– В семье разлад,
так и дому не рад. И т. д.
Текст рассказа Сергея
Махотина «Про Мишу и словарь Ожегова» (у детей на столах).
Ход
занятия:
Вступительное слово
учителя:
Сегодня на нашем
внеклассном мероприятии мы с вами постараемся узнать лучше о том, что уже
имеем. А имеем мы с вами самое главное в жизни – семью.
Работать мы будем
необычно – в группах, и я посмотрю насколько слаженно, активно и творчески вы
умеете работать.
Представим, что вы
ученые – исследователи и ваша группа – это исследовательское бюро. А каждое
исследовательское бюро выберет себе руководителя.
(Ребята совещаются в
группах, выбирая руководителя.)
– Чем занимаются
исследователи?
(Ответы детей.)
Работа с пословицами.
Неслучайно народная
мудрость богата высказываниями о семье. В этом мы сейчас убедимся, вспомнив
пословицы и поговорки о семье. А я посмотрю, какая группа ученых –
исследователей назовет больше.
(Дети называют
пословицы и поговорки.)
– Молодцы! Как
много поговорок и пословиц вы назвали. Готовясь к сегодняшней встрече, я тоже
подготовила несколько пословиц и поговорок народов разных стран мира.
(Вывешиваю карточки.)
– Давайте, объясним
их смысл. Каждая группа выберет понравившуюся пословицу. Прошу руководителей
исследовательских бюро взять карточку для обсуждения в группе.
(После обсуждения
кто-то из группы объясняет смысл.)
– Молодцы! Все
быстро справились с этим заданием. Это говорит о том, что вы понимаете, как
много значит семья в жизни каждого из нас.
Семья – это…
– Подумайте, с чем
можно ассоциировать семью?
(Ответы детей.)
– С солнцем – оно
дарит свет и тепло всему живому, как семья, а его лучики – члены семьи.
– Цветок – ромашки,
его белые лепестки – это родственники, а серединка желтая, как солнышко и др.
– Сейчас, работая в
группах, сделайте рисунок и напишите, пожалуйста, на лучиках, или на лепестках,
как вы понимаете, что такое семья. Семья – это…
– Судя по вашим
ответам можно сделать вывод: семья – это любовь, мир, дом, тепло, счастье,
взаимопонимание и т.д. (Учитель читает ответы учащихся.)
– В каждой группе
звучало слово дом. Я согласна с вами.
– Семья- это дом.
Нарисуйте,
пожалуйста, под солнышком или рядом с цветком дом.
(Учащиеся рисуют.)
– Какая погода
бывает на улице?
– В природе бывает
различная погода, а какая погода в вашем доме? Изобразите на рисунке.
Работа с текстом.
– А сейчас я прочитаю
рассказ Сергея Махотина «Про Мишу и словарь Ожегова», а вы внимательно слушайте.
(Чтение текста
учителем или самостоятельное чтение детьми)
Работа над
содержанием текста.
– О ком этот
рассказ?
– Что в нем
сказочное, а что правдивое?
– Понравился ли вам
Миша?
– Чем он вам
понравился?
– А какая погода в
доме Миши? Почему?
– Что было
неприятно слышать Мише? Почему?
– Что решил сделать
Миша?
– Что произошло,
когда мальчик вычеркнул из словаря наречие «сейчас» и частицу «же»?
– Какова основная
мысль рассказа?
(Ответы детей.)
– Нарисуйте ту
погоду, которая соответствует атмосфере в доме Миши.
(Ребята рисуют.)
– А теперь
посмотрите на оба рисунка и ответьте, какая погода чаще всего бывает в вашей
семье?
(Ответы учащихся…)
– Может быть, вас
что-то встревожило, чего бы не хотелось встречать или слышать в вашей семье, в
близком окружении? Напишите мини – сочинение.
(Дети пишут.)
– Что нужно
сделать, с вашей точки зрения, чтобы сохранить ясную погоду?
(Ответы учащихся…)
– Теперь давайте
подумаем, что нужно сделать тем, у кого пасмурная или дождливая погода, чтобы
ее улучшить? Подумайте, посовещайтесь.
(Работа в группах.
Ответы детей – представителей групп.)
– Теперь вы видите,
что от каждого из вас будет зависеть «погода» в вашей семье? А что делать
Мишиной семье?
(Ответы детей.)
Педагогические
ситуации для обсуждения.
– Конечно, мы с
вами стремимся к идеальной «погоде» в доме, но в каждой семье бывают проблемы,
которые омрачают жизнь всех ее членов. Иногда эти проблемы не зависят от нас,
но очень часто мы становимся их источником.
– Давайте
представим себе такие ситуации:
Ребенок не выучил
уроки до прихода родителей с работы.
Дети не убрались в
своей комнате.
Сын получил двойку.
Дочь потеряла
мобильный телефон.
– Давайте разыграем
мини-сценки. Для этого в каждой группе решите, кто будет играть роль родителя,
а кто – роль ребенка.
(Инсценировка.) Был
показ агрессии, безразличия, подкупа, компромисса, помощи.
– Как вы думаете,
какой подход наиболее правильный и почему?
(Учащиеся отвечают на
вопросы.)
– А сейчас давайте
подумаем над «рецептом семейного счастья» и попытаемся составить его в своих
исследовательских бюро.
(Представители групп
зачитывают «рецепты семейного счастья»)
– А сейчас я
предлагаю письменно ответить на пять вопросов. (Приложение. Анкета.).
Подведение итогов.
– Дорогие мои
ребята, мы с вами сегодня очень хорошо поработали, многое обсудили, давайте
вспомним, что?
– А что вам
особенно запомнилось? Понравилось?
И еще я для вас
приготовила сердечки, на которых вы напишите пожелания своей семье. Важно
написать его с душой, с любовью в сердце. (Дети пишут.)
Ваши пожелания
непременно сбудутся, но многое будет зависеть и от вас. Помните об этом,
ребята.
Литература:
И.И. Тихомирова
«Психология детского чтения от А до Я», Москва «Школьная библиотека» 2004
г.
Справочники классного
руководителя за 2008 год
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.