Урок
физики в 7 и 8 классе
малокомплектной
школы
Тема:
«Явление
тяготения. Сила тяжести» - 7 класс,
«Конденсаторы.
Решение задач» - 8 класс
Автор
работы: Довженок Ирина Петровна,
учитель физики,
Владыкинской основной школы
Федоровского района
Костанайской области
Категория:
Вторая
Предмет:
физика
Класс:
7
Тема:
Явление тяготения. Сила тяжести.
Тип
урока: урок изучения нового материала.
Продолжительность
урока: 45 минут
Цель
урока: раскрыть физический смысл явления
тяготения; сформировать понятие силы тяжести.
Задачи:
Образовательные:
·
подвести; учащихся к пониманию явления
всемирного тяготения и качественно определить, от чего оно зависит;
·
ввести понятие силы тяжести и
экспериментально установить зависимость этой силы от массы тела;
·
ввести межпредметные связи (математика,
география, биология, история, литература).
Развивающие:
·
продолжать расширять кругозор учащихся;
·
формировать научное представление об
устройстве материального мира;
·
развивать речь, мышление, двигательную
сферу;
·
формировать умения измерять, находить
связи между физическими величинами и представлять их графически.
Воспитательные:
·
учить подготавливать рабочее место,
соблюдать дисциплину, быть собранным, усердным, чувствовать товарища;
·
применять полученные знания для объяснения
различных природных явлений.
Методы
обучения: наглядные, репродуктивный, поисковый.
Лабораторное оборудование: динамометр,
набор грузов, бланк с заданиями.
Предмет:
физика
Класс:
8
Тема:
«Конденсаторы.
Решение задач.»
Тип
урока: повторение и закрепление материала
Продолжительность
урока: 45 минут
Цель
и задачи урока.
Обучающая цель урока:
ü раскрыть
понятие – электроемкость;
ü познакомить
с устройством конденсатора, как накопителя заряда;
ü коррекция
знаний учащихся через изучение умений правильно выполнять задания;
ü объяснить
физический смысл электроемкости, научатся решать задачи на нахождение
параметров.
Развивающие и
воспитывающие задачи урока:
ü создать
условия для самоконтроля и контроля знаний учащихся;
ü способствовать
развитию поисково-познавательной активности учащихся, логического мышления,
ü формированию
у школьников личностной позиции в определении результата своей деятельности и
других учащихся.
Оборудование и
учебные материалы:
электрофорная машина, модели конденсаторов, карточки с заданиями.
Методы
обучения: наглядно-иллюстративный, демонстрационный,
самоконтроль.
Формы
работы на уроке: индивидуальная, групповая,
фронтальная.
Конспект урока.
7
класс
|
8
класс
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
1.Организационный
момент
Вступительное
слово учителя:
Эмоциональный
настрой.
|
Взаимное
приветствие учащихся и учителя; проверка отсутствующих.
|
1
1.Организационный
момент
Вступительное
слово учителя:
Эмоциональный
настрой.
|
Взаимное
приветствие учащихся и учителя; проверка отсутствующих.
|
2.
Мотивация к учебной деятельности.
Мы изучаем большую тему «Взаимодействие тел». В ней
можно выделить три раздела: механическое движение, масса, сила. Механическое
движение – это основное понятие механики, которое мы будем изучать в 9
классе. А «масса» и «сила» - основные физические величины раздела «Динамика»,
входящего в «Механику». Поэтому важно уже в 7 классе уделить внимание этим
величинам.
|
Выполняют
задание по карточкам №1 «Закончи предложение»
|
2.
Проверка домашнего задания. (фронтально)
Сегодня
нам предстоит не только изучить очень интересную тему, но и повторить
приобретенные на прошлых уроках знания.
-электрическое
поле создает (электрические заряды);
-силовая
характеристика электрического поля(напряженность);
-электрическое
поле неподвижных зарядов(электростатическое поле);
-энергетическая
характеристика электрического поля(напряжение)
-
единица измерения разности потенциалов(вольт).
3.
Выполнение тестовых заданий из сборника Закировой Н.А. и оценивание
результатов тестирования.
Если вы уже
закончили выполнение теста, отложите ручки. Хорошо, прошу вас обратить
внимание на доску. Здесь представлены таблицы с кодами ответов и критерии
оценок. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и по представленным таблицам
оцените работу друг друга. Оценивается тест по таблице правильных ответов.
Ответы:
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
21
|
Е
|
Е
|
А
|
Е
|
В
|
В
|
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ:
Количество правильных ответов
|
Оценка
|
4
правильных ответа
|
3
|
5
правильных ответа
|
4
|
6
правильных ответа
|
5
|
Обе
таблицы представлены на доске.
|
Должны
закончить предложение (устно)
.
Учащиеся
проверяют работу друг друга и подсчитывают
количество
правильных ответов
|
3.Определение
темы урока и целей учащимися.
Молодцы! Так какова же тема нашего сегодняшнего
урока? Оказывается, мы не первые пытаемся ответить на вопрос «Почему Луна
движется вокруг Земли?»
От чего и как зависит сила тяготения и где она
проявляется. Посмотрите видеофрагмент «История науки движения тел», а потом
самостоятельно выполните задание №2
|
Учащиеся
определяют тему и цель урока
Слушают
сообщение.
Учащиеся
заполняют карточку №2
|
4.
Первичное усвоение знаний.
Откройте учебник на странице 114. Внимательно прочитайте текст
и ответьте на вопросы. (вопросы на карточках для каждого учащегося).
|
Читают,
отвечают на вопросы.
|
4.
Первичное усвоение знаний.
Демонстрация
иллюстраций «Электрические разряды в природе» и
«Земля – приемник электрических разрядов».
Демонстрация
эксперимента:
-
электрофорная машина – накопитель зарядов.
Запишите
определение конденсаторов, виды кондесаторов.
Конденсатор
– система из двух проводников разделенных диэлектриком, толщина которых мала
по сравнению с размерами проводников.
|
Работают
по учебникам: выписывают определения,делают вывод:во сколько раз
увеличивается количество электричества, во столько раз возрастает разность
потенциалов.
|
|
Выполнение
работы на листах.
|
Физминутка:
«Веселая разминка»
|
5. Исследовательская работа
Как
связаны масса и сила тяжести? Чему равен коэффициент пропорциональности?
Чтобы ответить на эти вопросы вам необходимо выполнить исследовательскую
работу. Эта работа также поможет вам понять, как проявляется сила тяготения
на Земле.
|
Выполняют
работы на листах. Делают вывод.
|
5.
Решение задач с объяснением.
Упражнение 17
|
Решение
задач у доски.
|
6. Закрепление знаний.
Чтобы проверить результаты исследовательской работы, попробуем
ответить на веселые вопросы Григория Остера из его книги «Задачник по физике»:
«Массы голубого воздушного шарика и мелкого ржавого железного гвоздика,
который мечтает этот шарик когда-нибудь проткнуть, одинаковы. Как отличаются
силы тяжести, действующие на шарик и гвоздик? Перестала ли действовать сила
тяжести на Вовочку, который уже долетел с крыши сарая до поверхности планеты
Земля? Как, не понимая ни бельмеса в физике, всё-таки научиться вычислять
действующую на тебя силу тяжести? Почему американцы, которые живут прямо под
нами на другой стороне Земли, не сыплются с планеты, как горох?
|
|
6. Закрепление знаний.
Составить тест к
теме. (таким образом прорабатывают основные моменты темы)
|
Самостоятельная
работа с учебником.
|
7.
Домашнее задание
– §30. Упр.14(2.6)
|
Запись
в дневник
|
18
|
10.Домашнее
задание – §34, модель конденсатора.
|
Запись
в дневник
|
8.
Итог.
-Достигли ли мы
цель урока?
-Какие задания
вам понравились?
|
Учащиеся
подводят итоги урока.
|
19
|
11.
Итог.
-Достигли ли мы
цель урока?
-Какие задания
вам понравились?
|
Учащиеся
подводят итоги урока.
|
9.
Рефлексия.
Мне удалось…
Мне понравилось…
Я порадовался за
…
Я могу похвалить
себя за…
|
Отвечают
на вопросы рефлексии
|
20
|
12.
Рефлексия.
Мне удалось…
Мне понравилось…
Я порадовался за
…
Я могу похвалить
себя за…
|
Отвечают
на вопросы рефлексии
|
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Задание
1.(7 класс)
1
Закончи предложение, используя слова: инертность, движение, взаимодействие,
нагретость.
Скорость
– это мера быстроты ________________________.
Масса
– это мера_____________________________________.
Температура
– это мера_______________________________.
Сила
– это мера_______________________________________.
2.
Приведите примеры, когда вследствие взаимодействия изменяется скорость тела.
3.
Почему луна движется вокруг Солнца?
Задание
2.(7 класс)
1. За
какими небесными телами наблюдал И.Ньютон?_____
2. Как
зависит сила тяготения от масс взаимодействующих тел?
3. Как
зависит сила тяготения от расстояния между взаимодействующими телами?
Задание
3.(7 класс)
Исследовательская
работа.
«Связь
между массой тела и силой тяжести».
Цель:
установить количественную связь между силой тяжести и массой тела; представить
результат графически.
Приборы:
набор грузов, динамометр.
т,кг
|
|
|
Fтяж,
Н
|
|
|
Fтяж/
т, Н/кг
|
|
|
Вывод:сила
тяжести______________________массе тела.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.