Тема урока: Кровь, клетки крови – 8 класс
Тип урока: изучение и закрепление
нового материала
Форма организации работы:
индивидуальная и групповая работа
Методы и формы обучения:
лабораторная работа, самостоятельное изучение, диалог, тестирование
Используемые технологии: элементы
технологии критического мышления, диалогическое обучение, ИКТ
Цель урока: в
течение занятия учащиеся, используя самостоятельно проработанную информацию,
смогут дать характеристику форменным компонентам крови, достичь цели лабораторной
работы и на основании полученной информации решить биологические задачи по
данной теме.
Задачи:
Образовательные:
создать условия для осознанного закрепления знаний о форменных компонентах
крови
Развивающие:
создать условия для организации и самоконтроля собственной деятельности на
уроке
Воспитательные:
создать условия для развития навыка работы в группе и умения вести
конструктивный диалог.
Ожидаемые
результаты (критерии успеха по уровням А,В,С):
·
Предметная
компетентность:
а) смогут
составить схему - характеристику по форменным элементам крови;
в) сравнить
эритроциты различных организмов и объяснить причины различия (строение и
размер); объяснить причины изменения количества эритроцитов у людей, живущих
высоко в горах;
с) соотнести
описанные симптомы болезни и результаты лабораторных анализов крови и
обосновать свои выводы;
Разъяснять
значение анализа крови, как средства диагностики заболеваний. Обосновывать своё
мнение
·
Информационная
компетентность:
в) смогут
работать с различными источниками информации: текстом, схемой, рисунками
учебника и материалами презентации с целью поиска ответов на проблемные вопросы;
с) выявить
причинно – следственную связь между строением клеток крови и выполняемой ими
функцией.
·
Коммуникативная
компетентность:
а) смогут
самостоятельно договариваться о правилах работы в группе, слышать друг друга,
находить общее решение в соответствии с поставленной перед группой задачей;
в) выступать
перед аудиторией в роли спикера и отстаивать свою точку зрения;
с) задавать грамотно
сформулированные вопросы на уточнение и понимание идей друг друга и
сопоставлять их со своими предложениями;
·
Компетентность
самоменеджмента:
а) смогут, используя
модельные ответы, адекватно оценивать результаты своей деятельности (полученный
балл) и возможности (выбранный уровень сложности задания);
в) анализировать
реальную ситуацию и указывать противоречие между желаемым и реальным
результатом работы на уроке, указать причины успеха и неудачи;
Дидактическое
обеспечение урока:
1. Раздаточный
дополнительный материал по теме урока
2. Материал
для лабораторной работы
3. Биологические
задачи для каждой группы
Этапы урока
1 этап - Стадия вызова – 5мин
- Организационный момент (как
работать с листом самооценивания)
- Актуализация знаний (экспресс - тест)
- Целеполагание
2 этап - Стадия осмысления
- Работа в группах по изучению
материала
- Составление концептуальной схемы
- Решение биологических задач
- Выполнение лабораторной работы
- Решение проблемных вопросов
3 этап - Стадия рефлексии
Основное содержание урока
1 этап - Стадия
вызова:-5 мин
Организация урока -
объяснить правила работы с листом самооценивания на каждом этапе урока.
Актуализация
знаний - вспоминаем:
Кровь состоит из плазмы (55%) и форменных элементов (45%).Основные функции
крови – защитная, транспортная, гуморальная и терморегуляторная.
Проверка знаний – экспресс-тест (10
вопросов с самопроверкой по ключам)
Фамилия ________________________________
1. Внутреннюю
среду организма образуют
А) кровь и лимфа
В) лимфа и тканевая
жидкость
С) кровяная плазма и
тканевая жидкость
Д) кровь, лимфа, тканевая
жидкость
Е) плазма крови,
межклеточная жидкость, лимфа
2. Процентное
содержание плазмы в крови
А) 15% В) 25% С)
35% Д) 45% Е) 55%
3. Фибриноген
–
А) сыворотка
В) растворимый белок
плазмы крови
С) нерастворимый белок
плазмы
Д) антисвертывающий
компонент крови
Е) лечебный препарат
4. Несвертываемость
крови
А) гепарин
В) фибринолизин
С) гемофилия
Д) глобулин
Е) фибрин
5. Гомеостаз
–
А) внутренняя среда
В) поддержание
постоянства внутренней среды
С) обмен веществ
Д) свойство клетки
Е) транспорт веществ
Найдите предложения, в
которых допущены ошибки и исправьте их (подчеркните только ошибку и напишите
ниже правильный ответ):
6. Внутренняя
среда организма – это плазма крови, лимфа, тканевая жидкость.
7. Кровь
выполняет в организме транспортную, защитную, запасающую функции.
8. Количество
тканевой жидкости в организме равно 14-20 литрам.
9. Тканевая
жидкость обеспечивает относительное постоянство химического состава клеток и
тканей при изменении состава крови.
10. К белкам плазмы
крови относятся альбумин, глобулин и гемоглобин.
Правильные
ответы:
1-Д;
2-Е; 3 –В; 4 – С; 5 –В;
6. Вместо плазма
крови должна
быть кровь.
7. вместо запасающую
должно
быть гуморальную
8. в данном предложении
ошибок
нет
9. в данном
предложении ошибок
нет
10. вместо
гемоглобин
должен быть фибриноген
2 этап- Стадия
осмысления
Организация
работы в группах. /Деление на группы в соответствии с
цветом стикера на стуле. Капля крови: красный – эритроцит, желтый – лейкоцит,
зеленый – тромбоцит/
Изучение
материала урока:
В группах в
соответствии с названием группы, изучается материал, по которому нужно будет
заполнить таблицу. – раздается дополнительный материал и используется учебник.
Результат работы проверяется через заполнение таблицы на флипчарте.
Заполните таблицу «Клетки крови и
их особенности»
Фамилия
___________________________________________
клетки
крови
|
форма и
строение
|
к-во в
1мм/куб
|
продолжит.
Жизни
|
функции
|
место
рождения
|
место
гибели
|
эритроцит
|
|
|
|
|
|
|
лейкоцит
|
|
|
|
|
|
|
тромбоцит
|
|
|
|
|
|
|
Задание для
работы в группах:
Группа
«Эритроциты»
1. Заполните
в таблице показатели по графе «Эритроциты»
2. Составьте 2
схемы: одну по видам гемоглобина, другую по изменению строения эритроцита у
различных организмов
3. Распределите
функции в группе: один ученик заполняет готовый шаблон - таблицу на доске,
спикер защищает составленную схему - регламент 0,5 минуты
Группа «Лейкоциты»
1. Заполните
в таблице показатели по графе «Лейкоциты»
2. Составьте
схему – конспект многообразие и функции лейкоцитов
3. Распределите
функции в группе: один ученик заполняет готовый шаблон - таблицу на доске,
спикер защищает составленную схему - регламент 0,5 минуты
Группа
«Тромбоциты»
1. Заполните
в таблице показатели по графе «Тромбоциты»
2. Составьте
схему механизма свертывания крови
3. Распределите
функции в группе: один ученик заполняет готовый шаблон - таблицу на доске,
спикер защищает составленную схему - регламент 0,5 минуты
Задание для
проверки усвоения материала урока (после заполнения сводной таблицы по клеткам
крови):-5мин
1.
Почему при подозрении на аппендицит у больного берут кровь на анализ?
2.
Если у человека недолеченная ангина, то какой показатель анализа крови «скажет»
об этом? Обоснуйте.
3.
У пациента слабость, бледность кожных покровов, одышка, головокружение,
склонность к обморокам. Какие показатели будут отличаться от нормы?
Физминутка-1,5 мин
Выполнение
лабораторной работы.-10мин
Бланк для
внесения результатов лабораторной работы
Фамилия ученика
_____________________________________
Лабораторная
работа Микроскопическое строение крови
Цель: установить
какой из предложенных образцов крови принадлежит человеку, эритроциты какого
образца способны переносить больше кислорода.
Ход работы:
1. Рассмотрите
микрофотографии 2 образцов крови (в каждом образце а- неокрашенный препарат, в
- окрашен). Обратите внимание на форму, относительную величину и количество
эритроцитов и лейкоцитов в препарате;
2. Определите,
какой образец принадлежит человеку. Почему вы так считаете? Приведите
конкретные доказательства;
3. Какому
организму может принадлежать второй образец? Почему вы так считаете?
4. Сделайте
вывод, эритроциты образца №1 или №2 способны переносить больше кислорода.
Объясните почему.
5. Результат
работы оформите в следующем виде:
|
Форма, величина и количество эритроцитов и
лейкоцитов
|
Принадлежность крови.
Обоснование: потому что…
|
Способность эритроцитов переносить кислород.
Обоснование: потому что…
|
Образец
№1
|
|
|
|
Образец
№2
|
|
|
|
Задание
для работы в группах:- 7мин
1.
В
первые дни жизни, у новорожденного эритроцитов несколько больше (от 4.3 до
7.6x10¹²/л), чем у взрослых, но в течение первого года жизни уровень
снижается. Как бы вы могли это обосновать;
2.
При
быстром восхождении на гору у здоровых туристов развивается “горная болезнь” –
одышка, сердцебиение, головокружение, слабость. Эти признаки при частых
тренировках со временем проходят. Предположите, какие изменения происходят при
этом в крови человека?
3.
Внимательно
прочтите все записи, сделанные вами на уроке, изучите результаты показателей
анализа крови больного, данные в таблице, сравните их с нормой показателей,
попробуйте поставить диагноз. Обоснуйте свой вывод.
Нормальные
значения показателей общеклинического исследования крови
|
показатели
|
Норма
|
1
|
гемоглобин
|
120-140г/л
|
2
|
эритроциты
|
3,9-4,7х10¹²л
|
3
|
СОЭ
|
4 -8мм/ч
|
4
|
тромбоциты
|
180 –
320х109л
|
5
|
лейкоциты
|
4 – 9х109л
|
Результат
анализа крови больного
|
Показатель
|
Результат
|
1
|
Гемоглобин
|
95
г/л
|
2
|
Эритроциты
|
3,1
х 10¹²л
|
3
|
СОЭ
|
6
мм/ч
|
4
|
Тромбоциты
|
270
х 109 л
|
5
|
Лейкоциты
|
5,2
х 109 л
|
Рефлексия урока: -2мин
по принципу «Сомневаюсь, знаю, знаю и могу», на стикерах разного цвета в
соответствии с группой
Оценка:
За тест и
лабораторную оценку в баллах получают все ученики. За работу в группах
получают смайлики.- 10 баллов -
Лист
самооценивания ___________________________
Вид
работы
|
|
1.Экспресс
–тест
|
|
2.Работа
в группе (какую роль вы выполняли - подчеркните):
- работа
у доски с таблицей, секретарь- 2 смайлика
- спикер
- докладывает результат работы группы -3 смайлика
-
художник – оформитель схемы-1смайлик
-отвечает
на проблемные вопросы-3смайлика
3.Лабораторная
работа
4.Работа
в группе:
- находите
информацию в источниках, за основу были взяты ваши идеи – 2 смайлика
-секретарь
(записывает все версии ответов при обсуждении в группе, готов ответить на
вопросы других групп) – 1 смайлик
-тайм-
менеждер (вели контроль отведенного времени, следили за своевременной
подготовкой результата, готов ответить на вопросы других групп) -1 смайлик
-спикер
- докладывает результаты работы группы -3 смайлика
|
|
Домашнее
задание:- 0,5мин
1. Параграфы
26-27;
2. Для того,
чтобы оказать посильную помощь в лечении больного с диагнозом анемия - составьте
рекомендательный список продуктов питания, воспользуйтесь данными таблиц №
1, 2, 3
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.