Личностно-ориентированный урок по теме: «Эпоха Петра I»
7
класс
Цель урока:
-
Использовать субъектный
опыт учеников
-
Развивать индивидуальные
способности учеников
-
Создать условия для
проявления познавательной
-
активности учащихся
-
Учить диалогу, работать парами,
группой
-
Развить интерес к личности
Петра I; способствовать
формированию умения высказывать свое отношение к
исторической личности.
Оборудование:
1 Карта «Россия с конца 17 в. до 60-х
годов 18 в.»
2
Учебные картины: «Петр I»
(художник Серов), «Утро стрелецкой казни» (художник Суриков)
3
Крупный меловой рисунок на
доске – парусник
4
В. Артемов «Рабочая
тетрадь по истории Отечества» (задания для групп)
5
Выставка книг: поэмы
Пушкина «Полтава», «Медный всадник»; Павленко «Петр Первый» (Жизнь Замечательных
Людей); Алексеев «Небывалое бывает» (рассказы); Кончаловская «Дар бесценный»;
Краснов «Беседы по искусству в средней школе»
Оформление доски
На доске написана
тема урока, помещены учебные картины, карта. Под картой написано задание: Кем
были эти люди?
Апраксин Р.М.,
Шереметев Б.П., Ягужинский П.И., Меншиков А.Д.
Мелом нарисован
парусник, в столбик записаны даты: 1672-1725, 1682-1725, 1698, 1700, 1703,
1714, 1700-1721, 1724
Ход урока
Учитель:
Сообщает учащимся
тему, цель, формы организации их деятельности.
В начале урока мы
будем участвовать в игровой пресс-конференции. Вы зададите свои вопросы «Петру I», в
роли которого сегодня выступит (учитель называет имя ученика, имеющего
способности лидера). Я думаю, он успешно справится с этой ролью (готовился
заранее). Затем вам будут предложены различные задания, а в заключении урока вы
дадите свою оценку личности и деятельности Петра I.
I Пресс-конференция
Учащиеся задают
вопросы «Петру I» (готовят заранее)
При необходимости он
пользуются картой.
Возможные варианты
вопросов:
1
Кто был первым вашим
учителем, чему он вас научил?
2
В какие игры вы играли в
детстве?
3
С какой целью вы поехали
за границу, под каким именем?
4
Какие страны вы посетили?
5
Сколько кораблей было
посторено за время вашего правления?
6
За что вы наказали
стрельцов?
7
Когда вы получили титул
«император»?
8
Какие реформы вы провели?
9
Какие сражения Северной
войны вы проиграли, а какие выиграли?
10
Что вы больше всего цените
в людях?
11
Какие товары вы разрешали
вывозить, а какие ввозить?
12
Кто мог посещать
ассамблеи, чем там занимались?
13
С какой целью вы приказали
расширить посевы льна и конопли?
14
Какие европейские обычаи
вы ввели?
и т.д.
Учитель благодарит
ученика, отвечавшего на вопросы и задававших вопросы учеников.
II Задания классу
1. Что означают эти даты?
2. Какие из них имеют отношение к картинам,
помещенным на доске и меловому рисунку?
1672-1725 Годы
жизни Петра I
1682-1725 Годы
правления Петра I
1698
Восстание стрельцов
1700
Введение европейского летоисчисления
1703
Основание Санкт-Петербурга
1714
Гангутское сражение
1700-1714
Северная война
1724
Указ об учреждении Академии наук
3. Кем были эти
люди? (карту снять, задание на доске под картой):
Апраксин Федор
Матвеевич, Шереметев Борис Петрович, Ягужинский Павел Иванович, Меншиков
Александр Данилович
4. О ком и почему
Пушкин писал:
«И
счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин»
III Выступление ученицы
Ученица, посещающая
художественную школу, рассказывает о картине Сурикова «Утро стрелецкой казни»
(литература: Краснов «Беседы по искусству в средней школе», Кончаловская «Дар
бесценный»)
Учитель благодарит
ученицу за интересный рассказ.
IV Задания группам
Сначала работаем
парами, затем обсуждаем в группе. Вместе готовим ответ.
Задание I группе
Распределите по
колонкам следующие явления (некоторые из них можно поместить сразу в несколько
колонок): Цифирные школы, Морская академия, «Ведомости», Кунсткамера,
«Лексиконы», публичная библиотека, ассамблеи, 1 января, открытие полезных
ископаемых, История Северной войны», «бородовые знаки», горные училища, «Юности
честное зерцало», гарнизонные школы, издание карт, изобретение новых токарных
станков, Акадедемия наук
Образование
|
Книгоиздательское
дело
|
Наука и техника
|
Европейские обычаи
|
|
|
|
|
Задание II
группе
Впишите слова в
обозначенные цифрами клеточки и в выделенных клеточках прочтете фамилию первого
«прибыльщика», крепостного графа Шереметева, ставшего благодаря своим проектам
по изысканию доходов для государства крупным чиновником и помещиком.
1. Вывоз товаров за
рубеж.
2. Крупное
промышленное предприятие.
3. Ввоз товаров из-за
рубежа.
4. Человек,
изыскивающий новые источники государственных доходов.
5. Главный морской
порт России до Петра I.
6. Политика
превышения вывоза товаров из страны над их ввозом.
7. Название налогов в
России.
8. Название переписи
населения.
|
1 Э
|
К
|
С
|
П
|
О
|
Р
|
Т
|
|
|
2 М
|
А
|
Н
|
У
|
Ф
|
А
|
К
|
Т
|
У
|
Р
|
А
|
|
3 И
|
М
|
П
|
О
|
Р
|
Т
|
|
|
4 П
|
Р
|
И
|
Б
|
Ы
|
Л
|
Ь
|
Щ
|
И
|
К
|
|
5 А
|
Р
|
Х
|
А
|
Н
|
Г
|
Е
|
Л
|
Ь
|
С
|
К
|
6 М
|
Е
|
Р
|
К
|
А
|
Н
|
Т
|
И
|
Л
|
И
|
З
|
М
|
|
|
7 П
|
О
|
Д
|
А
|
Т
|
Ь
|
|
|
8 Р
|
Е
|
В
|
И
|
З
|
И
|
Я
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание III
группе
Исправьте не менее
пяти ошибок в тексте:
Вернувшись из первого
путешествия за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского
покроя. Горожанам было запрещено брить бороды и носить одежду
западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли брить
бороды. Остальным разрешалось бриться только после уплаты специальной пошлины.
Ответы учащихся
Учитель оценивает
выступившего от группы ученика и тех, кто активно работал в группе.
V Выступления учеников
Чтение наизусть
отрывков из поэм Пушкина «Полтава» и «Медный всадник».
Задание классу:
1
Определите, как Пушкин
относился к Петру I?
2
А как вы относитесь к
личности и деятельности Петра I?
Учитель:
Пушкин относился к Петру I с глубочайшим уважением. Петр стал героем его «Полтавы», «Медного
всадника», «Арапа Петра Великого». Отношение свое к преобразованиям Пушкин
выразил метко и образно: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль - при
стуке топора и громе пушек». Но Пушкин всегда помнил, чьим потом и кровью
оплачивались победы и успехи петровского государства. Суровый царь, по его
словам, «уздой железной Россию поднял на дыбы». В течение многих лет
высказывались разные оценки личности и деятельности. При всей их несхожести,
нельзя не согласиться с тем, что Петр I - первоклассный
полководец, флотоводец, дипломат, государственный деятель, реформатор. Он верил
в возможности России, его не останавливали неудачи. Самой яркой чертой его
личности было поразительное трудолюбие. Пушкин называл его «вечным работником».
Столь же примечательна постоянная тяга к знаниям и обучению других. В обращении
с другими был прост, но суров, порой до жестокости. В повседневной жизни был
неприхотлив, хотя любил увеселения по поводу военных побед. В большом и малом
он оставался натурой цельной, деятельной. В нашей истории он по праву останется
Петром Великим.
Домашнее задание: написать сочинение о Петре I.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.