«Фольклор –
народная мудрость»
Цель: создать условия
для осознания детьми понятия «фольклор»
Задачи:
- способствовать развитию
познавательного интереса и активности обучающихся на уроке, чувств,
эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих
способностей;
- способствовать умению
использовать приобретённые знания и умения для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды;
- способствовать воспитанию
художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей
мировой культуры, любви к русскому народному творчеству.
Методы обучения: диалогический, продуктивный, сравнения, обобщения,
эвристический.
Задание на дом: сочинить частушку,
потешку, скороговорку на тему школьной жизни.
Зрительный ряд: презентация к уроку.
Ход урока:
Слайд 1
В начале урока звучит
музыкальное приветствие «Музыка, здравствуй!» М. Л. Лазарева.
Учитель: – Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать вас в нашем уютном доме. Как вы уже догадались - я
хозяйка этого дома.
Слайд 2
Домовой: Ой, здравствуйте, как
вас много!
Учитель: Ребята, вы узнали кто
это?
Домовой: Правильно, я домовой, а
зовут меня Кузя. Живу я здесь 300 лет. Есть у меня волшебный ларец, да проку с
него нет. По своей рассеянности я растерял содержимое всего ларца, осталось в
нем лишь одно слово “ФОЛЬКЛОР”. Прежние хозяева говорили, что оно совершенно
загадочное, сказочное, веселое, а что оно означает, я не знаю. Но слышал, что
где-то есть волшебный лес, в котором и можно найти объяснение этому слову. Ну,
раз уж вы пожаловали, то не могли бы вы отправиться в этот лес, чтобы добыть
знания о фольклоре?
Когда вы будете в
волшебном лесу, постарайтесь, как можно больше найти и взять с собой, что могло
бы объяснить значение слова фольклор.
А чтобы вам быстрей добраться до волшебного леса, я дам вам свою тележку.
Счастливого пути!
Учитель: ребята, а кто из вас знает, что такое фольклор?
Так какова же
цель нашего урока? Узнать что такое фольклор - или подтвердить выдвинутую нами
гипотезу или опровергнуть её.
Давайте перед
дальней дорогой настроимся, возьмемся за руки, чтобы не потеряться в лесу,
будем внимательны, чтобы ничего не забыть.
А в дороге нам
будет помогать веселое стихотворение. Я буду проговаривать слова, а вы попробуйте
их озвучить.
Слайд 3
Едем, едем на тележке (скрип,
скрип)
Распевать свои потешки.
Листья шуршат (ш-ш-ш)
Белка на ветке орешки грызет (цок-цок-цок)
Слайд 4
Ручеек журчит (болтают языком)
Слайд 5
В речку он бежит (болтают языком)
Долго – долго ехали, наконец, приехали. (Ух!)
Слайд 6
Учитель: ребята, вот мы и
приехали в волшебный лес. Посмотрите, как здесь темно и мне кажется, что мы с
вами заблудились. Давайте позовём друг друга.
Распевание:
Девочки: а-у
Мальчики: а-у
Слайд 7
Кажется, стало светлеть. А вот и первая
волшебная полянка потешек.
– Может быть, кто-нибудь из вас
знает, что такое потешки?
Потешки - небольшие стишки или
песенки-приговорки. Давайте посмотрим, какую потешку приготовила нам полянка.
БЕЛКИ
С ХОРОШИМ АППЕТИТОМ
Погляди,
к твоей тарелке *
Из
лесов сбежались белки!
Съели
булку, съели кашу
И
глядят на дочку нашу!
С
аппетитом белки ели
И всё
съесть они велели!
Доченька
послушала…
И всю
кашку скушала! (выключить экран)
А сейчас постараемся её запомнить.
Разучивание текста потешки и пропевание.
Давайте попробуем проговорить эту
потешку очень быстро. (Проговаривание слов скороговоркой).
Учитель: что у нас получилось?
Дети: правильно скороговорка.
Учитель: вот такие скороговорки
и потешки пели еще во времена ваших бабушек и дедушек. Они передавались из
поколения в поколение. * (включить экран) *
– Мы можем взять с собой потешки и
скороговорки для Кузиного ларца, это в дальнейшем поможет объяснить нам загадочное
слово фольклор? Конечно, ведь Кузя велел нам собирать всё, что будет попадаться
в пути.
Учитель: какая же следующая
полянка встретится нам на пути?
Слайд 8
Это
же полянка отдыха, мы с вами засиделись в повозке, давайте встанем и немного
разомнемся (Слайд 9).
Продолжаем наше путешествие и попадаем
на полянку загадок.
Слайд 10
Какие же загадки она нам приготовила, давайте
посмотрим.
Слайд 11
Ой, как тут всё непонятно. Может уже
кто-то из вас догадался, что здесь нужно сделать? Что изображено на экране?
Если взять деревянную заготовку и
стамеску можно сделать ложку, * кусок кожи и обод с металлическими пластинами
– бубен, * а если мы сплетём из бересты что-то похожее на погремушку и насыпем
внутрь бусинки или горох, то получится шаркунок.* Что же это такое ложки,
бубен, шаркунок? Правильно, это ударные инструменты.
Учитель: все эти инструменты придумал
народ, значит они называются…
Дети: народные.
Учитель: какие ещё русские народные
инструменты вы можете назвать?
Слайд 11
Народные музыкальные инструменты
сопровождали человека на протяжении всей его жизни. И в трудные дни, и в
праздники, и во время печальных событий. Удивительные голоса народных
инструментов помогали людям жить. (выключить экран)
Посмотрите вот на этот инструмент,
еще раз скажем, как же он называется?
Дети: ложки.
Учитель: правильно. Это русский
народный инструмент.
– Для чего нужна ложка?
Дети: кормит человека.
Учитель: а для того, чтобы ложки
звучали красиво, их нужно держать правильно. Ложки имеют черенок и черпачок.
Возьмите ложки за черенки так, чтобы
черпачки смогли поздороваться друг с другом. (Педагог показывает.) Вызвать
группу ребят, которые будут играть на ложках.
Учитель: мы сейчас вспомним один
из приемов игры на свистульках – короткий звук. Вызвать группу ребят, которые
будут играть на свистульках.
– разучивание ритмических партий.
Учитель: сейчас одна группа
детей будет играть на ложках, другая на свистульках, а все остальные исполнят народную
песню «Русская изба». (включить экран) *
Слайды12-23 (переключать после куплета, припева, проигрыша)
Исполнение песни, точнее вступления к
песне и проигрыши под аккомпанемент музыкальных инструментов.
– Молодцы! А как вы думаете, что нам
нужно взять с собой в волшебный ларец с этой полянки?
Слайд 24
Дети: народные инструменты.
Учитель: а разве на этой полянке
мы только играли на музыкальных инструментах? Правильно, мы ещё отгадывали
загадки.
Слайд 25
Продолжаем наше путешествие и
останавливаемся на следующей поляне хороводов.
(после просмотра видео вопрос
к детям)
Учитель: кто из вас знает, что такое хоровод?
Дети: ответ детей.
Учитель: хоровод – это народный
танец, в котором танцевальные движения выполняются коллективно под исполняемую
песню. Какие русские народные хороводы вы знаете? Давайте посмотрим необычный
хоровод-цепочку. (щёлкнуть на видео в правом верхнем углу)
Слайд 26
Исполнение хоровода-цепочки
«Хоровод-Земля» вместе с детьми.
– Как вы думаете, что можно взять с
собой с этой волшебной полянки? Правильно, хороводы и песни. Давайте положим
эти слова в ларец.
Учитель: – ребята, настало время
и домой возвращаться. В путь.
Слайд 27
Вот мы и добрались до нашей горницы.
Очень устали, давайте сядем на лавочки и вместе позовем Кузю, ведь мы выполнили
его просьбу, целый ларец набрали различных слов и узнали, что же такое
фольклор.
Хором: Кузя!
Учитель: Кузя, мы принесли тебе
волшебный ларец и узнали, что же такое фольклор. * (нажать граммофончик и
подождать, когда Кузя даст ответ)
Кузя: Нет, нет, я вам не
верю. (нажать граммофончик)
Учитель: ребята, давайте же
назовем все, что входит в понятие слова фольклор, всё, что мы собрали в свой волшебный
ларец. *
Потешки – небольшие смешные стишки
или песенки-приговорки.
Хоровод – древний народный танец, в
котором движения выполняются по кругу коллективно, под исполняемую песню.
Скороговорка – словесная игра, в
которой необходимо быстро проговаривать слова.
Народные инструменты – это
инструменты, которые были созданы народом.
Таким образом, вот это все было
создано народом и называется фольклором.
Фольклор – в переводе с английского –
народная мудрость, или народное творчество.
– Ребята, так что же такое фольклор?
Слайд 28
Слайд 29 (Кузя прощается с ребятами)
Рефлексия
·
Что вам
понравилось на уроке больше всего?
·
Вы хотели
бы отправиться еще в такое увлекательное путешествие?
Учитель: ребята, посмотрите, а
ларец и вправду волшебный. Появились маленькие матрешки. Эти брелочки я дарю
вам.
Слайд 30
*- означает щёлкнуть по экрану.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.