«Вызов»
Орг. момент
Приветствие
Подготовка к работе
Работа с эпиграфом
обмен мнениями
Формулировка темы урока
обмен мнениями
приём
«Тонкие и толстые вопросы»
Постановка цели урока
обмен мнениями
|
- Добрый день! Мне приятно видеть ваши внимательные глаза.
Надеюсь, что сегодняшний урок подарит вам радость общения друг с другом при
открытии новых знаний. Успехов вам и удачи!
Подготовьте тетрадь к работе.
- Какую большую тему мы изучаем?
- Выразительно прочитайте эпиграф к уроку.
- Объясните, как вы понимаете слова М.Горького.
- Попробуем сформулировать тему урока, используя слова
М.Горького и название большой темы.
- Запишите тему урока.
- На какие вопросы вы бы хотели получить ответы при изучении
темы? Сформулируйте «тонкие» и «толстые» вопросы к теме.
- Какова цель урока?
- Что для этого будем делать?
|
Учащиеся записывают дату.
- Лексика. Словообразование
«Русский язык неисчерпаемо богат и
все обогащается с быстротой поражающей»
М.Горький
- Я
считаю, что …
- По
моему мнению, …
- Как
обогащается русский язык.
- Как
обогащается лексика русского языка.
- Как
пополняется словарный состав русского языка.
Учащиеся
записывают тему урока.
Учащиеся
заполняют таблицу.
«тонкие» ?
|
«толстые» ?
|
- Сколько в русском языке способов
пополнения словарного состава?
- Как они называются?
|
- В чём различие между способами
пополнения лексики?
- Какие признаки имеет слово, пришедшее
в русский язык?
|
- Узнать, как пополняется словарный состав языка.
- Работать с информацией, т.е. читать, задавать вопросы,
находить на них ответы.
- Нужно активно работать.
|
«Осмысление»
Сам. работа с учебником
приём «Инсерт»
беседа
приём «Кластер»
работа в парах
обмен мнениями
Сам. работа с учебником
обмен мнениями
коллективная работа
обмен мнениями
Сам. работа
по карточкам
взаимопроверка
Физминутка
групповая работа
обмен мнениями
Выразительное чтение текста
Выборочное письмо
взаимопроверка
взаимооценка
|
Прочитайте самостоятельно текст упр. 271 на стр. 88. Читая
текст, делайте пометки «v» - уже знал, «+» - новое, «?» -
есть вопросы.
- Что вы уже знали?
- Какие новые сведения вы отметили?
- У кого какие вопросы появились?
- Представим полученную информацию в виде «грозди».
По середине новой строки запишите ключевое понятие.
Пропустите строку и запишите понятия, связанные с ключевым. Соедините
стрелками ключевое понятие с понятиями второго уровня.
- Осудите в парах понятия третьего уровня.
- Продолжаем строить кластер.
- Прочитайте текст упр. 272 на стр. 89.
- Сформулируйте основную мысль.
- Какие слова мы поместим на четвертом уровне?
- На
партах лежат карточки.
Задание. Выберите из списка иноязычные
слова, составьте с ними словосочетания и запишите, проверяя себя по
орфографическому словарю.
- Для
проверки обменяйтесь тетрадями.
Оцените
грамотность, аккуратность.
- По
каким признакам вы опознали заимствованные слова?
- Прочитайте текст упр. 275 на стр. 90.
- Как текст связан с темой урока?
- Как называются слова, пришедшие в русский язык из
старославянского?
- Выскажите свое мнение, как продолжить кластер. Поработайте
в группах.
- Какие признаки характерны для старославянизмов?
- Как вы поняли значение терминов «неполногласные
сочетания», «полногласные сочетания»?
- Выразительно прочитайте текст упр. 277 на стр. 91.
- Из какого произведения взят этот отрывок?
- Вспомните полное название?
- Кто его автор?
- Выпишите выделенные слова с приметами старославянского
происхождения. Письменно укажите однокоренные слова-синонимы, русские по
происхождению.
- Для
проверки обменяйтесь тетрадями.
Оцените
правильность, грамотность, аккуратность.
|
Учащиеся читают текст и делают пометки.
Учащиеся отвечают на вопросы, анализируя свою работу.
Учащиеся составляют кластер
- Иноязычные слова сохраняют «нерусский
облик».
- Признаки иноязычных слов.
Л.генда, простота, б.ллетень, к.лья,
чистенький, сестричка, адм.нистрация, приучить, этаж, гр.фин, молоко,
близкий, ди.та, к.раул, братский, обновка, ав.ация.
… легенда, … бюллетень, … келья,
… администрация, … этаж,
… графин, … диета, … караул, … авиация.
(Вместо точек записаны слова, составляющие словосочетание.)
Учащиеся отвечают на вопрос, подчеркивая признак в словах.
- Много слов пришло в русский язык из старославянского
языка.
- Старославянизмы.
- Продолжаем строить третий
уровень.
- На четвертом уровне напишем
признаки старославянизмов.
- Неполногласное сочетание – ра, а полногласное – оро.
Например, врата – ворота.
Учитель дает возможность прочитать текст нескольким
учащимся.
- «Сказка о царе Салтане».
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем
богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди»
- А.С. Пушкин.
Град – город, на бреге – на берегу,
златой – золотой, хранить – хоронить, стражи
– сторож.
На доске запись слов.
|
«Рефлексия»
приём
«Тонкие и толстые вопросы»
беседа
Домашнее задание
Выставление оценок
|
- Над изучением какой темы мы работали на уроке?
- Сначала ответим на «тонкие» вопросы таблицы:
- Сколько в русском языке способов пополнения словарного
состава?
- Как они называются?
Теперь ответим на «толстые» вопросы таблицы:
- В чём различие между способами пополнения лексики?
- В кластере «заимствование» мы разделили надвое. Почему?
- Какие признаки имеет слово, пришедшее в русский язык?
- Какая часть кластера не заполнена?
- Как вы думаете почему?
- Да. На следующем уроке мы познакомимся, как образуются
слова в русском языке, и узнаем, что происходит со словами, пришедшими в
русский язык из других языков.
- Откройте дневники, запишите домашнее задание.
- Оцените свою работу на уроке.
Выберите соответствующий фразеологизм.
Поставьте оценку.
Объясните свой выбор.
|
- Как пополняется словарный состав русского языка.
- Два.
- Словообразование.
- Заимствование.
- Заимствование – это пополнение словарного состава словами
из других языков, а словообразование – это образование новых слов на основе
тех, которые уже живут в языке.
- Заимствование происходило не только из других языков, но и
из родственных славянских.
- Иноязычные слова приспосабливаются к русской речи, но
сохраняют «нерусский» облик:
1. Начальная а или э.
2. Буква ф.
3. Сочетания пю, бю, вю, мю, кю в корнях.
4. Сочетания ке, хе, ге в корнях.
5. Сочетания оэ, уэ, ие, еа в корнях.
6. Признак старославянизмов – неполногласные сочетания ра,
ре, ле, ла, которым соответствуют полногласные сочетания русского языка оро,
ере, ело, оло.
- Словообразование – образование новых слов.
- Это тема следующего урока.
Учащиеся записывают соответствующее задание:
1 группа – стр. 32 ЗСП-5
2 группа – стр.91 упр.278
3 группа – стр. 90 упр.274
Учащиеся делают выбор: бил баклуши, как рыба в воде, воды в
рот набрал, не покладая рук, хлопал глазами, окунулся в работу, кипел от
негодования.
Объяснения строят по схеме:
Я поставил себе … потому, что…
На уроке я …, поэтому поставил себе…
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.