Инфоурок Начальные классы КонспектыРазработка урока русского языка в 4 классе

Разработка урока русского языка в 4 классе

Скачать материал

Разработка урока русского языка в 4 «А» классе

 

Тема: Обобщение знаний о глаголе

Дата проведения: 29.04.2009 г.

Цели урока:

             Образовательные:

ü Обобщить и систематизировать знания о глаголе как о части речи.

             Развивающие:

ü Развивать навык правописания личных окончаний глагола;

ü Развивать орфографическую зоркость;

ü Развивать речь учащихся.

             Воспитательные:

ü Воспитывать любовь к русскому языку;

ü Воспитывать любовь к природе;

ü Воспитывать внимательного слушателя.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Использующиеся элементы технологий: здоровьесберегающие, личностно-ориентированный подход, частично-поисковый и исследовательский методы.

Оборудование: карточки с заданиями, словари русского языка, музыкальный центр и музыкальные записи.   

Предварительная подготовка к уроку: учащиеся делятся на три группы, и за 1 день до проведения урока группы получают задания.         

Ход урока

Структурные

элементы

урока

Содержание деятельности

1. Орг. момент

2 мин

Организация класса

На доске записано высказывание С.Шевцова – эпиграф к уроку:

… В плену возвышенных идей

Не игнорируй пользу средней школы.

Чтобы «глаголом жечь сердца людей»,

Необходимо твердо знать глаголы.

Учащиеся прослушивают эпиграф к уроку и объясняют, как они его понимают, затем по просьбе учителя самостоятельно формулируют тему урока.

Учитель: Мы сегодня вспомним, что такое глагол и все о нем. Итак, что такое глагол?

(Глагол – одна из главных частей речи.

Без глаголов мы бы не смогли выражать

действие или состояния в развитии,

движении (процесс), отношения.)

Учащиеся приводят примеры глаголов.

2. Обобщение и систематизация знаний

     30 мин

Минутка чистописания

Учащиеся прописывают элементы буквы «г», находящейся в начале слова «глагол», а затем саму букву.

 

 

Работа в группах

Три группы учащихся, которым за 1 день до урока были выданы задания, представляют отчеты об их выполнении.

I группа – исследовательское задание «Происхождение слова «глагол».

II группа – исследовательское задание «Роль глаголов в речи».

III группа – исследовательское задание «Удивительные свойства русского языка» (многозначность глаголов).

Свои исследования дети проводят по словарям и художественным текстам.

Рассказ III группы начинается с чтения по ролям фрагмента стихотворения:

За столом сказала мать:

«Хватит языком болтать!»

А сынишка осторожно:

«А болтать ногами можно?»

Затем учащиеся объясняют значение словосочетаний «болтать языком», «болтать ногами» и объясняют понятие многозначности глаголов.

Задание всему классу: пользуясь словарем, подобрать словосочетания с глаголом «держать» в разном значении. Проверка выполнения происходит в устной форме фронтально.

С выбранными словосочетаниями учащиеся должны составить предложения и записать их в тетрадь.

Физкультминутка.

Учащиеся выполняют упражнения на расслабление глазной мышцы.

Работа с текстами.

Зябн…т     осинка

Дрож…т     на     ветру

Стын…т    на    солнышке

Мерзн…т    в    жару 

                                           И.Токмакова

Задание по тексту:

v Вставить гласные в окончания глаголов, объяснить свой выбор;

v Расставить знаки препинания;

v Составить схему предложения (у доски);

v Найти в тексте глаголы – синонимы.

Проверка выполнения задания осуществляется в устной форме, фронтально.

Учащиеся должны записать стихотворение по памяти в тетради. Проверка осуществляется в парах (взаимопроверка)

И бунту…т, и клокоч…т,

Хлещ…т, свищ…т и рев…,

И до звезд допрянуть хоч…т

До незыблемых высот.

                                                                           Ф. Тютчев.

Задание по тексту:

v Какую картину вы представили?

v С помощью какой части речи Ф.Тютчеву удалось передать картину бушующего моря?

v Найти в словаре значение слов «клокочет», «допрянуть», «незыблемых» (работа выполняется по группам).

v Списать стихотворение, вставляя пропущенные окончания глаголов, объяснить свой выбор.

v Выполнить морфологический разбор слова «бунтует» (один человек у доски).

Физкультминутка.

Движения выполняются под стихотворение.

Хомка – Хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает,

Шейку моет, щечки трет.

Подметает Хомка пол,

Тихо сели все за стол.

Творческая работа.

Написание мини-сочинения с использованием глаголов (указаны на доске): светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, суетятся, выползают, благоустраивают. Выполнение работы предваряется прослушиванием музыкальной записи с пением птиц, шумом леса, релаксационной музыкой.

Учащиеся должны выделить тему сочинения и озаглавить его.

Проверка осуществляется чтением вслух двух-трех детских сочинений, их анализом совместно со всеми учениками класса.

3. Подведение итогов урока

          3 мин

Учитель подводит итог урока, благодарит учащихся за активную работу, выставляет оценки.

Домашнее задание:

Упражнение 516, стр. 117

Учитель комментирует выполнение домашнего задания: в тексте стихотворения С.Есенина «Черемуха» найти многозначные глаголы, выписать их в тетрадь, выполнить морфологический разбор слова «бежит».

 

                                    

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока русского языка в 4 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема: Обобщение знаний о глаголе Цели урока: Образовательные: ü Обобщить и систематизировать знания о глаголе как о части речи. Развивающие: ü Развивать навык правописания личных окончаний глагола; ü Развивать орфографическую зоркость; ü Развивать речь учащихся. Воспитательные: ü Воспитывать любовь к русскому языку; ü Воспитывать любовь к природе; ü Воспитывать внимательного слушателя. Тип урока: обобщения и систематизации знаний Использующиеся элементы технологий: здоровьесберегающие, личностно-ориентированный подход, частично-поисковый и исследовательский методы. Оборудование: карточки с заданиями, словари русского языка, музыкальный центр и музыкальные записи. Предварительная подготовка к уроку: учащиеся делятся на три группы, и за 1 день до проведения урока группы получают задания. Ход урока Структурные элементы урока Содержание деятельности 1. Орг. момент 2 мин Организация класса На доске записано высказывание С.Шевцова – эпиграф к уроку: … В плену возвышенных идей Не игнорируй пользу средней школы. Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твердо знать глаголы. Учащиеся прослушивают эпиграф к уроку и объясняют, как они его понимают, затем по просьбе учителя самостоятельно формулируют тему урока. Учитель: Мы сегодня вспомним, что такое глагол и все о нем. Итак, что такое глагол? (Глагол – одна из главных частей речи. Без глаголов мы бы не смогли выражать действие или состояния в развитии, движении (процесс), отношения.) Учащиеся приводят примеры глаголов. 2. Обобщение и систематизация знаний 30 мин Минутка чистописания Учащиеся прописывают элементы буквы «г», находящейся в начале слова «глагол», а затем саму букву. Работа в группах Три группы учащихся, которым за 1 день до урока были выданы задания, представляют отчеты об их выполнении. I группа – исследовательское задание «Происхождение слова «глагол». II группа – исследовательское задание «Роль глаголов в речи». III группа – исследовательское задание «Удивительные свойства русского языка» (многозначность глаголов). Свои исследования дети проводят по словарям и художественным текстам. Рассказ III группы начинается с чтения по ролям фрагмента стихотворения: За столом сказала мать: «Хватит языком болтать!» А сынишка осторожно: «А болтать ногами можно?» Затем учащиеся объясняют значение словосочетаний «болтать языком», «болтать ногами» и объясняют понятие многозначности глаголов. Задание всему классу: пользуясь словарем, подобрать словосочетания с глаголом «держать» в разном значении. Проверка выполнения происходит в устной форме фронтально. С выбранными словосочетаниями учащиеся должны составить предложения и записать их в тетрадь. Физкультминутка. Учащиеся выполняют упражнения на расслабление глазной мышцы. Работа с текстами. Зябн…т осинка Дрож…т на ветру Стын…т на солнышке Мерзн…т в жару И.Токмакова Задание по тексту: v Вставить гласные в окончания глаголов, объяснить свой выбор; v Расставить знаки препинания; v Составить схему предложения (у доски); v Найти в тексте глаголы – синонимы. Проверка выполнения задания осуществляется в устной форме, фронтально. Учащиеся должны записать стихотворение по памяти в тетради. Проверка осуществляется в парах (взаимопроверка) И бунту…т, и клокоч…т, Хлещ…т, свищ…т и рев…, И до звезд допрянуть хоч…т До незыблемых высот. Ф. Тютчев. Задание по тексту: v Какую картину вы представили? v С помощью какой части речи Ф.Тютчеву удалось передать картину бушующего моря? v Найти в словаре значение слов «клокочет», «допрянуть», «незыблемых» (работа выполняется по группам). v Списать стихотворение, вставляя пропущенные окончания глаголов, объяснить свой выбор. v Выполнить морфологический разбор слова «бунтует» (один человек у доски). Физкультминутка. Движения выполняются под стихотворение. Хомка – Хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка рано встает, Шейку моет, щечки трет. Подметает Хомка пол, Тихо сели все за стол. Творческая работа. Написание мини-сочинения с использованием глаголов (указаны на доске): светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, суетятся, выползают, благоустраивают. Выполнение работы предваряется прослушиванием музыкальной записи с пением птиц, шумом леса, релаксационной музыкой. Учащиеся должны выделить тему сочинения и озаглавить его. Проверка осуществляется чтением вслух двух-трех детских сочинений, их анализом совместно со всеми учениками класса. 3. Подведение итогов урока 3 мин Учитель подводит итог урока, благодарит учащихся за активную работу, выставляет оценки. Домашнее задание: Упражнение 516, стр. 117 Учитель комментирует выполнение домашнего задания: в тексте стихотворения С.Есенина «Черемуха» найти многозначные глаголы, выписать их в тетрадь, выполнить морфологический разбор слова «бежит».

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 15.03.2020 101
    • DOCX 60 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шугаибова Рукият Ибрагимхалиловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81669
    • Всего материалов: 233

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Теория, методика и практика обучения младших школьников основам шахматной игры в условиях реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 187 человек

Курс повышения квалификации

Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 492 человека

Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1181 человек из 82 регионов
  • Этот курс уже прошли 4 547 человек

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, технологи

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Информационные технологии и безопасность

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек