Выбранный для просмотра документ Русская фразеология.docx
Скачать материал "Разработка урока русского языка в 10 классе по теме "Русская фразеология""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ русская фразеология.ppt
Скачать материал "Разработка урока русского языка в 10 классе по теме "Русская фразеология""
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Историзмы и архаизмы
Задание: найти и выписать, распределив в 2 колонки, историзмы и архаизмы.
1)Чем вы , гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?
2)Не хочу быть столбовою дворянкой. А хочу быть вольною царицей.
3)Перстами лёгкими, как сон, моих зенниц коснулся он.
4) Унылая пора! Очей очарованье!
5) Второй нумер концерта Левин уже не хотел слушать.
6)Покуда ключница рассказывала, комнатный холоп, который с появлением в доме мажордома стал называться теперь камердинер, , снял с Гаврилы пыльный кафтан, камзол, распутал галстук и , кряхтя, начал стаскивать ботфорты.
2 слайд
Профессионализмы
Задание: распределить данные слова «по профессиям»:
Опера, кларнет, артиллерия, снаряд, кросс, зарядка, соната, гармония, десант, бомбардировка, слалом, регби, речитатив, гобой, патрон, батальон, разминка, аут, ноктюрн, ксилофон, мелодия, зенитка, связист, хоккей, тайм, спринтер, кантата, вокал, ария, взвод, спорт, прыгун, атлет, оратория, романс, окружение, бруствер.
3 слайд
Тема:
«Русская
фразеология»
4 слайд
Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений
В.В. Виноградов
5 слайд
Какое сочетание слов не является фразеологизмом?
1. Белый танец.
2. Белый стих.
3. Белое вино.
4. Белая рубашка
1. Золотое дно.
2. Золотые серьги.
3. Золотые горы.
4. Золотая свадьба.
6 слайд
В каком предложении нет фразеологического оборота?
а) Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.
б) Сию минуту верните мне сумочку!
в) Многие думали, что катастрофа неизбежна, и с минуты на минуту ждали ее.
г) На часах десять минут одиннадцатого.
7 слайд
Какой фразеологический оборот имеет значение “совершать необдуманные поступки”?
а) Курить фимиам.
б) Петь дифирамбы.
в) Терять голову.
г) Биться как рыба об лед.
8 слайд
Какой фразеологический оборот имеет значение “наиболее уязвимое место”?
а) Авгиевы конюшни.
б) Вавилонское столпотворение.
в) Ахиллесова пята.
г) Филькина грамота.
9 слайд
Замените выделенные слова подходящими по смыслу фразеологизмами.
Работали все; его не обманешь; он вдруг замолчал; он нередко переусердствовал;
на улице темно; он сильно покраснел; он любил задаваться.
Для справок: от мала до велика; набивать себе цену; до корней волос; перегибал палку; проглотил язык; на мякине не проведешь; ни зги не видно.
10 слайд
Выберите из слов, данных в скобках, те, которые обычно используются в составе приведенных фразеологизмов.
( Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, лиса, собака), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стенку, дверь); как мертвому (банки, припарки, горчичники).
11 слайд
Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов.
Душа в пятки… . Без …в голове. Семи пядей во … И в ус не … Как сыр в масле … За тридевять… Как зеницу … Как собаке пятая … Отольются кошке мышкины… Гусь свинье не …
12 слайд
Прочитайте фразеологизмы. Что они обозначают?
Alma mater; Apriori; Carte blanche; Post factum; Post scriptum; Salto mortale; Status guo ; Volens nolens
13 слайд
Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов
1. На выпускном вечере мы спели свою лебединую песню.
2. Главный гвоздь программы, успехи желают много лучшего
14 слайд
3. У них все было шито-крыто белыми нитками.
4. Не мудрствуя долго
15 слайд
В простоте слова – самая великая мудрость.
Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложены в них на целые книги
М.Горький..
16 слайд
Домашнее задание
1. Упр. 195 стр.164.
2. Написать мини-сочинение по одному из фразеологизмов:
«Моя хата с краю»;
«Из мухи делать слона»;
«Капля в море» и др. по выбору.
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Употребление фразеологизмов усиливает выразительность речи. Знание семантики и стилистической принадлежности фразеологизмов, наличие их в активном словаре придаёт речи яркость, меткость, образность.
Данный урок способствует обогащению речи детей фразеологизмами, усвоению их значений и особенностей.
На уроке используется различный тренировочный материал, работа с текстом, решение типовых задач по материалам ЕГЭ.
Все задания помогают не только расширить, углубить знания обучающихся по теме"Русская фразеология", но и повторить необходимые сведения по грамматике, орфоэпии, орфографии.
Все этапы урока способствуют формированию, совершенствованию языковой, лингвистической, коммуникативной, культурологической компетенций.
6 653 756 материалов в базе
«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
Лексика и фразеология
Больше материалов по этой темеНастоящий материал опубликован пользователем Петрова Наталья Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 180 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
5 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.