Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыРазработка урока русского языка по теме "Существительное" (3 класс)

Разработка урока русского языка по теме "Существительное" (3 класс)

Скачать материал

Ляшко Наталия Николаевна

111200 Республика Казахстан

Костанайская обл. г. Лисаковск

4 мкр. Дом 35 кв. 56

 

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Имя существительное.

 

Цель и задачи:  Обобщение знаний о роли имён существительных в нашей речи.

                         Уметь находить имена существительные в тексте и в речи.

                         Изменять их по числам, определять  род.

                         Развивать  умение правильно определять падеж имён существительных.   

                         Совершенствовать навык работы в группах.

 

Предпосылки. Учащиеся знают о существительном: часть речи, обозначает предмет,

                         отвечает на вопросы кто? что?, изменяется по числам и падежам,

                         одушевлённое, неодушевлённое, собственное, нарицательное, бывает

                         мужского, женского, среднего рода;

                         умеют находить сходства и различия  между именем существительным,         

                         именем прилагательным и глаголом.

 

Ход урока.

 

Введение в тему. Чтобы определить тему урока, необходимо разгадать кроссворд. (приложение 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы к кроссворду:

  1. Из каких частей состоят слова?
  2. Знак, который ставится на одной из гласных букв в слове.
  3. Какой член предложения отвечает на вопросы кто? или  что?
  4. Из чего состоит наша речь?
  5. Из чего состоит предложение?
  6. Какая часть слова пишется перед  корнем?
  7. Какие знаки нужны, чтобы написать слово?
  8. Какая часть слова находится между корнем и окончанием?
  9. Что обозначает имя существительное?
  10. Что бывает устной и письменной?
  11. Какая часть речи обозначает действие предмета?
  12. Как называется часть слова, от которой образуются родственные слова?
  13. Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении?
  14. Какая часть речи пишется раздельно с именем существительным и местоимением?
  15. Часть речи, которая обозначает признак предмета.

 

Сегодня на уроке мы будем повторять всё, что знаем об имени существительном: определять падеж, род, число.

 

 Словарная работа: Выписать из словаря 5 имён существительных. Доказать, что выписали имена существительные. Определить безударную гласную.

 

Работа по теме урока.

Работа в группах: «по кубику» (на гранях куба написаны слова «опиши», «сравни», «ассоциируй», «предложи»)

1 – 2 группа – опишите имя существительное

3 – 4  группа – сравните имя существительное с прилагательным

5 – 6  группа – сравните имя существительное с глаголом

После ответов каждый группы, вернуться к словарным словам, определить род существительных число, падеж.

 

Физминутка:  Гром, гром, гром, гром…

                         Где – то рядом за холмом.

                         Гневно молния сверкает,

                         Голубь сжался под кустом,

                         Гусаки бегут гуськом.

                         Гулко град стучит по крышам.

                         Голоса ребят не слышно.

- Назвать существительное, которые встречаются в этой физминутке (ед. и мн. числа)

 

Закрепление.  Работа в группах с текстами. Даны деформированные тексты. Составить предложения и определить, что указано в задании. (7 – 8 мин)

 

1 – 2 карточка

Составить предложения. Найти существительное единственного и множественного числа.

Сойка, от, далеко, дуба, уносит, желуди.

Она, под, прячет, мох, плоды.

Зимой, снег, и, копает, ищет, желуди, птица.

 

3 – 4 карточка

Составить предложения. Найти существительное, определить род.

Кка дргооо дсттсоаёя члвкеоеу хлбе!

Хлдоо и снге, дждьо и жрау прнстееои члвкеое в плое. Нжнуы трду и трпнееие, чтобы врсттьыаи хлбе.

 

5 – 6 карточка

Составить предложения. У существительных  определить падеж.

За йецисил ьсиланг икабос. тоВ – тов тятавхс уцисил. асиЛ гурдв алгелирп к елмез. икабоС ьсилсенорп омим.

 

Проверка выполнения задания. (3 – 4 мин). (приложение 2)

Итог: Заполним таблицу семантического отличительного  анализа.(приложение 3)

 

 

часть речи

вопросы

обозначает

изменяется

бывает

кто? что?

какой? какая? какое?

что делает? что сделает?

предмет

признак

действие

по числам

по родам

по падежам

по временам

близким  и противоположным по  смыслу

муж, жен, ср. рода

имя существит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

имя прилагат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глагол

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:  Напишите всё, что знаете о существительном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

с

л

о

г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

у

д

а

р

е

н

и

е

 

3

п

о

д

л

е

ж

а

щ

е

е

 

 

 

 

 

 

4

п

р

е

д

л

о

ж

е

н

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

с

л

о

в

о

 

 

 

 

 

 

 

6

п

р

и

с

т

а

в

к

а

 

 

 

 

 

 

 

 

7

б

у

к

в

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

с

у

ф

ф

и

к

с

 

 

 

 

 

 

 

9

п

р

е

д

м

е

т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

р

е

ч

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

11

г

л

а

г

о

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

к

о

р

е

н

ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

о

к

о

н

ч

а

н

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 

14

п

р

е

д

л

о

г

 

 

 

 

 

 

15

п

р

и

л

а

г

а

т

е

л

ь

н

о

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

1 – 2 карточка

 

Сойка  уносит   желуди далеко от  дуба,.

Она  прячет плоды  под  мох.

Зимой  птица  копает снег и  ищет  желуди.

 

 

3 – 4 карточка

 

Как дорого достаётся человеку хлеб!

Холод и снег, дождь и жару переносит человек в поле. Нужны труд и терпение, чтобы вырастить хлеб.

 

 

5 – 6 карточка

 

За лисицей гнались собаки. Вот – вот схватят лисицу. Лиса вдруг прилегла к земле. Собаки пронеслись мимо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Таблица семантического отличительного анализа.

 

часть речи

вопросы

обозначает

изменяется

бывает

кто? что?

какой? какая? какое?

что делает? что сделает?

предмет

признак

действие

по числам

по родам

по падежам

по временам

близким  и противоположным по  смыслу

муж, жен, ср. рода

имя существит.

+

-

-

+

-

-

+

-

+

-

?

+

имя прилагат.

-

+

-

-

+

-

+

+

+

-

+

-

глагол

 

-

-

+

-

-

+

+

-

-

+

+

-

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока русского языка по теме "Существительное" (3 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка для учащихся 3 класса построен по структуре урока в рамках технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Данная технология позволяет развить у учащихся навыки самостоятельной работы в группах. В процессе работы учитель является консультантом и тьютором. У учащихся развиваются лидерские качества, саморегуляция.

Целью урока является не только обобщение знаний по теме «Имя существительное», но и развитие логики при выполнении заданий повышенной трудности.
Данная технология предполагает работу в группах, что помогает в развитии коммуникативной компетенции учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 143 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 308
    • DOCX 135 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ляшко Наталия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ляшко Наталия Николаевна
    Ляшко Наталия Николаевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 8705
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 353 человека

Курс повышения квалификации

Особенности развития критического мышления обучающихся в начальной школе

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 257 человек

Курс повышения квалификации

Программа работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися старшего дошкольного и младшего школьного возраста

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 131 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 259 человек

Мини-курс

Преодоление депрессии: путь к психологическому благополучию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Искусство и техника: совершенствование в художественной гимнастике

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие коммуникативных и здоровьесберегающих навыков

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе