Ляшко
Наталия Николаевна
111200
Республика Казахстан
Костанайская
обл. г. Лисаковск
4 мкр.
Дом 35 кв. 56
Урок
русского языка в 3 классе
Тема: Имя
существительное.
Цель и задачи:
Обобщение знаний о роли имён существительных в нашей речи.
Уметь находить имена
существительные в тексте и в речи.
Изменять их по
числам, определять род.
Развивать умение
правильно определять падеж имён существительных.
Совершенствовать
навык работы в группах.
Предпосылки.
Учащиеся знают о существительном: часть речи, обозначает предмет,
отвечает на вопросы
кто? что?, изменяется по числам и падежам,
одушевлённое,
неодушевлённое, собственное, нарицательное, бывает
мужского, женского,
среднего рода;
умеют находить
сходства и различия между именем существительным,
именем прилагательным
и глаголом.
Ход
урока.
Введение в тему.
Чтобы определить тему урока, необходимо разгадать кроссворд. (приложение 1)
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вопросы к кроссворду:
- Из каких частей состоят слова?
- Знак, который ставится на одной из гласных
букв в слове.
- Какой член предложения отвечает на вопросы
кто? или что?
- Из чего состоит наша речь?
- Из чего состоит предложение?
- Какая часть слова пишется перед корнем?
- Какие знаки нужны, чтобы написать слово?
- Какая часть слова находится между корнем и
окончанием?
- Что обозначает имя существительное?
- Что бывает устной и письменной?
- Какая часть речи обозначает действие
предмета?
- Как называется часть слова, от которой
образуются родственные слова?
- Как называется изменяемая часть слова,
которая служит для связи слов в предложении?
- Какая часть речи пишется раздельно с именем
существительным и местоимением?
- Часть речи, которая обозначает признак
предмета.
Сегодня на уроке мы будем повторять всё, что
знаем об имени существительном: определять падеж, род, число.
Словарная работа: Выписать из
словаря 5 имён существительных. Доказать, что выписали имена существительные.
Определить безударную гласную.
Работа по теме урока.
Работа в группах: «по кубику» (на гранях
куба написаны слова «опиши», «сравни», «ассоциируй», «предложи»)
1 – 2 группа – опишите
имя существительное
3 – 4 группа –
сравните имя существительное с прилагательным
5 – 6 группа –
сравните имя существительное с глаголом
После ответов каждый группы, вернуться к
словарным словам, определить род существительных число, падеж.
Физминутка: Гром, гром, гром, гром…
Где – то рядом за
холмом.
Гневно молния
сверкает,
Голубь сжался под
кустом,
Гусаки бегут гуськом.
Гулко град стучит по
крышам.
Голоса ребят не
слышно.
- Назвать существительное, которые встречаются
в этой физминутке (ед. и мн. числа)
Закрепление. Работа в группах с текстами. Даны деформированные тексты. Составить
предложения и определить, что указано в задании. (7 – 8 мин)
1 – 2 карточка
Составить предложения. Найти
существительное единственного и множественного числа.
Сойка, от, далеко, дуба, уносит, желуди.
Она, под, прячет, мох, плоды.
Зимой, снег, и, копает, ищет, желуди, птица.
3 – 4 карточка
Составить предложения. Найти
существительное, определить род.
Кка дргооо дсттсоаёя члвкеоеу хлбе!
Хлдоо и снге, дждьо и жрау прнстееои члвкеое в
плое. Нжнуы трду и трпнееие, чтобы врсттьыаи хлбе.
5 – 6 карточка
Составить предложения. У существительных
определить падеж.
За йецисил ьсиланг икабос. тоВ – тов тятавхс
уцисил. асиЛ гурдв алгелирп к елмез. икабоС ьсилсенорп омим.
Проверка выполнения задания. (3 – 4 мин). (приложение
2)
Итог: Заполним
таблицу семантического отличительного анализа.(приложение 3)
часть
речи
|
вопросы
|
обозначает
|
изменяется
|
бывает
|
кто? что?
|
какой? какая? какое?
|
что делает? что сделает?
|
предмет
|
признак
|
действие
|
по числам
|
по родам
|
по падежам
|
по временам
|
близким и противоположным по смыслу
|
муж, жен, ср. рода
|
имя существит.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
имя прилагат.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
глагол
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заключение: Напишите
всё, что знаете о существительном.
Приложение
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
1
|
с
|
л
|
о
|
г
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
у
|
д
|
а
|
р
|
е
|
н
|
и
|
е
|
|
3
|
п
|
о
|
д
|
л
|
е
|
ж
|
а
|
щ
|
е
|
е
|
|
|
|
|
|
|
4
|
п
|
р
|
е
|
д
|
л
|
о
|
ж
|
е
|
н
|
и
|
е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
с
|
л
|
о
|
в
|
о
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
п
|
р
|
и
|
с
|
т
|
а
|
в
|
к
|
а
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
б
|
у
|
к
|
в
|
ы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
с
|
у
|
ф
|
ф
|
и
|
к
|
с
|
|
|
|
|
|
|
|
9
|
п
|
р
|
е
|
д
|
м
|
е
|
т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10
|
р
|
е
|
ч
|
ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11
|
г
|
л
|
а
|
г
|
о
|
л
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12
|
к
|
о
|
р
|
е
|
н
|
ь
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13
|
о
|
к
|
о
|
н
|
ч
|
а
|
н
|
и
|
е
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14
|
п
|
р
|
е
|
д
|
л
|
о
|
г
|
|
|
|
|
|
|
15
|
п
|
р
|
и
|
л
|
а
|
г
|
а
|
т
|
е
|
л
|
ь
|
н
|
о
|
е
|
|
|
Приложение
2.
1 – 2 карточка
Сойка уносит желуди далеко от дуба,.
Она прячет плоды под мох.
Зимой птица копает снег и ищет желуди.
3 – 4 карточка
Как дорого достаётся человеку хлеб!
Холод и снег, дождь и жару переносит человек в
поле. Нужны труд и терпение, чтобы вырастить хлеб.
5 – 6 карточка
За лисицей гнались собаки. Вот – вот схватят
лисицу. Лиса вдруг прилегла к земле. Собаки пронеслись мимо.
Приложение
3.
Таблица семантического
отличительного анализа.
часть речи
|
вопросы
|
обозначает
|
изменяется
|
бывает
|
кто? что?
|
какой? какая? какое?
|
что делает? что сделает?
|
предмет
|
признак
|
действие
|
по числам
|
по родам
|
по падежам
|
по временам
|
близким и противоположным по смыслу
|
муж, жен, ср. рода
|
имя существит.
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
+
|
-
|
?
|
+
|
имя прилагат.
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
-
|
+
|
+
|
+
|
-
|
+
|
-
|
глагол
|
-
|
-
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
-
|
+
|
+
|
-
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.