Главная / Физика / Разработка урока "Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн" для 11 класса

Разработка урока "Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн" для 11 класса

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал


"Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн" 11 кл. 16.12.14г

  • Магомаева М.С.учитель физики

Цель урока: обеспечить в ходе урока повторение основных законов, свойств электромагнитных волн;

Образовательная: Систематизировать материал по теме, осуществить коррекцию знаний, некоторое  ее углубление;

Развивающая: Развитие устной речи учащихся,  творческих навыков учащихся, логики, памяти; познавательных способностей;

Воспитательная: Формировать интерес учащихся к изучению физики. воспитывать аккуратность  и навыки рационального использования своего  времени;

Тип урока: урок повторения и коррекции знаний;

Оборудование :  компьютер, проектор, презентация «Шкала электромагнитных излучений», диск « Физика. Библиотека наглядных пособий».

Ход урока:

1. Объяснение нового материала.

hello_html_m794e2ef8.jpg

1. Мы знаем, что длина электромагнитных волн бывает самой различной: от значений порядка 1013 м (низкочастотные колебания) до 10 -10 м (g- лучи). Свет составляет ничтожную часть широкого спектра электромагнитных волн. Тем не менее,  именно при изучении этой малой части спектра были открыты другие излучения с необычными свойствами.
   2.  Принято выделять низкочастотное излучение, радиоизлучение, инфракрасные лучи, видимый свет, ультрафиолетовые лучи, рентгеновские лучи и g-излучение. Со всеми этими излучениями, кроме g-излучения, вы уже знакомы. Самое коротковолновое g-излучение испускают атомные ядра.
3. Принципиального различия между отдельными излучениями нет. Все они представляют собой электромагнитные волны, порождаемые заряженными частицами. Обнаруживаются электромагнитные волны, в конечном счете, по их действию на заряженные частицы. В вакууме излучение любой длины волны распространяется со скоростью 300 000 км/с. Границы между отдельными областями шкалы излучений весьма условны.
  4.  Излучения различной длины волны отличаются друг от друга по способу их получения (излучение антенны, тепловое излучение, излучение при торможении быстрых электронов и др.) и методам регистрации.
   5.  Все перечисленные виды электромагнитного излучения порождаются также космическими объектами и успешно исследуются с помощью ракет, искусственных спутников Земли и космических кораблей. В первую очередь это относится к рентгеновскому и g-излучениям, сильно поглощаемом атмосферой.
   6.   По мере уменьшения длины волны количественные различия в длинах волн приводят к существенным качественным различиям. 
7. Излучения различной длины волны очень сильно отличаются друг от друга по поглощению их веществом. Коротковолновые излучения (рентгеновское и особенно g-лучи) поглощаются слабо. Непрозрачные для волн оптического диапазона вещества прозрачны для этих излучений. Коэффициент отражения электромагнитных волн также зависит от длины волны. Но главное различие между длинноволновым и коротковолновым излучениями в том, что коротковолновое излучение обнаруживает свойства частиц.

hello_html_m5823e15d.jpg

Обобщим знания о волнах и  запишем все виде таблиц. 

1. Низкочастотные колебания

 

Низкочастотные колебания

Длина волны(м)

1013  -  105

Частота(Гц)

3· 10 -3  - 3  ·10 3

Энергия(ЭВ)

1 – 1,24 ·10 -10

Источник

Реостатный альтернатор, динамомашина,
Вибратор Герца,
Генераторы в электрических сетях (50 Гц)
Машинные генераторы повышенной ( промышленной) частоты ( 200 Гц) 
Телефонные сети ( 5000Гц)
Звуковые генераторы ( микрофоны, громкоговорители)

Приемник

 Электрические приборы и двигатели

История открытия

Лодж ( 1893 г.), Тесла ( 1983 )

 Применение

Кино, радиовещание( микрофоны, громкоговорители)

2. Радиоволны

hello_html_2f739b06.jpg hello_html_1f5726cd.jpg

 

 Радиоволны

Длина волны(м)

  10 5  -  10 -3

Частота(Гц)

3 ·103 - 3 ·10 11

Энергия(ЭВ)

1,24 ·10-10  - 1,24 · 10 -2

Источник

 Колебательный контур
Макроскопические вибраторы

Приемник

Искры в зазоре приемного вибратора
Свечение газоразрядной трубки, когерера

История открытия

 Феддерсен ( 1862 г.), Герц ( 1887 г.), Попов , Лебедев, Риги

 Применение

Сверхдлинные- Радионавигация, радиотелеграфная связь,     передача метеосводок        
Длинные – Радиотелеграфная и радиотелефонная связь,    радиовещание, радионавигация
Средние- Радиотелеграфия и радиотелефонная связь радиовещание, радионавигация 
Короткие- радиолюбительская связь
УКВ- космическая радио связь
ДМВ- телевидение, радиолокация, радиорелейная связь, сотовая телефонная связь
СМВ- радиолокация, радиорелейная связь, астронавигация, спутниковое телевидение 
ММВ- радиолокация

hello_html_4419efb1.jpg

 

Инфракрасное излучение

Длина волны(м)

2 ·10 -3   - 7,6· 10 -7

Частота(Гц)

3 ·1011  - 3 ·10 14

Энергия(ЭВ)

1,24· 10 -2 – 1,65

Источник

Любое нагретое тело: свеча, печь, батарея водяного отопления, электрическая лампа накаливания
Человек излучает электромагнитные  волны длиной 9 10 -6 м

Приемник

Термоэлементы, болометры, фотоэлементы, фоторезисторы, фотопленки

История открытия

 Рубенс и Никольс ( 1896 г.), 

Применение

В криминалистике, фотографирование земных объектов в тумане и темноте, бинокль и прицелы для стрельбы в темноте,  прогревание тканей живого организма ( в медицине), сушка древесины и окрашенных кузовов автомобилей, сигнализация при охране помещений, инфракрасный телескоп,

4. Видимое излучение

hello_html_3da51cb3.jpg

 

 Видимое излучение

Длина волны(м)

6,7· 10-7  - 3,8 ·10 -7

Частота(Гц)

4·  1014  - 8· 1014

Энергия(ЭВ)

1,65 – 3,3 ЭВ

Источник

 Солнце, лампа накаливания, огонь

Приемник

Глаз, фотопластинка, фотоэлементы, термоэлементы

История открытия

Меллони

 Применение

Зрение
Биологическая жизнь

hello_html_m5d064add.jpg

5. Ультрафиолетовое излучение

 

Ультрафиолетовое излучение

Длина волны(м)

  3,8 10 -7  -  3 ·10 -9

Частота(Гц)

8 ·1014  -  10 17

Энергия(ЭВ)

3,3 – 247,5 ЭВ

Источник

  Входят в состав солнечного света
Газоразрядные лампы с трубкой из кварца
Излучаются всеми  твердыми телами , у которых температура больше 1000 ° С, светящиеся ( кроме ртути)

Приемник

 Фотоэлементы,
Фотоумножители,
Люминесцентные вещества

История открытия

Иоганн Риттер, Лаймен

 Применение

Промышленная электроника и автоматика, 
Люминисценнтные лампы,
Текстильное производство
Стерилизация воздуха

Вывод
Вся шкала электромагнитных волн является свидетельством того, что все излучения обладают одновременно квантовыми и волновыми свойствами. Квантовые и волновые свойства в этом случае не исключают, а дополняют друг друга. Волновые свойства ярче проявляются при малых частотах и менее ярко — при больших. И наоборот, квантовые свойства ярче проявляются при больших частотах и менее ярко — при малых. Чем меньше длина волны, тем ярче проявляются квантовые свойства, а чем больше длина волны, тем ярче проявляются волновые свойства. Все это служит подтверждением закона диалектики (переход количественных изменений в  качественные ).


4.Подведение итогов.

4.1. Объявление оценок за устные ответы;

5. Домашнее задание.


§81,82





Разработка урока "Виды излучений. Источники света. Шкала электромагнитных волн" для 11 класса
Скачать материал
  • Физика
Описание:

Цель урока: обеспечить в ходе урока повторение основных законов, свойств электромагнитных волн;

Образовательная: Систематизировать материал по теме, осуществить коррекцию знаний, некоторое  ее углубление;

Развивающая: Развитие устной речи учащихся,  творческих навыков учащихся, логики, памяти; познавательных способностей;

Воспитательная: Формировать интерес учащихся к изучению физики. воспитывать аккуратность  и навыки рационального использования своего  времени;

Тип урока: урок повторения и коррекции знаний;

Оборудование :  компьютер, проектор, презентация «Шкала электромагнитных излучений», диск « Физика. Библиотека наглядных пособий».

Ход урока:

1. Объяснение нового материала.

1. Мы знаем, что длина электромагнитных волн бывает самой различной: от значений порядка 1013 м (низкочастотные колебания) до 10 -10 м (g- лучи). Свет составляет ничтожную часть широкого спектра электромагнитных волн. Тем не менее,  именно при изучении этой малой части спектра были открыты другие излучения с необычными свойствами.
   2.  Принято выделять низкочастотное излучение, радиоизлучение, инфракрасные лучи, видимый свет, ультрафиолетовые лучи, рентгеновские лучи и g-излучение. Со всеми этими излучениями, кроме g-излучения, вы уже знакомы. Самое коротковолновое g-излучение испускают атомные ядра.
3. Принципиального различия между отдельными излучениями нет. Все они представляют собой электромагнитные волны, порождаемые заряженными частицами. Обнаруживаются электромагнитные волны, в конечном счете, по их действию на заряженные частицы. В вакууме излучение любой длины волны распространяется со скоростью 300 000 км/с. Границы между отдельными областями шкалы излучений весьма условны.
  4.  Излучения различной длины волны отличаются друг от друга по способу их получения (излучение антенны, тепловое излучение, излучение при торможении быстрых электронов и др.) и методам регистрации.
   5.  Все перечисленные виды электромагнитного излучения порождаются также космическими объектами и успешно исследуются с помощью ракет, искусственных спутников Земли и космических кораблей. В первую очередь это относится к рентгеновскому и g-излучениям, сильно поглощаемом атмосферой.
   6.   По мере уменьшения длины волны количественные различия в длинах волн приводят к существенным качественным различиям. 
7. Излучения различной длины волны очень сильно отличаются друг от друга по поглощению их веществом. Коротковолновые излучения (рентгеновское и особенно g-лучи) поглощаются слабо. Непрозрачные для волн оптического диапазона вещества прозрачны для этих излучений. Коэффициент отражения электромагнитных волн также зависит от длины волны. Но главное различие между длинноволновым и коротковолновым излучениями в том, что коротковолновое излучение обнаруживает свойства частиц.

Обобщим знания о волнах и  запишем все виде таблиц. 

1. Низкочастотные колебания

 

Низкочастотные колебания

Длина волны(м)

1013  -  105

Частота(Гц)

3· 10 -3  - 3  ·10 3

Энергия(ЭВ)

1 – 1,24 ·10 -10

Источник

Реостатный альтернатор, динамомашина,
Вибратор Герца,
Генераторы в электрических сетях (50 Гц)
Машинные генераторы повышенной ( промышленной) частоты ( 200 Гц) 
Телефонные сети ( 5000Гц)
Звуковые генераторы ( микрофоны, громкоговорители)

Приемник

 Электрические приборы и двигатели

История открытия

Лодж ( 1893 г.), Тесла ( 1983 )

 Применение

Кино, радиовещание( микрофоны, громкоговорители)

2. Радиоволны



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Магомаева Марьям Сайдемиевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 2740
Номер материала 52058
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓