Инфоурок Информатика Другие методич. материалыРазработка урока "В мире кодов"

Разработка урока "В мире кодов"

Скачать материал

Планирование урока на тему

В мире кодов

Выполнила: Овсянникова Т. В.

                     учитель информатики                                                        

 

Урок предназначен для проведения в звене основного общего образования.

 

Цели урока:

1.     Обучающая: показать учащимся многообразие окружающих человека кодов; отметить роль кодирования информации, научить учащихся кодировать и декодировать информацию.

2.     Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.

3.     Воспитательная: воспитать культуру общения, усидчивость, чувство коллективизма, умения выслушивать других; повысить интерес учащихся к изучаемому предмету.

 

Оборудование и ПО: Компьютерный класс, оснащенный современной компьютерной техникой, лицензионным программным обеспечением. На рабочих станциях установлена операционная система Windows XP, с пакетом стандартных программ (Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint). Мультимедийный проектор.

 


План урока

Этапы урока

Время, мин

1. Организационный момент

2

2. Актуализация знаний

9

3. Изучение нового материала

15

4. Валеологическая пауза

1,2

5. Закрепление изученного материала

14,8

6. Домашнее задание

2

7. Подведение итогов

1

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Экран

Тетрадь

1.

«Здравствуйте, ребята. Пожалуйста, садитесь». Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя стоя.

 

 

2.

  Учитель проводит опрос:

 

«Что такое информация?»

 

 

 

 

«Как человек получает информацию?»

 

 

 

 

 

«Какие виды информации по форме представления существуют?»

 

 

 

 

 

 

 

«Какие действия можно производить с информацией?»

 

 

 

 

 

 

 

«Как человек хранит информацию?»

 

 

 

 

 

 

«Приведите примеры носителей информации».

 

 

 

 

«А сейчас проверим домашнее задание №6 в рабочей тетради (Придумайте примеры передачи информации)».

Учащиеся отвечают на вопросы. «Информация- это сведение об  окружающем нас мире».

«Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния».
«По форме представления информации различают числовую, текстовую, звуковую,
графическую и видеоинформацию».

«Существует много различных действий с информацией: поиск, представление, кодирование, хранение, обработка, передача и другие».

«Человек хранит информацию в своем головном мозге и с помощью различных носителей информации».

«Примерами носителей информации служат камень, пергамент, папирус, бумага, диски и т.д.»

Учащиеся приводят свои примеры.

 

 

3.

«Тема нашего урока «В мире кодов».

Информация может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной природы. Например, сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, сломанной веточки на дереве, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришел, а школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.

Необходимо заранее договориться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода

Кодирование - это процесс представления информации в определенной форме (например, запись букв, произнесение слов, рисование).

Код - это система условных знаков для представления информации.

Алфавит - знаки, используемые для кодирования.Знаки, входящие в алфавит могут, быть знакомыми нам буквами, цифрами, символами (например, нотами), более сложными изображениями (дорожными знаками) и т.д.

Правила дорожного движения кодируются с помощью символических рисунков. Всем хорошо известны следующие дорожные знаки:

 

 

 

 

 

 

 

Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Его следует писать на конверте в специально отведенном для этого месте.

 

В середине XIX века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации, или код, для слепых. «Буквы» этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди различают буквы и могут читать.

С помощью нотных знаков записывается (кодируется) любое музыкальное произведение.

 

 

 

В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц.

 

Одна и та же информация может быть представлена разными кодами, т.е. в разных формах.

Существует три основных способа кодирования информации:

·        числовой — с помощью чисел;

·        символьный — с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст;

·        графический — с помощью рисунков или значков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переход  от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки, также называют кодированием.

Действия по восстановлению первоначальной формы представления информации принято называть декодированием. Для декодирования надо знать код».

Слушают учителя и делают записи в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«В мире кодов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кодирование - это процесс представления информации в определенной форме (например, запись букв, произнесение слов, рисование).

Код - это система условных знаков для представления информации.

Алфавит - знаки, используемые для кодирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Способы кодирования информации:

·        числовой — с помощью чисел;

·        символьный — с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст;

·        графический — с помощью рисунков или значков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декодирование - это действия по восстановлению первоначальной формы представления информации по коду.

4.

«Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран и понаблюдайте за улыбающимся нам солнышком».

Делают валеологическую разминку.

 

5.

«Выполним задания по кодированию и декодированию информации».

Рабочая тетрадь:

«№18. Расшифровать записи с помощью кодовой таблицы азбуки Морзе.

 

 

№17. Расшифровать сигналы с помощью флажковой азбуки.

 

№25. Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого данного слова:

А) колос, мебель, таракан;

Б) молоко, нерест, таракан;

В) кора, лото, боксер;

Г) баран, рана, банщик;

Д) монета, лошадь, корова.

№28. Кодирование текста осуществляется перестановкой букв в каждом слове по одному и тому же правилу. Восстановите зашифрованную информацию и сформулируйте правило перестановки:

- руко;

- евнса;

- акинукыл;

- ниофмрцаяи;

- омркмоу одджь ен тсарешн».

Учитель контролирует решение.

Выполняют задания в рабочей тетради.

 

№18. 1-винчестер, 2-джойстик, 3-дискета, 4-дисковод, 5-клавиатура, 6-модем, 7-монитор, 8-мышь, 9-принтер, 10-сканер.

 

 

№17.  1-мечта, 2-надвигается шторм, 3-счастливого плавания.

№25.

А) комета;

Б) монета;

В) колобок;

Г) барабан;

Д) молоко.

 

№28. Разбиваем буквы, составляющие слово, на пары и меняем их местами: урок, весна, каникулы, информация, мокрому дождь не страшен.

6.

«Ребята, запишите, пожалуйста, домашнее задание:

1.     Записи в тетрадях;

2.     Рабочая тетрадь: №15, 20, 26;

3.     Придумать свою  кодировку, зарисовать её и закодировать с помощью неё новогоднее поздравление».

Комментирует домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Домашнее задание.

1. Записи в тетрадях;

2. Рабочая тетрадь: №15, 20, 26;

3. Придумать свою  кодировку, зарисовать её и закодировать с помощью неё новогоднее поздравление».

7.

«Сегодня на уроке мы с вами познакомились с кодированием информации и научились кодировать и декодировать информацию различными способами: числовым, символьным и графическим».

Отмечает наиболее выделившихся учащихся, выставляет оценки.

«Желаю успехов в усвоении нового материала!»

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока "В мире кодов""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Планирование урока на тему

В мире кодов

Урок предназначен для проведения в звене основного общего образования.

 Цели урока:

1.     Обучающая: показать учащимся многообразие окружающих человека кодов; отметить роль кодирования информации, научить учащихся кодировать и декодировать информацию.

2.     Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, память, логическое мышление.

 

3.     Воспитательная: воспитать культуру общения, усидчивость, чувство коллективизма, умения выслушивать других; повысить интерес учащихся к изучаемому предмету. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 701 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2014 385
    • DOCX 4.9 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Овсянникова Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 11401
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 120 человек из 43 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Математика и информатика")

Учитель математики и информатики

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Курс профессиональной переподготовки

Информатика: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель информатики

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 49 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Курс повышения квалификации

Использование компьютерных технологий в процессе обучения информатике в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 141 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 294 человека

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 43 человека из 25 регионов

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Конкурентная разведка и маркетинговые исследования

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе