Актуализация
Создание образа
Постановка проблемы
Создание 1 проблемной ситуации
Экспресс – опрос (повторение пройденного)
Освоение нового материала.
Микромодуль саморазвивающегося мышления на основе новых знаний.
Закрепление пройденного.
рефлексия
|
У.: Ребята, представьте, что вы
встретились со своими сверстниками не из России, не говорящими на русском
языке. Как бы вы не пользуясь разговорной речью, могли бы объяснить, что вы
из России?
Д.: показать Россию на карте;
показать флаг и герб; нарисовать что-то.
У.: Что же может быть изображено
такого на рисунке, что наиболее ярко помогло бы понять, что вы русские
ребята?
Д.: Москву, Кремль, реку Волгу,
березу, храм.
Русский писатель А.И.
Солженицын так описывает особенности нашей жизни: «Пройдя
просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ умиротворяющего
русского пейзажа. Он — в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы,
царевнами белыми и красными, вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными,
точёными, резными поднявшиеся над соломенной повседневностью — они
издалека-издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу
невидимых, поднимаются к единому небу. И где б ты в поле, в лугах ни брёл,
вдали от всякого жилья, — никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов
намётанных и самой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки то
из Борок Ловецких, то из Любичей, то из Гавриловского. И всегда люди были
корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над
полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать
час — вечности. Этот звон поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре
ноги. В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее,
всё своё понимание жизни».
У.: Всегда ли так было?
Д.: Нет, до десятого века Русь была
языческой.
У.: Что же произошло в 10 веке?
Д.: Князь Владимир принял православие как
государственную религию и началось преображение целого народа.
У.: Итак, как бы вы могли определить тему
сегодняшнего урока?
Д.: Крещение Руси.
У.: Да, действительно речь на сегодняшнем
уроке пойдет о Крещении Руси, но тему урока я определила так: «Свет Христов
просвещает всех». Почему? Постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.
У.: Нас будут интересовать не только исторические
особенности развития России в связи с этим событием, самое главное мы
должны проследить как явил себя Промысел Божий в выборе веры православной,
случайно ли именно Владимир стал той личностью, которая сыграла в этом
событии значительную роль. Как произошло преображение жестокого язычника
Владимира в равноапостольного святого и как произошло преображение и
просвещение Руси языческой в Русь Святую.
Для этого мы должны с вами вспомнить
значение понятий:
крещение, святость, промысел Божий,
преображение, равноапостольный, проповедь, язычество, идолы, страшный суд,
благодать, добродетели, Церковь.
У.: Христианское учение проникло на Русь
задолго до официального принятия Православия как государственной религии.
Вернемся с вами к истокам. Что происходило тогда, как жили наши предки. По
мере того как мы будем знакомиться с сообщениями ребят, мы должны составить
ленту времени, чтобы увидеть какой путь прошла Россия, как была приготовлена
почва для утверждения Православия на Руси, ведь ближайшие народы, окружавшие
Русь исповедовали к тому времени разные религии:
Хазарский каганат - иудаизм
Византия – православие
Волжская Булгария - ислам
Польша - католичество
Племена финно – угров, балтов – язычники.
Слушаем сообщения учащихся, подготовленные
ими дома, и составляем ленту времени индивидуально.
Сообщения учащихся:
1. Крещение Руси не было
одномоментным, путь к вере Христовой вёл через несколько веков.
По преданию, в начале I века
н.э. земли будущей Руси посетил святой апостол Андрей Первозванный,
положивший здесь начало христианству. По жребию апостолов в Иерусалиме,
Андрей получил для проповеди Евангелия Скифию – территорию к северу от
Черного моря и до Балтики. Придя в Херсонес, апостол Андрей основал здесь
первую христианскую общину и построил храм. По свидетельству древнегреческих
летописей, из Херсонеса апостол Андрей пришел к устью Днепра и поднялся в
Среднее Приднепровье. У подножия Киевских гор, он пророчески сказал своим
ученикам: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия,
будет град великий…"
"И взойдя на горы эти, –
повествует летописец, – он благословил их и поставил здесь крест…»
2. В конце 1V– начале V века
серьезные отрицательные последствия для распространения христианства на Руси
имело нашествие гуннов, т.к. на определенное время разорвало связи восточных
славян с христианскими центрами Византии. Но уже конец V – начало
V1 века становится временем решительных перемен, как в судьбах
восточных славян, так и всего славянства. К этому времени в районе Среднего
Поднепровья начинает складываться союз славянских племен, во главе которого
стояло племя руссов, обитавшее в бассейне реки Росси. Создание такого союза
положило начало древнерусской государственности, с центром в Киеве.
Территория же, занимаемая этими объединившимися славянскими племенами, и
явилась тем местом, «откуда есть пошла Русская земля». Становление
государственности славян послужило началу военных походов и расселению славян
в пределах Византийской империи. Ряд современных исследователей справедливо
считает, что в этих походах славян на Византию принимали участие как южные,
так и среднеднепровские племена, то есть руссы, а князь Кий (родоначальник
киевских князей) представлял собой крупную историческую личность, был
известен самому императору Византии, который пригласил его в Константинополь
и оказал ему «великую честь», заключив с ним союз.
3. К первым сообщениям византийских
источников, в которых рассказывается об обращении руссов ко Христу относятся
византийские жития свв. Георгия Амастридского и Стефана Сурожского. В них
рассказывается о нападении русских дружин на Амастриду и Сурож в конце V111 –
начале 1Х вв. В житии Стефана Сурожского мы читаем: «По смерти же святого
мало лет мину (V111 в.), прииде рать велика русскаа из Новаграда,
князь Бравлин силен зело…», о страшной силе русских варваров говорится и во
втором житии: «Было нашествие варваров Руси, народа… в высшей степени дикого
и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Они,… начав
разорение от Пропонтиды и посетив прочее побережье, достигли, наконец, и
отечества святого». Варвары, оскверняя св. мощи Стефана и Георгия, поражаются
«божественным гневом» и, потрясенные силою христианских святынь, приносят
раскаяние, Бравлин же после видения св. Стефана соглашается принять крещение.
4.Уже в ПВЛ сообщение о крещении Руси,
связанно с ее нападением на Константинополь в 860 году и чудесном поражении
россов. В его основе лежат не только летописные сведения о том, что во главе
этого похода на столицу Византии стояли киевские князья Аскольд и Дир. Важным
дополнением к ним является также сообщение Бертинских анналов, в которых
впервые упоминается о существовании в первой половине 1Х века государства
Рос, что и есть Русь, или Русская земля, в Среднем Поднепровье.
Важнейшими же источниками, описывающими
это событие, являются проповеди Святейшего Патриарха Фотия и его Окружное
послание, датируемое 867 годом. В этом послании к восточным епископам
святитель сообщал, что русские «променяли эллинское и нечестивое учение, которое
содержали прежде на чистую и неподдельную христианскую веру.… И настолько
разгорелись у них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и
лобызают верования христиан с великим усердием и ревностью».
Согласно греческим источникам,
первыми крестились в древней Руси в 867 году киевские князья Аскольд и Дир.
5. В 945 году во главе Русского
государства стала вдова князя Игоря – великая княгиня Ольга (княжила с 945 по
969 год).
Княгиня Ольга – уроженка
Псковской земли, дочь паромщика через реку Великую. Была женщиной умной и
замечательной правительницей, достойной продолжательницей дела русских
князей. Она заслужила признание и любовь народа, назвавшего её мудрой. Княгиня
Ольга была первой из киевских князей, которая приняла православие непосредственно
в Константинополе. После кончины равноапостольной Ольги её сын Святослав, сам
не крестился, но "если кто собирался креститься, то не запрещал".
После гибели Святослава в 972 году его сын Ярополк также не был крещен, но
имел жену- христианку. Согласно Иоакимовской и Никоновской летописям, Ярополк
"любяше христианы, а ще сам не крестися народа ради, но никому не
претяше", и христианам даде волю велику".
6.Завершил крещение Киевской
Руси младший сын Святослава, внук княгини Ольги, князь Владимир Святославович
(княжил с 980 по 1015 год). Укрепляя государственность, князь решил укрепить
и духовную основу страны. Так как формы славянского язычества пришли в
противоречие с крепнувшей государственной властью, он стал думать о другой,
лучшей вере.
Задание: составить портрет
Владимира – язычника на основе рассказа учителя.
У.: Рассказ (эвристическая
беседа), сопровожд. презентацией.
Князь Владимир начал править всей
Киевской Русью в 980 году.
Летописцы и историки подразделяют время
правления князя на два различных и противоположных периода: языческий
и христианский.
В совсем юном возрасте Владимир испытывал на
себе влияние своей бабки, великой княгини Ольги, которая была христианкой и
стремилась к тому, чтобы ее веру приняли и члены ее семьи.
Однако пришлось долго ждать, пока появятся
плоды тех семян, которые всевала святая княгиня.
•
С 12 лет князь Владимир
по повелению отца Святослава сначала правил в Новгороде вместе со своим дядей
Добрыней.
•
После того как его брат
Ярополк Киевский посягнул и убил брата Олега князя Древлянского, Владимир
скрылся от преследователей у варяг, а потом собрав войско отомстил за
убийство брата, но все таки другому брату….
Владимир-язычник был человеком отважным,
жестоким, мстительным, и безнравственным.
Он убил множество людей, был многоженцем.
Управление страной князь Владимир начал с
попытки создать единую языческую религию.
Христиан он, по наущению жрецов стал
подвергать гонениям.
Он поставил на своем дворе идолов наиболее
почитаемых языческих богов всех покоренных народов. Перед ними
жрецами-волхвами совершались кровавые жертвоприношения.
В 983 году Владимир вернулся в Киев из
победоносного похода против ятвягов. Враги были наголову разбиты, войско
получило большую добычу.
Он решил принести человеческую жертву,
чтобы отблагодарить идолов.
Жребий, который подстроили языческие жрецы
пал на юного Иоанна, сына варяга-христианина Феодора.
Отец не отдал сына, сказав чтобы «боги» сами
пришли забрать его, если смогут.
Язычники в злобе убили христианских
мучеников в собственном доме. Они подрубили столбы и здание обрушившись,
погребло под своими обломками исповедников.
Они стали первыми русскими, из огромной
вереницы верных пролившими кровь за Христа.
Владимиру надолго запомнился этот случай. Он
почувствовал ложь идолопоклонства. Вскоре, разочаровавшись в язычестве, князь
начал искать другую, истинную веру. Об этом стало известно в других странах.
У.: Каким же представляется нам Владимир?
Дети дают характеристику Владимира на основе
рассказа учителя. После ответов детей появляется слайд 26
У.: Как вы думаете, ребята, образ жизни
Владимира – язычника, типичный для того времени или характерен именно для
Владимира как личности? Почему так, аргументируйте свои мнения.
Ответы детей, приводящие к выводу о том, что
подобный образ жизни, мировосприятия характерен для всего языческого мира.
По сообщению летописи, Владимир
обращается к "изучению" основных религий Европы и Западной Азии,
ставя цель "избрать" наиболее соответствующую духовным устремлениям
своей страны. Узнав об этом, "пришли болгары (волжские) магометанской
веры… потом пришли иноземцы из Рима, …хазарские евреи, затем пришли греки к
Владимиру", и все проповедовали свою религию". Владимиру более
всего понравились проповеди греческого посланника, который изложил историю
Православия и его сущность. Всем остальным проповедникам был дан решительный
отказ. В том числе – "иноземцам из Рима".
Что же рассказал греческий
философ Владимиру? Как вы думаете, что на Владимира произвело самое яркое
впечатление и сыграло решающую роль для князя? (картина Страшного суда)
Дети отвечают то, что они уже
знают об основах православной веры, что по их мнению является самым главным,
в чем смысл Второго пришествия Христа.
У: А теперь проверим себя. После
ответов детей, их предположений - просмотр фрагмента м/ф ПВЛ, серия «Выбор
веры».
В 987 году Владимир собрал бояр
и советчиков для обсуждения разных вер. По их совету князь отправил десять
"мужей добрых и смысленных" во многие страны Европы для
изучения вер. Когда они прибыли в Константинополь, то императоры Василий и
Константин (они правили вместе) и Константинопольский патриарх, зная о
важности этого посольства, с большим уважением отнеслись к русским. Сам
патриарх в присутствии киевских послов с большой торжественностью отслужил
Божественную литургию в Софийском соборе. Великолепие храма, патриаршая
служба, величественное пение окончательно убедило киевских посланников в
превосходстве греческой веры. Вернувшись в Киев, докладывали князю: "Не
знали, на небе или на земле мы; ибо нет на земле такого зрелища и красоты
такой, и не знаем, как рассказать тебе об этом; знаем только, что пребывает
там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы
забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом
горького, так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве". Бояре к
этому добавили: "Если бы нехорош был закон греческий, то не приняла бы
его бабка твоя Ольга, мудрейшая из всех человеков". После такого
детального изучения вер было принято историческое решение об отказе от
язычества и принятии греческого православия. Крещение Руси явилось
результатом активного стремления правящих слоев древнерусского общества найти
в византийском христианском мировосприятии те ценности, принятие которых
поможет решать нелёгкие вопросы, волнующие людей.
Летом 988 года Владимир
Святославович крестился в Херсонесе. Во время крещения, по преданию, князь
Владимир исцелился от жестокой глазной болезни, внезапно поразившей его после
завоевания города. При крещении князь был наречен Василием в честь святого
Василия Великого.
Вместе с князем крестилась и его
дружина. После крещения Владимира состоялось его бракосочетание с Анной,
сестрой византийских императоров, в результате чего Византия присвоила
киевскому князю титул "цесарь". Трудно представить себе более
мудрое соединение крещения князя с величайшей духовно-политической выгодой
для Руси – династическим браком, породнением с византийскими императорами.
Это было небывалым возвышением дипломатического ранга государства.
У.: Каким же должен быть
христианский правитель? Какими качествами человеческими и государственными
должен он обладать?
Ответы детей: заботливый,
человеколюбивый, мужественный, справедливый, мудрый, понимающий основы
православной веры и стремящийся сам жить по Заповедям Божиим и подавать
пример своему народу, милостивый.
У.: возможно ли такое
нравственное возрастание, преображение в языческом мире? Почему?
Д.: нет личного идеала, к
которому может стремиться каждый человек, иные смыслы жизни.
У.: Кто же является идеалом
православного человека, в чем смысл жизни человека, живущего по Заповедям
Божиим.
Д.: Идеалом, к которому
стремится православный человек, является сам Христос.
Смыслом жизни верующего
человека является изменение себя, своей жизни, исполняя Завет Божий, чтобы
стать ближе к Богу, через спасение души, через духовное возрастание.
У.: Да, действительно именно
приобретая веру, язычник впервые начинает осознавать значимость каждой
личности, ценность каждой человеческой жизни, приобретает идеал – Христа, получает
личный путь спасения и преображения, стяжая Дух Святой и возрастая в добродетели.
Ну что ж давайте поработаем в
группах с источниками и узнаем, совершилось ли такое преображение с князем
Владимиром?
Составляют портрет Владимира
– христианина. Делают вывод.
У.: Через какие события Промысел
Божий явил себя явно в судьбе Владимира?
Д.: Твердая вера Феодора и
Иоанна; размышления о страшном суде, а значит о бессмертии души и
ответственности за свои земные дела не только перед людьми, но и перед Богом;
чудесное исцеление; и, конечно же, само таинство Крещения.
У.: Что получает человек при
совершении таинства Крещения, что происходит особенного с самим человеком?
Д.: Крещение – это как второе
рождение,
При Крещении человек получает
прощение прошлых грехов и благодать Божию, чтобы противостоять греху.
У.: «Без благодати ум наш не
может познать Бога. – учит Силуан Афонский, - каждый из нас может рассуждать
о Боге, настолько, насколько познал благодати Святого Духа». Действие
Божественной благодати дает человеку возможность исполнения Заповедей,
спасения и духовного преображения, сообщает человеку неоценимый дар
соединения с Богом.
Но возможно ли действие
благодати без доброй воли самого человека, без его выбора свободного, без
труда самого человека?
Д.: конечно, нет.
У.: Действие Божественной
благодати происходит в сотрудничестве со свободной волей человека. Человек со
своей стороны изъявляет волю, а Бог – благодать; из совместного их действия
создается христианская личность.
У.: Почему же князь Владимир был причислен к
лику Святых? Почему равноапостольный?
Ответы детей.
У.: Ничто так не изменяет человека, как
обретение истинной веры. История христианства знает немало примеров, когда
идолопоклонники начинали верить в Бога и словно заново рождались, обретая
неведомые им раньше милосердие и доброту.
Принятие христианства явилось
одним из важных завершающих шагов в процессе формирования общества и
государства. За великий подвиг просвещения земли нашей православной верой
Русская Церковь причислила Владимира к лику святых и нарекла его
равноапостольным.
У.: В чем значение принятия
христианства для Руси?
Ответы детей. Совместно с
учителем приходящим в выводу.
Крещение Руси способствовало
объединению разрозненных славянских племён в единое государство, его
укреплению и духовному расцвету. Установление христианства как истинной веры
содействовало упрочению власти великих князей, расширению международных
связей древнерусского государства и утверждению мира во взаимоотношениях с
соседними державами. Русь получила большую возможность познакомиться с
высокой византийской культурой, воспринять наследие античности и мировой
цивилизации.
В центре всех событий времен становления
древнерусской государственности стоит фигура св. равноапостольного кн.
Владимира, главной чертой которого, по выражению проф. П.В, Знаменского была
«широта натуры».
Похожим характером обладали и первоверховные
апостолы Перт и Павел. Страстный, всегда старавшийся опередить ход событий,
ап. Петр не раз наталкивался на обуздывающие слова Господа (Мф. 16,23; Мф.
26,34), но именно ему сказано: «Ты – Петр, а на сем камне создам Церковь Мою,
и врата ада не одолеют ее» (МФ.16, 18). Ап Павел – ревностный иудей, дышавший
«угрозами и убийствами на учеников Господа» (Деян.9;1) но он единственный из
апостолов «более всех потрудился»(КОр.15;10).
Поэтому человек, размах личностных качеств
которого так необычайно широк, неизменно оставляет тот или иной след в
истории. Но содействие благодати Божией, преображающей глубины личности,
направляет и облагораживает гигантские силы воистину мировых масштабов. Без
Божьей помощи эти силы извращаются и постепенно иссякают. Поэтому столь часты
среди таких титанов и невероятные, потрясающие своими масштабами злодеяния, и
примеры никем непревзойденной святости. И если Господь рядом, то фарисей Савл
становится ап. Язычников Павлом, рыбак Симон – первым среди двенадцати равных
– ап. , а языческий князь Владимир «благодатью Божиею» (1 Кор. 15,10)
св.равноапостольным великим князем Владимиром – Василием - Крестителем Руси.
У.: Почему же урок наш я назвала не просто
«Крещение Руси», а
«СВЕТ ХРИСТОВ
ПРОСВЕЩАЕТ ВСЕХ»
Ответы детей.
Замечательно сказал об этом
удивительном событии Александр Исаевич Солженицын:
__ «Русь не просто приняла
христианство – она полюбила его сердцем, она расположилась к нему душой, она
излегла к нему всем лучшим своим. Она приняла его к себе в названье жителей,
в пословицы и приметы, в строй мышления, в обязательный угол избы, его символ
взяла себе во всеобщую охрану, его поимёнными святцами заменила всякий другой
счётный календарь, весь план своей трудовой жизни, его храмам отдала лучшие
места своих окружий, его службам – свои предрассветья, его
постам – свою выдержку, его праздникам – свой досуг, его странникам – свой
кров и хлебушек».
Работа с тестом – устный опрос.
Хотели бы вы быть современниками Святого
равноапостольного князя Владимира?
Д/З. Завершить оформление (рисунки,
изображения, карты, фотографии и др.) ленты времени. (С этого начать
повторение на следующем уроке)
|
Беседа
Экспресс – опрос (повторение пройденного)
1.
Группа учащихся представляют свои сообщения,
подготовленные дома
2.
Остальные индивидуально
работают на листочках – составляют ленту времени
Задание: составить портрет Владимира до Крещения и после Крещения на
основе рассказа учителя.
Просмотр фр. м/ф « Приходил греческий проповедник…»
Работают в группах с фрагментами источников.
|
1 – 6
Пейзажи с храмами
7.Васнецов
Крещение Руси
8.Карта древней Руси 9 век
9. Андрей Первозванный
10. древнерусский князь
11. Аскольд и Дир
12.Княгиня Ольга
13
14 - 25
26
27
28
29
30
31
32 - 36
37
(38 – 45)
46
47
48
49 - 56
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.