Тема урока: Имя прилагательное
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Основополагающий
вопрос «Что такое имя прилагательное?»
Вопросы учебной
темы:
Для чего
используется в нашей речи?
Что обозначает
прилагательное?
На какие вопросы
отвечает?
Учебный предмет:
русский язык.
Участники: ученики 6-класса.
Цель: усвоить знания об имени прилагательном.
Задачи:
1.Закрепить знания по
теме «Имя прилагательное».
2.Обогащать словарный
запас учеников.
3.Доказать, что
прилагательные украшают нашу речь.
Тип урока: повторение и обобщение.
Методы: словесный, монологический, диалогический,
исследовательский.
Оборудование: мультимедия, компьютер, слайды, карточки,
тесты.
Ход урока
I.
Организационный момент
Приветствие.
Создание рабочей обстановки.
– Здравствуйте,
ребята! Возьмитесь за руки и мысленно подарите добрые слова друг другу,
улыбнитесь и пожелайте доброго дня.
--Я рад видеть ваши
лица, ваши улыбки и думаю сегодняшний день принесет нам всем радость общения
друг с другом. Успехов вам и удач.
– Сегодня на уроке мы
повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи. Я буду рад вашим хорошим
ответам.
II. Сообщение
темы и цели урока. Слайды
2-3.
III. Повторение.
1. Проверка д/з.
упр 3.
Нужно было
дописать окончание. Поставить вопросы к прилагательным, определить их род и
число.
Утро.
Как прекрасно
весеннее утро. Утренняя роса блестит на траве. Лёгкий ветерок шумит над
деревьями. Показалась зелененькая травка. Утром воздух свежий и чистый.
2. Устный опрос. Слайд
4
§
Что такое прилагательное?
§
Что обозначает
прилагательное?
§
На какие вопросы отвечает?
§
С какой частью речи
употребляется?
§
Как изменяется?
§
Чем является в
предложении?
§
Для чего используется в
нашей речи?
IV. Работа по теме урока.
1. Найдите
прилагательное, определите род. Слайд 5-6
У отца мальчик был
странный,
Необычный,
деревянный.
Но любил папаша
сына,
Что за странный
Человек деревянный
На земле и под
водой
Ищет ключик
золотой,
Всюду нос сует он
длинный.
Кто же это? - ……..
Я имя ищу
необычное, звучное,
Особое, сильное,
самое лучшее,
Короткое, длинное,
красное, синее,
Неброское, яркое,
очень красивое,
Оно уменьшительное
или ласкательное,
Его называют ещё
...
Тёплый,
холодная, серое, зелёная, широкий, интересный, жгучая, яркая, чистое, большое,
домашний, вечерняя, синее.
М.р.
Ж.р. С.р.
3. Угадайте предметы
по признакам. Слайд 9-17
Солнечная,
весенняя…
Рыжая, хитрая,
ловкая…
Большой,
косолапый…
Серый, хищный,
жадный…
Косой, слабый,
трусливый…
3. Четвёртый –
лишний. Слайд 18
Красивая, умная, серое, мудрая.
Доброе, чудесное, синий, хорошее.
Красная, зелёная, желтое, чёрная.
Светлые, тёмные, бледный, чёрные.
4. Вместо точек
вставьте антонимы. Слайд 19
У лисы хвост
длинный, а у зайца….
Уголь чёрный,
а сахар …
Зима холодная,
а лето …
Мёд сладкий, а
лимон …
Перец горький,
а арбуз …
5. Творческое задание.
Слайд 20
§
Впишите слова,
подходящие по смыслу, чтобы получился рассказ.
§
Этот _______________
зверёк живёт в лесу. У него ______________уши,________________хвост. Передние
лапы ___________________, а задние —_______________. Шубка у зверька летом —
______________, а зимой — _______________. Морковка, ___________, — любимые лакомства
животного. А зимой и _____________ кора хороша. __________зверёк всего боится.
6. Физкультминутка.
Слайд 21
–Все встали! Я буду называть словосочетания
«сущ. + прил.». Если прилагательное мужского рода, вы присядете; если
прилагательное женского рода, вы похлопаете в ладоши; если прилагательное
среднего рода, вы поднимите руки.
Дружный класс, нежное пюре, весёлая девочка,
светлое небо, озорная кошка, крикливый петух, заботливая мама, золотое
сердце, дорогой папа, алая заря, далёкий край, верная подруга, великое дело,
хитрая лиса, красивое платье, яркое солнце, смешной мальчик, зимнее утро.
7. Заполните таблицу.
Слайд 22
Существительное
|
Прилагательное
|
Глагол
|
Весна
|
Долгожданная
|
Наступила
|
|
|
|
|
|
|
Весна. Наступила
долгожданная весна. Тает белый снег. Прилетели первые птицы. Пробивается
зелёная трава. Расцвёл нежный подснежник.
8. Тест. Слайд 23-24
1. Укажи имя
прилагательное.
А) утеплять;
Б) теплый; В) тепло.
2. Выбери подходящее
окончание к данному имени прилагательному: Зимн... утро.
А) -ие;
Б) -ее; В) -яя.
3. Укажи
прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а
красная ....
А) гладкая;
Б) короткая; В) толстая.
4. Род и число имени
прилагательного зависит от:
А) имени
существительного; Б) глагола; В) местоимения.
5. Выберите верное
утверждение:
А) В предложении
имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
Б) В предложении
имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
В) В предложении
имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения.
9. Распределите
данные слова в три столбика. Слайд 25-26
§
Цвет
Вкус Размер
§
Горькая, голубая,
небольшая, сладкая, большая, маленькая, белая, короткая, синяя, солёная,
кислая, зелёная
V. Рефлексия Слайды 27
Чему мы научились
на уроке
Я научился...
Я понял,
что...
Было
трудно...
Было
интересно...
Хочу
похвалить...
VI. Выставление отметок.
VII. Домашнее задание. Слайд 28
Нарисуйте словесный
портрет близкого человека.
VIII. Итог урока
– Спасибо за урок!
Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение, а вы
попробуйте найти имена прилагательные.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.