Инфоурок География Другие методич. материалыРазработка урока " Загадочная Африка"

Разработка урока " Загадочная Африка"

Скачать материал

Тема урока : «  Загадочная Африка»

7 класс

 

Цели  и задачи урока:

  • Обобщить знания учащихся о природе и населении материка « Африка»;
  • Подвести итоги изучения темы;
  • Проверить знания учащимися характерных черт природы материка;
  • Проверить умение учащихся работать с различными географическими картами, графиками, таблицами

 

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: презентация « Африка», электронный учебник для 7 класса, физическая карта мира, атласы, комнатные растения, плоды финика, банана, зёрна пшеницы и кофе, оливки.

Ход урока:

 

Этап урока

Слайд

Ход урока.

Организационный

момент

 

Организация класса к уроку, определение целей и задач урока.

 Проверка знаний.

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загадывает загадку:

Я вам этот континент

Опишу в один момент

Там танцуют под тамтамы,

Там живут гиппопотамы,

Волосатые гориллы

И большие крокодилы.

 

1Разминка.

Что такое? Кто такой?

 

Сахара

Рувензори

Серенгети

Таньганьика

Мали

Оазис

Нил

Нигер

пигмей

Намиб

Васко да Гамма

Ливингстон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Домашнее задание

                        

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6,7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10-25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26-27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

 

2 Географическое положение.

а)  Объясни название материка.

б)  Назови особенности географического положения материка.

в) Установи соответствие:

 

Крайняя точка

Мыс

1 Северная

А) Мыс Игольный

2 Южная

Б)  Мыс Альмади

3 Западная

В) Мыс Рас - Хафун

4 Восточная

Г) Мыс Бен – Секка.

 

 

 

 

г) О какой мыс можно уколоться ( Игольный)

 

д) Какой пролив в древности был известен как

 « Геркулесовы столбы». ( Гибралтарский)

 

2 Рельеф.

1 Ответь на вопросы.

А) Объясните почему в рельефе преобладают равнины.

( В основании платформа)

 

Б) На какие две части  по высоте можно разделить Африку?

 

В)Из какой точки Африки  видна наибольшая территория? ( вулк. Килиманджаро)

 

Г)Средняя высота Африки 650 метров над уровнем моря, но есть точки, абсолютная высота которых достигает 4,5 тыс. метров и более. Назови 4 наиболее высокие точки Африки название которых начинается на букву « К»

( Камерун, Кения, Килиманджаро, Карисимба).

 

Д) Где проходит рифтовая зона в Африке и что это такое? ( В восточной части материка.)

 

Е) Какими полезными ископаемыми наиболее богата Африка?( Уран, медь, графит)

 

Ж) Недра какой части Африки богаты золотом, платиной, алмазами. ( Южная Африка)

 

З) Что такое кимберлитовая трубка и что у нее внутри?

 

И) Назови страшные сказочные горы на юго- востоке Африки.( Драконовы)

 

 

К) Горы на С-З Африки, имеющие  название как набор географических карт.( Атлас).

 

2 Назови лишнее в цепочке.

- Эфиопское, Ахагар, Рувензори.

- Драконовы, Дарфур ( плато) , Атлас

 

3 Климат

А) Пользуясь климатической картой определи тип климата для пунктов, отмеченных на карте и дай его характеристику по плану:

1 Температура самого холодного месяца

2 Температура самого теплого месяца

3 Годовое количество осадков

4 Режим выпадения ( Когда выпадают?)

 

Б) Почему про ветер пустыни « Самум» говорят» Шайтан открыл дверь в преисподнюю».

 

В) Объясни поговорку « В нашей стране солнце заставляет кричать даже камни».

 

Г ) Почему Африка является самым жарким материком?

( Самая высокая температура, характерная не только для Африки, но и для всего земного шара – Триполи в Сахаре)

 

Д) Почему в бассейне р. Конго осадки выпадают каждый день?

 

4 Внутренние воды.

 

А) Назови самую длинную реку Африки ( Нил)

 

Б) Назови самую полноводную реку Африки. ( Конго)

 

В) Древние египтяне поклонялись реке Нил как божеству. « Чудо» Нила заключается в том, что жарким летом полноводная река перекает горячие пески пустыни. Объясни причину «чуда» Нила.

 

Г) Что такое вади? ( Это сухие русла рек в Сахаре).

Д) Почему в восточной части материка располагаются глубокие и длинные озера? ( Рифтовая зона)

 

Е ) Самое длинное пресное озеро Африки.

 

Ж) Назовите озеро, меняющее свое очертание ( Чад)

 

З)  Река из сказки « Доктор Айболит» ( Лимпопо).

 

2 По контурам узнай водный объект

 

 

5 Природные зоны.

 

А) Задание на ассоциацию.

Показать детям три  карточки:

  1. зеленого цвета. ( Гилеи)
  2. желтого цвета. ( Пустыни)
  3. желто-зеленую.( Саванны)

С какими природными зонами у вас ассоциируются эти карточки?

 

Б) На слайде написаны названия природных зон. Учащиеся должны по описанию отгадать природную зону.

  1. Гилеи
  2. Саванны
  3. тропические пустыни.
  4. Субтропики

 

  1. В этой зоне красно – желтые ферраллитные почвы, многоярусные леса, обитают многочисленные обезьяны.
    (Гилеи)
  2. Эта зона занимает 40% материка. ( Саванна)
  3. здесь жаркая сухая зима и влажное жаркое лето. Растут баобабы, зонтичные акации. ( Саванны)
  4. Здесь средиземноморский климат ( Субтропики)
  5. Население этой зоны малочисленно. ( Пустыни)

 

В) Ответь на вопросы:

    • Какую природную зону Африки называют одновременно « ослепительная красавица» и « зеленый ад, и почему? ( Гилеи).
    • Где жарче в пустыне Сахара или Намиб?
    • Какую из них называют туманной .

( Намиб)

    • Какую одежду вы возьмете с собой путешествуя по пустыне?

 

Г) Каким опасностям кроме хищных животных подвергается путешественники в Гилеях?

( Обезвоживание, отравление углекислым газом, нагноение ран, инфекционные болезни, гельминты, змеи)

 

Д) Не смотря на большую влажность в Гилеях мало питьевой воды, так как вода в водоемах заражена бактериями и гельминтами. Как добыть питьевую воду?

( Собрать дождевую в растениях)

 

 

 

 

6 Растения.

А) Черный ящик. Угадай ,что там лежит.

 

 

1. Плод травянистого растения с вкусным плодом, который называют негритянским хлебом.( Банан)

 

2. Открытием этого растения человечество обязано случаю: некий арабский пастух заметил, что его козы начинают резвиться, когда пасутся в определенных местах. Он заметил : козы обгладывают плоды и листья растений, которые позднее назвали « кавах», соответственно эфиопской местности Каффа, где росло это растение.( Кофе)

 

3 Трудно перечислить все значения этого растения –это и пища, тень, строительный материал, из волокон делают циновки. Плоды называют «хлебом пустыни». Туареги считают, что счастлив тот муж, жена которого в течении месяца кормит блюдами приготовленными из него и не разу не повторится. ( Финик)

 

4 . Это растение в Африке открыл Вавилов. Из него делают хлеб. ( Твердые сорта пшеницы)

 

5 В субтропиках Северной Африки растут целые рощи этого растения. Масло изготовленное из него считается целебным. ( оливки)

 

6 Это дерево называют бегемотом растительного мира. И боится оно только слонов.( Баобаб)

 

б) На подоконниках стоят растения . Угадай где они все растут :  алоэ, кактус, финиковая пальма, лимон.

 

7 Животные.

А) Угадай что за животное и где оно живет по фотографии.

 

Б) Угадай по описанию.

  • Какие животные или насекомые виноваты в истории, случившейся с господином, жившим в великолепном замке в Африке. Однажды он отправился в гости, перед этим закрыв замок на ключ. Когда он вернулся все было в том виде , в каком он оставил, но стоило ему дотронуться до деревянных, бумажных изделий, как они рассыпались. Кто виноват в этом. ( термиты)
  • Какое насекомое виновато в заражении сонной болезнью? ( Муха Це- це)
  • Какое второе название имеет речная лошадь?

( гиппопотам)

  • Самая крупная нелетающая птица, живущая в пустынях и саваннах.( страус)
  • Почему в гилеях живут в основном животные небольших и средних размеров?
  • Какое животное гилеи по умственному развитию стоит на первом месте после человека? ( горилла)

 

 

8 Население

1 Ответь на вопросы.

А) Перечисли расы , живущие в Африке.

( Европеоидная, негроидная, монголоидная)

 

Б) « Дети леса» . Какие народы Африки так называются?

( Пигмеи)

 

В) Самые высокие народы Африки, живущие в Саваннах Северной части материка. ( Банту. Средний рост 180 -200 см)

 

2 Угадай по картинке чье это жилье

 

9 Страны.

1 Какая часть Африки называется Невольничьим берегом?

( Побережье гвинейского залива)

 

2 Берег слоновой кости сейчас называется…( Кот –Д Ивуар)

 

3 Назови страну , о которой Гумилев писал:

между берегом буйного Красного моря

И Суданским таинственным лесом видна,

Разметавшись среди четырех плоскогорий

С отдыхающей львицею схожа , страна.( Эфиопия)

 

4 какая страна Африки называется страной пирамид?

( Египет)

 

10 Путешественники.

Кто это совершил. На слайде портреты, а учитель зачитывает  выдержки о ученых.

·         Васко да Гама

·         Д. Ливингстон.

·         Вас. Вас. Юнкер.

·         Вавилов
1 Изучал внутренние районы Африки и открыл водопад Виктория.

2 Первым обогнул Африку с юга (Васко да Гама)

3 Изучал культурные растения Африки. ( Вавилов)

4 Изучал воды, рельеф и климат Центральной и восточной Африки ( Юнкер).

 

 

11 Ребусы.

1

 ( Сахара)

 

2 На дне реки в прохладной тьме

Скрываюсь я века.

Но вот ты « Н» прибавил мне,

Я – в Африке река.

и

л

  

Н

и

л

 

3 Сом_ _ _ ( государство в Африке)

 

4 Отгадай в какой песне говорится о настойчивом и длительном, но очень разнообразном движении героев на пути к отдаленному географическому объекту. А уж там их ждут удивительные создания зеленого цвета

( Красная шапочка « Если долго, долго, долго)

5 это знакомое с детства произведение рассказывает об удивительном путешествии популярного героя в далекие экзотические страны с целью оказания медицинской помощи редким и охраняемым животным, обитающих среди географических объектов.

 

6. Что нужно сделать с Атласкими горами, чтобы они стали съедобными?

( Переставить буквы  АТЛАС- -САЛАТ)

 

12Выполнение практических  и тестовых заданий на компьютере.

 

 

На листе бумаги в виде картинки создать паспорт Африки.

 

 

 

 

 

 

Литература.

1 Т. Н. Воробцова. Поурочные планы по учебнику В.А. Коринской. « География материков и океанов».

2 О.В. Крылова. Уроки географии .7 кл.

3Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии 7 кл.

4 Пивоварова . по страницам занимательной географии.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока " Загадочная Африка""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Шеф-повар

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока " Загадочная Африка" предназначена для использования на уроке обобщающего повторения в 7 классе после изучения темы " Африка". Разработка урока содержит следующие задания:" Что такое, кто такой?",задания по работе с контурной картой Африки .ЗАДАНИЯ ПО РЕЛЬЕФУ  позволят воспользовавшись интерактивной доской проверить знание расположения рифтовой зоны и главных форм рельефа, разработка поможет выявить усмение работать с климатической картой и климатическими диаграммами. По описанию водных объектов учащиеся смогут определить реки и озёра материка.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 401
    • DOCX 274 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бурляева Ирина Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бурляева Ирина Леонидовна
    Бурляева Ирина Леонидовна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 238908
    • Всего материалов: 96

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "География")

Учитель географии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 22 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов

Курс повышения квалификации

Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

GR-технологии и взаимодействие с СМИ

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 24 регионов