Казахский национальный
университет искусств
Разработка урока русского языка в 8
классе на тему: «Подлежащее и способы
его выражения» учителя русского языка и литературы
Таскожиной Гульнар Бекмашовны
Тема урока: Подлежащее и способы
его выражения.
Цель урока: Обобщение сведений о
подлежащем, знакомых учащимся 5-7 классов;
Формирование умений: 1) выделять главные
члены предложения и среди них подлежащее, определять способы его
выражения.
2) правильно согласовывать
подлежащее со сказуемым.
3) знать отличительные признаки
предложения и словосочетания; определение подлежащего и сказуемого. Понимать
способы выражения подлежащего.
4) уметь производить синтаксический и пунктуационный
разбор предложения. Владеть основными синтаксическими нормами современного
русского языка, создавать устные монологические высказывания на
нравственно-этические темы.
Задачи:
Образовательные: 1) систематизация
знаний о главных и второстепенных членах предложения.
2) Повторить подлежащее и способы его
выражения.
Развивающие: 1) создание условий для
совершенствования умений синтаксического разбора предложения.
2) умение находить главные члены
предложения и способы их выражения.
3) формирование навыков
орфографической грамотности.
Воспитательные: 1) создание условий для
познавательной активности учащихся на уроке.
2) Воспитание толерантного отношения
к окружающим.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего
задания.
3. Постановка цели урока
I. Словарная
работа
Большинство,
меньшинство, театр, репетиция, режиссер.
а) определить лексическое значение
данных слов; б) составить с ними словосочетания или предложения (устно)
2.
БЛИЦ-ОПРОС
1. Что такое предложение?
2. Назовите типы предложений по цели
высказывания?
3. Какие предложения называются
простыми?
4. Чем простое предложение отличается от
сложного ?
5. Какие предложения называются
односоставными, а какие двусоставными?
6. Какие предложения называются
распространенными, а какие нераспространенными?
7. Может ли односоставное предложение быть
распространенным?
3. СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПЯТИМИНУТКА
Отговорила роща
золотая
Березовым веселым
языком.
И журавли печально
пролетая,
Уж не жалеют больше
ни о чем.
( С.Есенин)
а) Разобрать предложение; б) дать
характеристику; в) составить схему;
Почему подлежащее и сказуемое называют
главными членами предложения?
Почему сочетание подлежащего со
сказуемым является предложением, а не словосочетанием?
4. СЛАЙДЫ. ВИДЕОУРОК. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО
МАТЕРИАЛА,
а) после просмотра видео урока практическая
работа.
Запишем
предложения.
1.Отговорила роща золотая.
Выделите орфограммы.
Какое художественное
средство используется?
Дайте характеристику
предложению.
Выделите грамматическую
основу.
2. Все вдруг вокруг зашевелилось.
Выделите орфограммы.
Какое художественное
средство используется?
Дайте характеристику
предложению.
Выделите грамматическую
основу.
3. Шестьдесят - это уже не двадцать. Две,
три, четыре книги лежали (гл. мн. ч.) При словах тысяча, миллион миллиард
сказуемые стоят в единств. ч.
Выделите орфограммы.
Дайте характеристику
предложению.
Выделите грамматическую
основу
4. Учиться – всегда пригодится.
Выделите орфограммы.
Дайте характеристику
предложению.
Выделите грамматическую
основу.
5. Завтра может не наступить
Выделите орфограммы.
Дайте характеристику
предложению.
Выделите грамматическую
основу .
6. Старый гораздо дороже ценит каждый
миг жизни.
Выделите орфограммы.
Дайте характеристику
предложению.
Выделите грамматическую
основу.
7.Будущее принадлежит молодым
Выделите орфограммы.
Дайте характеристику
предложению.
Выделите грамматическую
основу.
8. Мы с тобой осколки старой жизни
Выделите орфограммы.
Дайте характеристику
предложению.
Выделите грамматическую
основу.
9. Далече грянуло ура.
УЧАЩИЕСЯ ДЕЛАЮТ ВЫВОД.
5. УЧИТЕЛЬ открывает ЭЛЕКТРОННЫЙ
УЧЕБНИК.
6. ЗАДАНИЕ НА ЛИСТОЧКАХ (по
группам)
СОСТАВИТЬ СВОДНУЮ
ТАБЛИЦУ.
Способы выражения
подлежащего
.
Способ выражения
|
Примеры
|
Имя
существительное Им. п.
|
|
Местоимение
Им. п.
|
|
Имя
числительное Им. п.
|
|
Инфинитив
|
|
Наречие
|
|
Прилагательное
|
|
Причастие
|
|
Неделимое
словосочетание
|
|
Междометие
|
|
Фразеологизмы - Обетованная земля при
наступлении французов была Москва.
Именем собственным – Печорин-герой нашего
времени.
Сложносокращенные слова-МГУ занял первое
место.
7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Спишите, вставляя пропущенные буквы и
запятые.
Выделите грамматические основы. Укажите,
чем выражено подлежащее.
Я пр…бл…жался к месту моего
назначения. Муж…чок тут же стал его тулуп пр…м…ривать. Провожающие
соб…рались на пе(р,рр)оне. Жить – Родине служить. Но завтра этого края будет
светлым и радос…ным. Пять - это оценка. Далече грянуло ура, полки увидели Петра.
Три девицы под окном пряли поз…но вечерком.
8. РЕЛАКСАЦИЯ (видеоролик) Притча о
разбитом кувшине. ( У каждого человека есть свои плюсы и минусы. Надо
научиться терпимо относиться друг другу).
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник. Стр.61. Упр.120.
1. Главным для меня на уроке было то, …
2. Теперь я буду знать, что…
3. Итогом урока считаю…
4. Я хотел бы, чтобы…
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.