Разработка
урока по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными
обстоятельственными"
Тема: Сложноподчиненные
предложения с придаточными обстоятельственными (образа действия, степени,
сравнения).
Цели:
·
учиться определять типы обстоятельственных предложений, выяснять
общее и различное между ними;
·
выяснить, на какие вопросы отвечают придаточные
обстоятельственные, какие союзы или союзные слова служат средством связи между
частями;
·
совершенствовать навык постановки знаков препинания.
ХОД УРОКА
1. Сообщение цели урока и порядка работы.
Учебный лист для первой
группы
Тема: Сложноподчиненные
предложения с придаточными обстоятельственными.
Цели:
·
учиться определять типы обстоятельственных предложений, выяснять
общее и различное между ними;
·
выяснить, на какие вопросы отвечают придаточные
обстоятельственные, какие союзы или союзные слова служат средством связи между частями;
·
совершенствовать навык постановки знаков препинания.
1. Для усвоения новой темы воспользуйтесь учебником, & 8,
“Теорией 5–9”, & 215.
1) Проанализируйте предложения:
1.
Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
2.
Куда ни взглянешь всюду холмы.
3.
Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.
4.
Читатель ошибается если представляет себе тайгу в виде рощи.
5.
Я решил подняться на гору чтобы оттуда рассмотреть окрестности.
·
Выясните вопросы, на которые отвечает каждое предложение. С
какими второстепенными членами предложения можно сопоставить придаточные
обстоятельственные?
·
Назовите средства связи отметьте союзы и союзные слова,
соединяющие части сложного предложения.
·
Сопоставив со второстепенными членами предложения, сделайте
вывод о видах придаточных обстоятельственных.
2) Укажите придаточные предложения и их значения. Раставьте
знаки препинания с упр.68 (пред. 2–4). Упр.104, (пред. 1–2).
3) а) Задание на составление предложений. Упр.69. б) Составьте
предложения по данным схемам.
[… так + глагол], (союзное
слово как) [… такой + полн. прил.], что ( ).
4) Закончить начатые предложения, используя придаточные
сравнительные.
Оделась елка в зимнюю шубу будто …
Звезды в небе мерцают как …
Снег блестит и сверкает на солнце словно …
Вокруг было так тихо как будто …
5) Составьте СПП (сопоставляя предметы и явления), используя
союз чем…тем.
Ночь – звезды. Лена – Волга.
Буран – опасность заблудиться.
6) Придумайте связный рассказ на свободную тему, используя
придаточные обстоятельственные. (Времена года. Музыка. Картины родной природы.
И т.д.)
Не забывайте о знаках
препинания! Желаю успеха!
Предложенную таблицу заполните самостоятельно в течение данного
и последующих уроков, отведенных на изучение данной темы.
Сложноподчиненные предложения
с придаточными обстоятельственными
Виды придаточных предложений
|
На какой вопрос отвечает придаточное предложение
|
Что поясняет придаточное предложение
|
Союзы и союзные слова, их значение
|
Указательные слова
|
Примеры
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание: Занести
в таблицу данные о придаточных обстоятельствах, образа действия, степени,
сравнения. & 8, & 215 (теория 5–9).
Закончить упражнение 68, 104.
Учебный лист для второй
группы
Тема: Сложноподчиненные
предложения с придаточными обстоятельными. (Образа действия, степени,
сравнения.)
Цели:
·
учиться определять типы обстоятельственных предложений, выяснять
общее и различное между ними;
·
выяснить, на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные,
какие союзы или союзные слова служат средством связи между частями;
·
совершенствовать навык постановки знаков препинания.
Знать и уметь: Определять
главную и придаточную часть, границы частей, постановка запятых на границе
частей, перед союзами.
ХОД УРОКА
1. Анализ предложений:
1.
Я поступлю так как велит мне долг.
2.
Ветер дул так сильно что устоять на ногах было невозможно.
3.
Засмеялась она точно колокольчик зазвенел.
4.
Над его синевой проступали нежно золотые и розовые облака будто
на небе сверкала сказочная страна.
2. Допишите предложения так, чтобы получились предложения с
придаточными образа действия:
1.
Мальчик крикнул так громко что …
2.
Письмо было написано так мелко что…
3.
Море под лучами заходящего солнца так блестело …
4.
Липы благоухали так сильно…
3. Закончить начатые предложения так, чтобы получились
сложноподчиненные с придаточными сравнительными.
1.
Оделась елка в зимнюю шубу будто …
2.
Звезды и небе мерцают как …
3.
Снег блестит и сверкает на солнце как …
Вы не забыли про запятые?!
4. Взаимодиктант с последующей взаимопроверкой.
1.
Из ельника пополз вдруг молочный туман будто кто то зажег там
невидимые костры.
2.
Маленький узкий овод жжет словно кто то прижимает к телу тлеющую
спичку.
Предложенную таблицу заполните самостоятельно в течение данного
и последующих уроков, отведенных на изучение данной темы.
Сложноподчиненные предложения
с придаточными обстоятельственными
Виды придаточных
обстоятельственных
|
Вопросы
|
Союзы
и союзные слова
|
Примеры
|
|
|
|
|
Домашнее задание: &
8. Внести в таблицу данные о придаточных обстоятельствах образа действия,
степени, сравнения. Упр. 68 (1–4 предложение), 104 (1–4 предложение)
5. Работа по учебным листам.
6. Отчет представителя первой группы о выполненной работе
(мини-сочинение).
7. Подведение итогов, оценки.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
·
необходим поиск новых форм и методов на уроках русского языка и
литературы;
·
необходима мотивация к восприятию нового материала;
·
уроки должны строиться так, чтобы активизировать познавательную деятельность
учащихся;
·
уроки словесности должны быть уроками, которые учат добру,
пониманию, милосердию, должны воспитывать духовный мир ребенка;
·
уроки должны быть личностно-ориентированными, должны дать
возможность раскрыть творческий потенциал каждому ребенку, каждый должен что-то
уяснить и взять для себя;
·
формы и методы таких уроков могут быть различными, но в центре
всегда должна быть личность учащегося, спроецированная на соотнесение
литературного материала и современных условий;
·
должна повышаться речевая культура школьника, которая
предполагает свободное владение языковыми средствами в соответствии с
литературными нормами.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.