Инфоурок Математика Другие методич. материалыРазработка урока по теме "Окружность. Круг"

Разработка урока по теме "Окружность. Круг"

Скачать материал

                                         Разработка

рока по теме «Окружность. Круг» в 5 классе

 

Цель урока:   Закрепление первоначальных знаний об окружности и круге,  рассмотрение    

                      соотношения между диаметром и радиусом окружности и круга и обучение

                       переносу полученных знаний в реальную жизнь.

                       Формировать такие качества, как сплоченность, взаимопонимание, «чувство

                       локтя ».

Оборудование: учебник, книга «Энциклопедия юного математика», рабочая тетрадь, ручка, циркуль, ножницы, лист бумаги, мультимедийная доска.

 

I. Повторение

           1)  Устные вычисления:

    (Ребята выполняют вычисления и записывают правильные ответы).

 1. Назовите неправильную дробь:  и .

 2. Найдите  от 21.                                                                                                

 3. Чему равно число, которого составляют 12 рублей?

 4. Найдите значение  J.            

                                                      

               =  .                    

 5. Найдите наибольшую дробь: ; ;   .                                                 

 6. При каком наибольшем значении m дробь  будет являться правильной?

                                                                            

 7. Какая из дробей  ;  и больше 1?

                              

     Дети, укажите  буквы, соответствующие каждому ответу. Какое получилось слово?

 

О-3                          Л-18

 

У-9                           К -

                                  

П-                       С- 

                                                  

Х-                         Т-18

А-21                          Е-8

 

Д-10                          В-49

        Какое слово вы составили?  ( Учащиеся отвечают - «ХУЛАХУП», в случае неправильного ответа идет проверка решения).

        Кто знает значение этого слова?  (Ребята отвечают – «обруч»). Да, действительно «обруч».  (В классе есть дети, которые увлекаются гимнастикой и, поэтому, ответ обязательно последует).

       Тема урока, ребята, связана с этим словом. Кто-нибудь может назвать тему урока?

(Учащиеся, действительно, называют тему урока).

                 Учитель еще раз называет и записывает тему урока: «Окружность и круг».

          

 II. Актуализация знаний.

 

1)       -  Ребята, в начальной школе вы строили окружность. Как же ее построить ?

        - С помощью какого инструмента можно построить окружность? (Дети отвечают «транспортир», так как им это известно  из начальной школы).

         -Постройте окружность произвольного радиуса. (Ребята выполняют построение, а учитель помогает при необходимости).

         -А теперь постройте круг.

         -Как его построить и чем круг отличается от окружности?   (Учащиеся строят окружность, а не круг и не могут  сначала показать его отличие).

         - (Ребята отвечают, что окружность – это линия на бумаге, а круг – часть плоскости, вырезанная по окружности).

         -Возьмите в руки окружность.  (Дети не могут  выполнить предложенное задание.) Учитель тогда спрашивает: «Почему не берете окружность в руки?  Почему не получается?  Ответ:  окружность  – это же множество точек.

         -А теперь возьмите в руки круг (ученики с помощью ножниц вырезают круг из бумаги и отмечают отличие круга от окружности).

       

     Учитель просит найти понятие окружности и круга в «Энциклопедии юного математика». ( Учащиеся зачитывают  понятие  и задают, в случае необходимости, вопросы, а затем производят запись в тетрадь).

 

      1. Окружность – это геометрическая фигура, состоящая из  множества точек, равноудаленных от одной и той же точки (центра).

     2. Круг – это часть плоскости, ограниченная окружностью.

    

  Приведите примеры окружности и круга из жизни:

 

                   1 вариант (примеры окружности)                2 вариант (примеры круга)

 

                           кольцо                                                              крышка

 

                           обруч                                                                блин

 

                           пяльцы                                                              диск

  (Учитель показывает перечисленные предметы).

 

    2) Построение окружности и круга.

 (Учитель на мультимедийной доске показывает пошаговое построение окружности, его центра, радиуса, диаметра и их обозначение.)

 

                                                                 О – центр окружности

         

                                                                 ОМ – радиус окружности

 

N                                                               NK – диаметр окружности

 

                            О

 


                                                           Что вы можете сказать о соотношении радиуса и

 

                                                                   диаметра окружности?

 

    M                                 K

                                                                  d= 2r (ученики выводят формулу самостоятельно)

                                                                                                                                             

 

Физическая минутка (4урок, физическая минутка необходима).

      

Упражнения выполняет спортсменка по гимнастике из данного класса с обручем, а учащиеся повторяют их с помощью рук и ног.

 

 

  3)   Работа у доски.

 

Ученик выполняет задание:

 

1.       Постройте круг  с центром в точке А ;

 

2.       Как показать отличие круга от окружности в тетради? (Учитель отмечает круг  штриховкой).

3.   Постройте радиус АВ и диаметр СD.

 

 

 

 

 


                                   С

 

 

 

 


                                  А                          В                             

 

 

 

 

                                                            D

 

III. Закрепление нового материала.

        

1) Работа у доски. (Два ученика работают у доски   поочередно).

 

 1. Радиус окружности равен 3см. Найдите диаметр окружности и постройте ее.

 2.Диаметр круга равен 8дм. Постройте круг.

 

  2)   Работа по вариантам. Два ученика работают на обратной стороне доски.

 

                 1вариант - модель круга (диск),  2вариант -  модель окружности (пяльцы). Учащиеся определяют принадлежность точек и отрезков.

 

                                                                                    1вариант            2вариант                                                

1.Постройте центр фигуры в точке                               C                          D

2.Постройте  точку, принадлежащую фигуре              М                         B

3.Постройте диаметр   фигуры                                      ТК                         АС

4.Постройте точки, не принадлежащие фигуре           N                         F

 

       Проводится проверка выполнения задания по вариантам.

 

 IV. Задание на дом

     Написать сказку, рассказ об окружности и круге.

 

V. Игра.

 

 (Звучит фрагмент  новогодней песни  « Встаньте дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг… »).   Приглашаются  представители  каждого ряда по 4-5 человек  и выполняют задание из песни.  Остальные  учащиеся помогают словесно  правильно выполнять данное  задание.  Выигрывает та группа,  которая  правильнее  и быстрее  выполнит построение. 

         Вопрос учителя: Ребята, как чаще всего встают детки? Верно ли? Как необходимо было выполнить построение?  (Учащиеся отвечают, что гости встают в окружность, а чтобы выполнить задание правильно, необходимо поставить гостей еще и во внутрь круга).

 

VI. Итог урока.

   Подводится итог урока.  Выставляются оценки.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по теме "Окружность. Круг""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Закрепление первоначальных знаний об окружности и круге,  рассмотрениесоотношения между диаметром и радиусом окружности и круга и обучениепереносу полученных знаний в реальную жизнь. Формировать такие качества, как сплоченность, взаимопонимание, «чувстволоктя».

Написать сказку, рассказ об окружности и круге.

 V. Игра.

 (Звучит фрагмент  новогодней песни  « Встаньте дети, встаньте в круг, встаньте в круг, встаньте в круг… »).   Приглашаются  представители  каждого ряда по 4-5 человек  и выполняют задание из песни.  Остальные  учащиеся помогают словесно  правильно выполнять данное  задание.  Выигрывает та группа,  которая  правильнее  и быстрее  выполнит построение. 

         Вопрос учителя: Ребята, как чаще всего встают детки? Верно ли? Как необходимо было выполнить построение?  (Учащиеся отвечают, что гости встают в окружность, а чтобы выполнить задание правильно, необходимо поставить гостей еще и во внутрь круга).

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 926 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 367
    • DOCX 29.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сугробова Нина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сугробова Нина Ивановна
    Сугробова Нина Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14805
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Применение возможностей MS Excel в профессиональной деятельности учителя математики

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 196 человек

Курс повышения квалификации

Система работы учителя математики по подготовке учащихся основной школы к математическим конкурсам и олимпиадам в рамках обновленного ФГОС ООО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 93 человека из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 296 человек

Курс повышения квалификации

Формирование умений и навыков самостоятельной работы у обучающихся 5-9 классов на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 452 человека

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная культура: от истории до современности

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие и воспитание: ключевые навыки для родителей маленьких детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе