Тема урока: Обобщение и систематизация изученного
по теме «Сложноподчинённое предложение»
Цель урока: Обобщение и систематизация изученного материала
Задачи:
- образовательная:
- систематизация
знаний о СПП с разными видами придаточных;
- развивающие:
- создание
условий для совершенствования умений пользоваться правилами постановки
знаков препинания в СПП, составлять схемы СПП, определять виды
придаточных;
- создание
условий для формирования умения производить синонимическую замену простых
и сложносочинённых предложений сложноподчинёнными; формирование навыков
моделирования сложноподчиненных предложений;
- воспитательные:
- создание
условий для познавательной активности учащихся на уроке;
- воспитание
толерантного отношения к окружающим
Знать отличительные признаки сложноподчинённого
предложения, виды придаточных предложений, виды подчинения;
Понимать смысловые отношения между частями
СПП, определять средства их выражения;
Уметь производить пунктуационный и
синтаксический разбор СПП, лингвистический анализ текста, в том числе с точки
зрения синтаксиса СПП; владеть основными синтаксическими нормами современного
русского языка. Создавать устные и письменные монологические высказывания на нравственно-этические
темы с использованием СПП.
Ход урока
I.
Организационный
момент.
П
Проверка домашнего задания
llI Постановка
цели урока
Подготовка к
обобщению понятий и правил
1.
Используя
схемы предложений, рассказать об основных видах сложных предложений. Подобрать
примеры. Обоснуйте свой ответ. Какое из предложений не относится к теме урока
и почему?
[ ], [ ].
[ ], ( который…)
[ ], и [ ].
2.
«Закончи
предложение».
1.
Независимое
предложение в составе СПП называется __________.
2.
Зависимое
предложение в составе СПП называется ____________.
3.
Простые
предложения в составе СПП связываются при помощи _____.
3.
Заполнить
таблицу и озвучить её.
.
4.
Найдите сложноподчиненное предложение.
Сделать синтаксический разбор.
А.
Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
Б.
В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного
воздуха.
В.
Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту
средней полосы России.
Г.
В ком добра нет, в том правды мало.
5.
Работа по группам. «В мире мудрых мыслей».
Задания
по группам: запишите афоризмы, определите виды придаточных предложений,
расставьте знаки препинания, составьте схемы. Объясните, как вы понимаете
афоризмы? Приведите примеры известных вам афоризмов.
1
группа.
1.
Нет
величия там, где нет простоты добра и правды. (Л.Толстой).
2.
Чтобы
поверить в добро надо начать его делать. (Л.Толстой).
2
группа.
1.
Сколько бы
ты ни знал книга всегда откроет новое. (Народная мудрость).
2.
День
когда ты ничему не научился пропал даром. (Древний афоризм).
3
группа.
1.
Мы
радуемся попадая в природу потому что тут же приходим
в себя. (М. Пришвин).
2.
Удивительно
что может сделать один луч солнца с душой человека! (М. Пришвин).
6. Работа с электронным учебником.
Слайды «Сложноподчиненные предложения».
7. Виды придаточных
предложений.
Каждая
группа получает по три одинаковых листа с заданиями, выполнить нужно все
задания
1
группа.
Работа
с изъяснительными предложениями.
·
Найдите
«3 лишнее».
1. Один только
священник был убеждён, что он делает полезное дело. (Л.Толстой)
2. В лучах
росистых, в лучах зелёных течёт речонка, что мне мила. (Ф.Фатьянов)
3. Вмиг по речи те
спознали, что царевну принимали, усадили в уголок, подносили пирожок. (А.Пушкин)
·
Замените прямую
речь косвенной с помощью СПП с придаточными изъяснительными. К. Паустовский
утверждал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему
языку».
·
Выполните
анализ
пунктуации. Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к
фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей люди. [ ], (как
), (как ) и (как ).
2 группа Работа с придаточными
определительными.
·
Составьте
схемы предложений.
Кто сам на себя
много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Л.Фейхтвангер)
И стебелёк травы
достоин того великого мира, в котором он растёт.(Р.Тагор)
·
Замените,
где возможно, придаточное предложение СПП причастным оборотом.
Хор птичьих
голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
Я прожил жизнь,
которая была насыщена интересными встречами.
Но ведь
есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся
перелётные птицы!
Горький
запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов,
был разлит в
утреннем воздухе.
3 группа.
Работа с придаточными обстоятельственными.
·
Записать
предложения с последующим составлением схемы. Определить
значение придаточного предложения.
Если
вы будете изучать русский язык и страстно любить его, то вам откроется мир
безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
8. Конструирование
СПП
Составить памятку
из пяти СПП, используя советы Карнеги:
Если вы хотите
понравиться людям,
1.
Чаще улыбайтесь; (Если …), [то…].
2.
Искренне интересуйтесь жизнью других людей; […тем],(чем …).
3.
Умейте выслушать до конца говорящего с вами; […того], (с кем…)
4.
Говорите об интересующем вашего собеседника; […о том], (что…)
5.
Чаще обращайтесь к собеседнику по имени. (Когда…), […].
РЕЛАКСАЦИЯ (видеоролик «Разговор с богом»)
1.
Произведите синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом
сложноподчиненным предложением.
На
речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.
2.
Составьте
из двух простых предложений сложное с придаточным времени.
Вечерняя
заря погасла. Мы вернулись из леса.
3. Сделайте
синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с
придаточным уступительным.
На
севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.
4.
Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном
предложении.
Надо
поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.
А.
придаточное времени
Б.
придаточное определительное
В.
придаточное условное
5
. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным
места.
А.
Я рассказал, где прошло мое детство.
Б.
Я поехал туда, где прошло мое детство.
В.
Я побывал в городе, где прошло мое детство.
6. Какое
предложение соответствует схеме:
(
),[ ],( )?
А.
Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир
безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Б.
Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.
А теперь
оцените свои знания. Помните: «По труду и честь».
Вид
работы
|
Оценка
ученика
|
Оценка
учителя
|
Теория
|
|
|
Пунктуация
в СПП
|
|
|
Составление
схем
|
|
|
Союзы
и союзные слова
|
|
|
Распознавание
видов придаточных предложений
|
|
|
СПП
с изъяснительными придаточными
|
|
|
СПП
с определительными придаточными
|
|
|
СПП
с обстоятельственными придаточными
|
|
|
Вид
подчинения в СПП
|
|
|
Конструирование
предложений
|
|
|
Составление
текста
|
|
|
Домашнее
задание
Текст
на листочках получают все ученики.
Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгений
Онегин» мы на всю жизнь утверждаемся во мнении что эти произведения нам хорошо
известны. Очень опасное заблуждение. Ведь оно порой мешает нам ещё и ещё раз
вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения приблизиться к постижению
непостижимого. Интеллект человека не в умении читать а в умении перечитывать.
Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения!
Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и
мышления которые должны быть у каждого из нас самостоятельными иначе человек
обречён на пожизненное духовное прозябание… Мне думается что борьба за
самостоятельное творческое мышление есть борьба за истинную духовную культуру.
Н.
Доризо.
1. Списать
текст, расставить знаки препинания, найти СПП, определить виды придаточных
предложений, построить схемы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.