Разработка
урока по предмету «Окружающий мир»
1
класс
Тема: Куда
текут реки?
Цели:
·
Расширять
знания о реках и морях, о движении воды из реки в море, о пресной и морской
воде;
·
Воспитывать
бережное отношение к природе водоёмов
Планируемые
результаты:
·
Учащиеся
научатся сравнивать реку и море;
·
Прослеживать
путь воды из реки в море;
·
Различать
пресную и морскую воду
Оборудование: конверты
с корабликами, два стакана (с пресной и солёной водой), пищевая соль, салфетки
Ход
урока
I.
Организационный
момент
II.
Актуализация
знаний
·
Кто
узнал свой адрес и почтовый индекс? (ответы детей)
·
Кто
попробовал написать письмо или открытку кому - то и подписал конверт (обсудить
как подписаны конверты)
·
Кто
в данном случае будет отправителем? А адресатом? (ответы детей)
·
Так,
где мы живём? (слайд с адресом Улекчина)
·
Как
мы называем нашу родину? Почему ?
III.
Самоопределение
к деятельности
(на экране картинка: Муравьишка держит
в руках конверт)
·
А
что же принёс нам сегодня на урок Муравьишка Вопросик? (конверт)
(достаю из конверта загадку)
Муравьишка Вопросик принёс нам загадку.
Будем отгадывать её? Внимательно послушайте и назовите ответ.
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе,
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море. (река)
Что это?
(на экране появляется картина реки
Джиды)
·
Почему
узкий кончик в роднике? (ответы детей)
·
А
почему широкий - в море? (ответы детей)
·
Предположите,
о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
·
Прочитайте
тему урока на с.66 учебника (Куда текут реки?)
·
Прочитайте,
какие учебные задачи мы поставим перед собой. (Будлана)
IV.
Работа
по теме урока
1. Работа по
учебнику
·
Вспомните,
что вы знаете о реках и морях. (ответы детей)
·
Предположите,
куда же текут реки? (ответы детей)
Чтобы верно
ответить на этот вопрос, проследим путь воды-путешественницы.
·
Рассмотрите
рисунок на с.66
Сегодня Муравьишка предлагает нам
совершить путешествие.
(учащиеся достают из конвертов
кораблики).
(слайд с картой )
·
Найдите
на рисунке реку Осётр. Здесь возле небольшого города мы установим наши корабли.
Это начало пути.
·
Мы
плывём по реке Осётр. И вдруг река впадает в другую реку, которая гораздо шире
Осётра. Как называется эта река? (Ока)
(учащиеся
во время всего путешествия передвигают свои кораблики по рисунку в учебнике)
·
Плывём
дальше! Слева река! Кто знает название этой реки? (это река Москва)
·
Плывём
дальше. Река Ока становится всё шире и шире. И вот она впадает в другую реку,
которая гораздо шире Оки. Как называется эта река? (Волга)
·
Что
вы знаете об этой реке? (ответы детей)
Есть такая
песня о реке Волга
Издалека долго,
Течёт река
Волга.
Течёт река
Волга,
Конца и
края нет.
·
Мы
продолжаем путешествие по Волге. Чем дальше мы плывём, тем шире и шире
становится река. А куда же впадает река Волга? (В Каспийское море)
·
Наши
корабли заканчивают путешествие в Каспийском море. Давайте понаблюдаем, что
можно увидеть с борта корабля. ( над морем летают чайки, в море вышли
рыболовные суда, плещется рыба)
·
Куда
же текут реки? (в море)
·
Давайте
сравним наше путешествие с рассказом на с.92-93
(Соёл
читает, остальные следят)
НРК
·
Кто
знает название реки, которая протекает в нашей местности? Какая она у нас?
Почему? (ответы детей)
(Да,
ребята, мы должны беречь водоёмы. Потому что вода - это жизнь. Без неё не
смогут жить и существовать ни животные, ни растения, ни люди)
·
Куда
она впадает? (ответы детей)
Физминутка
Море волнуется -
раз!
Море волнуется -
два!
Море волнуется -
три!
Морская фигура,
замри!
V.
Продолжение
работы по теме урока
1.
Работа по учебнику
·
Рассмотрите
рисунки на стр.67.
Скажите, чем отличается река от моря? (ответы
детей)
·
У
Муравьишки в конверте ещё одна загадка. Отгадайте её.
Кругом вода
А с питьём - беда. (море)
·
Почему
в море с питьём беда? Чем речная вода отличается от морской? (в море вода
солёная)
2.
Практическая работа
(На столах у детей
стоят два стакана. В одном стакане должна быть чистая питьевая вода, а в
другом- питьевая вода, подсоленная пищевой солью)
·
Определите,
в каком стакане речная вода, а в каком - морская (учащиеся пробуют воду на
вкус, определяют)
·
А
теперь сами приготовьте морскую воду (учащиеся насыпают в стакан с пресной
водой пищевую соль, размешивают ложкой, пробуют её)
Для выполнения лабораторной работы вы
использовали пищевую соль, а настоящую морскую соль можно купить в аптеке, её
используют для лечебных ванн.
3.
Творческая работа
·
Ребята,
пока мы беседовали, Муравьишка решил искупаться в море, не выходя из квартиры.
Рассмотрите рисунок. Скажите, как же это у него получилось? Сочините
сказку о том, как у Муравьишки в квартире появилось море
VI.
Рефлексия
Давайте проверим,
насколько вы сегодня были внимательны.
·
Так,
куда текут реки?
(показ
кадра из электронного приложения)
Ребята,
ещё раз повторим и запомним куда текут реки.
·
Чем
различаются река и море?
·
Как
мы приготовили «морскую» воду?
·
Вам
понравилось путешествовать по рекам?
·
Как
думаете, справились ли вы с поставленными задачами?
VII.
Домашнее
задание
Узнайте у
родителей, куда впадает река Улекчинка. По желанию можете нарисовать реку или
море.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.