Урок
1
Тема.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АФРИКИ. ИССЛЕДОВАНИЯ АФРИКИ.
7
класс
Образовательные
задачи
|
Планируемые
результаты
|
Сформировать:
-
представления учащихся о географическом положении материка, этапах
исследования Африки;
-
«понятие географическое положение материка»
|
Учащиеся
должны уметь:
-
давать характеристику географического положения по плану;
-
определять крайние точки и их координаты;
-
выделять основные признаки в понятии «физико-географическое положение»;
Определять
протяженность материка по заданным меридианам и параллелям в градусах и
километрах.
-
наносить на контурную карту объекты, используя Атлас.
|
Методы:
Частично поисковый, репродуктивный.
Тип урока: Формирование новых знаний и умений.
Оборудование:
«Физическая карта мира», «Физическая карта Африки»,
карта «Великие географические открытия», контурные карты, контур материка,
цветные ручки.
Ход
урока.
I.
Орг. момент.
II.
Изучение нового материала.
Учитель.
Урок начнем со стихотворения. Послушайте и скажите о каком материке говорится
в нем:
Тихо
дрогнули мерные чаши весов..
Что
прибавилось? Эхо чужих голосов,
Недосказанность
снов, неизбывность песков,
Нескончаемость
лета?
Теплый
ветер пустыни и звездность небес,
И
готовность, и вера в возможность чудес,
Шелестящие
пальмы и сказочность
Южного
цвета..
Погружаю
ладони в струящийся Нил…
Бедуинских
костров остывающий пыл,
И
внезапная ночь, словно Солнце
Призвали
к ответу…
Неживое
тепло вековечных гробниц,
И
величие храмов, где падали ниц,
И
туманные зори над морем
В
преддверии света…
Я
арабскою вязью сплетаю в одно
И
заснеженных, сонных лесов полотно,
И
песчинки с ладони, и синь
Звездного
неба..
И
мерцание радужных, сказочных рыб,
И
приветливой бухты знакомый изгиб,
С
невесомыми хлопьями белого,
Легкого
снега..
Ученик.
В этом стихотворении говорится об Африке.
Учитель.
Цель.
Сегодня на уроке познакомимся с материком Африкой, его географическим
положением, будем работать на контурных картах.
1.
Вступительное
слово учителя.
По S Африка
занимает второе место после Евразии (запись учителя на
доске, учащиеся в тетрадях)
Есть
основания полагать, что человечество зародилось в Африке и именно оттуда оно
распространилось по всему миру. Развитая и во многом загадочная цивилизация
сложилась в Египте, правители которого посылали экспедиции с исследовательскими
и торговыми целями на юг по Нилу и вдоль африканского побережья к Красному
морю.
Долгое время Африка была центром работорговли.
У самой западной точки Африки, напротив Дакара, современной столицы Сенегала,
расположен остров Горе. В далеком прошлом этот остров был базой пиратов и
работорговцев. Здесь «живой товар» через «ворота без возврата» выводили и
грузили на парусники, шедшие в далекую Америку. Горестный плач и кандальный
звон стихли здесь только к середине XIX века, когда было запрещено рабство во Французской Африке. Работорговля
длилась с XV века
до середины XIX века и унесла миллионы человеческих жизней.
Учитель.
План урока (на доске)
1. Ф-ГП
материка
2. Очертания
береговой линии.
3. История
исследования.
Сейчас
мы познакомимся с понятием «физико-географическое положение» (сокращенно
Ф-ГП). Чтобы знать о чем говорить мы должны чётко определить, что такое Ф-ГП и
по какому плану оно дается.
Физико-географическое
положение — это пространственное расположение какой-либо местности (страны,
района, населенного пункта или какого-либо другого объекта) по отношению к физико-географическим
данностям (экватору, начальному меридиану, горным системам, морям и океанам и
т. д.).
Учитель.
Выделим главные признаки данного понятия.
Ученик.
Основные признаки данного понятия – это пространственное положение по
отношению.
Соответственно
физико-географическое положение определяется географическими координатами
(широта, долгота), абсолютной высотой по отношению к уровню моря, близостью
(или отдаленностью) к морю, рекам, озерам, горам и т. п., положением в составе
(расположением) природных (климатических, почвенно-растительных,
зоогеографических) зон.
Оно
дается по плану на стр. учебника.
(Ученики
знакомятся с планом характеристики параллельно выполняя работу на контурной
карте. Учитель эту работу выполняет на доске)
2. Практическая работа
на контурной карте.
Учитель.
Ответив на вопросы плана, используя «Физическую карту Мира» мы составим Ф-ГП
характеристику материка.
План
физико-географического положения материка.
- Положение материка по
отношению к экватору.
- Положение материка по
отношению к нулевому меридиану.
- Крайние точки, их
координаты.
- Протяженность материка
с С на Ю и с З на В в градусах и километрах.
- Площадь материка.
- Положение материка по
отношению к морям и океанам.
- Положение материка по
отношению к другим материкам.
1. В
каких полушариях лежит большая часть Африки по отношению к экватору? (отмечаем
на к.к. нулевой меридиан в пределах материка и указываем
стрелкой )
Ученик . Большая часть Африки лежит
в восточном полушарии по отношению к нулевому меридиану).
2. В каких географических
широтах расположена большая часть Африки по отношению к экватору? (отмечаем
экватор в пределах материка и указываем стрелкой )
Ученик . Большая часть Африки лежит
в северном полушарии по отношению к нулевому меридиану).
Учитель. В рабочих тетрадях
отмечаем.
* Африка самый
жаркий материк на Земле.
3. Определяем крайние точки и их
координаты.
(м. Эль-Абъяд – 37* с.ш., м.
Игольный – 35* ю.ш., м. Альмади – 18* з.д., м. Рас-Хафун – 51* в.д.)
4.Определим
протяженность материка, используя масштаб, по 10* с.ш. Отметим на карте в
пределах материка по данной параллели ( 7000
км ).
5.
S материка
оставляет 30,3 млн. км2. Отмечаем на карте.
6.
Какими океанами омывается материк? Подпишите на карте. (Индийским на
востоке и Атлантическим на западе ).
7.Определите
положение Африки относительно других материков. Чем объясняется сходство
природы? Африки и юго-западной части Евразии?
(см.
образец работы № 1)
№ 2
Учитель.
Африка – часть Гондваны (когда расколешь сахар
или другое твердое тело, то края какие будут?
Ученик.
Края будут ровные.
Учитель.
Правильно. Поэтому береговая линия материка слабо изрезана, т.к. Африка
являлась отколовшейся частью большого материка Гондваны.
3.
Закрепление.
Учитель. Используя
контурную карту с практической работой дайте характеристику физико-географического
положения Африки. Для ознакомления с береговой линией поиграем в
игру-путешествие «Вокруг Африки». (ученики, двигаясь по маршруту, называют
проливы, острова и т.д. и подписывают их на контурной карте). (
см. образец №2.).
На доске 1.
Пролив … (учитель подписывает названия)
2.
море …
3. канал
…
4. море
…
5.
полуостров …
6. океан
…
7.
остров …
8. пролив
…
9. залив …
10. океан …
4.
Работа с учебником.
Учитель. Использую текст
учебника и рис. 5 с. 12-13 заполните таблицу ( учащиеся заполняют таблицу в
рабочих тетрадях)
На доске
. Исследование Африки.
Имя
исследователя
|
Время
(дата)
|
Результаты
исследований
|
|
|
|
III.
Итог урока
Учитель.
Что нового узнали сегодня на уроке? (словесная оценка работы учащихся на
уроке.
Домашнее задание. Параграф
24, подготовиться используя записи.
Вывод. На данном уроке,
который является первым в изучении материков и океанов учащиеся формируют
предметные знания (о географическом положении материка, истории исследования).
При этом новый материал сразу изучается практически, что позволяет учащимся
лучше запомнить материал.
Учащиеся
самостоятельно выделяют основные признаки понятий, отвечают на поставленные
вопросы, что способствует созданию речевой ситуации. Учащиеся самостоятельно
делают выводы, определяя географическое положение материка по плану, что приводит
к развитию логического мышления.
Полученные новые
знания предполагают их применение в последующем для получения новых знаний при
изучении других материков и расширяют уже имеющиеся знания. Часть задач
относится к уже известным, а другая часть к тем, которые еще предстоит изучить,
т.е новые территории.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.