Пояснительная
записка к уроку путешествию по теме «Координаты на плоскости»
Урок проходит в форме морского
путешествия. Через игру обучающиеся закрепляют одну из важнейших тем, тем самым
подготовятся к умелому построению графиков функций.
На данном уроке происходит параллельно и
закрепление и проверка знаний, умений и навыков. Наиболее усвоившие тему
(оценка «5», «4») получают звание капитана, боцмана, лоцмана и т.д. «Юнгами»
считаются остальные учащиеся. При подведении итогов урока, учитель дает им
рекомендации по устранению пробелов. Необычная форма урока, необычная
атрибутика и пр. -все это привлекает внимание учащихся, активизирует их
познавательную деятельность, вызывает интерес к предмету математики.
Тема
урока: Координаты
на плоскости.
Цели
урока:
образовательные:
закрепить
тему «Метод координат», выявить уровень
уровень знаний по теме
развивающие:
добиться
осознанного построения точек по
координатам и умения определять координаты точек воспитательные:
вызвать чувство коллективизма, ответственности за
исход дела, воспитание аккуратности,
сообразительности
Тип урока: урок обобщения и систематизации, урок контроля
знаний,
умений, навыков.
Форма проведения урока: Урок- путешествие
Место урока в учебном плане: Урок является заключительным по
данной
теме и призван систематизировать и обобщить
ЗУН по
теме.
Методы преподавания: Информационно- обобщающий
Оборудование:
1.Сигнальные
карточки
2.Кодоскоп
3.Карточки
4.Индивидуальные
задания для полигона (мини-тесты)
5.Морская
атрибутика
6.Тесты
7.Плакат с
судном «Беда»
8.«Послание» Бен
Гана
План урока:
1.Вводное слово
учителя – 2 мин
2.Повторение (в
форме путешествия) –10 мин
3.Работа устно
–3 мин
4.Конкурсы
капитанов, боцманов, радистов – 5 мин
5.Практическая
работа – 10 мин
6.Тестирование
–5 мин
7.Подведение
итогов –3 мин
8.Домашнее
задание –2 мин
Ход
урока
Учитель: Ребята,
как-то случайно я прочитала в книге о загадке острова Сокровищ. Я хочу и вам
зачитать отрывок из этой книги.
«….На острове Сокровищ была пещера, в
которой капитан Флинт спрятал свои сокровища. Вход в пещеру был тщательно
замаскирован и найти его мог только старый пират Бен Ган. Перед смертью Бен Ган
решил оставить для потомков зашифрованное письмо-описание пути, ведущего к
кладу, и места, где он спрятан. Поскольку старый пират получил в свое время
неплохое образование, он решил для своих целей воспользоваться методом
координат. Он взял карту острова, нарисовал на ней оси координат, выбрал
единицы. В общем, сделал все как положено. В качестве главных ориентиров он
указал координаты четырех дубов: (3; 5);
(-2; 7); (-3; 4); (3; -1). Клад находился в
точке пересечения прямых, соединяющих первый и третий, второй и четвертый
дубы…»
Учитель: Я
предлагаю вам отыскать клад капитана Флинта. А поэтому предлагаю всем
пуститься в путешествие, согласны?
Ученики: Да!
Учитель: Я
предлагаю найти место, где спрятан клад. Для этого
начертите в тетради ПСК и
отметьте точки с координатами:
(3; 5), (-2; 7), (-3; 7),
(3; 1) и найдите координаты точки
пересечения прямых,
соединяющих первую и третью точки,
вторую и четвертую.
/Один
выполняет задание у доски, остальные на месте./
Учитель: Ну вот,
теперь мы знаем, где искать клад. Но что еще нам
необходимо для того, чтобы
добраться до острова Сокровищ?
Ученики:
Корабль!
Учитель: Верно,
вот и займемся строительством корабля. По точкам
построим корабль:
А (-4;0); В(-5; 3); С (-2;
3); Д (-2; 5); Е (0; 5); F(0; 6); G
(0; 8);
H(3;
7); F(0; 6); Е(0;5); N(2; 5);М(2; 3);
Р(5;3);R(4; 0).
/Один
ученик строит у доски, остальные на месте./
Учитель: Корабль
есть, а вот готова ли команда? Сейчас я проверю вашу
готовность к путешествию.
По вашим ответам я определю, кто
какую должность будет
занимать на корабле.
/Проходит
устный опрос с помощью светофоров.
Учитель
формулируют правило и т.д., а ученик с помощью светофора соглашается /зеленый
цвет/ или не соглашается /красный цвет/.
Учитель: Верно
ли, что
-Горизонтальную ось называют осью ординат?
-Ось абсцисс и ординат вместе образуют ПСК?
-Абсцисса и ордината вместе называется началом
отсчета?
-Ордината всегда пишется на первом месте, а
абсцисса на втором?
-Точка А (5; 7) находится в 1-й координатной
четверти?
-Все точки с абсциссой 0 находятся на оси
ординат?
-Все точки с положительной ординатой
находятся ниже оси абсцисс?
/По
ходу ответов дети комментируют свои ошибки./
Учитель: Я
считаю, что за право быть капитаном могут бороться
_________________________________
/ФИ учащихся/
Быть радистом
__________________________________
/ФИ учащихся/
Быть
боцманом__________________________________
/ФИ учащихся/
/2-м учеником даются
карточки, 2-а ученика работают за
полигоном,2-а у доски./
Учитель /к ребятам у доски/: Перед вами капитанский мостик. Кто первый на него
поднимется, тот и будет капитаном, второй станет его помощником.
-7+7=
-5+8=
-3+6=
-3+10=
0-5=
0-3=
0+7
=
-2+2=
По итогам конкурса объявляется капитан
корабля /ему вручается капитанская фуражка и воротник/.Пом. капитана вручается
также фуражка, воротник и штурвал .
Учитель быстро проверяет работы по
карточкам и за полигоном и объявляет радиста и боцмана.
Учитель: Ну а
теперь нам всем нужно пройти тестирование /раздает тесты/
/После
заполнения тестов учитель их собирает./
Учитель: /Показывает на рисунок на доске/ Ребята, вы заметили прямо по курсу
судно?
Давайте определим его координаты и
прочитаем название, которое закодировано.
Чтобы расшифровать название судна, нужно
выполнить задания и каждому ответу сопоставить букву алфавита, стоящего под
этим номером.
Код: ½-8 +6½=2----------------Б
-10+16=6-------------- - -Е
-(-7)+(-2)=5--------------Д
│─│= 1 -----------------А
Учитель: Да это
оказывается пиратское судно, они нас очевидно заметили, потому что бросили нам
бутылку с письмом.
/Учитель
берет бутылку и читает письмо:/
«Нашли сокровища капитана Флинта, но не
можем открыть сундук. На его замке непонятные цифры и буквы. Кто поможет
расшифровать, тот получит 30% сокровищ!»
Код на замке: А(2; 3); В(-4; 0); С(5; 1);
Д(0; -3); Е(-2; -3)
Учитель
/показывая код/: Что это за цифры и что нужно сделать?
Учащиеся:
Построить точки по координатам.
Учитель: Строим
самостоятельно , а затем проверим /через кодоскоп/
/Пока
дети строят точки, учитель проверяет тесты./
Учитель: По
итогам тестирования присваиваю звания и должности:
1.
Лоцман …………………………………..
2.
Штурман………………………………… Оценка «5»
3.
Мичман………………………………….
4.
Матрос………………………………….. Оценка
«4»
5.
Юнга……………………………………. Оценка
«3»
Учитель: Итак,
ребята, мы прошли много испытаний. И вот перед нами сокровища капитана Флинта
/достает шкатулку/. Посмотрим, что же в ней? Открывает , достает письмо, читает:
«….Друзья,
если у вас в руках мое письмо, значит вы хорошо знаете
метод
координат. А что может быть дороже знаний?!
Я призываю вас
учиться. Это и есть то сокровище, которое я вам
завещаю.
Капитан Флинт»
Учитель: Ребята,
мы так были увлечены письмом, что сбились с курса. И чтобы нам благополучно
вернуться домой нужно по карте /рис.117/ определить координаты /зад.1378 стр
241/.
Учитель:
Возьмите в руки «бортовой журнал» /дневник/ и запишите задание на дом.
Придумайте, куда и на чем мы будем путешествовать в следующий раз./т.е. по
точкам построить ракету, летающую тарелку и т. д./.
/ Учитель подводит итог
путешествия, дает рекомендации/.
Тест
по теме
«Координаты
на плоскости»
1. Начало отсчета 0(ο,ο) называют
а) системой б)
координальной в) началом
координат плоскостью координат
2.
Координатные прямые Х и У пересекаются под углом…
а)
тупым б)острым в) прямым
3.
Назовите точку , у
которой абсцисса больше, чем ордината.
а)
А (5; -7) б) В (-7; 4 ) в) С (5; 9 )
4.
Назовите точку , лежащую в
IY ч.
а)
Р (2; -3) б) К (-3; -5) в) М (-2; 4)
5.
Назовите точку, расположенную левее оси отдинат.
а) Д
(5; 2 ) б) С (-3; - 4) в) N (2; -7)
6.
Назовите точку, построенную на координатной
плоскости не верно:
А(2; 1) В (0;
4) С (-3; -2)
а) А б) В
в) С
Расшифруйте
название судна
│-8+6│
=2 - Б
-10+16
= 6 - Е
-(-7)+(-2)=
5 - Д
│—│= 1 - А
Список
использованной литературы:
1.
Дидактические игры на уроках математики: Книга для
учителя.-М.: Просвещение, 1990. Авт. Коваленко В.Г.
2.
Занимательные математические игры.- 2-е изд.,
перераб. и доп.- М.: Знание, 1987, авт. Гик Е.Я.
3.
Нестандартный урок. Методическая разработка.
Днепропетровск, 1990.,авт. Бородай А.А.
4.
Математика. Учебник для 6 кл. общеобразоват.
учреждений (Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбург)-изд. 4-е –М.:
Издательство «Русское слово», 1997.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.