Инфоурок Математика Другие методич. материалыРазработка урока по теме " Метод координат"

Разработка урока по теме " Метод координат"

Скачать материал

 

Пояснительная записка к уроку путешествию по теме «Координаты на плоскости»

 

    Урок проходит в форме морского путешествия. Через игру обучающиеся закрепляют одну из важнейших тем, тем самым подготовятся к умелому построению графиков функций.

  На данном уроке происходит параллельно и закрепление  и проверка знаний, умений и навыков. Наиболее усвоившие тему (оценка «5», «4») получают звание капитана, боцмана, лоцмана и т.д. «Юнгами» считаются остальные учащиеся. При подведении итогов урока, учитель дает им рекомендации по устранению пробелов. Необычная форма урока, необычная атрибутика и пр. -все это привлекает внимание учащихся, активизирует их познавательную деятельность, вызывает интерес к предмету математики.

 

 

Тема урока: Координаты на плоскости.

Цели  урока:

образовательные: закрепить тему «Метод  координат», выявить уровень                     

                                 уровень знаний по теме

развивающие:      добиться осознанного построения точек по 

                                 координатам и умения определять координаты точек воспитательные: вызвать чувство коллективизма, ответственности за  

                                исход дела, воспитание аккуратности, 

                                сообразительности

Тип урока:            урок обобщения и систематизации, урок контроля

                                знаний, умений, навыков.

Форма проведения урока:  Урок- путешествие

Место урока в учебном плане: Урок является заключительным по

                                  данной теме и призван систематизировать и обобщить

                                  ЗУН по теме.

Методы преподавания: Информационно- обобщающий

Оборудование:

                            1.Сигнальные карточки

                            2.Кодоскоп

                            3.Карточки

                            4.Индивидуальные задания для полигона (мини-тесты)

                            5.Морская атрибутика

                            6.Тесты

                            7.Плакат с судном «Беда»

                            8.«Послание» Бен Гана

 

План урока:

                            1.Вводное слово учителя – 2 мин

                            2.Повторение (в форме путешествия) –10 мин

                            3.Работа устно –3 мин

                            4.Конкурсы капитанов, боцманов, радистов – 5 мин

                            5.Практическая работа – 10 мин

                            6.Тестирование –5 мин

                            7.Подведение итогов –3 мин

                            8.Домашнее задание –2 мин

 

 

Ход урока

 

Учитель: Ребята, как-то случайно я прочитала в книге о загадке острова Сокровищ. Я хочу и вам зачитать отрывок из этой книги.

«….На острове Сокровищ была пещера, в которой капитан Флинт спрятал свои сокровища. Вход в пещеру был тщательно замаскирован и найти его мог только старый пират Бен Ган. Перед смертью Бен Ган решил оставить для потомков зашифрованное письмо-описание пути, ведущего к кладу, и места, где он спрятан. Поскольку старый пират получил в свое время неплохое образование, он решил для своих целей воспользоваться методом координат. Он взял карту острова, нарисовал на ней оси координат, выбрал единицы. В  общем, сделал все как положено. В качестве главных ориентиров он указал координаты четырех дубов: (3; 5);

 (-2; 7); (-3; 4); (3; -1). Клад находился в точке пересечения прямых, соединяющих первый и третий, второй и четвертый дубы…»

Учитель:  Я предлагаю вам отыскать клад капитана  Флинта. А поэтому предлагаю всем пуститься в путешествие, согласны?

Ученики: Да!

Учитель: Я предлагаю найти место, где спрятан клад. Для этого         

                  начертите в тетради ПСК и отметьте точки с координатами:

                  (3; 5), (-2; 7), (-3; 7), (3; 1) и найдите координаты точки 

                  пересечения прямых, соединяющих первую и третью точки,

                  вторую и четвертую.

 

/Один выполняет задание у доски, остальные на месте./

 

Учитель: Ну вот, теперь мы знаем, где искать клад. Но что еще нам

                  необходимо для того, чтобы добраться до острова Сокровищ?

Ученики: Корабль!

Учитель: Верно, вот и займемся строительством корабля. По точкам

                  построим корабль:

                  А (-4;0); В(-5; 3); С (-2; 3); Д (-2; 5); Е (0; 5); F(0; 6);  G (0; 8);     

                  H(3; 7); F(0; 6); Е(0;5); N(2; 5);М(2; 3); Р(5;3);R(4; 0).

 

/Один ученик строит у доски, остальные на месте./

 

Учитель: Корабль есть, а вот готова ли команда? Сейчас я проверю вашу

                  готовность к путешествию. По вашим ответам я определю, кто

                  какую должность будет занимать на корабле.

 

 

/Проходит устный опрос с помощью светофоров.

Учитель формулируют правило и т.д., а ученик с помощью светофора соглашается  /зеленый цвет/ или не соглашается /красный цвет/.

 

Учитель: Верно ли, что

-Горизонтальную ось называют осью ординат?

-Ось абсцисс и ординат вместе образуют ПСК?

-Абсцисса и ордината вместе называется началом отсчета?

-Ордината всегда пишется на первом  месте, а абсцисса на втором?

-Точка А (5; 7) находится в 1-й координатной четверти?

-Все точки с абсциссой 0 находятся на оси ординат?

-Все точки с положительной ординатой находятся ниже оси абсцисс?

 

/По ходу ответов дети комментируют свои ошибки./

 

Учитель: Я считаю, что за право быть капитаном  могут бороться 

                                               _________________________________

                                                                                                           /ФИ учащихся/

                  Быть радистом  __________________________________

                                                                                                           /ФИ учащихся/

                  Быть боцманом__________________________________

                                                                                                          /ФИ учащихся/

 

                 /2-м учеником даются карточки, 2-а ученика работают за

                 полигоном,2-а у доски./

 

Учитель /к ребятам у доски/: Перед вами капитанский мостик. Кто первый на него поднимется, тот и будет капитаном, второй станет его помощником.

-7+7=           -5+8=

 

-3+6=                                -3+10=

 

0-5=                                                              0-3=

 

0+7 =                                                                                   -2+2=

 

По итогам конкурса  объявляется капитан корабля /ему вручается капитанская фуражка и воротник/.Пом. капитана вручается также фуражка, воротник и штурвал .

 Учитель быстро проверяет работы по карточкам и за полигоном и объявляет радиста и боцмана.

 

Учитель: Ну а теперь нам всем нужно пройти тестирование /раздает тесты/

/После заполнения тестов учитель их собирает./

Учитель: /Показывает на рисунок на доске/ Ребята, вы заметили прямо по курсу судно?

 Давайте определим его координаты и прочитаем название, которое закодировано.

Чтобы расшифровать название судна, нужно выполнить задания и каждому ответу сопоставить букву алфавита, стоящего под этим номером.

Код: ½-8 +6½=2----------------Б

         -10+16=6-------------- - -Е

          -(-7)+(-2)=5--------------Д

       │= 1 -----------------А

Учитель: Да это оказывается пиратское судно, они нас очевидно заметили, потому что бросили нам бутылку с письмом.

/Учитель берет бутылку и читает письмо:/

«Нашли сокровища капитана Флинта, но не можем открыть сундук. На его замке непонятные цифры и буквы. Кто поможет расшифровать, тот получит 30% сокровищ!»

Код на замке: А(2; 3);  В(-4; 0);  С(5; 1);  Д(0; -3);   Е(-2; -3)

 Учитель /показывая код/: Что это за цифры и что нужно сделать?

Учащиеся: Построить точки по координатам.

Учитель: Строим самостоятельно , а затем проверим /через кодоскоп/

/Пока дети строят точки, учитель проверяет тесты./

Учитель:  По итогам тестирования присваиваю звания и должности:

1.      Лоцман …………………………………..

2.      Штурман…………………………………                     Оценка «5»

3.      Мичман………………………………….                      

4.      Матрос…………………………………..                       Оценка «4»

5.      Юнга…………………………………….                       Оценка «3»

Учитель: Итак, ребята, мы прошли много испытаний. И вот перед нами сокровища капитана Флинта /достает шкатулку/. Посмотрим, что же в ней? Открывает , достает письмо, читает:

«….Друзья, если у вас в руках мое письмо, значит вы хорошо знаете

метод координат. А что может быть дороже знаний?!

Я призываю вас учиться. Это и есть то сокровище, которое я вам

завещаю.

                                                     Капитан     Флинт»

 

Учитель: Ребята, мы так были увлечены письмом, что сбились с курса. И чтобы нам благополучно вернуться домой нужно по карте /рис.117/ определить координаты /зад.1378 стр 241/.

Учитель: Возьмите в руки «бортовой журнал» /дневник/ и запишите задание на дом. Придумайте, куда и на чем мы будем путешествовать в следующий раз./т.е. по точкам построить ракету, летающую тарелку и т. д./.

                  / Учитель подводит итог путешествия, дает рекомендации/.

 

Тест по теме

«Координаты на плоскости»

1.  Начало отсчета 0(ο,ο) называют

а) системой              б)  координальной                          в) началом

     координат                плоскостью                                    координат

 

2.   Координатные прямые Х и У пересекаются под углом…

а) тупым                  б)острым                              в) прямым

 

3.      Назовите точку , у которой  абсцисса больше, чем ордината.

а)   А (5; -7)                   б)  В (-7; 4 )                    в) С (5; 9 )

 

4.      Назовите точку , лежащую в IY ч.

а)  Р (2; -3)                    б) К (-3; -5)                     в) М (-2; 4)

 

5.      Назовите точку, расположенную  левее оси  отдинат.

а) Д (5; 2 )                     б) С (-3; - 4)                    в) N (2; -7)

 

6.      Назовите точку, построенную на координатной плоскости не верно:

   А(2; 1)                          В (0; 4)                         С (-3; -2)

а)    А                               б)   В                              в)   С

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расшифруйте название судна

 

 

│-8+6│  =2            -          Б

 

 

-10+16 = 6            -          Е

 

 

-(-7)+(-2)= 5          -          Д

 

 

= 1             -          А

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.      Дидактические игры на уроках математики: Книга для учителя.-М.: Просвещение, 1990. Авт. Коваленко В.Г.

2.      Занимательные математические игры.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Знание, 1987, авт. Гик Е.Я.

3.      Нестандартный урок. Методическая разработка. Днепропетровск, 1990.,авт. Бородай А.А.

4.      Математика. Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений (Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбург)-изд. 4-е –М.: Издательство «Русское слово», 1997.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Разработка урока по теме " Метод координат""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Заведующий доп. образованием

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка урока игры путешествия по теме " Метод координат" предназначена для учеников 6 класса приизучении, а лучше при закркплении и обобщении темы.Как мы знаем играть любят все, особенно дети. Кроме того перед уроком можно порекомендовать ребятам прочитать " Остров сокровищ", повторить весь теоретический материал. Этот урок я проводила при аттестации ещё тогда, когда компьютеры только только входили в образовательный процесс. А сейчас имея такие инновационные ИКТ можно данный урок усовершенствовать, сделать более ярким и насыщенным. Но идея хорошая.Все дети с нетерпением ждали финала.Чтоже им в послании написал капитан Флинт?Вот так непринужденно,играя, можно повторить материал по данной теме.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 296 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 313
    • DOCX 23.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Шукова Татьяна Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Шукова Татьяна Леонидовна
    Шукова Татьяна Леонидовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 8074
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Ментальная арифметика. Сложение и вычитание

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1370 человек из 85 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 216 человек

Курс повышения квалификации

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средствами математики

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 208 человек из 53 регионов
  • Этот курс уже прошли 864 человека

Курс повышения квалификации

Преподавание математики в школе в условиях реализации ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 79 человек из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 735 человек

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Практика гештальт-терапии: техники и инструменты

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 312 человек из 64 регионов
  • Этот курс уже прошли 66 человек